
Леонардо да Винчи (1452-1519). Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Фреска. 4 м.60 см × 8 м.80 см.
Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан.
Продолжаю рассказ о книгах и альбомах из моей библиотеки. На этот раз речь пойдет О КНИГАХ об искусстве Итальянского Возрождения или, иногда употребляют другой термин, искусстве Итальянского Ренессанса периода XIV - XVI веков, включая его предшественников раннего Возрождения XIII в. (Дуччо, Джотто) и кончая поздним итальянским маньеризмом XVI в. (Бронзино, Артемизия Джентилески и др.). Третья часть поста посвящена трем китам Возрождения: Пьетро Перуджино, Леонардо да Винчи и Витторе Карпаччо.
Для справки: указаны цены на некоторые издания до 1991 года, на момент покупки или выхода из печати.

Н.Е. Элиасберг. Пьетро Перуджино (1448-1524). Монография. Москва, Издательство «Искусство», 1966 г. – 76 стр., 28 цветных и черно-белых иллюстраций. Тираж 35.000 экз. Цена 42 коп. На суперобложке картина Перуджино «Мадонна с младенцем». 1500-1510 гг. Дерево, дубл. на холст, масло. 51×38 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Пьетро Перуджино (1446-1524), дословно «Перуджийский», настоящее имя Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи - итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель умбрийской школы.

Перуджино (1448-1524). Св. Иероним посещает несправедливо повешенных. 1470-1473 гг.
Дерево, масло. 30,6х30,2 см. Лувр, Париж.

Перуджино (1448-1524). Посещение Девой Марией Святой Елизаветы и Святая Анна. Св. Франциск Ассизский, получающий стигматы и Иоанн Креститель (La Visitazione con Sant’Anna, San Giovannino e le Stimmate di San Francesco). 1472-1473 гг. Дерево, темпера. 32х34 см. Галерея Академии, Флоренция.

Перуджино (1448-1524). Пьета со Св. Иеронимом и Св. Марией Магдалиной. 1473 г. Холст, масло.
128х165 см. Национальная галерея Умбрии, Перуджа.

Перуджино (1448-1524). Поклонение волхвов. 1470-1473 гг. Холст, масло.
241х180 см. Национальная галерея Умбрии, Перуджа.

Перуджино (1448-1524). Чудеса Св. Бернардино - исцеление молодой девушки.
1473 г. Дерево, темпера. 75х57 см. Национальная галерея Умбрии, Перуджа.

Перуджино (1448-1524). Портрет молодого человека (Алессандро Брачези?).
1480 г. Панель, масло. 37х26 см. Галерея Уффици, Флоренция.
«О, если б жив был Перуджино -
Сработал бы Лоллбриджиду Джину»
(В.Л.)

Перуджино (1448-1524). Крещение Христа. 1482 г. Фреска. 335х540 см. Сикстинская капелла,
северная стена. Ватикана, Рим.

Перуджино (1448-1524). Христос, вручающий ключи апостолу Петру. 1481-1483 гг. Фреска.
335х550 см. Сикстинская капелла. Ватикан, Рим.

Перуджино (1448-1524). Обрезание сына Моисея Елиазара. 1481-1483 гг. Фреска. 350х572 см.
Сикстинская капелла. Ватикан, Рим.

Перуджино (1448-1524). Распятие со Св. Марией, Иоанном, Иеронимом и Магдалиной. 1482-1485 гг.
Холст, масло. 65х134 см. Национальная галерея, Вашингтон.
Эта картина Перуджино из собрания Государственного Эрмитажа, как и многие другие шедевры из наших музеев, в 1930-е гг. была продана Советским правительством американскому банкиру и дипломату Эндрю Меллону. После его смерти картина вошла в собрание Национальной галереи искусства в Вашингтоне.

Перуджино (1448-1524). Моление о чаше. 1485-1490 гг. Панель, масло. 166х171 см.
Галерея Уффици, Флоренция.

