Вопрос: Ассаламу алайкум.насколько достоверен хадис о том что нельзя лежать на животе так как на животе лежат обитатели Ада?
Ответ: Уаалейкум ассалям.
Данный хадис не является достоверным. Он передан по ряду цепочек, и все они недостоверны.
- Первая из них, это от Я'ша ибн Тыхфа ибн Кейс аль-Гаффари, что передал от своего отца: «Однажды я лежал в мечети на животе, как вдруг какой-то человек дотронулся до меня ногой и сказал: «Поистине, Аллах ненавидит, когда лежат в таком положении!» Я посмотрел (наверх), и оказалось, что (этим человеком был) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.
Передал его Абу Дауд, 5001, Ибн Маджа, 701, Ан-Насаи, 6585, Ахмад, 3-430, и другие.
В иснаде данного хадиса — большая путаница, и по этой причине ослабили его аль-Бухари, см. «Ат-Тарих аль кабир», 4/365-367, Ибн Аби Хатим, 2-233, а также шейх Альбани, шейх Арнаут, и другие ученые, и также в нем неизвестный передатчик.
- Вторая из них, это от Абу Хурейры, что он сказал: «Увидел Посланник Аллаха человека, который спал на животе, и сказал: «Воистину, такое лежание не любит Аллах».
Передал его Ибн Аби Шейба, 9-115, Ат-Тирмизи, 2768, Ахмад, 2-287
Сказал аль-Бухари: «Не достоверен!» см. «Ат-Тарих аль Кабир», 4-366
И также сказал Абу Хатим Ар-Рази, разьяснив его слабость, см. «аль-Иляль», 2-233
И также ослабил его шейх Мукбиль, см. «Таттабу' аухам аль Хаким алляти саката алейха аз-Захаби», 4-406
- Третья: от Аш-Шарида, от Пророка, что он имел обыкновение, когда видел человека кто лежит на животе,и его задняя часть ничем не прикрыта, он будил его ногой, и говорил: «Это самый ненавистный сон для Аллаха!»
Передал его Ахмад, 4-388, и это мурсаль, поскольку Аш-Шарид- табиин, и не встречался с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. см. «Сильсиля аль-ахадис ад-даифа», 4218
- Четвертая: от Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что прошел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мимо человека который спал на животе в мечети, и ударил его ногой, и сказал: «Сядь или встань, воистину так спят в Аду»
Передал его Ибн Маджа, 3725, и аль-Бухари в «Аль-Адаб аль Муфрад», 1188
И в его иснаде аль-Уалид Ибн Джамиль аль-Филистыни, о слабости которого сказали многие ученые, такие как Абу Зур'а, имам аль Бухари, Абу Хатим, и другие уляма. И ослабили данный иснад Ас-Суюты, Аль Бусейри, шейх Альбани, и другие ученые.
После того, как стало ясно, что ни одна из цепочек данного хадиса, не является хотя бы хорошей, то дальше идет вопрос иджтихада, в котором разделились ученые, а это усиливает ли эти цепочки друг друга до степени «хасан», так, чтобы можно было опереться на данный хадис в ахкамах, или нет?
И мы более склоняемся к тому, что нет, поскольку в каждой из цепочек есть серьезная слабость, и все в сумме они не будут усиливать друг друга, и лежать на животе дозволено, и среди современных ученых это слово шейха-мухаддиса Сулеймана аль-Ульвана, да освободит его Аллах.
Однако, показали медицинские исследования, что в этом (лежании на животе) может быть некоторый вред, и лучше лежать так как делал это Посланник Аллаха — на боку.
Был спрошен шейх Ибн Усаймин о том, дозволено ли лежать на животе, и достоверен ли хадис о том, что прошел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мимо человека который спал на животе в мечети, и ударил его ногой, и сказал: «Сядь или встань, воистину так спят в Аду»?
Ответил шейх: «Что касается хадиса, то я его не знаю о нем. Что же касается сна на животе, то нет в этом проблем, особенно, если есть в этом нужда, поскольку иногда нуждается человек в том, чтобы спать своем животе, по причине болезни в нем, или урчания, и тому подобного. Что же касается того, когда нет в этом нужды, то лучше чтобы спал человек на своем правом боку, как приказал к этому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе, который передал Бара ибн Азиб, да будет доволен им Аллах» см. «Фатауа нур аля дарб», 36
А Аллах знает лучше.
http://sunnaonline.com/fiq/raznoe/412-2010-12-25-18-49-08