[552x67]
[400x595]
Особый статус Лады — великой богини весенне-летнего плодородия и покровительнице свадеб, брачной жизни — обусловил множественность посвященных ей праздников: они отмечались шесть раз в году, с начала марта до середины сентября. Связанные с Ладой обряды обычно приурочиваются к весенне-летнему и осеннему циклу праздников.
На Древней Руси Лада почиталась повсеместно. Появилась она, скорее всего, в наиглубочайшей древности и поначалу была покровительницей родоплеменного строя и лишь затем стала почитаться отдельно. Значение имени Лады трактуется очень широко. Это и гармония — ладность души и тела, и порядок — лад. Кроме того, это ещё и мир, любовь. Не зря до сих пор сохранилась пословица: "Сядем рядком, поговорим ладком", то есть, разрешим споры мирно.
[400x699]
Богине Ладе на Руси посвящалось такое прекрасное дерево, как берёза. Но, оказывается, что имя Лада было распространено не только в славянском, но и в литовско-латышском фольклоре. Многие учёные считают, что это говорит о древней и тесной славяно-балтской связи. Так что вероятнее всего зря братья прибалты открещиваются от славян.
[400x700]
Интересно, что наши предки представляли Ладу с золотистыми волосами, голубыми глазами, с венком из цветов на голове и в белом одеянии. Из глубины веков, от традиций почитания Лады и ритуального приношения ей в жертву цветов, дошёл до нашего времени обычай дарить любимым женщинам цветы.
[400x604]
В то же время некоторые художники представляют и изображают Ладу зрелой женщиной — символом материнства. Видя в богине уважаемую хозяйку дома, многодетную мать, которая может поладить, наладить и всё уладить. Славяне обращались к Ладе с просьбами гораздо чаще, чем к другим богам, потому как считали, что её отзывчивое женское сердце обязательно поможет. И она помогала, а в благодарность люди называли её Щедрыня.
[400x610]
Некоторые исследователи считают Великую Ладу матерью 12 месяцев, на которые делиться год. А так как месяцы связаны с двенадцатью созвездиями зодиака, по мнению астрологов, оказывающих влияние на судьбу человека, все мы находимся в руках Лады.
[400x600]
А сама она связана с космическими законами, которые старается принести в наши души, в наш дом, чтобы мы не ссорились, а ладили и гладили друг друга в прямом и переносном смысле.
Именно у Лады и ее дочери Лели (Лельник) испрашивали разрешения закликать весну. Затем к богине обращались перед началом летних полевых работ. Остальные обряды были связаны с весенне-летним циклом молений о дожде, праздником первой зелени, первых всходов, первых и последних колосьев.
[400x]
На праздник Красной горки, который в большей степени был посвящен Ладе, девушки вели игру «А мы просо сеяли, сеяли». Местом ее проведения был холм (красная горка). Играющие делились на две группы — одна пела о посеве проса, другая — о его вытаптывании. вытаптывание обозначало завершение всего цикла — обмолот хлеба.
[400x579]
Возможно, именно подобное игрище описывал летописец, отмечавший, что славяне «устраиваша игрища межю селы и ту умыкаху жены себе». Исследователи также установили, что к Ладе обращались и для обеспечения благополучия будущего брака. Нередко именно в середине лета, к осени, принималось решение о заключении брачного союза, хотя свадьба игралась значительно позже, после окончания полевых работ.
[400x525]
Цикл прославления богини завершался после уборки хлебов (в конце августа—сентября, поэтому последним праздником, связанным с Ладой, был праздник осеннего солнцестояния. (8—9 сентября по старому стилю) и 22 сентября по новому.
В народе на этот день приходился Праздник Урожая и Благодарения Матери Земли. В земледельческом календаре этот день называли "осенинами "или "оспожинками "и отмечали как праздник урожая. Ведь в это время завершались последние сельскохозяйственные работы, которые должны были обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.
С "Осенин" основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего крестьяне заготавливали лук). Обычно в Осенины устраивалось угощение, на которое собиралась вся семья. Для празднества из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-Сыру-Землю за то, что родила хлеб, овощи и фрукты. Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие моменту игровые песни:
"Вейся хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье - то большое, мужики богаты!
Что мужики - то богаты, камены палаты!
Что камены палаты, двери золотые,
Что маковки литые! "
[400x280]
Праздник заканчивается рожаничным пиром (обрядовая еда: творог, яйца, сыр, оленина или говядина, овсяная каша, мёд, квас, ягодное вино) и игрищами. На пиру чаша пускается по кругу посолонь. Каждый произносит славления. Игрища начинаются с хоровода, который водят около самой старшей из женщин. Женщина держит в руках хлеб (желательно овсяный). По окончании хоровода хлеб делят и раздают для лечения людей и домашних животных. После праздника Рода и Рожаниц наступает бабье
лето.
[400x699]
Всех нас объединяет РОДство по Крови, сходные древние национальные традиции и похожий взгляд на мир, суть которого - "жить по правде и справедливости, творить хорошее, хранить в чистоте тело и душу,
стоять на стороне сил Добра". Это мировоззрение всех братьев Славян дошло и до наших дней, и составляет основу духовности народа, для которого "чистота духовная паче телесной". Славяне считали себя потомками своих Богов, "которых надо быть достойными".
На Руси также считалось, что дети - от Бога, поэтому, чем больше их, тем лучше. Это - потомки наших РОДных богов. К тому же, это будущие воины-защитники, работники, матери ("Дети - благодать божья").
Наличие в славянской семье 7-12 детей было обычным явлением...
[60x] [20x]
[329x67]
славянской богини красоты, любви и бракосочетаний, семейного счастья!
[400x]
Матушка Лада,
освяти все союзы мужа и жены...
Пусть отныне Радость, Любовь и Лад
пребудут в Славянских семьях...
Слава Тебе, Лада-Мати!
[150x]
Из дневника Miledi1950
|
|