Перуджино (1448-1524). Моление о чаше. 1485-1490 гг. Панель, масло. 166х171 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Пьетро Перуджино родился в местечке Читта-делла-Пьеве в 35 км. от Перуджи. После обучения у местного живописца в 1470 г. приехал во Флоренцию и поступил в мастерскую Андреа Верроккьо, где учился вместе с Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи и Доменико Гирландайо. В 1481 г., Перуджино будучи уже известным мастером, в числе лучших художников Италии приглашён папой Сикстом IV в Рим для участия в работах над декорированием Сикстинской капеллы.

Перуджино (1448-1524). Мадонна на троне со Св. Екатериной, Св. Розой Александрийской и двумя ангелами.
1489-1492 гг. Холст, масло. Д=151 см. Лувр, Париж.

Перуджино (1448-1524). Аполлон и Марсий. 1490 г. Дерево, масло. 39х29 см.
Лувр, Париж.

Перуджино (1448-1524). Алтарный полиптих Албани Торлония, центральная часть: Рождество Христово. В люнете центральной части: Распятие. Левая створка: Иоанн Креститель. 1491 г. Дерево, темпера. 174х88 см. Коллекция Торлония, Рим)

Перуджино (1448-1524). 1493 Мадонна и младенец со Св. Иоанном Крестителем и Св. Себастьяном.
1493 г. Панель, масло. 178х164 см. Галерея Уффици, Флоренция.

Перуджино (1448-1524). Тайная вечеря (Ultima cena). 1493-1496 гг. Фреска. Трапезная бывшего
францисканского монастыря Фулиньо, Флоренция.

Перуджино (1448-1524). Распятие Пацци. Триптих. 1494-1496 гг. Церковь Санта Мария
Маддалена деи Пацци, Флоренция.

Перуджино (1448-1524). Пьета. 1494-1495 гг. Дерево, масло. 168х176 см.
Галерея Уффици, Флоренция.

Перуджино (1448-1524). Богородица и младенец между Св. Иоанном Крестителем и Св. Екатериной.
1495 г. Панель, масло. 81х63 см. Лувр, Париж.

Перуджино (1448-1524). Оплакивание (Compianto sul Cristo morto). 1495-1500 гг.
Панель, масло. 220х195. Галерея Питти, Флоренция.

Перуджино (1448-1524). Вознесение Христа. Полиптих Св. Петра. 1495-1498 гг.
Дерево, дубл. на холст, масло. 325х265 см. Лионский музей изобразительных искусств, Франция.

Перуджино (1448-1524). Поклонение волхвов. 1495-1500 гг. Дерево, масло. 31х59 см.
Музей изящных искусств. Руан, Франция.

Перуджино (1448-1524). Воскресение. Полиптих Св. Петра. Фрагмент. 1496-1500 гг.
Музей изящных искусств. Руан, Франция.

Перуджино (1448-1524). Мадонна со святыми. Триптих. 1499 г. Национальная галерея, Лондон.
Перуджино работал во многих городах Италии, но более всего в Перудже, где он был главой большой мастерской. В 1480-1490-х годах он уже был одним из самых прославленных художников Италии. Самый же знаменитый из его учеников - Рафаэль.
Лучшими произведениями Перуджино считаются созданные до 1500 г. Выделяется фреска «Вручение ключей апостолу Петру», которая отличается стройностью композиции. Одна из самых известных картин - «Оплакивание Христа».
После смерти в 1520 г. Рафаэля учитель завершил не законченные его великим учеником фрески в церкви Перуджи.

Перуджино (1448-1524). Автопортрет. 1497-1500 гг. Фреска. 40х30,5 см.
Кафедральный собор, Читта-делла-Пьеве, Умбрия.

Перуджино (1448-1524). Святая Мария Магдалина. 1500 г. Панель, масло.
47х34 см. Галерея Питти, Флоренция.

