Вспомнилась книга из далёкого детства, одна из любимых в ту пору, при чтении которой на глаза невольно наворачивались слёзы... Это повесть о славном арбатском мальчике, феноменально одарённом художнике, которому прочили славу великого Валентина Серова.
Иногда приходят на землю талантливые люди, чтобы прожить долгую и плодотворную жизнь, и оставить после себя потомкам огромное творческое наследие. А иные, как падающая звезда на небе, ярко вспыхнув, мгновенно сгорают. Так и жизнь талантливого 15-летнего художника–акварелиста Николая Дмитриева (1933-1948), только начавшись, в одно мгновение была перечеркнута трагической смертью. Но он успел оставить после себя заметный след на небосводе изобразительного искусства.
Автопортрет. Работа не завершена.
Автопортрет
Остались рисунки. В октябре 1949 года в ЦДРИ прошла первая посмертная выставка работ Коли.
[показать]
Пригласительный билет на первую выставку Коли Дмитриева в 1949 году.
Коля Дмитриев родился в Москве в 1933 году, в семье художников по текстилю Фёдора Николаевича и Натальи Николаевны Дмитриевых. Его дядей был, кстати, известный театральный художник (служивший во МХАТе, Большом театре) Владимир Дмитриев, отец Анны Дмитриевой – известной теннисистки и спортивного комментатора. Родители Коли общались с элитой советских времён, известными писателями, поэтами, художниками, мальчик воспитывался в творческой атмосфере. Про Колю можно сказать, что он появился на свет с карандашом и бумагой в руках. Поэтому нет ничего удивительного в том, что рисовать начал очень рано. С одиннадцати лет учился в изостудии при районном Доме пионеров, а в тринадцать поступил в знаменитую Московскую среднюю художественную школу им. В.И. Сурикова, этот оазис искусства, в мастерскую А.П. Сергеевой, ученицы Валентина Серова, где проучился два года. Кроме этого, он обладал великолепным музыкальным слухом, и родители первое время уделяли больше внимание музыке, но именно рисование стало одним из главных увлечений.

Весенняя улица, 1948 год
[показать]
Демонстрация

Театральная площадь
[показать]
Окна
Коля никогда не расставался с карманным альбомчиком для рисования, карандашом и перочинным, постоянно делая зарисовки с натуры. Кроме того, он обладал удивительной зрительной памятью и часто рисовал по впечатлению от увиденного. Сюжеты для своих работ находил в окружающем его мире – любимом городе, родных арбатских дворах и переулках, деревне, куда выезжал на летний отдых. Также любил писать натюрморты, портреты близких и знакомых, бытовые сценки, домашних животный, зверей.

Улица, 1948 год

Старая стена

Московская улица. Крыльцо
[показать]
Московская улица

В аптеке
[показать]
Москва-река весной
Увлечение русской классикой способствовало появлению целой серии иллюстраций к басням Крылова, повестям и сказкам Пушкина, произведениям Тургенева, Достоевского, Лермонтова, Некрасова, Гоголя. К сожалению, найти удалось крохи...
[показать]
Орел и куры, иллюстрация к басне Крылова
[585x402]
Мор Зверей, иллюстрация к басне Крылова
[581x422]
Допетровская Русь

В зоопарке. Тигр

В зоопарке. Лось

В зоопарке. Лев
Любимыми художниками были Валентин Серов и Павел Федотов, художественными традициями которых проникнуты и его рисунки. Чувство композиции, цвета были присущи ему от природы, он легко, непринужденно, свободно играл со светом. Но тем не менее никогда не довольствовался достигнутым, а постоянно работал над своей техникой: ...Придаю особое значение небу. Мне кажется, что основное в пейзаже – правильно решить, угадать небо. Внимательно прописать, добиться чистоты, прозрачности. И только в этом случае пейзаж заиграет... В живописи я почти совсем перешел с полуватманской бумаги на тонкую, шершавую.Она дает возможность лить акварель. Делает ее прозрачной и чистой. Заметил на практике, что большое значение в технике имеет бумага.
[430x406]
1 Мая

