Это цитата сообщения
браило Оригинальное сообщениеДжакомо Серпотта из Палермо — гений гипсовой скульптуры в забвении
Джакомо Серпотта — один из самых выдающихся скульпторов XVIII века в Италии. Особенность его творчества в том, что он совершил настоящую стилистическую и культурную революцию в традиционно второсортной скульптурной технике — гипсовой лепнине, подняв её на уровень изысканного искусства.
Удивительный талант этого великого скульптора создал триумф сияющего, чистого белого цвета на стенах многочисленных церквей и ораториев в Палермо.
Дешевый материал в правильных руках.
Декорации и скульптуры Джакомо Серпотта украшают большинство церквей Палермо, где художник жил и работал во времена великих меценатов Бурбонов. Обучившись ремесленной традиции гипсовой лепнины, он усовершенствовал свою технику до такой степени, что превратил ее в мощное художественное средство, с отсылками к римской культуре и современному барокко.
Джакомо Серпотта (10 марта 1656 – 27 февраля 1732) - итальянский скульптор, работавший в стиле рококо.
Скульптор-гений, который работал с гипсом и делал главный акцент на невероятной реалистичности и художественной эстетике своих работ.
Его первой работой была конная статуя Карла II Бурбона, за которой в 1678 году последовали первые внутренние лепные работы в священных зданиях Палермо.
Среди его самых важных работ — украшения оратория Санта-Чита, Розария Сан-Доменико, Сан-Лоренцо и церкви Сан-Франческо д’Ассизи..


Оратория Санта-Чита
Рельефы Серпотты — это не просто украшения, а театральные и порой даже чувственные интерпретации барочной скульптуры, предшествующей рококо. Его статуи изображают сцены, полные жизни и элегантности, с высокой степенью сложности исполнения.
В юном возрасте Серпотта посчастливилось обучаться в Риме у Бернини, что послужило важнейшим опытом в создании своего собственного стиля в глиняной лепнине, к которому добавились его талант, харизма и художественные традиции южной Италии.
Оратория Санта-Чита
При этом преимуществом Серпотта было в том, что он использовал гипс, менее затратный материал, чем мрамор. Несмотря на ограниченный бюджет, братства, оратории и пригородные церкви давали художнику возможность проявить свою неисчерпаемую фантазию.
Оратория Санта-Чита
Тонкие слои гипса наносились на каркас из дерева и металла, принимая форму под быстрым и проворным прикосновением художника. Он жил и работал в своем родном городе, получая заказы от религиозных сообществ и в других сицилийских городах.
Оратория Санта-Чита
Налёт светскости в скульптурных образах.
Вдохновение для создания образов своего художественного мира Серпотта находит на улицах, в Кальсе, районе, где он родился в Палермо.
В матерях и юных девах, которые часто являются аллегориями святых, проявляется тонкое восприятие Серпоттой жизненной силы и чистоты самых простых и целомудренных чувств.
Оратория Розария Сан-Доменико
Но, помимо улицы, некоторые аллегорические статуи в его ораториях, например, Благотворительность, вызывают в памяти некоторые греческие статуи.
Однако, помимо этих аспектов, нельзя не отметить и другой важный момент в творчестве Серпотты. На самом деле, для своих аллегорий автор обратился к образам элегантных палермитанских дам аристократического общества XVIII века.
Аллегория Стойкости и Терпения, Ораторий Санта-Чита
В ораториях чувствуется запах пудры, шелест шелков, чего-то театрального и временного, в соответствии со вкусами того времени. Выразительность гипсовой лепнины вовлекают нас в утончённый вкус ее автора.
Работая с гипсом, который мгновенно застывает, у него не было много времени на обдумывание и уж тем более на ошибки, поэтому проблемы приходилось решать на лету, с присущими ему чутьем и воображением.
Ожившие фигуры ангелов у Серпотта.
Главную свою революцию Серпотта совершил в создании фигурок ангелов. Хоть и правильным будет сказать, что Серпотта — великий ваятель гипсовых образов женщин, но там, где его искусство кажется непревзойденным, так это в изображении детства, в радостных композициях ангелов, которых он изваял тысячами способов, в тысячах поз.
Джкомо Серпотта, Группа ангелов, Ораторий Сан Лоренцо
И в оратории Сан Лоренцо, и в ораториях Санта-Чита и Сан-Доменико, наблюдая за его ангелами попадаешь в какой-то удивительный мир. Их можно встретить повсюду: на столбах, колоннах, выступах.
И это веселые ангелы то готовы подшутить, то угрюмы, то испуганны, то участвуют в событиях святых, то спрашивают что-то у добродетелей.
Иногда это ангелы, иногда дети без крыльев. Но Серпотта все равно заставляет их летать. Потому что в этом возрасте радости нет различий: все равны.
