[493x584]
Летает кисть...
На слой ложится слой,
Встает луна, печально дремлют ели.
Мы в домике своём сидим с тобой,
И говорим под тихий свист метели.
Очём? Да вроде вовсе ни о чём...
Что сын растёт, а мы с тобой стареем.
Что под печальным жизненным дождём
Лица как прежде прятать не умеем.
Что краски жизни всё ещё свежи,
И сок березовый ещё всё так же сладок,
И что еще остались рубежи,
Которые преодолеть бы надо.
[700x457]
Роспись по бересте известна на Руси с XV века, однако сегодня этим занимаются единицы. Наверное, слишком тонка и необычна эта работа. Природа "расписывает" бересту по своему усмотрению, украшая причудливыми наплывами, завитками и сочетаниями штрихов. Не каждый может создать свое полотно, не нарушив гармонии естественного рисунка. Сюжеты работ - богатая природа, жанровые композиции, православная тематика. При взгляде на картины не оставляет ощущение чего-то родного, близкого. Это и понятно, ведь береза издавна почитается как символ России и души русского народа.
[508x661]
[545x435]
[517x420]
[455x589]
…Центр села Махоново.
Небольшой, уютный, внешне ничем не отличающийся от обычного сельского, домик. Но именно к нему знают дорогу не только местные жители, но и горожане: художники, журналисты. Почему?
Здесь живут супруги Сурины — Элла Леонидовна, мастер художественной резьбы по кости, и Сергей Иванович, художник, занимающийся темперной живописью на бересте
[486x605]
[380x629]
[440x641]
[421x650]
Сергей окончил Тобольский педагогический институт и мог бы стать историком-этнографом или археологом. Ещё будучи студентом, участвовал в 15 экспедициях на Полярном Урале и полуострове Ямал. Но судьба распорядилась иначе. Во время этих путешествий ему посчастливилось увидеть потрясающие работы местных ремесленников, от них он и „заразился" резьбой по кости, изготовлением сувенирных ножей, а в дальнейшем и письмом на бересте. За четыре года увлечения берестяной живописью художник создал около двухсот больших и маленьких картин на берёзовой коре.
[438x588]
[640x505]
[497x644]
[457x659]
— Все эти красивые пейзажи с реками, озёрами, часовнями, монастырями и церквушками, что на моих картинах, на самом деле существуют — я их видел своими глазами, — поясняет художник. — Для того чтобы правдиво написать, я фотографирую их с разных сторон, затем выбираю из пластин бересты такую кору с наростами, которая точно имитирует рельеф местности. Наросты дают объемные подобия скал, холмов гор, берегов рек и озёр. Поэтому такие картины всегда узнаваемы.
[415x528]
[418x467]
[434x624]
[506x453]
В России мастеров, которые работают темперой по бересте, единицы. А ведь эта удивительная краска на глянцевом берёзовом „холсте" выглядит матовой и бархатистой, такие картины дышат, они воздушны.
— Где я уже только не побывал, — показывает свою экспозицию художник. — Бегал от медведя по тундре, видел Сибирь, озера Карелии, объездил Татарстан и Казахстан. А уж часовен, церквей и монастырей повидал — от Соловков и Валаама до Переяславля-Залесского.
[457x552]
[418x607]
[549x410]
[493x594]
Прошлым летом на его персональной выставке в Соловецком мужском монастыре к художнику подошла 80-летняя старушка. Волнуясь, она попросила Сергея рассказать, где он нашёл сюжет для картины маленькая часовня, стоящая на берегу озера. Когда узнала, не смогла слёз сдержать: „Больше 40 лет назад я жила в этой часовне, и в ней родилась моя дочь..." Сегодня эта картина висит рядом с иконой в красном углу её дома на берегу Белого моря.
[570x453]
[480x481]
[653x428]
[434x627]