Live
Internet
мобильная версия
Дневники
Личка
Авторизация
Дневник
arovana
Лента друзей
-
Дневник
-
Полная версия
Без заголовка
10-08-2017 04:11
к комментариям
-
к полной версии
-
понравилось!
Это цитата сообщения
maridara
Оригинальное сообщение
Август: народный календарь
[627x502]
АВГУСТ:
Народный календарь
Народный календарь вполне может
служить своего рода энциклопедией
крестьянского быта с его праздниками
и буднями, так как он включает в себя
знание природы, сельскохозяйственный
опыт, обряды, нормы общественной
жизни. Народный календарь августа
по каждому дню и его приметы...
[320x165]
1 августа - Макринин день. Макриды.
= Месяц открывается днем Макриды - указательницы осени.
= Смотри осень по Макридам.
Макрида мокра - и осень мокра, суха - и осень тоже.
= Летние работы кончаются, осенние начинаются.
= Макрида снаряжает осень, а Анна (7 августа) - зиму.
= День Макриды считается важным и для будущего года. "Коли на Макрины дождь, на следующий год уродится рожь".
= Оводы на Мокрину кусают последний день.
= Если полетел пух с осины — иди за подосиновиками.
[320x165]
2 августа - Илья Пророк. Ильин день.
= На Илью до обеда лето, после обеда осень.
= Примечают: если в Ильин день сухо, то шесть недель будет сухо, если в этот день дождь, идти ему шесть недель.
= До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит.
= Перестают купаться в реке.
= С Ильина дня идет поворот на осень, хотя лето со своей жарой еще простоит долго.
= Заканчивается сенокос, начинается жатва.
= В Ильин день обычно произносили заговор на семена: «Батюшка Илья, благослови семена». Считалось, что тогда урожай на следующий год будет хорошим.
= Илия пророк не только "зажинает жито", но и покровительствует домашним животным: телятам, баранам, козлятам.
= На Илию всегда бывает весёлый праздник – в поле работать опасно, непременная в этот день гроза может привести к несчастью.
= С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, кони наедаются.
= Илья лето кончает. "Во что Илья, в то и Воздвиженье" (27 сентября).
= Начинаются утренники. С Ильина дня воды стынут. Второй урожай грибов.
= На Ильин день скота не выгоняют в поле, боясь грозы и гадов, коим в этот день дана воля. На Ильин день зверь и гад бродит по воле.
= С Ильи-пророка первый выезд на волков.
= После Ильина дня комары перестают кусаться.
= В день Ильи капусту накрывают горшком, чтоб была бела.
= Перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезают первые соты.
= Придёт Петрок – сорвёт листок, придёт Илья – отщипнет два.
= До Ильи тучи по ветру, после Ильи против ветру. Придет Илья - принесет гнилья (дождей)
[320x165]
3 августа - Онуфрий Молчаливый.
= На Ануфрия ладят закрома - отведенные места для зерна в амбарах.
= Работали в этот день молча в память Онуфрия Молчальника.
= Приступают к сбору яблок.
[320x165]
4 августа - Марьин день.
Мария Магдалина. Марья - сильные росы. Громовой день.
= Росе сельские жители придавали различное значение. По поверью, утренняя роса обладала чудодейственным свойством. Крестьянки верили, что если «росою да через серебро умыться – бела будешь».
= Но больше роса на Марьин день приносила вреда. «Медвяная (сладкая) роса мор нанесла». Болезни скота в этот период объясняли вредоносностью поздних летних рос.
= Особо остерегались Марьиных рос крестьянки в губерниях, где разводили лен и занимались ткачеством.
= Благополучие в этих делах непременно связывали с именем Марии Магдалины. Говорили: «Коли на Марию сильные росы – льны будут серы и косы». Обильные утренние росы замедляли рост стебля льна и уничтожали белизну волокна.
= На Марию Магдалину в поле не работают — гроза убьет.
= Коли гроза — сена будет за глаза.
= Гром гремит беспрерывно — будет град.
= В некоторых областях Мария Магдалина считается хранительницей от молнии.
= На Марию вынимают цветочные луковицы.
= Есть у этого дня еще одно название - Мария Ягодница: в лесах идет сбор черной и красной смородины, черники.
[320x165]
5 августа - Трофим бессонник.
= Пора усиленной рабочей страды.
"Долго спать - добра не видать". «Хорошему хозяину и день мал».
= Начинали собирать калину и малину.
[320x165]
6 августа - Борис и Глеб.
= Не рекомендовалось выезжать в поле - чтобы там не было пожара. "На Глеба и Бориса за хлеб не берися (не жни)". "На Борис и Глеб поспевает хлеб".
