[544x699]
Кузнецов Николай Дмитриевич
Портрет композитора Петра Ильича Чайковского 1893
Источник:http://www.mgz.ru/MGZ_Site_R/iz_gruzii/text_ludey/haikovski_p.html
фотографии из инета
Грузия в судьбе Петра Ильича Чайковского
П.И.Чайковский не один раз бывал в Грузии. И рассказывая об этом, мы просто предоставим слово самому Петру Ильичу,
воспользовавшись его письмами к Н.Ф.Мекк и А.И.Чайковскому.
«Военно-Грузинская дорога, об которой так много пришлось читать и слышать, превзошла всякие мои ожидания. Знаменитое Дарьяльское ущелье, подъем в горы, в сферу снегов, спуск в долину Арагвы – все это изумительно хорошо, и притом до того разнообразны красоты этого пути!».

19 век почтовая открытка с изображением Военно-Грузинской дороги вблизи горы Казбек.(Дорога,гора Казбек,церковь,Грузия,Российская империя)Дата с 1890 до 1900
Источник: Это изображение из Библиотеки Конгресса США, отдел эстампов и фотографий
[700x516]

...И между них, прорезав тучи,
Стоял, всех выше головой,
Казбек, Кавказа царь могучий,
В чалме и ризе парчевой. М.Ю.Лермонтов

Гора Казбек (5033 м), одна из высочайших вершин Кавказа, а у её подножия — живописнейшая Троицкая церковь в Гергети.
[699x466]

Крестовый перевал — высшая точка Военно-Грузинской дороги, самый удобный проход в центральной части Главного Кавказского хребта.

[450x600]

Крестовая гора.
Картина М. Ю. Лермонтова. Масло. 1837—1838
[600x510]

Картина М.Ю.Лермонтова. Башня в Сиони
[300x252]

Развалины на берегу Арагвы в Грузии.
Рис. М. Ю. Лермонтова. Карандаш. 1837
[400x260]

Дарьяльское ущелье с замком Тамары.
Рис. М. Ю. Лермонтова. Карандаш. 1837
[400x249]

Картина М. Ю. Лермонтова . Военно-Грузинская дорога близ Мцхета.
[600x372]

[600x436]

Гудаурская пропасть и самое высокогорное на Военно-Грузинской дороге селение Гудаури, за которым дорога по извилистому Земомлетскому спуску довольно круто (на 1000 м) спускается в ущелье реки Арагви.

Источник фото eol.jsc.nasa.gov
[624x432]

Спуск состоит из 6 ярусов, вырубленных в лавовых породах, и представляет собой замечательный образец инженерного искусства середины XIX века. Этот участок был открыт для движения лишь в 1861 году.

[637x490]

«Вспоминая все свое трехмесячное путешествие, я останавливаюсь с особой любовью на Тифлисе… Редко в жизни у меня бывали полосы такого безоблачного счастья». «Господи! Да я ведь совершенно влюблен в Кавказ и вспоминаю Тифлис как какой-то сладкий сон и только о том и мечтаю, как бы у вас побывать».

Тифлис. 19 век
[699x472]

Вид Тифлиса с картины М.Ю.Лермонтова
[600x477]

«Дорога до Боржома очень удобна и живописна… Парки великолепные. Я… уже навсегда влюбился в Боржом… Кроме удивительных красот природы здесь имеются и минеральные источники, из коих один совершенно подобен воде Виши, а так как я давно собирался попить воды, то и решил здесь выдержать курс лечения».

Фотографии Боржоми
[640x415]

[584x438]

[430x607]

Дворец Великого князя Николая Михайловича Романова в Боржоми
[417x302]

[700x523]

Гостиница "Фирюза"
[419x284]

[404x598]

[525x700]

[650x487]

Источник.Фото 19 века
[512x437]

[450x675]

[450x675]

[450x675]

[450x300]

«Чародейка» прошла в Тифлисе с успехом. Очень радуюсь… Господи, как мне хотелось бы вместо Берлина быть теперь в Тифлисе!!!».
«В здешнем театре (в Тифлисе) было устроено в мою честь большое торжество. Сначала к разукрашенной цветами ложе моей подходили с речами, венками и драгоценным серебряным подарком депутаты от Музыкального общества, театра, публики и т.д. Потом состоялся концерт из моих сочинений с бесчисленными вызовами и овациями. После того был ужин по подписке. Все это страшно меня утомило, но воспоминания об этом торжестве, подобного которому я еще никогда и негде не удостаивался, будет мне на всю жизнь приятно».
Здание оперного театра в Тифлисе.

[460x247]

«Вообще я не ожидал, что в Тифлисе мою музыку так хорошо знают. Оперы мои здесь играются больше, чем где-либо, и особенно «Мазепа» имеет большой успех. Все это мне очень приятно и подкупает меня в пользу Тифлиса, который и без того мне очень нравится».
А вот что пишет П.И.Чайковский в письме к А.С.Аренскому: «Тифлис – город до того, мне во всех отношениях симпатичный, что я могу поощрить всякого, желающего там водвориться. Думаю, что для вашей композиторской деятельности вам было бы полезно поселиться в столь богатой всякими художественными стимулами стране».
П.И.Чайковский точно знает о чем говорит, ведь, по словам М.М.Ипполитова-Иванова, именно в Грузии у него зародились «Спящая красавица», «Иоланта» и «Пиковая дама». И кто знает, если бы он не побывал в Грузии, то мир бы не стал свидетелем шедевров великого композитора. И уж точно не зазвучала бы у него мелодия колыбельной песни «Иавнана»(грузинская колыбельная песня), которая послужила композитору для создания «Арабского танца» в балете «Щелкунчик».


"Иавнана" (грузинская колыбельная) в исполнении детского вокально-инструментального ансамбля "Мзиури" в 70-е годы (среди исполнительниц юная Тамара Гвердцители)

Новая Волна 2009 (Грузия)"Иавнана" исполняет Лика Хантадзе уже в новой оранжировке
Моя презентация по этой теме

Ketevan |
| |
|
|
|
|
|
|
|