Перуджино (1448-1524). Мадонна с младенцем и Св. Иоанном. Фрагмент. 1495-1500 г.
Дерево, темпера. Детройтский институт искусств, штат Мичиган.

Перуджино (1448-1524). Отвага, Умеренность и шесть античных героев. 1496-1500 гг.
Фреска в зале заседаний биржи в Камбио (Collegio del Cambio), Перуджа.

Перуджино (1448-1524). Надежда. Всемогущий с Пророками и Сивиллами. 1496-1500 гг.
Фреска. 370×229 см. Зал заседаний биржи в Камбио (Collegio del Cambio), Перуджа.

Перуджино (1448-1524). Преображение. 1496-1500 гг. Зал заседаний биржи
в Камбио (Collegio del Cambio), Перуджа.

Перуджино (1448-1524). Роспись потолка приемного зала биржи в Камбио с четырьмя медальонами
(Collegio del Cambio), Перуджа. 1496-1500 гг. Фрески.

Перуджино (1448-1524). Обручение Марии и Иосифа, земных родителей Христа.
1500-1504 гг. Панель, масло. 234х185 см. Музей изобразительного искусства Кана, Франция.

Перуджино (1448-1524). Поклонение волхвов. 1504 г. Фреска. 650х700 см.
Кафедральный собор Читта-делла-Пьеве, Умбрия.

Перуджино (1448-1524). Борьба любви и целомудрия. 1503 г. Холст, темпера. 160х191 см.
Лувр, Париж.

Перуджино (1448-1524). Борьба любви и целомудрия. Фрагмент. 1503 г.
Холст, темпера. 160х191 см. Лувр, Париж.

Перуджино (1448-1524), Филиппино Липпи (1467-1504). Снятие с креста.
1504-1507 гг. Холст, масло. 334х225 см. Галерея Академии, Флоренция.

Перуджино (1448-1524). Крещение Христа. Алтарь Св. Августина, центральная часть.
1512-1523 гг. Панель, масло. 261х146 см. Национальная галерея Умбрии, Перуджа.

Перуджино (1448-1524). Пьета. Алтарь Св. Авгостина. 1512-1523 гг. Коллекция произведений
искусства фонда банка Касса ди Risparmio, Перуджа.
Пьетро Перуджино умер от чумы в Перудже в 1524 году в возрасте 76 лет,
пережив своего молодого ученика Рафаэля, умершего четырьмя годами раньше.

А.К. Дживелегов Леонардо да Винчи. Москва, Издательство «Искусство», 1969 г. - 220 стр., илл. Серия «Жизнь в искусстве»). Тираж 50.000 экз. На суперобложке фрагмент фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». 1495-1498 гг. Монастырь Санта Мария делле Грацие, Милан.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Голова Христа. Эскиз к фреске «Тайная вечеря».
1495-1498 гг. Рисунок.
Книга, написанная крупным ученым, знатоком истории и культуры итальянского Возрождения Алексеем Карповичем Дживелеговым (1875-1952), ярко воссоздает образ великого художника, архитектора, ученого, изобретателя, инженера. Жизнь и творчество Леонардо да Винчи протекает на фоне сложных исторических и политических событий, которые совершались в итальянских городах-государствах в конце XV - начале XVI века. Автор знакомит читателя с талантливыми современниками Леонардо да Винчи - учеными, философами, архитекторами, художниками

