Интегрированная универсальная мультибанковская система Интернет-платежей CyberPlat®, исторически первая российская платежная система, создана в 1997 году.
Первый онлайновый платеж был проведен 18 марта 1998 года в пользу компании «Гарант-парк», а первый платеж в пользу оператора сотовой связи — «Билайн» — был осуществлен 12 августа 1998 года. К настоящему моменту CyberPlat® работает на рынке электронных платежей уже более 9 лет и является самой крупной в России и странах СНГ, надежной и отлаженной платежной системой.
В 2007 году общий оборот платежной системы CyberPlat® достиг суммы 4 миллиарда 737 миллионов долларов США, что превысило показатель предыдущего года почти в 1.8 раза.
Ежемесячно через платежную систему CyberPlat® проводится более 100 миллионов платежей. Все операции по приему платежей осуществляются в режиме реального времени с использованием электронных цифровых подписей сторон.
На данный момент сеть пунктов приема платежей CyberPlat® составляет свыше 200 000 точек в 5 странах, принимающих наличные платежи в пользу ведущих операторов мобильной и фиксированной связи, коммерческого телевидения и провайдеров различных услуг, среди которых: МТС, Билайн, Мегафон, TELE2 и многие другие в России, Казахстане, Украине и Узбекистане. Платежная система CyberPlat® ("КиберПлат") является членом всемирной GSM Ассоциации.
Своими основными задачами на ближайший период Компания видит:
- сохранение доминирующего положения платежной системы CyberPlat® ("КиберПлат") на рынке России и стран СНГ;
- дальнейшее развитие системы как независимой мультибанковской платежной системы транснационального масштаба;
- развитие партнерства с организациями и компаниями, способствующими развитию инфраструктуры электроной торговли в России;
- укрепление торговой марки CyberPlat® ("КиберПлат"), как ведущего бренда в секторе электронных платежей в режиме реального времени.
Последние несколько лет во всем мире активно развиваются платежные системы, осуществляющие операции по пополнению счетов у операторов связи (в Европе этот бизнес получил название top-up) и оплате счетов за различные виды услуг (bill payments). Население получает все более широкие возможности осуществлять платежи наличными через розничные сети, супермаркеты, АЗС, сети платежных терминалов, магазины бытовой электроники. Конкуренция между различными платежными системами, главным образом, сводится к созданию и совершенствованию технологий, гарантирующих удобство в использовании, скорость и надежность проведения операций.
Сбор абонентских платежей осуществляется посредством пополнения лицевых счетов абонентов в офисах операторов связи, через розничные торговые сети, терминалы самообслуживания, а также с помощью карт экспресс-оплаты. Современной тенденцией развития рынка является увеличение объемов принимаемых наличных платежей при одновременном снижении объемов продаж карт экспресс-оплаты.
На примере компании ОАО «КИБЕРПЛАТ», основателя российского рынка электронной коммерции, легко проиллюстрировать закономерности его развития. Бизнес компании начался с приема платежей в пользу операторов сотовой связи, затем – провайдеров услуг доступа в Интернет, коммерческого телевидения, операторов фиксированной (проводной) связи. Позже была реализована возможность оплаты всего спектра коммунальных услуг, включая оплату потребляемой электроэнергии. Следующим этапом расширения спектра предоставляемых услуг стали прием платежей за услуги систем охранных сигнализаций, погашение банковских кредитов, пополнение счетов пластиковых карт, оплата авиабилетов и др. Для российских банков платежная система «CyberPlat®» («КиберПлат») предлагает такие инновационные продукты, как интегратор систем денежных переводов и интеграцию эквайринга платежных карт и приема наличных платежей.
В числе дилеров платежной системы «CyberPlat®» («КиберПлат») – салоны связи, супермаркеты, сети платежных терминалов, автозаправки, аптеки. Активными участниками рынка платежных систем становятся почтовые отделения, объединенные в самую масштабную в России сеть ФГУП «Почта России», насчитывающую около 40 000 офисов по всей стране.
По прогнозам специалистов финансовых рынков, частные клиенты будут осуществлять мелкие платежи именно через розничные сети. Не пройдет и нескольких лет, как это станет удобным и привычным способом денежных расчетов для большей части населения России.