В прошлом берёста занимала важное место в крестьянском укладе. На всех северных базарах и ярмарках Руси продавались большие полотнища берёсты — скальё. Их использовали в качестве изолятора от сырости.
Берёсту прокладывали в один-два слоя под штукатурку, нижний венец сруба, подоконники и перекрытия. Благодаря водонепроницаемости, теплоизоляционным и антисептическим свойствам берёста предохраняла жилище от гниения и сохраняла в нём тепло.
В древнем Новгороде расписной берёстой украшали стены домов. На востоке Сибири и в Якутии из берёсты сооружали легкие переносные жилища. Уходя на промысел, охотники брали с собой свернутую в рулон берёсту. На месте привала из неё сооружали укрытие, которое спасало от холода суровой зимней ночью. Летом же такое укрытие защищало промысловика от жары.
Сибирские охотники использовали берёсту для изготовления охотничьих приспособлений. Например, свивая широкую берёстяную ленту в конус, делали дудку-манок для приманивания изюбров (подвид благородного оленя).
Ну и, конечно же, каждый уважающий себя охотник не мог обойтись без хорошего, острого ножа с берёстяной ручкой. Она очень удобна, не скользит в ладони, приятная и теплая на ощупь. Случайно упавший в воду нож, если он не слишком тяжелый, не утонет.
Из скрученных при сушке лент берёсты рыбаки изготавливали замечательные поплавки, поддерживающие на воде верхнюю бечеву рыболовных сетей. Сибирские рыбаки пошли еще дальше: они мастерили из берёсты лодки.
Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берёстяной утвари: набирушки, корзины, кузова, туеса, короба, шкатулки, бутыли-горлатки, полотухи, хлебницы, вазы, сундуки, чашки, солонки, черпаки и многое другое.
Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса — для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. А разбитые горшки получали вторую жизнь после обвивания их берёстяной лентой.
С древних времен крестьяне знали, что сделанные из нескольких слоев берёсты сосуды сохраняют температуру содержимого. Так, горячая жидкость в берёстяном сосуде долго не остывает, а холодная столь же длительное время не нагревается. Благодаря герметичности и антисептическим свойствам берёсты молоко в берёстяном сосуде не прокисает гораздо дольше нежели в какой-либо другой посуде.
Свежая рыба дольше хранится в коробе или закрытом кузовке. Запасы муки были защищены от жучков и мучных червей находясь в берестяных емкостях. А соль и сахар в посуде из берёсты не отсыреют при изменении влажности воздуха.
Детские игрушки также делались из берёсты. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. Они ещё служили оберегом и развивали мышление. В дальнейшем ребенка окружали плетеные игрушки в виде животных, людей и предметов быта. Простейшие игрушки — мячики, лодочки и другие — он даже мог сделать сам.
В древней Руси крестьянин не обходился на сенокосе без берестяного чехольчика с водой и оселком для правки косы. Ноги его были обуты в берестяные лапти, а на голове была шапка из берёсты. Плетеная из берёсты обувь была популярна на Руси — она долго носилось и не промокала.
Настоящие чудеса творили с берестой жители поморья. Они обрабатывали её удивительным образом, после чего она приобретала свойства кожи. Из такой бересты даже шили одежду, практичную и долговечную. Сегодня в музеях Архангельской области можно увидеть сшитые из бересты пиджаки, сюртуки и даже сапоги.
Ни одна телега, ни одни сапоги и ни одна конская упряжь не обходились без дёгтя. А дёготь, как известно, получается из берёсты. Телеги не скрипели, сапоги долго носились и не промокали, а конская упряжка не дубела на морозе.
Удостовериться в долговечности берёсты позволяют новгородские берестяные грамоты X-XV веков. Первая из них была найдена в 1951 году. К настоящему времени их насчитывается более шестисот. Пролежав долгие годы в земле, они абсолютно не подверглись гниению и тем самым сохранили для нас уникальные исторические сведения о жизни наших предков.
Тексты посланий на поверхности берёсты выдавливали с помощью специального инструмента — стиля (по-древнерусский — писало), изготовленного из железа, бронзы или кости. Берёста активно использовалась в качестве писчего материала вплоть до XV века, пока ей на смену не пришла бумага.
Некоторые даже сравнивали берёсту с папирусом. Новгородцы знали такой способ предварительной обработки берёсты, который делает её мягкой и эластичной. Обработанная берёста становилась податливой и не коробилась.
Серебристо-белая поверхность березовой коры сама по себе красива, но ее иногда еще и украшали тиснением или росписью, вырезали на ней сквозные орнаменты.
Искусство резьбы по бересте принесло известность мастерам Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Уже в XVIII в. жители деревни Курово-Наволок и соседних с ней селений, расположенных по реке Шемоксе вырезали на берестяных пластинах ажурные узоры и наносили на них тиснение. Со временем этот вид мастерства превратился в промысел. Об изделиях из бересты как о товаре писал в 1791 г. известный русский ученый-путешественник П. И. Челищев.
По волости промысел получил название «шемогодская» резьба. Эта техника использовалась при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Украшенные резной берестой, они приобретали вид нарядных, искусно выполненных изделий. Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называли «берестяным кружевом».
С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров. В Государственном Историческом музее есть подписные работы великоустюгского мастера Степана Бочка-рева. Это шкатулки и тавлинки (табакерки) первой половины XIX в. со сценками на сюжеты модных в то время басен Эзопа, с изображениями животных и архитектурных сооружений.
В деревне Курово-Наволок выдающимся мастером конца XIX–начала XX в. был Иван Афанасьевич Вепрев. На крышках и стенках шкатулок с секретными замками он помещал сцены охоты, изображал различных зверей среди лесных зарослей. Именно его работы были отмечены медалью в 1882 г. на Всероссийской выставке в Москве и дипломом на Всемирной выставке в Париже в 1900 г..
В конце XIX–начале XX в. широкую известность приобрел промысел «домшинская береста» — умельцы особым, очень прочным способом плели из бересты самые разные предметы быта.
Сначала бересту распаривали и плели из нее всевозможные предметы: пестери, короба, туеса, солоницы, корзины, зобеньки, емкости для круп и т. д. При этом использовали несколько слоев лычек. Плетение могло быть как диагональным, так и прямым.
Готовые изделия мастера раскрашивали красной, желтой, синей, иногда зеленой краской. Рисунок на штампиках мог быть различным. Вырезали чаще всего звездочки, круглые розетки, ромбики и тому подобные фигуры. Из этих простых элементов складывались разнообразные орнаменты.
Еще одним характерным для домшинских мастеров способом украшения плетеных предметов была сквозная просечка верхнего слоя берестяной лычки. Узоры состояли из геометрических фигур: кругов, треугольников, ромбов, шестигранников, овалов, звездочек. Красоту рисунку придавала цветная фольга, подложенная под прорезной узор.
Мода на березовую кору пришла не сама по себе, а как следствие нарастающей популярности легких, экологически чистых интерьеров и возобновление забытого прошлого. Чем меньше природы за окном, тем больше хочется видеть ее в интерьере.
Эко-стиль в интерьере: из бересты получаются прекрасные абажуры, декоративные панно, мебельные фасады, сумки, картины, аксессуары, украшения для декора и флористики, а также панели с большим сроком эксплуатации в 25 лет и очень разнообразным рисунком, созданным самой природой.
Источник: https://fshoke.com/2020/08/06/beryosta-chto-eto-i-kakoe-primenenie-nashli-dlya-etogo-lyudi/