И снова, и опять о фильме. На этот раз довольно жестком, я бы даже сказала (да простят меня женщины) мужском фильме. Я никогда не любила подобные разделения: типа вот эта машина мужская, а вот эта женская, ну то есть на мужские и женские вещи. Но здесь вынуждена признаться: кино мужское - жесткое и даже жестокое. Но мне понравилось. Потому что заставляет подумать.
Смысл в следующем. Нормальная счастливая семья: папа, мама, дочка. Все любят и заботятся друг о друге. Но в один прекрасный вечер все рушится. В дом врываются преступники и на глазах мужа и отца насилуют и убивают жену, а затем и дочь. Он, беспомощный, с ножом в боку, вынужден был все это видеть, но не иметь возможности каким бы то ни было образом вмешаться и защитить. Таков зачин. Причем это все происходит ну максимум за 3 минуты. Знаете, бьет по мозгам конкретно. Сначала не понимаешь, что вообще происходит, потом, когда начинает доходить, начинается мелкая дрожь, и мысли в совершеннейшем сумбуре.
Когда главный герой (его зовут Клайд Шепард) выздоравливает, начинается следствие. И тут помощник окружного прокурора (он же обвинитель по делу) сходу выкладывает Шепарду, что ему пришлось "заключить сделку": один из пособников сдавал другого, тому давали вышку, а сдавшему - 5 лет тюрьмы. Шепард в недоумении, в ужасе! как так?! а прокурор (его играет Джейми Фокс - кстати, его герою по большому счету плевать на всех: жену, дочь, на концертах которой он ни разу не был) отвечает, что по-другому нельзя, иначе уйдут от ответствености все. Клайд ему говорит, что надо хотя бы попытаться, "сделку" всегда можно будет заключить, ведь они же оба убийцы, он все видел, знает и все расскажет. Но прокурор ему говорит: не важно, что вы знаете, важно, какие факты я смогу доказать. И тут Шепард поднимает на него глаза и шепчет: "Пожалуйста, не вынуждайте меня..."
Последние моменты, когда Клайд был еще нормальным человеком...
Первый разговор с прокурором после выздоровления...
Я смотрела фильм с папой, он не знал, в чем смысл сюжета, но на этом кадре он однозначно сказал: "Он их всех убьет".
Прокурор
Проходит 10 лет после вынесения приговора. Готовится казнь одного из преступников. Приговор должен был быть инсполнен путем введения инъекций. Это абсолютно безболезненная процедура, человек просто засыпает. Но в самый момент казни приговоренный начинает корчится так, как будто уже попал на сковородку к дьяволу. В результате оказалось, что вместо обычно применяемого вещества было введено другое: результат тот же - смерть, но вот процесс куда как мучительнее...
К этому времени уже освободился дургой преступник. Он ничуть не раскаялся и вообще врядли помнил что-то из того, что произошло. При очередной облаве ему по телефону помогает какой-то доброжелатель, и преступник уходит от полицейских. Но этим доброжелателем оказывается Шепард. Клайд парализует его с помощью лекарства: человек не теряет сознание и это не обезболевающее, сознание трезвое, вещество просто парализует мышцы. И отвозит на склад. И вот тут начинается самый рок-н-ролл... Клайд разделывает его как свинью на множество составных частей... Все это он снимает на камеру, при этом сам находится в маске. Затем отсылает эту запись домой прокурору.
На этом моменте я предложила папе перемотать, потому что знаю, что ему подобное не нравится, но к моему удивлению, папа сказал, что именно этот эпизод хочет посмотреть. Если честно, я смотрела много фильмов, в том числе и про месть, но не помню, чтобы с негодяем разделывались с такой изощренной жестокостью. Вот это действительно месть. Он глумился над ним так же, как преступник глумился над его женой и дочерью...
В это время полиция во главе с помощником окружного прокурора выходят на след Клайда. Находят его дома и арестовывают.