Андреа Верроккио (1435-1488), Леонардо да Винчи (1452-1519). Крещение Христа.
1472 г. Панель, масло, темпера. 177x151см. Галерея Уффици, Флоренция.
На этой картине, написанной совместно с Андреа Верроккио, кисти Леонардо
принадлежат фигуры двух ангелов и пейзаж на втором плане.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Благовещение. 1472-1475 гг. Панель, темпера. 98x217см.
Галерея Уффици, Флоренция.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Благовещение. 1506 г. Панель, темпера. 16x60см. Лувр, Париж.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Мадонна с гвоздикой. 1473-1478 гг. 62х47 см.
Тополь, масло, темпера. Старая Пинакотека, Мюнхен.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Мадонна с цветком. Мадонна Бенуа. 1478-1480 гг.
Холст, масло, панель. 49х33 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Бруно Нардини. Жизнь Леонардо. Иллюстрации в основном из фильма Ренато Кастеллани. Перевод с итальянского Л. Вершинина. Москва, Издательство «Планета», 1978 г. – 304 стр., море цветных и черно-белых иллюстраций. Формат 28,8х22 см. Тираж 22.000 экз. Цена 10 руб. 70 коп. На суперобложке «Автопортрет» Леонардо да Винчи, 1510-1515 гг. Бумага, сангина. Королевская библиотека, Турин.
В 1974 г. в СССР по центральному телевидению с большим успехом был показан итальянский фильм, мини сериал в 5 сериях «Жизнь Леонардо» режиссера Ренато Касстеллани. В фильме от лица современного рассказчика повествуется о биографии Леонардо да Винчи от рождения до смерти, описываются как реальные факты, так и легенды. Особое внимание уделяется открытиям и изобретениям Леонардо. В главной роли Леонардо да Винчи снялся французский актёр Филипп Леруа. В фильме представлен целый ряд знаменитых исторических личностей XV-XVI веков: Андреа Верроккио, Микеланджело, Сандро Боттичелли, Рафаэль, Чезаре Борджиа, Лодовико Сфорца, Беатриче д’Эсте и др.
А через 4 года, в 1978 г. в издательстве «Планета», в Москве был издан этот замечательный альбом «Жизнь Леонардо» с текстом искусствоведа Бруно Нардини, включающий не только кадры из фильма, но и многие репродукции картин и рисунков Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Портрет Джиневры де Бенчи. 1476 г.
Доска, масло. 38х37 см. Национальная галерея, Вашингтон.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Святой Иероним в пустыне. Неоконченный портрет.
1480 г. Панель, темпера, масло. 103x73 см. Музей Ватикана, Рим.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Поклонение волхвов. Неоконченная картина. 1480-1482 гг.
Панель, масло. 243x246 см. Галерея Уффици, Флоренция.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Мадонна в скалах (Мадонна в гроте). 1483 г.
Тополь, масло. 199x122 см. Лувр, Париж.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Мадонна в скалах (Мадонна в гроте). 1506 г.
Тополь, масло. 189x120 см. Национальная галерея, Лондон.

Кодекс Леонардо да Винчи из частного собрания доктора Арманда Хаммера. Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 6 марта – 14 апреля 1984 г. Текст каталога: Галерея изобразительных искусств Коркорана и Фонд Арманда Хаммера, на основе исследований проф. Карло Педретти. Москва, Фонд Арманда Хаммера, 1984 г. – Буклет, 24 стр.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Витрувианский человек. 1492 г. Бумага, тушь, перо.
Галерея Академии, Венеция.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Портрет музыканта. 1485 г. Панель, масло. 43х31 см.
Амброзианская библиотека и пинакотека, Милан.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Мадонна Литта. Мадонна с ребенком. 1490 г.
Холст, темпера. 42х33 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Портрет неизвестной женщины. Прекрасная Форнарина. 1490 г.
Панель, масло. 45x63 см. Лувр, Париж.
Как предполагает советский искусствовед В.Н. Гращенков (1925-2005), парапет на переднем плане, возможно, скрывал руки, которые могли входить в первоначальный замысел портрета.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Дама с горностаем (Портрет Чечилии Галлерани). 1496 г.
Панель, масло. 53x39 см. Национальный музей, Краков, Польша.
История не сохранила многие факты из жизни и творчества Леонардо да Винчи, поэтому трудно создать о нем точный хронологический рассказ, хотя некоторые, как например Анонимо Гаддиано, а затем Джорджо Вазари, и пытались это сделать. Но в изложении первого из них множество пробелов, а Вазари нередко заполнял пробелы предположениями, предваряя их такими словами как: «говорят», «будто» и т.д. По всей видимости, Леонардо многое сам не хотел придавать известности. Большинство из его записей утеряны, часть попала в руки случайных людей, кроме того, три века забвения ослабили силу и значение его открытий и предвидений. Мы живем в такое время, когда уже созданы многие из машин и механизмов, изобретенных Леонардо. Идя своими, долгими путями их изобрели вновь другие. Лишь в прошлом веке произошло новое «открытие» Леонардо, повсюду появились исследования о его жизни и трудах. Среди них особого упоминания заслуживают труды о Леонардо да Винчи француза Равессон-Мольена, англичанина Рихтера, русского А.К. Дживелегова и др.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Портрет Беатриче д’Эсте. 1490-е гг. Панель, масло. 43x33 см. Пинакотека Амброзиан, Милан. Картина начата Леонардо в 1490-м году и впоследствии закончена его учеником Джованни Амброджо де Предис (1455-1508). (Роберт Уоллэйс. Мир Леонардо. М., Терра, 1997. Стр. 120-121).

