Когда приходит ощущение, словно что-то упускаешь, когда кажется, что надо поступать «правильно», но нечто внутри заставляет идти другим путем, начинаются душевные терзания. И происходят они, потому что в это время кажется, будто выбора нет, а жизнь насильно прогибает под свои условия. На самом деле мы непрерывно выбираем, но не всегда сознательно, и не всегда выбор кажется благоприятным. И когда в обзоре видимости нет однозначно выигрышных вариантов развития жизненного сюжета, инфантильная часть нутра начинает капризничать, и отказывается принимать свою жизненную ситуацию.
В детстве такие манипуляции часто срабатывают – родители потакают капризам своих отпрысков, ублажая их маленькие прихоти. Дети к такому вот родительскому «послушанию» быстро привыкают и принимают его как должное. В сознании формируется понимание, что для исполнения своих желаний, достаточно всего-то устроить демонстрацию душевных мук. И вот с такой установкой взрослеющие дети продолжают свое движение по жизни, где их возрастающие запросы все меньше и меньше удовлетворяются сторонними инстанциями в лице других людей.
В итоге взрослые дети то и дело оказываются в таком положении, которое не вполне устраивает, и вместо того, чтобы взять на себя ответственность за дальнейшее развитие своей жизненной ситуации, по привычке начинают индульгировать – жалеть себя, обижаться, капризничать, ломаться и потакать своим детским притязаниям к судьбе. Именно такой инфантильный стиль поведения во взрослой жизни делает из человека перманентную жертву жизненных обстоятельств.
Взросление никак не связано с окончанием школы, потерей девственности, вредными привычками, или даже с устройством на работу. Взросление – это самостоятельность, способность нести ответственность за свою жизнь, и лично участвовать в принятии решений по поводу того, в каком направлении продолжать свой жизненный сюжет в каждый отдельный момент времени.
Иными словами, чтобы не оказаться жертвой обстоятельств, просто необходимо научиться выбирать сознательно. Вы берете на себя смелость встать у «руля» своей жизни, и где-то внутри происходит своеобразное переключение – вы начинаете понимать, что можете жить, как захотите.
Даже если выбор кажется ложным, но вы его совершаете, все, что требуется – это осознать и принять его, то есть – сделать выбор сознательным. Для этого вполне достаточно сказать себе: «я поступаю так намеренно», или: «я выбираю этот путь, потому что среди «прочих равных» сейчас хочу именно этого».
Если кто-то пудрит мозг, принуждает к чему-то, или манипулирует, все равно, даже в такой ситуации, подчиняясь внешнему влиянию вы делаете выбор. Да, сторонний человек может обмануть, склонить к невыгодному решению, но и здесь нет посторонних виноватых. В конечном итоге, подчиниться чужим чарам, или нет – также только ваш выбор.
Если кто-то провоцирует, оказывает давление, один из самых болезненных вариантов выхода из ситуации – промолчать с ощущением, что вы были вынуждены так поступить. Именно вынужденность лишает ощущения свободной воли. Однако молчание порой действительно оказывается самым выгодным решением. С иными людьми действительно куда проще вообще не вступать в контакт. Все, что требуется – поступать так сознательно, чтобы молчание не было вынужденным, а стало взвешенным стратегическим решением. Вы просто понимаете, что для вас это – самый оптимальный выбор.
Если чего-то очень хочется, например, сделать какой-то смелый шаг на встречу к чему-то важному, но нечто изнутри мешает и очевидно перевешивает, склоняя к пассивности, то и здесь, чтобы не возникало последующих сожалений, необходимо отдавать себе отчет в своем выборе. Скажите себе: «я сознательно избегаю действий – таков мой выбор».
Если хочется совершить какую-нибудь «глупость», и сдерживаться невмоготу, делайте свои глупости сознательно! Достаточно понять, что вы действительно хотите именно этого в большей степени. В крайнем случае – извлечете опыт.
Если кажется, что в прошлом вы совершили ошибку, или что-то упустили, хотя могли поступить иначе – это самообман. Была именно такая расстановка сил, такие мотивы и причины. К чему-то иному они привести не могли. Никто не мог иначе. Вы не могли иначе. В складывающихся условиях все происходит закономерно. Если бы были иные причины и мотивы, разумеется, все было бы иначе. Но других не было и быть не могло. Вы проживаете свою жизнь, а не чужую.
Вся наша жизнь – непрерывная река решений. Эта сфера заслуживает самого пристального внимания.