Театр, увертюра
[503x416]
Театр

У памятника Гоголю

На пожаре
Особенно напряженно работал Коля летом 1948 года в деревне Репинке Калининской (ныне Тверской) области. За два месяца им было написано около 150 акварелей и рисунков, которые отчетливо демонстрируют его окрепшее дарование и мастерство. Но внезапная смерть в результате несчастного случая на охоте (друг с ружьём, с которым Коля шёл по лесу, неожиданно поскользнулся, мальчик попытался его удержать, но ружье выстрелило, пуля поразила Колю в висок; смерть была мгновенной) оборвала жизнь юного художника 12 августа 1948 года.

В избе
Лето 1948 года. Последнее лето Коли Дмитриева
[показать]
Заросший пруд
[показать]
Рожь
[показать]
Спелая рожь
[показать]
Стога

Дойка

Русская печь

Лес

Избушка в лесу

Лапти
Через год после его гибели, в 1949 году, в Москве в Центральном доме работников искусств открылась первая выставка его акварелей и рисунков, получившая признание таких мастеров, как Вера Мухина и Игорь Грабарь. Акварели Коли потрясли Бориса Пастернака:
– От волнения я не мог произнести ни слова. Да как же иначе, когда эти акварели, как живые, сходят со стен к Вам навстречу, берут Вас за руки, заговаривают с Вами и уводят, куда им вздумается!

Пасмурный день
[показать]
Перед дождём
[показать]
Дождь идёт

Сарай у дороги

Берёзки
А вот отзыв о работах Николая скульптора Веры Мухиной:
– Милый Коля, я не знала тебя, но искусство твоё так тонко, так ярко, так полно ощущения жизни, что, несмотря на то, что тебя нет, ты всегда будешь жить, ибо искусство твоё есть сама жизнь...
[591x444]
На Оке. Подмоклово
[показать]
Натюрморт с рыбой

Кулич
[показать]
Река Молога
[показать]
Зимний вечер

Портрет П.П. Малиновского
Художник Игорь Грабарь написал в книге отзывов выставки в ЦДРИ:
– Не первый раз я вижу рисунки и акварели Коли Дмитриева, но каждый раз нахожу в них новое очарование и мастерство взрослого художника, неразрывно связанное с непосредственностью детского восприятия. Какой подлинный художник погиб в его лице!..
А писатель Лев Кассиль, попав на выставку произведений Коли Дмитриева, был настолько поражен и пленён увиденным, что решил написать о нём книгу. Она вышла в свет в 1953 году и называлась Ранний восход. Повесть о юном художнике.
[показать]
Новодевичий монастырь

Окно в новодевичьем монастыре
[показать]
Цветы в банке
[показать]
Натюрморт с яблоком

[показать]
Наши войска в немецком городе


Портрет бабушки Федосьи
Долгое время та выставка оставалась единственной. Рисунки Коли хранила его родная сестра Катя, довольно пожилая женщина, она же периодически устраивала выставки работ брата.
[показать]
Портрет сестры Кати