Леонардо да Винчи (1452-1519). Спаситель Мира (Сальватор Мунди). Около 1499 г. Холст, масло. 66х47 см. Картина продана на аукционе Christie’s в ноябре 2017 г. за $450.312.500 долларов (с учетом комиссии и считается самым дорогим произведением искусства). Как выяснила газета The New York Times, картину купил наследный принц Саудовской Аравии и передал на временное хранение в Музей Лувр Абу-Даби, в Объединенных Арабских Эмиратах. В марте 2019 г. газета The New York Times сообщила о пропаже картины из филиала парижского музея Лувр в столице Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби. До того, в сентябре 2018 г., филиал Лувра в столице ОАЭ отменил презентацию картины «без объяснения причин».

Леонардо да Винчи (1452-1519). Спаситель Мира (Сальватор Мунди). Около 1499 г.
Холст, масло. 66х47 см. Музей Лувр Абу-Даби, ОАЭ (?)

Леонардо да Винчи (1452-1519). Мадонна с веретеном. 1501-1507 гг. Холст, масло.
50х36 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Богоматерь с младенцем и Святой Анной. 1510 г.
Панель, масло. 168х112 см. Лувр, Париж.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Сказки, легенды, притчи. Пересказал с итальянского А. Махов. Рисунки С. Острова. Ленинград, Издательство «Детская литература», 1983 г. – 144 стр., илл. Тираж 100.000 экз. Цена 50 коп.
Впервые переведенные на русский язык, собранные итальянским искусствоведом и филологом Бруно Нардини притчи, легенды, сказки, разбросанные по знаменитым «Кодексам» Леонардо да Винчи. Главный герой книги – природа.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Леда и лебедь. 1510 г. Панель, масло. 130х77 см.
Галерея Уффици, Флоренция. Копия Франческо Мельци (1491-1570).
Оригинальное полотно «Леды» Леонардо да Винчи не сохранилось,
существует несколько копий, выполненных другими художниками.
 |
 |
Леонардо да Винчи (1452-1519). Леда и лебедь. 1510 г. 1. Копия выполнена Чезаре де Сесто (1477-1523). 1515-1520 гг. Панель, масло. 73x69 см. Уилтон-хаус музей, Англия. 2. Копия выполнена Содомой (1477-1549). 1510-1515 гг. Панель, масло. 112х86 см. Галерея Боргезе, Рим.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Леда. Копия с утраченной картины, 1530 г.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Иоанн Креститель. «Вакх». 1511 г.
Холст, масло. 177х115 см. Лувр, Париж.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Святой Иоанн Креститель. 1515 гг.
Ореховое дерево, масло. 69x57 см. Лувр, Париж.