Так есть выбор, или его нет?
Вот не работает тут эта прямая двойственная логика. Я не увиливаю. Все просто. На уровне мыслящей личности выбор есть. На уровне созерцательного сознания есть только спонтанные явления, которые сознание созерцает. На уровне атомов никаких явлений нет вообще, а есть только атомы. Утверждение, что выбора не существует – также правомерно, как и утверждение, что не существует городов, цивилизаций и человечества вообще, потому что все это – лишь набор частиц.
Другое дело, что иллюзорность жизни проверить не так-то просто, ведь мы не способны воспринимать на атомарном уровне. А вот ощутить иллюзорность выбора – реально. Для этого достаточно войти в глубокую медитацию, когда ясность сознания повышается до такой степени, когда начинаешь видеть, как именно приходят мысли. Совершенно спонтанно.
С детства я пытался ухватить и удержать в памяти образы сновидений, запомнить фразы, которые слышал от персонажей снов. Это было такое ощущение, словно у меня есть личная волшебная кладовая, откуда я могу черпать независимую от внешнего мира информацию. Во сне мы сталкиваемся с бессознательным, свободным от личной воли. Многим знакомо состояние, когда мысли словно радио – воспроизводятся совершенно спонтанно. В глубокой медитации это состояние может стать всеохватывающим. Вы ощущаете себя как чистое присутствие, в котором происходят все явления – тело движется, ум думает, дела делаются или не делаются – все просто происходит.
Однако неслучайно в большинстве психологических течений тема ответственности за свой выбор – одна из ключевых. Современная психология адаптирована не для чистого сознания, она работает в интересах отождествляющейся личности, для которой выбор – словно воздух. И вот, когда личность проникается умными концепциями об иллюзорной природе выбора, она этого воздуха себя лишает. Я говорю образно. А фактически концепция иллюзорности выбора большинство людей каким-то окольным путем приводит в состояние апатии.
Большинство людей незнакомы с реальной спонтанностью всех явлений. Даже при глубоком ознакомлении эта теория таки остается абстрактной «мистической» концепцией. А вот депрессивное состояние психического тупика вероятно знакомо каждому не понаслышке. В таком состоянии кажется, что выбора нет – совсем не потому, что его природа иллюзорна, а потому, что человек сам отказывается понимать, что выбор у него есть.
Личность в депрессии – словно избиратель на выборах, который вдруг понимает, что как бы он ни голосовал, за него все уже давным-давно решено – и не в его пользу. Остается лишь пассивно досматривать этот печальный спектакль. И вот состояние такой безвыходности отнюдь не является реальным постижением иллюзорной природы выбора. Такая безвыходность – самообман, когда личности мерещится, будто она связана по рукам и ногам.
Выбор в таком ключе имеет колоссальную важность. Выбор – это способ показать, что никакой связанности на самом деле нет. Каждый в любое время волен делать со своей жизнью все, что хочется, при этом встречая закономерные последствия. И это понимание – очень полезная, облегчающая жизнь вещь, доступная всем. Но вызвать такое понимание у человека в иллюзии безвыходности – задача непростая. А если сюда же начать примешивать философские диспуты о спонтанности всех вещей, задача становится почти невыполнимой.
И ответственность, и спонтанность – обе эти концепции касаются выбора, но смешивать их не стоит. Они противоречат друг другу по той простой причине, что затрагивают совершенно разные душевные составляющие.
Выбора нет на инфантильном уровне, когда выбор страшен своими последствиями. Выбор есть на зрелом уровне, когда он перестает пугать. Выбора снова нет – на условно «продвинутом» уровне, когда перестает пугать его иллюзорная природа. Ребенок должен учиться делать выбор и становиться самостоятельным, если хочет повзрослеть. И если «повезет», взрослый человек когда-нибудь дозревает до глубинной мудрости ясного сознания, освобожденного от иллюзии индивидуальной воли.
А если человек еще выбор-то делать не научился, освобождаться от своей индивидуальности ему еще ой как рано! Сначала надо пройти этап личностной зрелости. И философские дискуссии об иллюзорности выбора в таком ключе – лишь оправдания собственной беспомощности и несамостоятельности.
В каком-то вполне реальном смысле в жизни все всегда на своих местах, все – так, как и должно быть, потому, что иначе никто и ничто не может. Все – именно так, как есть. Если что-то меняется, значит жизнь добралась до этого. Каждая перемена, каждый сдвиг реальности – чувство, мысль, жест – происходят именно так, как и должны и никак иначе, потому что являются неизбежным продолжением естественного хода вещей.