= К этому времени хлеба полностью поспевали, начиналась страда.
= Бориса и Глеба - паликопна (гроза жжет копны).
= Можно начинать сбор ягод черемухи.
= В этот день часты сильные грозы.
[320x165]
7 августа - Анна Холодница, зимоуказательница.
= С Анны начинаются холодные утренники.
= Если утренник холодный, и зима холодная.
= Какова погода до обеда, такова зима до декабря, какова погода после обеда - такова зима после декабря.
= Светлая и тёплая погода предвещает холодную зиму, если же идет дождь - зима снежна и тёплая.
= Если на Анну иней выпадет — к холодной зиме.
= Если ночь на следующий день будет свежая и холодная, то предстоящая зима наступит рано и ожидается морозной.
= Муравьи увеличивают муравейники — зима холодная будет.
= На Анну поспевает ранний урожай картофеля
[320x165]
8 августа - Ермолай
= Ермолай — хлеб прибирай.
= С этого начинали ранний сбор яблок.
= Однако есть их пока было нельзя — ждали Яблочный Спас. = Поспевает первый картофель.
[320x165]
9 августа - Пантелеймон Целитель. Кочанный
= Кочанный. Никола Кочанский - вилки в кочан завиваются.
= Святой Пантелеймон считается покровителем всех врачевателей. Предосенний сбор лекарственных трав. Знахари собирают травы от многих болезней. Рвут траву, думая с любовью о близких, загадывая о здоровье. Над одной травой причитают, над другой помалкивают, третью с уговором рвут.
= Пантелеймона называют Палий и боятся в этот день грозы.
= На Пантелеймона грех возить хлеб и сено - Пантелеймон сожжет.
= Кто на Палея работает, у того гроза спалит хлеб.
[320x165]
10 августа - Прохор и Пармена.
= Прохоры и Пармены - не затевай мены.
= Прохор соху и борону ладит.
= Пора наступает, если убраны озимые хлеба вновь поле перепахивать.
= В этот день славили кузнецов.
= Выкапывают луковицы тюльпанов.
= Начинает увядать картофельная ботва.
= Снимают плоды груши.
[320x165]
11 августа - Калинник. Калинов день.
= С этого дня начинаются сильные заморозки, которые могут убить хлеб.
= Первые морозы, называющиеся Каллиниками. "Пронеси, Господи, Каллиника мороком (туманом), а не морозом".
= На Калинника туман - урожай на ячмень и овес.
= Если спелый овёс во второй зазеленеет - осень будет ненастной.
= Если закалинит (похолодает), так и в начале сентября утренники будут холодными.
[320x165]
12 августа - Сила и Силуан. Силов день.
= Лучший срок сева озимых - рожь, посеянная на Силу и Силуяна, родится сильно.
= Святой Сила прибавит мужику силы.
= На Силу бессильный богатырем живет (от сытной пищи, нового хлеба).
= На "Силу" лопух берет от земли силу, как впрочем, и всё, родившееся в этот день.
= Считали, что на Силу "ведьмы обмирают, опившись молока".
= Если в это время дни стоят пасмурные и прохладные, то дождя опасаться не должно.
= Сильное мерцание звезд на рассвете обещает в ближайшие дни дождь.
= Если на Силу ветреная погода и заморосил дождь - к долгой мокроте.
= Если душно и тягостно, а насекомые особенно злы и едки, будет дождь.
= Если пасмурно и прохладно - дождя опасаться не должно, и работы могут продолжаться.
[320x165]
13 августа - Евдоким
= Евдокимово заговенье перед Успенским постом, про который народ говорит: Успенский пост не голодный.
= В эту пору всего много: хлеба нового, овощей, плодов, ягод.
= Ели репу свежую, вяленую, пареную. Пекли пироги с репой, делали репный квас, варили репную кашу.
[320x165]
14 августа - Первый Спас. Медовый (Мокрый) спас. Спас на Воде.
= Праздник, с которым связывают окончание лета.
= Это день пчеловодов. Пасечники заламывают в ульях первые медовые соты. Строгим блюстителям обычаев и постникам только теперь разрешается есть мед. Первый добытый мед полагается освятить в церкви.
= Первый Спас - начало Успенского поста (до 28 августа), о котором говорят: Спасовка - лакомка, а Петровка (Петровский пост) - голодовка.
= На Первый Спас отлетают ласточки и стрижи.
= Отцветают розы, падают холодные росы.
= Этот день еще называли Мокрым Спасом, повсеместно шли крестные ходы на воду, а после водосвятия купаются сами и последний раз в этом году купают весь домашний скот.