Роберт Уоллэйс. Мир Леонардо. 1452-1519. Монография. Перевод с английского М. Карасевой. Москва, Издательство «ТЕРРА»-«TERRA», 1997 г. – 194 стр., более 150 цветных и черно-белых иллюстраций. Тираж 45.000 экз. Цена 45 руб. На обложке фрагмент картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза». 1503-1504 гг. Лувр, Париж.
Леонардо да Винчи - одна из самых интригующих личностей в истории западного искусства. Обученный во Флоренции художником и скульптором в мастерской Андреа дель Верроккио, Леонардо также известен за свой научный вклад. Любопытство и ненасытный голод Леонардо никогда не оставлял его. Он постоянно наблюдал, экспериментировал и изобретал, а рисунок был для него инструментом записи его исследования природы. Хотя завершенных работ Леонардо мало, он оставил большое количество рисунков почти 2500), которые показывают его идеи, большинство из которых все еще собраны в альбомы. Он жил главным образом во Флоренции (1472-1482, 1500-1508) и Милане (около 1482-1499, 1508-1513), но провел последние годы своей жизни в Риме (1513-1516) и Франции (1516 год) / 1517-1519), где он и умер. Его гений как художник и изобретатель продолжает вдохновлять художников и ученых на протяжении столетий после его смерти.
 |
 |
Леонардо да Винчи (1452-1519). 1. Мадонна с младенцем и ребенком Иоанном Крестителем. 1470-1480-е гг. 2. Мадонна с младенцем и ребенком Иоанном Крестителем. Эшмолеанский музей искусства и археологии, Оксфорд, Англия.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Всадник. Проект конной статуи герцога Франческо Сфорца.
Музей изобразительных искусств, Будапешт.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Современная модель летательного аппарата Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Современная модель самодвижущейся повозки (автомобиля) Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Современная модель самоходной галеры Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд драпировки коленопреклоненных фигур. 1470-1484 гг.
Британский музей, Лондон.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Этюд драпировки коленопреклоненных фигур. 1470-1484 гг.
 |
 |
Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи. 1505 г. Музей древних народов Лукании (Museum of the Ancient People of Lucania), Италия.
Леонардо да Винчи скончался 2 мая 1519 года на 68-м году жизни в замке Кло-Люсе близ Амбуаза в Турени на руках у короля Франции Франциска I. Леонардо был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Сувенир из Милана.

И.А. Смирнова. Витторе Карпаччо (1465-1526). Альбом-монография. Москва, Издательство «Изобразительное искусство», 1982 г. – 160 стр., 18 тоновых иллюстраций в тексте + 85 цветных и черно-белых иллюстраций в альбоме. (Серия «Мастера мирового искусства»). Тираж 20.000 экз. Цена 3 руб. 60 коп. На обложке фрагмент картины В. Карпаччо «История Св. Урсулы. Прощание с родителями и отъезд нареченных». 1490-1495 гг. Галерея Академии, Венеция.
Альбом посвящен творчеству венецианского художника XV века Витторе Карпаччо, широко отразившего в своих произведениях жизнь и быт Венеции того времени. В альбоме воспроизводятся наиболее известные живописные произведения и их детали, а также рисунки художника. Вступительный текст знакомит с творческим путем и особенностями искусства художника.

Витторе Карпаччо (1465-1526). История Св. Урсулы. Прощание с родителями и отъезд нареченных.
1490-1495 гг. Холст, масло. 280х611 см. Галерея Академии, Венеция.
С именем Витторе Карпаччо связана одна из самых пленительных страниц итальянского Возрождения. Этот венецианский живописец принадлежал к поколению, работавшему в сложный период, на стыке двух исторических эпох - уже уходившего в прошлое раннего Возрождения и Высокого Возрождения, вступившего в период расцвета при жизни Карпаччо. Он был современником крупнейших мастеров этой эпохи, ему довелось даже пережить некоторых из них - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Джорджоне.

Витторе Карпаччо (1465-1526). Св. Мартин и нищий. 1487 г. Дерево, масло. 112х72 см.
Собор Св. Анастасии, Задар, Хорватия.

