1. Жан Жак Руссо — Эмиль, или О воспитании (1762)
Основные идеи: ребёнок как «чистый лист», естественное воспитание, особенный характер детства и порочность цивилизации.
2. Иоганн Песталоцци — Как Гертруда учит своих детей (1801)
Основные идеи: развивающее обучение, природосообразное образование, мать как основной проводник образовательных ценностей.
3. Герберт Спенсер — Воспитание умственное, нравственное и физическое (1861)
Основные идеи: образование как подготовка к общественной жизни, важность науки, рационализм как главная ценность.
4. Луиза Олкотт — Маленькие женщины (1869)
Основные идеи: нравственность, совместное обучение и взаимопомощь как основа воспитания.
5. Мария Монтессори — Дом ребенка. Метод научной педагогики (1909)
Основные идеи: обучение через открытия, подготовленная среда, школа как второй дом.
6. Джон Дьюи — Демократия и образование (1916)
Основные идеи: образование как основа демократии, инструментальная педагогика, школа как общество в миниатюре.
7. Александр Нилл — Саммерхилл (1960)
Основные идеи: эстетическое воспитание, отсутствие принуждения и самоуправление как основа обучения.
8. Джером Брунер — Процесс обучения (1960)
Основные идеи: внимание к структуре, а не содержанию знания, когнитивные процессы как основа педагогики, спиралевидное обучение.
9. Паулу Фрейре — Педагогика угнетённых (1968)
Основные идеи: образование как практика освобождения, метод осознания и критического диалога.
10. Иван Иллич — Освобождение от школ (1971)
Основные идеи: критика формальной системы обучения, критика прогресса как взаимного отчуждения, образование через личные связи.