Новое понимание зарождается на подготовленной почве. Семя не может стать деревом, пока не пустит корни в землю, и не проделает огромный путь, питаясь водой, воздухом и солнечными лучами. Человек не может стремиться к созиданию, пока душа для этого не созреет. Все следует закономерно собственным тенденциям. Даже хаос управляется своим необъяснимым порядком. Так чем же мы тут занимаемся, пытаясь прийти к гармонии?
Верно. Мы просто продолжаем следовать естественному ходу вещей, со всеми своими противоречиями, выборами, сомнениями, потому что иначе не можем. Происходящее происходит – вот и вся истина.
Принятие решений
Именно принятие решений определяет реальную жизнь. Каждый в иное время задается вопросом: какой сделать выбор? Является ли решение верным? Не обманываем ли мы себя? На принятие решений может влиять голос совести, мнение авторитетов, моральные принципы, законы государства, религиозные добродетели. В итоге человек разрывается под диктатом множества влияний и уже не понимает, чего хочет на самом деле.
Прежде всего хочу сказать, что принятие решений делает нас душевно взрослыми. Ребенок не знает жизни и доверяется родителям – вся ответственность на них. Принимать по-настоящему серьезные решения ребенку страшно, потому что брать на себя ответственность за свою жизнь подразумевает взросление – лишение поддержки и становление на свой путь. Такое лишение опор чревато страхом неизвестности – ощущением словно за следующим поворотом может быть все, что угодно. Поэтому большинство людей так всю жизнь и остаются взрослыми детьми, которым проще перекладывать ответственность за свою жизнь на других людей, на государство, или на обстоятельства. Самостоятельное принятие решений и ответственность за личный выбор – это душевное взросление.
Я считаю, что каждый может и должен жить так, как хочет, и здесь, как бы наивно, или пафосно это ни звучало, стоит пробовать прислушиваться к собственному сердцу. Иначе принятые решения неизбежно окрашиваются сомнениями, и приводят соответственно к сомнительным результатам. Однако самообман порой так тонок, что понять, чего хочется на самом деле просто невозможно. Тогда-то и совершаются ошибки, а выбор приводит к разочарованиям.
Сейчас модно рассматривать ошибки и проблемы как необходимые уроки, без которых ни чему не научиться. С этим взглядом и я полностью согласен. Преодолевая трудности, мы развиваем силу различения нового порядка, и начинаем принимать решение сознательней.
И все же, наш самообман не знает пределов. Эго постоянно утончается, выдумывая все более хитрые способы дурачить себя. В глубокой медитации ясно видно, что собой представляют все наши концепции о жизни – однородная масса энергии без начала и конца, без опоры и сущности, и без конечного смысла. Однако сохранять такое понимание в социуме крайне сложно, а порой и вовсе – непрактично. Принятие решений происходит тем эффективней, чем реалистичней мы оцениваем свои цели и возможности.
Реализм важен даже не столько в трезвой оценке внешних явлений, сколько в трезвости проявленной по отношению к себе. Чем меньше в голове сумбура, и чем больше ясности, тем отчетливей может звучать голос интуиции. Невозможно прийти к истине, выстраивая путь из самообмана.
Порой, совсем не хочется что-либо взвешивать и анализировать. Человек знает, чего хочет здесь и сейчас, а потом – будь, что будет. Однако, принятие решений на основе поверхностных желаний приводит к поверхностным результатам. Погоня за удовольствиями с целью непрерывного удовлетворения желаний в максимально короткие сроки, приводит к истощению всех внешних и внутренних ресурсов. Мудрость – в дальновидности. Важно уметь радоваться сегодняшним усилиям, понимая, что в будущем они могут окупиться.
В конце концов, если ни совесть, ни логику с интуицией не слышно, но тем не менее, хочется принять более-менее взвешенное решение, вполне уместно опираться на религиозные и моральные постулаты – они для того и существуют, чтобы влиять на принятие решений, когда человек своей воле не доверяет.
Если верить восточным учениям, по нашей карме с нами случается все то, что мы сами же и сотворили – мы принимаем плоды принятия собственных решений. Все происходящее – это результат нашей собственной деятельности. Все, что человек когда-то отдал реальности, к нему же и возвращается, иногда в приумноженной степени. Можно учитывать законы кармы на всякий случай. Но вообще, то, что каждое действие имеет свои последствия – это очевидный факт, причем последствия эти – многоплановы. Принятые решения влияют на наши взаимоотношения как с внешним миром, так и с внутренним. Совесть умеет и награждать, и наказывать.