= На Первый Спас святи колодцы.
= Официально в церковном календаре первый Спас именуется: «Происхождение (изнесение) честных древ животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице».
= Этот праздник был установлен в 1164 году. И поныне строго и торжественно соблюдается этот ритуал во время богослужения в церкви. На утреннем молебне выносят Крест из алтаря, и верующие отдают ему поклоны. На литургии освящается вода. Во многих местах в прежние времена совершали «крестный ход на воду» – к колодцам, на реку или озеро. После водосвятия крестьяне купались, в последний раз купали лошадей, пастухи загоняли в «святую купель» стадо – освященная вода оберегала впредь от разных недугов и людей и животных. С крестного хода и водосвятия Крест возвращается в церковь, и поклонение ему продолжается до вечера. А по совершении вечернего богослужения Крест уносят обратно в алтарь.
= День первого Спаса празднуется как день торжества напряженного крестьянского труда, как день «воздания почестей» всякой влаге – животворному источнику всех растущих плодов, питающих человека.
[320x165]
15 августа - Степан Сеновал.
= Каков Степан Сеновал, таков и Сентябрь.
= По тому, каковы дни 15-19 августа, определяли погоду на сентябрь - январь.
= Косят отаву - отросшую траву.
= Кончают сенокосные работы.
= В этот день особо берегут лошадей. Степан всегда считался в народе покровителем лошадей. Многие крестьяне поили в этот день лошадей через серебро. Искупав лошадей, они приводили их к студенцам (ключам в лесу), бросали в воду мелкую серебряную монету и потом поили лошадей из шапки, где так-же лежит монета. От этого обряда лошади добреют, не боятся лихого глаза, «приходят в милость» у домового. Серебряную монету берут из шапки и кладут, скрытно от всех, в конюшню под яслями. Такая монета в старину часто переходила от отца к сыну.
[320x165]
16 августа - Антон Вихревей.
= Если ветер с вихрями - ожидай снежную зиму.
= Каков Вихровей, таков и октябрь.
= Антон завихрит со всех сторон - будет злющая зима, толстый снег на домах.
= Сильный холодный ветер - к морозной зиме; южный, теплый - к мягкой и снежной.
= В этот день могут зарядить дожди надолго.
[320x165]
17 августа - Евдокия. Огуречница
Евдокия. Авдотья Малиновка, Огуречница, Сеногнойка. Семь Отроков.
= Поспевает малина лесная.
= Последний сбор огурцов.
= Авдотья Сеногнойка - дожди губят сено.
= С этого дня начинают идти дожди, вредные для сена. "Семь отроков семь дождей несут".
= Глядя на дождь, крестьяне говорили: «Не идет, где просят, а идет где косят. Не идет, где жнут, а идет, где ждут».
= Какова Авдотья – таков ноябрь.
= Срывают огурцы, убирают чеснок, лук.
[320x165]
18 августа - Евстигней Житник.
= Каков Евстигней, таков и декабрь.
= В этот день заклинали жнивы от нечисти.
= В этот день полагалось замесить первый ячменный хлебец из первого намолота. Ячмень - самый северный колосовой хлеб.
= Ячмень сеяли, пока цветет калина.
= На Евстигнея едят сырой лук с хлебом, солью и квасом, отчего бывают здоровы и имеют свежий вид лица.
= В комнатах развешивают связки луковиц, чтобы воздух очищался.
[320x165]
19 августа - Второй Спас. Преображение. Яблочный Спас.
= Большой крестьянский праздник.
= Яблочный Спас - массовое созревание яблок.
= Сухой день предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, а ясный - суровую зиму.
= Каков день во второй Спас, таков и Покров (14 октября). = Погода меняется. Каков этот день, такой и январь.
= Это - день сбора первых яблок, которые ели с медом и сахаром. До Второго Спаса есть какие-либо плоды считалось грехом, а на Второй Спас разговлялись освященными яблоками. Некоторые загадывали желание, доедая последний кусок спасского яблока: считалось, что задуманное должно обязательно исполниться.
= В лесах тем временем собирали малину, заготавливая ее на зиму.
= Считалось, что после Спаса-Преображения погода «преображается»: ночи становятся по-осеннему холодными.
= В этот день к церквам в селах и городах яблоки подвозили возами. Возле церковных оград возникли яблочные базары. Священники выходили и кропили святой водой яблоки прямо в возах.
Было такое присловье: Первый Спас – на воде стоят, второй Спас – яблоки едят, третий Спас – на Зеленых Горах холсты продают.
= Встреча осени. Осенины. Начинается отлет журавлей.
= Ко второму Спасу поспевают яровые.