Дедушка Ефим в Троицу

Дедушка Ефим, 1948 год

Улица. Деревня Репинка

Сельская улица

Сарай
[показать]
Белый шиповник в стакане
[619x428]
Хлеб

Портрет старушки

Арбуз
[380x480]
Николай Дмитриев
(1933 - 1948 гг.)
Следующая выставка состоялась после большого перерыва – в 1995 г. в Музее А.С. Пушкина на Арбате. Затем прошли выставки так же в Библиотеке иностранной литературы, Институте искусствознания, в Российской детской библиотеке, дважды в Историко-художественном музее г. Раменское, Государственном Зеленоградском историко-краеведческом музее, в Петербурге. Время не ослабило впечатления от работ Николая, в них по-прежнему привлекает внимание безукоризненный вкус талантливого художника, мягкость, задушевность колорита и потрясающее чувство цвета, точность и техника рисунка, любовь к окружающему миру и дань традициям русской живописи. При поддержке института Открытое общество, издательством Трилистник в 1997 году была выпущена монография о Николае Дмитриеве.
[334x420]
Автопортрет. Работа не завершена.
На мальчишеском автопортрете ‒
Шапка неокрашенных волос.
Как бы их решил художник в цвете?
(Дописать ему не довелось)
Белое пятно на месте глаза,
Но один уже дописан глаз...
И недоговоренная фраза
На губах как будто запеклась.
Бровка – напряжённая, прямая;
Словно молодой ещё умок
Сам всего себя не очень понимая
Силился – и охватить не смог.
Ведь талант, и правда необъятен,
И какой бы век им ни был прожит,
Столько остаётся белых пятен,
Тех, кто разгадать никто не сможет!
Только всё же главное – не это.
Видите? Глядит с автопортрета,
Изучая нас и мир для нас...
Видите? Вот он, конечно, важен!
Как он безошибочно посажен
Этот много разглядевший глаз!
Владимир Британишский Портрет. Памяти Коли Дмитриева, 1955 год
Буду очень признательна тем, кто что-нибудь ещё добавит к этому сообщению (особенно иллюстрации)
UPD: Нашла ещё несколько графических работ героя моего рассказа:

Рука
Коля нарисовал свою руку во время болезни

Портрет бабушки
[показать]
На стройке
[показать]
Портрет В.С. Мамонтова

Лошади

Козы

Лошадь

В упряжке

Мальчик с вёдрами

Портрет девочки

Крыльцо

[показать]
Застава богатырская
[показать]
Певцы
[показать]
Собакевич. Иллюстрация к поэме Н.В. Гоголя Мёртвые души

Разговор. Иллюстрация к поэме Н.В. Гоголя Мёртвые души
[показать]
У Троекурова (Иллюстрация к повести А.С. Пушкина Дубровский)
Коля разительно выделялся среди своих сверстников и скромностью, и неординарным мышлением. Часто любил посещать Третьяковку, где развивал свой талант и художественный вкус на работах В. Серова и П.Федотова. Из записей в дневнике Коли Дмитриева:
«Утром побежал в Третьяковку. Еще раз посмотреть Врубеля, Серова и Сурикова... Серовский портрет куда сильнее репинского. Конечно, я не говорю об исключениях». «На этот раз задался целью хорошенько посмотреть старых наших мастеров. Больше всего рвался к Кипренскому и Боровиковскому. Но, как ни странно, Кипренский произвел на меня отнюдь не то впечатление, что я от него ожидал. Зато Левицкий и Боровиковский превзошли все мои ожидания...»
Дневник Коли, где вел свои записи юный талант, впечатляет своим хорошим литературным языком и манерой изложения. В нем он описывал интересные события жизни, посещения мастерских известных художников, куда его водил отец, свое видение работ именитых мастеров,творческие и жизненные переживания и многое другое.
Он неординарно мог мыслить, умел делать выводы, находить верные решения. Слова П.П.Чистякова: «Рисовать — значит соображать»,- крепко засели в голову юному дарованию.
Единственное, не успел дописать Коля свой автопортрет - жизнь трагически и внезапно оборвалась 12 августа 1948 года. Николай Дмитриев погиб в следствии несчастного случая на охоте. По одной из версий - оружие друга якобы само выстрелило юноше прямо в висок.
Николаю Дмитриеву прочили судьбу и славу талантливого и знаменитого художника, в нем многие видели ростки высокого и одухотворенного искусства. Его воздушные акварели не подвластны времени и способны вновь и вновь волновать и затрагивать тонкие струны души. О чем свидетельствуют тридцать персональных выставок, проведенных за последние семьдесят лет после его трагической гибели.
по материалам: http://pro100-mica.livejournal.com/67845.html
http://stroganov.livejournal.com/186018.html
https://obiskusstve.com/1199997503093345109/