Начинаются допросы. И вот здесь начинается уже глумление над Системой. В самом начале допроса этот помощник прокурора поступил, по моему мнению, как настоящая свинья. Он прежде чем начать разговаривать, выключает камеры и говорит: "То, что я сейчас делаю, нарушение инструкции, но я хочу сказать, что уважаю вас за то, что вы сделали", а у самого на лице полнейшее равнодушие, ему просто было плевать: убийца пойман, преступление раскрыто и все. Он начинает задавать вопросы типа вы знали убитого, это вы убили его и т.д. При этом Клайд отвечал: да, я его знал, он заслуживал того, что с ним случилось... Прокурор с полным осознанием выполненного долга собирается уходить, но Шепард его останавливает: вы не допросили меня. Герой Фокса смотрит на него как на психа: вы только что признались в убийстве. "Я? признался? в чем? в том, что знал его? ну, естественно, я его знал, я - потерпевший по делу. То, что я его убил? кто сказал? я лишь выразил мнение о том, что тот заслуживал такой смерти...". Это было супер! Батлер играл великолепно! по началу растерянный, как бы загранный в угол, он преображается, он смеется над прокурором и становится хозяином положения. Прокурор возмущенно бросает: я знаю, все знают, что убили вы. А Клайд заталкивает ему в глотку его же слова: не важно, что вы знаете, важно, какие факты вы сможете доказать.
Тот самый кадр: Я вас так уважаю!
На предварительном судебном заседании Клайд отказался от помощи защитника и сам отстаивал свои интересы. Прокурор потребовал у судьи запретить внесение залога и взять Клайда под стражу. Но Клайд спокойно и уверенно стал оппонировать: Ваша честь, у стороны обвинения нет никаких доказательств моей причастности. То, что убитый был найден на моем складе еще ни о чем не говорит, у меня огромное множетсво этих складов. И вечно вокруг них трутся всякие наркоманы и бандиты. К тому же если сейчас вы возьмете меня под стражу, то создадите опасный прецедент. К тому же в деле такого-то против такого-то было сказано то-то и то-то...". Короче, разложил всех в лучшем виде. Судья, внимательно его выслушав, говорит: я согласна с вами, сторона обвинения не имеет никаких доказательств. И тут Клайд, словно щенка в наделанное им безобразие, тыкает судью в ее ошибку: "Вы что, ничего не видите? вы только что едва не отпустили на свободу преступника! я бы сейчас вышел отсюда и никогда вы бы меня не увидели больше! Вы уже в своем мирке ничего вокруг себя не видите, погрязли в своих сделках, а трезво посмотреть на ситуацию не в состоянии!". Меня этот момент очень впечатлил! это было потрясно! за несколько минут Шепард представил всю ситуацию с двух противоположных сторон и как талантливо! юристам следовало бы посмотреть этот эпизод.
Естественно, после такого выпада Клайда отправляют под стражу.
Но, даже находясь в камере, он диктует свои условия прокурору: он ненароком спрашивает, не знает ли прокурор, где сейчас защитник убитого им преступника. Оказалось, что того не было дома уже 3 дня. И тогда Клайд предлагает заключить сделку: вкусный обед в определнное время в обмен на информацию о месте нахождения человека, но они не должны опаздывать. Если они опаздают, то пусть пиняют на себя. Надо было видеть лицо этого прокурора: вы что? я никогда не иду на сделки с преступниками! а Шепард ответил ему взглядом из разряда: да ну? неужели? В итоге прокурор сдается, Клайду привозят обед, но с опозданием. Клайд называет им место, но человек уже мертв. При этом Клайд спрашивает: неужели вы все еще думаете, что я шутки тут с вами шучу?
Следущая сцена повергла нас в шок: Клайд зверски убивает своего сокамерника. Первая мысль: мужик тронулся. А потом: да нет, не может быть. Он столько всего продумал, не мог же просто сорваться... Совершенно не понятны мотивы. Понятно, что Клайд идет к смерти, он уже, как говорится, получил от жизни все, и не за чем оставаться здесь... Но почему сокамерник?
Из-за инцедента с сокамерником Клайда переводят в карцер. Дальше я точно не помню, что происходит, но, не выполнив очередную сделку, за невыполнение которой Клайд обещал начать убивать, прокурор стал пожинать плоды: убиты его помощница, коллеги по работе, и его начальник. Машина последнего взорвалась прямо на кладбище, когда они выезжали с похорон коллег.
Другим шокирующим моментом было то, когда судья, вынесшая приговор тем двум преступникам, держала совет с прокурорами, взяла зазвонивший мобильный, а тот взорвался, едва она откинула крышку. Это было чертовски неожиданно! я аж подпрыгнула...
При этом было непонятно, как это Клайду удается: он же в тюрьме, он под замком, а продолжает выполнять свои обещания. Значит, есть какой-то соучастник, который во всем помогает Шепарду. Не было понятно, куда придется его следующий удар, поэтому не было возможности предотвратить последствия. От этого чувство беспомощности только усиливалось. Думаю, к этому и стремился Шепард: заставить всех почувствовать себя беспомощными, как в ту ночь он сам, когда видел, как убивают его родных... Он прессовал их мозг, их чувства, загонял в угол, измывался над ними и всей системой правоохранительных органов...