Важно помнить – не все то, что является благом для нас, будет благом и для других. Принятие решений может оказать диаметрально противоположный эффект в зависимости от условий. Законы кармы – это не какая-то месть судьбы. Нам «возвращаются» последствия наших действий – вот и все. Жизнь просто демонстрирует наглядно, к чему привели те факторы – состояния, чувства и мысли, которые повлияли на принятые решения. Карма – это наши переживания.
Если в жизни доминируют войны, конфликты, болезни, возможно, таким образом совесть на бессознательном уровне искореняет из души насилие и невнимательность по отношению к живому. Когда мы пониманием, что такое боль, тогда чувствуем, что действительность заслуживает почтения, и принятия взвешенных решений, тогда и она словно по волшебству обращается к нашей персоне схожей стороной.
Некоторые неосторожные искатели иногда подсаживаются на идеи полной «раскованности», «отрешенности» и «контролируемой» глупости, которые зачастую выливаются в шутовство, хитрость, наглость, неуважение к другим, удобное оправдание похоти, раздражения, обмана и др. Все эти переживания в конечном итоге оборачиваются против того, кто совершает действия под их влиянием. С самого начала имеет смысл быть честным с собою, и ясно понимать мотивы, влияющие на принятие решений. И если возникает, например, гнев, любые оправдания на событийном уровне – самообман. Необходимо вспомнить тот ключевой фактор, что вся реальность является проекцией нашего ума. События окрашены нашей кармой, они не создают переживания, они их всего лишь «высвобождают».
Некоторые духовные учителя действительно во время обучения использовали необычные методы, игру и неестественное поведение, чтобы в соответствии с качествами ученика преподнести ему таким образом учение. Особенно ярко такие методы выражены в японских школах дзен-буддизма, где монахов вели к истине прямым путем вне концепций.
Принятие решений на этом уровне происходит интуитивно, и в каждом случае глубоко индивидуально. Просветленный мастер, чтобы избавить ученика от ментальных построений, и передать ему, насколько далеки слова от истины, иногда использовал необычные жесты, устраивал странные, или, как могло показаться ученику, бессмысленные, опасные ситуации, таким образам заставляя ум ученика замолчать, остановиться, чтобы тот увидел реальность, как есть – вне концепций. Например, один из таких мастеров на вопрос о природе ума – разбил кувшин, чем символически продемонстрировал иллюзорность преграды между внешним и внутренним.
Необычное поведение, свойственное мастерам дзен, давление на ученика и хитрость без дурных кармических последствий, наверное, может позволить себе лишь настоящий просветленный – человек, который в точности чувствует, что именно нужно ученику в текущей ситуации, чтобы продвигаться на пути.
Принятие решений – это своеобразный отклик на жизнь, и чем более утонченным восприятием мы обладаем, тем более точным, а порой и необъяснимым для ума этот отклик будет. В иных ситуациях неадекватное поведение – банальный выпендреж.
Иногда дзенский мастер давал ученику коан – неразрешимую загадку, или вопрос, над которым ученик должен был медитировать иной раз в течение нескольких лет. Один из самых популярных коанов: «как звучит хлопок одной ладони?» Вообще, почти каждый коан можно свести к вопросу о том, как происходит то, чего происходить не может. Если ученик был новичком, он думал, что у загадки есть логическое решение, и тогда, прибыв к мастеру с ответом, он получал подзатыльник. Ответом на подобную загадку является, прежде всего, состояние ученика, а не его слова. Принятие решений на уровне ума ограничено, поэтому, например, в экстренных ситуациях мы действуем спонтанно, совершая невозможное.
Не существует неразрешимых вопросов. Каждый вопрос содержит в себе корень ответа. Коан – это загадка за пределами логики и смысла, загадка, ответ на которую лежит в интуитивном, озаряющем слое сознания. Чтобы пережить «ответ» на эту загадку, однонаправленный ум, путем медитации на парадоксальный вопрос, поднимает сознание в ту сферу реальности, где возможно все, где присутствуют правильные ответы на любые неразрешимые противоречия, где все и существует и не существует одновременно. Принятие решений на интуитивном уровне происходит точно так же, как и обретение ответа на загадку коана. На этом уровне сознания нет сомнений, и правильные решения приходят спонтанно.
Источник: http://progressman.ru/2009/06/reshenya/