= Яблочный Спас - всему час.
= Погода портится: Пришел Спас - бери рукавицы про запас, второй Спас шубу припас.
[320x165]
20 августа - Марины, Пимены.
= День Марины - не ищи в лесу малины: девки лес обойдут, дочиста оберут.
= Если в этот день аисты готовятся к отлёту, осень будет холодная.
= Пекли пирог с малиной.
= И сеют, и жнут, и про осень бают.
[320x165]
21 августа - Мирон Ветрогон.
= В этот день бывают сильные ветры.
= Ветры - ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету.
= Каков Мирон Ветрогон, таков и январь.
= Ранние инеи в конце лета – к урожаю будущего года.
= В этот день собирали в лесу ежевику.
[320x165]
22 августа - День Матфея.
= Матвей ненастье подпускает, осенний дождь летним перебивает.
= Считалось, что в этот день молоко коров сосет змей, поэтому на пастбища их не выгоняли.
= Лишний глаз при дойке коровы портит ее.
= Корову по удоям считать — молока не видать.
= Подойника не ставь на стул, на кадку: молоко у коровы присохнет.
= С Иванова дня ставят в кринках молоко под три росы — больше молока коровы дадут.
= Чтобы стельная корова принесла телку (не бычка), хозяйка едет доить ее в последний раз верхом на сковороднике.
= Куда стельная корова головой ложится (на полночь или на полдень), тогда и отелится.
[320x165]
23 августа - Лаврентий.
= Воды стынут.
= Смотрят в полдень на воду в реках и озерах: коли тиха, то осень будет тихая, а зима - без вьюг и злых метелей.
= Если сильная жара или сильные дожди, то будет так долго - всю осень.
= Эти же приметы пророчит хорошую рыбалку в конце лета и в начале осени.
= Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик.
= Лаврентий считается в народе целителем глазных болезней, ему молятся о прозрении и избавлении от бесов.
[320x165]
24 августа - Федор и Василий.
= На этот день приходится поверье о появляющемся на болотах белом коне, который скачет, ищет своего седока. Эта белая лошадь обегает все могилки, прислушивается к земле, раскапывает землю и жалобно плачет над покойниками.
= В этот же день, по народной примете, на болотах и на кладбищах загораются блуждающие огни, вид которых смущает суеверных людей: считается, что это бродят души покойников и утопленников.
= Стригли овец: до больших холодов успеют обрасти шерстью.
= С Федора - Василия сельские шерстобиты начинали разъезжать по всей Руси, шерсть перерабатывали, шили одежду теплую на зиму, валенки валяли.
= Святому Василию молятся об избавлении от греха сребролюбия.
= В этот день ни в коем случае нельзя употреблять алкоголь. Усопшие являются наказывать пьянчуг.
[320x165]
25 августа - Фотя Поветенный.
= Прибирались на поветях.
= Вскорости придет пора убирать летнюю упряжь, соху, борону, а на поветях черт ногу переломит. Будто там стучит кто-то, на житье устраивается будто.
[320x165]
27 августа - Михей Тиховей.
= День каменщиков — строителей храмов, крепостей, мастеров дел каменных.
= Средний срок начала листопада.
= Если журавли полетят, то к середине октября мороз, а нет - то зима позже придет.
= Известен своими ветрами, по силе которых судят о предстоящей погоде.
= Михеев день с бабьим летом бурей - ветром перекликается.
= Михей с бурей - к ненастному сентябрю.
= На Михея дуют ветры - тиховеи - к ведренной осени.
=Завершается Успенский пост, начинается осенний мясоед, во время которого игрались заранее сговоренные свадьбы.
[320x165]
28 августа - Успенье.
= Успение, важный праздник конца лета - начала осени.
= Этот праздник крестьяне посвящали окончанию жатвы и встрече осени. День проводов лета и окончания уборки урожая - дожинки.
= Конец Успенского поста. "Успение провожай, осень встречай".
В домах накрывали столы. А жнецы передавали хозяину с хозяйкой венок, сплетенный из колосьев. И венок этот хранился в красном углу избы. Существовало поверье, что он приносит удачу и охраняет дом от нечистой силы.
= На Успение принято солить огурцы.
= С Успения лето окончательно поворачивает на осень, и празднуют первую встречу осени, начинается молодое бабье лето.
= Если погода в этот день хорошая, то старое бабье лето - с 13 по 21 сентября - будет ненастным.