Мэр
Бывший окружной прокурор
Помощница будущего окружного прокурора
Когда погиб начальник героя Фокса, мэр на очередном срочном собрании назначила его окружным прокурором. Знаете, что меня удивило? У него только что погибли друзья, погибли у него на глазах, он чувствовал запах горелого мяса их тел. И он без заминки, без каких-либо возражений встал и принял присягу. Для приличия не было даже взгляда типа: "о боже, о чем вы?! у меня погибли друзья, о каком повышении может идти речь!" ни-че-го. Не пойму, то ли Фокс сыграл безобразно, то ли так задумано было, что этому человеку на всех плевать...
Короче, он стал окружным прокурором и с двойным рвением занялся розыском соучастника Клайда. В итоге выяснилось, что один из складов, принадлежащих Клайду, находится в непосредственной близости от тюрьмы, в которой он содержится, и на этом складе прорыт тоннель... к карцеру! вообще тоннели были прорыты ко всем карцерам (Клайд же не знал, в какой точно попадет). Теперь стало ясно, что никакого соучастника нет, что Клайд спокойно выбирался из карцера и самостоятельно совершал все действия.
Заключительным актом стала информация о заложенной в здании мерии бомбе. Как сказал Клайд, он хотел наказать всю систему, и надо бить в самое сердце. Если честно, мне да и папе было не понятно, зачем он полез туда. Ведь если уйдут одни, на их место придут другие и не факт, что лучше... Но, наверное, он решил, что лучше попытаться, чем вовсе бездействовать...
Но взрывники обхитрили Клайда (а, может быть, он дал себя обхитрить) и убрали бомбу из здания. В итоге, когда Клайд вернулся в камеру, его уже поджидал окружной прокурор с бомбой под кроватью. Клайд уже понял, что он тут делает, но с издевкой спрашивает: может заключим еще одну сделку? и прокурор в сердцах бросает: теперь я с преступниками сделки не заключаю! и Клайд улыбнулся, наверное, во второй раз за весь фильм: ну и отлично! значит, я был хорошим учителем!
Прокурор выходит из здания тюрьмы, а блок, в котором находился Клайд, взлетает на воздух. За секунды до смерти Клайд сжимает в руке сплетенный его дочерью браслет с надписью "папа".
Фильм оставляет неоднозначные ощущения. Странно, что прокурор решился таким образом убрать Клайда, а не довести дело до суда, и тогда бы Система покарала своего нерадивого гражданина. Для этого достаточно было бы перевести Клайда в другую тюрьму (не мог же он под все тюрьмы сделать подкоп). Кстати, забыла сказать: может показаться странным, что все это он сделал сам: бомбы, подкоп да и вообще продумал всю схему... просто Шепард по специальности был изобретатель, так что ему было раз плюнуть сделать какое-нибудь приспособление, да и аналитический склад ума давал о себе знать...
Во многом фильм понравился благодаря великолепной игре актеров, особенно Джерарда Батлера. Для него это не характерная роль, но тем она ценнее...
В фильме нет мягкости, жалости, милосердия... Он буквально замешан на жестокости, на насилии, периодически превращающимся из физического в психическое и обратно...
В одном из комментариев к фильму я прочла мнение одной девушки, которая сказала, что весь фильм боялась, что Шепард убьет жену и дочь прокурора. У меня таких мыслей не появлялось. Судя логике Клайда, он карал только виновных, а в чем виновны жена и дочь? просто через них он пытался заставить прокурора почувствовать себя беспомощным, забитым, не знающим, что делать... думаю, что не более того...
Вообще в итоге встает один глобальный вопрос: а что может один против системы? реально ли это: побороть ее или хотя бы что-то изменить? какими спобосами это надо делать? почему Система всегда стоит над человеком и разумно ли это? почему, несмотря на то, что вокруг все здравые люди, проще пойти на сделку с преступником, чем попытаться не заключить ее? что есть правосудие? на что способен человек, загнанный в угол, которому нечего терять. И еще один: в конце концов, Шепард победил или проиграл...
Может, все-таки что-то и изменилось, потому что окружной прокурор все же сходил в первый раз на концерт своей дочери...
[300x403]
[300x406]
[500x500]