«Однажды известный воин-самурай, победивший во многих сражениях, пришёл к мудрецу и попросил показать ему, великому воину, дорогу в рай. На что мудрец рассмеялся ему в лицо: «Какой ты великий? Ты трус». Воин, не задумываясь, выхватил меч и замахнулся на мудреца. На что мудрец спокойно отреагировал: «Это дорога в ад». В последнюю секунду воин остановился и вложил меч в ножны. Мудрец отреагировал тем же голосом: «А это дорога в рай».
В Бхагавад-Гите говорится, что, созерцая объекты чувств, возникает привязанность, и когда привязанность разрушается, то возникает гнев. Например, вы увидели рекламу какой-то машины, сделав большое усилие, приобрели её, и кто-то крадёт эту машину или портит её, или даже просто критикует её. Чем больше у вас гнева и ярости к этому человеку, тем больше вы закрыты по этому пункту.
И это касается не только материальных вещей. Привязанным можно быть к определённому мировоззрению, принципам, поведению, моральным нормам, образу жизни и т. д. Например, человек опаздывает или говорит в манере, которая нам не нравится, или одевается, как нам не нравится, если мы при этом гневаемся, раздражаемся, то это показывает, что сердце закрыто и что мы являемся потребителями.
Часто мы думаем - этот человек должен вести себя таким-то образом, я хочу, чтобы он был таким-то, хочу, чтобы он ко мне хорошо относился. И если этого не происходит, то мы обижаемся, раздражаемся, осуждаем. В современной цивилизации большинство людей закрыто по этому пункту. Многие современные общественные, религиозные и духовные лидеры зачастую не скрывают своего гнева и раздражения. А это один из показателей, что они служат своему эго, а не Истине, какими бы красивыми идеалами они ни прикрывались при этом.
Гнев допустим, но если он осознан и одевается как маска. Например, вы руководитель и иногда должны строго отчитать подчинённых, тут гнев и определённый уровень жёсткости вполне приемлем. Неприемлем только тогда, когда мы попадаем под его власть. Например, вы отчитываете строго подчинённых и в это время раздаётся звонок, вы хватаете трубку и в таком же тоне, как вы только что отчитывали, вы отвечаете: «Что? Кто это? Позвоните позже, не до вас». Это значит, что вы - раб низших эмоций и ваше сердце закрыто. Если же вы отвечаете на звонок адекватно ситуации, надев другую, соответствующую ситуации маску, а после разговора по телефону снова осознанно преображаетесь, для продолжения «педагогической» работы - это значит, вы властвуете над своими эмоциями, а не они над вами и достойны уважения.
Раздражение, даже если оно не показано внешне, очень быстро закрывает сердечную чакру и разрушает нервную систему. Мне однажды очень опытный водитель объяснил, как определить хорошего водителя - он всегда очень спокойно принимает любое развитие событий на дороге. Новичок же или просто плохой водитель постоянно возмущается за рулём, все у него виноваты вокруг. И каким-то непонятным образом он притягивает к себе различные проблемы на дорогах.
И эту аналогию можно провести к каждому из нас. Мы находимся в этом теле, как в машине, и, идя по дороге жизни, мы выбираем, как реагировать на происходящее с нами по пути, на отношение к нам других людей, и если мы выбираем агрессию, гнев, раздражительность - то наша жизнь наполняется проблемами, несчастьями и очень страдает здоровье. Очевидно, что обидчивый, раздражительный, наполненный гневом человек любить не может.
Важно понять, что в этом мире всё может произойти в любую секунду. И важно понять, что в этом мире всё может измениться в любую секунду. И это может произойти помимо вашей воли, потому что помимо вашей воли, есть Высшая Воля, которую мы своим ограниченным сознанием понять не можем. И очень опасно пытаться Её подчинить нам. Раздражение, обиды, презрение - это показатель того, что мы не принимаем Высшую Волю.
И по первым двум уровням довольно легко проверить себя - сколько мы бескорыстно готовы отдать, не ожидая ничего взамен и никому не говоря о том добре, что мы делаем? Что от нас чаще исходит - упрёки или благодарность? Как часто мы чувствуем раздражение, недовольство по отношению к кому-либо или к чему-либо и т. д. Простой тест: чтобы увидеть, насколько человек примитивен, - нужно обратить внимание на то, как часто человек раздражается.
Одна китайская мудрость утверждает: «Объект твоей неприязни, ненависти или раздражения будет следовать за тобой, пока ты не научишься его любить или хотя бы не станешь нейтральным. Чтобы не испачкаться в грязи - грубой или тонкой, нужно прекратить презирать или критиковать её».
(Рами Блект )