Часть 2.
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ
Впрочем, не все святые скелеты были утрачены во время чисток конца 18 века. Некоторые из них остаются нетронутыми и доступными для поклонения, например, десять полностью сохранившихся тел в Базилике Вальдсассен в Баварии, которую Кудунарис называет "Сикстинской капеллой смерти". Там самая большая коллекция на сегодняшний день.
Однако потери продолжааются. Когда ученый вернулся в ту, свою первую часовню, она оказалась снесенной местной фирмой. Никто из жителей не смог сказать, что случилось с содержимым церкви, включая скелет. Из всех мощей, пропавших в этот период, по подсчетам Кудунариса, снова обрести удалось около 10 процентов.
Информацию об исчезнувших он собирал по путевым заметкам путешественников прошлых веков, приходским архивам и даже протестантским гневным текстам о католических "некромантам". Большинство из них действительно пропало без следа. Однако Кудунарис нашел один скелет на задах автомобильно-гаражного кооператива в Швейцарии. Другой был плотно завернут ткань и запихнут в ящик в одной немецкой церкви, где пролежал нетронутым лет двести.
Всего Кудунарис (у него, кстати, к этому моменту уже докторская была) смог изучить около 250 скелетов. Он пришел к выводу: "Это самые прекрасные произведения искусства, когда-либо сделанные из человеческих костей".
Хотя сегодня многие из них терпят ущерб от вредителей и времени, в фотографиях, сделанных Кудунарисом, катакомбные святые снова предстают во всем блеске своего великолепия. "Моя главная цель при написании книги -- представить и переосмыслить их как выдающеесе произведение искусства". Делать это было не так просто -- многие из обнаруженных им мощей оставались в своих первоначальных стеклянных гробницах 400-летнего возраста. Разбирать их нельзя. Бутылка с моющим средством плюс тряпка -- стали главным его инструментом при создании этих фотографий. Иногда он тратил более полутора часов, тщательно изучая, как бы пристроить объектив к стеклу, какое найти "окошечко", чтобы сделать хороший кадр. Тем не менее, многие из изученных им останков не включены в его книгу, поскольку сделать их привлекательную фотосъемку оказалось невозможно без разбора их "ковчега".
В Muri, Швейцария, в 1681 году прибыла только одна голова святого Benedictus.
Помимо документации ученых хотел вернуть сокровища в мир. Некоторые члены Церкви согласились с его идеей восстановить скелеты и открыть их для посещения - не как предметы культа, а часть местной истории. Однако стоимость подобного проекта чрезвычайно высока. Реставрация обошлась бы в невероятную сумму, которую многие приходы не могут себе позволить. Теперь он думает об едином музее или выставке, возможно, передвижной.
Мой достаточно вольный перевод статьи на Смитсониан, (англ. яз.), автор Rachel Nuwer, 2013
Еще фото. Из википедии, снятые не нашим дядей, а простыми туристами. Так лучше видно, как они выставлены и хранятся.
Это на выставке в музее.
A relic from the Holy Catacombs of Pancratius. Image taken at an exhibition at the Historical Museum St. Gallen in Wil, Switzerland: Prince Abbey of St. Gall
А это в действующих церквях.
A side altar, Irsee Abbey, Germany
Sarkophag mit einem heiligen Valentin in der Seitenkapelle der Pfarrkirche St. Dionysius, Tettnang-Hiltensweiler, Bodenseekreis
Reliquienschrein des Hl. Hilarius (Katakombenheiliger) in der Pfarrkirche St. Jakobus in Achslach
Идея ясна -- снимать действительно трудно, возвращаемся к профессиональной съемке нашего Кудунариса.
(Продолжение следует...)
Источнпк: https://shakko-kitsune.livejournal.com/1162057.html