Авторы статьи:
Кирилец С.В., Мелентьев Ю.А.
Источник.
[730x230] Александр Александрович Ветчинин - известный петербургский автогонщик, участник многих верстовых гонок и автопробегов, член Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба (СПАК) и Российского Автомобильного Общества (РАО). Ветчинин был одним из немногих русских гонщиков, принимавших участие в кольцевых гонках серии «Больший Приз» («Grand Prix») за границей, его выступление под псевдонимом «Сергей Дмитриевич» («Sergey Dimitriewich») в гонке на «Большой Приз Автомобильного Клуба Франции» было весьма успешно.
1908 год, 7 июля. Гонка на «Большой Приз» Автомобильного клуба Франции (GP de L’ACF), пожалуй, самая престижная гонка того времени в мире, была проведена по правилам новой «Формулы» на кольцевой трассе (протяжённость круга 76,98 км) близ Дьеппа («Circuit Dieppe»), в ней доминировали германские машины. Победу одержал немецкий спортсмен Кристиан Лаутеншлягер на автомобиле «Мерседес». («Mercedes», 4 цилиндра, 154,7 x 180 мм, 13 533 см?), преодолев дистанцию в 769,8 км за 6 часов 55 минут 43,4 секунды со средней скоростью 111,29 км/час. Второе и третье места заняли французы, фирменные гонщики команды «Бенц» - Виктор Эмери и Рене Анрио («Benz», 4 цилиндра, 154,9 х 165 мм, 12 443 см?). «Сергей Дмитриевич», лучший из гонщиков французской команды «Рено» («Renault», 4 цилиндра, 155 х 160 мм, 12 076 см?), впервые выступивший в гонках такого класса, занял почётное восьмое место, пройдя дистанцию за 7 часов 54 минуты. Этот результат был воспринят в автомобильных кругах Российской Империи как полный триумф.
[240x360]
[520x335]
К тому времени А.А. Ветчинин был уже далеко не новичок в автомобильном спорте, в предыдущие годы он принимал участие во многих состязаниях в России, организованных РАО, СПАК и другими автомобильными клубами. 19 мая 1908 года на принадлежавшем ему 120-сильном гоночном автомобиле «Бразье», Ветчинин принял участие в международном пробеге Санкт-Петербург - Москва, но сошёл с дистанции по техническим причинам.
[700x430]
Основные события в спортивной карьере Ветчинина происходили на «Волхонке». 24 мая 1909 года на седьмой Верстовой гонке, организованной петербургским журналом «Автомобиль» совместно со СПАК, на участке между 4-м и 5-м км Волхонского шоссе (считая от станции Александровская, 26 км от Петербурга) впервые в заездах разыгрывался «Кубок скорости», который присуждался гонщику, показавшему лучшее время с хода и с места.
[400x300] Кубок учредили два азартных автомобилиста, два Александра Александровича - Ветчинин и граф Мордвинов, они же и состязались за него. Скоростные заезды начали мотоциклисты, за ними стартовали легкие автомобили. Ажиотаж в гонках нарастал. Все ждали рекордных результатов от самых «сильных» машин первой категории и особенно от Александра Ветчинина на «Бразье» с мотором мощностью 120 л.с. Он шел по трассе очень быстро, и казалось, что победа за ним, но (как он потом говорил) «машина не шла, как надо», и ему, к огорчению, удалось показать высокий, но не лучший результат – 30,12 сек. (127,5 км/час).
Позже журнал «Автомобиль» в обозрении гонок торжественно рапортовал: «Проходя мимо зрителей на полной скорости, автомобили представляли собой красивое зрелище. Самым эффектным оказался Ветчинин, его легкая машина производила впечатление ядра, вылетевшего из пушки. Толпа в страхе разбегалась в стороны. В общем, зрелище было очень интересным и для многих невиданным».
[380x250] Героем дня стал граф Александр Александрович Мордвинов, который на своем автомобиле «Опель» 120 л.с. прошел одну версту с хода за 29,12 секунд и установил новый рекорд России – 131,5 км/час. После небольшого перерыва начались заезды со стартом с места. И здесь у Александра Ветчинина второе место - 51,0 сек. (75,3 км/час). А у Мордвинова, опять убедительная победа – 41,0 сек. (93,7 км/час). На этих гонках 24 мая 1909 года Александр Александрович Ветчинин довольствовался только памятным золотым жетоном.
Менее месяца спустя, 14 июня 1909 года под Москвой перед началом Вестовых гонок, организованных Московским Клубом Автомобилистов (МКА) с Ветчининым и его напарником шофером Герцем произошел первый в России несчастный случай, связанный с автомобильным спортом. Автомобиль Ветчинина «Бразье» 120 л.с. считался «самой быстроходной машиной в России». Незадолго до трагедии, словно предчувствуя свою гибель, Александр Александрович шутил: «Моя машина тем хороша, что если я на ней разобьюсь, то уж разом, по крайне мере, без мучений».
[360x225] Несчастье случилось перед скоростными заездами. Причина - не справился с управлением автомобиля при движении на большой скорости. Вот как описывают этот случай очевидцы: «Идя сильным ходом около 130 вёрст в час, пронёсся мимо ожидающих старта и не заметил лёгкого поворота на большой каменный мост. Ударился в первую каменную колонну моста, автомобиль переломился пополам и упал с 6 саженей (1 сажень = 2,133 м) в реку». Так оборвалась жизнь молодого талантливого спортсмена.
[340x430] А.А. Ветчинин стал первой жертвой автоспорта в России. Причем погиб он не на соревнованиях, а перед ними, желая блеснуть перед публикой лихой ездой. Он готовился к участию в Рижском пробеге, запланированном на 14-18 августа 1909 года и даже учредил вместе с графом Мордвиновым кубок для победителя в скоростных заездах, но судьба распорядилась иначе.
[190x230]
[230x280]Иллюстрации из коллекций авторов
[750x470]