• Авторизация


Механик на хвосте. 01-11-2010 18:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!


У Як-1 хвост был легкий, и при рулении можно было задеть винтом землю. Как правило, механики сидели на стабилизаторе...

(Воспоминания В. В. Рыбалко.)

[600x424]

Работает винт, возникает тяга. Тяга возрастает. Тяги становится достаточно, чтобы сдвинуть самолет с места. Самолет едет по взлетной полосе.

[600x424]

Тяга возрастает. Самолет набирает скорость. С увеличением скорости на крыле и на стабилизаторе возникают подъемные силы.

[600x424]

На крыле подъемная сила еще не достаточна, чтобы поднять самолет в воздух. На стабилизаторе подъемная сила уже достаточна, чтобы поднять в воздух стабилизатор.

Поэтому "легкость" хвоста (с аэродинамической точки зрения)- это всего лишь несоответствие веса "хвоста" и подъемной силы стабилизатора. Чтобы уменьшить подъемную силу стабилизатора, можно было, наверно, уменьшить площадь стабилизатора или изменить его профиль.

[600x424]

Поскольку самолет жесткая конструкция, задирание вверх "хвоста" ведет к опусканию вниз "носа". Центр этого вращения точка касания колесами грунта. При определенном угле наклона винт "чиркает" по земле.

[600x424]

Приехали. Винт сломан. Тяга - по нулям. Скорость - по нулям. Подъемная сила - по нулям. Никакого полета быть не может. Нужно менять винт.

[600x424]

Механик садится на стабилизатор. Винт создает тягу. Самолет катится по аэродрому.

[600x424]

На крыле и на стабилизаторе возникают подъемные силы.

[600x424]

На крыле подъемной силы еще не достаточно, чтобы поднять самолет в воздух, а на стабилизаторе ее уже достаточно, чтобы оторвать "хвост" от земли. Самолет еще катится по земле, а механик уже летит. Если первоначально (когда самолет стоял) стабилизатор был приблизительно на один метр от земли, то теперь это может быть уже полтора метра.

[600x424]

За счет того, что вес "хвоста" увеличили весом механика, время задирания "хвоста" увеличивается. Самолет успевает развить скорость достаточную, чтобы на крыле развилась подъемная сила достаточная, чтобы поднять самолет в воздух. Самолет отрывается от земли, летит.

С каждым мгновением расстояние от земли увеличивается. Механику надо, не мешкая, прыгать вниз со стабилизатора. Если он до этого уже летел на высоте полтора метра, то спрыгнув с высоты одного метра (от) взлетевшего самолета, его прыжок будет уже с высоты два с половиной метра (выше человеческого роста). Это уже высоко. Без тренировки много не напрыгаешься. А ведь надо было каждый Як-1 так сопровождать в полет.

[600x424]

Избавившись от веса (механика) подъемная сила на стабилизаторе резко возрастает. Самолет "клюет" носом. Но это уже на высоте нескольких метров от земли. Поэтому винт за землю не задевает. Но пилоту надо быть начеку - чуть "зевнет" и самолет врежется в землю.

[600x424]

Рулями высоты пилот выравнивает самолет и продолжает взлет. Лети, ясный сокол!


Литература.

  • А. Драбкин "Я - истребитель", М., 2009.
Этот пост является частью книги Самолеты ОВ 1941 - 45 гг.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Механик на хвосте. | Карпенко_Саша - 5 этаж | Лента друзей Карпенко_Саша / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»