= Успение – один из «двунадесятых» праздников, в народе его называли «великой пречистой», день упокоения Богородицы. С давних времен Успение на Руси был праздником, знаменовавшим окончание жатвы хлебов, венцом годовых забот земледельца. В этот день во многих местах в церковь приносили семена и колосья разных хлебов для благословения и освящения. Полагалось оставить на поле горсть несрезанных колосьев и 'завить бороду' - перевязать ее лентой, приговаривая: Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай! А последний сжатый сноп во многих местах было принято сохранять до Нового года.
= В день Успения устраивали мирской пир, пекли пироги из новой муки и считается большим грехом уронить хотя бы крошку со стола, а тем более наступить на нее, варили братское пиво. Возле именинного снопа на дворе до позднего часа шумело веселье. Молодежь водила хороводы.
= Наступала пора осенних забот – приборка урожая, заготовка плодов лета впрок, на зиму. Поэтому примечали погоду на Успение. Считалось: если в этот день погода тихая и ясная – и осень будет такой же.
= С Успенья солнце засыпает. Начало молодого бабьего лета (по 11 сентября) или по Семенов день (14 сентября).
= Предсказывают погоду на Старое бабье лето (с 14 по 21 сентября). Если молодое бабье лето вёдреное - жди ненастья на старое.
= Если на Успенье или в эти дни появится радуга - к затяжной и теплой осени.
= Много паутины в бабье лето - к ясной и холодной зиме.
= На Успенье огурцы солить, на Сергия (8 октября) капусту рубить.
= Оканчивается уборка и посев озимого хлеба.
[320x165]
29 августа - Третий Спас. Спас на полотне, Нерукотворный, Хлебный, Ореховый.
= Праздник этот называется у нашего народа именем Спаса и для отличия от праздников 14 и 20 августа нового стиля слывет под именем Спаса третьего.
= Первый Спас на воде стоят, на второй — яблоки едят, на третий — полотна продают, хлеб припасают.
= С этого дня начиналась продажа полотна и холстов.
= Третий, ореховый Спас, иначе называемый еще хлебным (в этот день впервые пекли пироги из хлеба нового урожая).
= Вслед за праздником начинали сеять озимый хлеб, а потому, бывало, вся семья молилась об урожае, а хозяйки провожали мужей на работу в поле хлебом и солью. "Хорош третий Спас - зимой будет". "Третий Спас - хлеба припас". Праздновали спокойно, тихо.
= Святят новые колодцы.
= Чистили к осени целебные источники, пили подземную водицу, обходили колодцы кругами, как бы замыкая теплое времечко.
= Ласточки улетают в три Спаса.
= Если журавли полетят к третьему Спасу, то на Покров (14 октября) будет мороз, а не полетят, то зима придёт позже.
[320x165]
30 августа - Мирон Ветрогон.
= Тихон дует тихо - Мирон отдыхает.
= Начало листопада.
= На Мирона не отсеешься — на следующий год соберешь одни цветочки.
= Утром — туман и роса, значит, погода будет хорошая.
= Этот день имел еще одно название — Вдовьи помочи, так как кто чем мог помогал вдовам. Говорили: «На вдовий двор — хоть щепку кинь».
[320x165]
31 августа - Флор и Лавр.
= Фролов день. Лошадиный праздник.
= В Древней Руси на иконах рядом с ликами святых Флора и Лавра очень часто изображались лошади, и в древних наших подлинниках именно под 18 августа о Флоре и Лавре читаем даже наставление, что эти угодники должны быть не иначе писаны, как с этими покровительствуемыми ими животными. В этот день на лошадях не работают. С утра лошадей чистят, моют, заплетают им гривы и после отводят к обедне кропить святой водой. Это, по древним поверьям, охраняет лошадей от болезней. В этот день их старались подкормить каким-нибудь лакомством.
= Для табунщиков же и конных пастухов устраивали мирское угощение, пекли им пироги, потчевали молодым пивом.
= С Фрола и Лавра начинались вечерние бабьи «засидки» – крестьянки собирались артелями к какой-либо вдове, в просторную избу, с рукоделием, прядевом и вязаньем.
= Фролов день считался концом основных полевых работ. К Фролову дню старались управиться с озимым севом, и этот день назывался «досевками». «Кто на Флора сеет, у того флорки и будут». И день окончания сева озимых было принято отмечать праздничным гуляньем.
= С Флора и Лавра осенние утренники. Вот и осень пришла: вокруг начинает краснеть, желтеть, буреть. Как только солнышка деревьям станет мало, они и вовсе лист сбросят.
= Птицы собираются в теплые края — и ночью, незаметно, отбывают в дальний путь.
[320x165]
=Maridara=
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник Без заголовка | arovana - Дневник arovana |
Лента друзей arovana
/
Полная версия
Добавить в друзья
Страницы:
раньше»