Витторе Карпаччо (1465-1526). Охота на водяных курочек. Верхняя часть диптиха
«Две дамы-венецианки на балконе». 1490-е гг. Холст, масло. 83х75 см. Музей Лос Анджелеса, США.

Витторе Карпаччо (1465-1526). Две дамы-венецианки на балконе. Нижняя часть диптиха.
1490-е гг. Дерево, масло. 94х64 см. Музей Коррер, Венеция.

Витторе Карпаччо (1465-1526). Две дамы-венецианки на балконе.
Диптих. 1490-е гг.

Витторе Карпаччо (1465-1526). Портрет молодой женщины.
1490 г. Панель, масло. 57х44 см. Частное собрание.

Витторе Карпаччо (1465-1526). Женский портрет. 1495-1498 гг. Галерея Боргезе, Рим.

Витторе Карпаччо (1465-1526). Королева амазонок Ипполита, прибыла со своими послами к Тесею.
1490-е гг. Дерево, масло. 145х102 см. Музей Жакмар-Андре, Париж.
Первый и, пожалуй, наиболее удачный цикл картин был написан Карпаччо для капеллы «Скуола ди Санта Орсола» (1490-1495 гг., Венеция, Галерея Академии). Девять его картин посвящены жизни святой Урсулы. Согласно легенде, Урсула была дочерью британского короля Маура, славилась красотой и умом. Английский король просил её руки для своего сына, однако отец Урсулы, христианин, не хотел отдавать свою дочь за язычника. Но сама Урсула убедила отца принять предложение, предвидя обращение своего жениха в христианство. Так и случилось. Урсула, в сопровождении жениха и подруг, посетила папу римского. На обратном пути они заехали в Кёльн, который в это время подвергся нападению гуннов. Здесь святая и её подруги претерпели мученическую смерть за веру.

Витторе Карпаччо (1465-1526). История Св. Урсулы. Приезд английских послов к королю Бретани.
Холст, масло. 1495 г. 275х589 см. Галерея Академии, Венеция.

Витторе Карпаччо (1465-1526). История Св. Урсулы. Отъезд английских послов из Бретани.
Холст, масло. 1496 г. 280х253 см. Галерея Академии, Венеция.

Витторе Карпаччо (1465-1526). История Св. Урсулы. Возвращение послов в Англию. 1495-1500 гг.
Холст, масло. 297х527 см. Галерея Академии, Венеция.

Витторе Карпаччо (1465-1526). История Св. Урсулы. Встреча Св. Урсулы с Папой Кириаком.
1490-1493 гг. Холст, масло. 281х307 см. Галерея Академии, Венеция.

Витторе Карпаччо (1465-1526). История Св. Урсулы. Сон Св. Урсулы. 1495 г. Холст, масло.
274х267 см. Галерея Академии, Венеция.

Витторе Карпаччо (1465-1526). История Св. Урсулы. Прибытие паломников в Кёльн. 1490 г.
Холст, масло. 280х255 см. Галерея Академии, Венеция.

Витторе Карпаччо (1465-1526). История Св. Урсулы. Мученичество и смерть Св. Урсулы. 1493 г.
Холст, масло. 271х561 см. Галерея Академии, Венеции.

Витторе Карпаччо (1465-1526). История Св. Урсулы. Апофеоз Св. Урсулы. 1491 г. Холст, масло. 481х336 см. Галерея Академии, Венеции.

Витторе Карпаччо (1465-1526). Чудо с реликвией (Исцеление одержимого). 1494 г. Холст, масло.
365х389 см. Галерея Академии, Венеции.

Витторе Карпаччо (1465-1526). Христос и ангелы с орудиями страстей. 1496 г. Холст, масло.
162х163 см. Городской музей, Удине, Италия.

Витторе Карпаччо (1465-1526). Благовещение. 1504 г. Дерево, масло, темпера. 130х140 см.
Галерея Франкетти во дворце Ка-д’Оро, Венеция.

Витторе Карпаччо (1465-1526). Святое семейство и два донатора, поклоняющиеся младенцу Христу.
1505 г. Холст, масло. 90х136 cm. Национальный музей старинного искусства, Лиссабон, Португалия.

Витторе Карпаччо (1465-1526). Читающая женщина. 1500-1505 гг.
Дерево, масло. 78х51 см. Национальная галерея, Вашингтон.

Витторе Карпаччо (1465-1526). Портрет рыцаря. 1505 г. Холст, масло.
218,5x151,5 см. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

Витторе Карпаччо (1465-1526). Битва Св. Георгия с драконом. 1502-1507 г. Холст, масло. 141х360 см.
Скуола ди Сан Джорджо, Венеция.

Витторе Карпаччо (1465-1526). Триумф Св. Георгия. 1502-1507 г. Холст, масло. 141х360 см.
Скуола ди Сан Джорджо, Венеция.

Витторе Карпаччо (1465-1526). Св. Георгий крестит новообращенных. Ок. 1507 г. Холст, масло.
141х285 см. Скуола ди Сан Джорджо, Венеция.

Витторе Карпаччо (1465-1526). Св. Трифон и василиск. 1502-1507 г. Холст, масло. 141х300 см.
Скуола ди Сан Джорджо, Венеция.

Витторе Карпаччо (1465-1526). Принесение во храм. 1510 г. Дерево, масло.
421х236 см. Галерея Академии, Венеция.

Витторе Карпаччо (1465-1526). Христос благославляющий (Salvator Mundi). 1510 г.
Дерево, масло. 58х46,5 см. Музей искусств Нового Орлеана, штат Луизиана, США.

Витторе Карпаччо (1465-1526). Размышления о Страстях Христовых. Ок. 1510 г. Холст, масло.
70,5х86,7 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Витторе Карпаччо (1465-1526). Мертвый Христос. Ок. 1510 г. Холст, масло. 145х185 см.
Государственный музейный центр Берлин-Далем.

Витторе Карпаччо (1465-1526). История Св. Стефана. Посвящение Св. Стефана в дьяконы. 1511 г.
Холст, масло. 148х231 см. Государственный музейный центр Берлин-Далем.

Витторе Карпаччо (1465-1526), атрибуция. Ужин в Эммаусе. 1513 г. Дерево, масло. 260х375 см.
Церковь Сан-Сальвадор, Венеция. Ранее предполагалось, что это копия с картины Джованни
Беллини и написана была около 1490 г.

Витторе Карпаччо (1465-1526). История Св. Стефана. Диспут Св. Стефана в синедрионе.
1514 г. Холст, масло. 147х172 см. Пинакотека Брера, Милан.

Витторе Карпаччо (1465-1526). Триумф Св. Виталия. 1514 г.
Холст, масло. 445х214 см. Бывшая церковь Сан Видаль, Венеция.

Витторе Карпаччо (1465-1526). Десять тысяч мучеников на горе Арарат. 1515 г.
Холст, масло. 307х205 см. Галерея Академии, Венеция.
К середине 1510-х гг. мастерская Карпаччо разрослась и стала производить довольно большое количество произведений. Но чувствуется явный упадок творческих сил. Карпаччо продолжает работать в старой манере, которая к тому времени начинает уже восприниматься как анахронизм. Ведь уже совершенно в ином стиле пишут свои картины венецианцы Джорджоне и Тициан. Всё это, видимо, осознавал и сам мастер. Картины, написанные после 1519 г., не сохранились.
Несмотря на то, что Карпаччо работал и в начале XVI столетия, в историю искусства он вошёл как яркий представитель зрелого «кватроченто», великолепный живописец, певец Венеции.
В честь живописца названо кулинарное блюдо, изобретённое в 1950 г. в Венеции.
(Продолжение следует)