Пьер Миньяр, или Миньяр Римский (фр. Pierre Mignard, Mignard le Romain; 17 ноября 1612, Труа, Шампань — 30 мая 1695, Париж) — французский живописец академического направления эпохи «Большого стиля Людовика XIV», младший брат Николя Миньяра Авиньонского. Главный оппонент Шарля Лебрена в споре «пуссенистов» и «рубенсистов» в Королевской Академии живописи и скульптуры. Отстаивал позиции последних. Его собственная историческая живопись и портреты характерны своеобразным «барочным академизмом» и театральностью композиции. Директор Королевской академии живописи и скульптуры, с 1690 года — первый живописец короля. Пьер Миньяр родился в Труа в семье ремесленников Пьера и Мари Галлуа. Его старший брат Николя Миньяр Авиньонский (1606—1668) также был художником: рисовальщиком, историческим живописцем и гравёром-офортистом. С 1624 года Пьер учился в мастерской Жана Буше в Бурже. Вернувшись в Труа, работал у скульптора Франсуа Жанти. Вскоре уехал в Фонтенбло — столицу искусствa эпохи французского Ренессанса и своеобразной школы, созданной итальянскими мастерами Франческо Приматиччо и Россо Фьорентино. Под покровительством маршала Витри Пьер Миньяр стал учеником Симона Вуэ, в мастерской которого повстречал своего будущего соперника Шарля Лебрена, познакомился с Эсташем Лесюэром и Шарлем-Альфонсом Дю Френуа, с которым подружился. Как живописец Миньяр испытал влияние римской и болонской школ живописи. Пьер Миньяр получил особую известность многочисленными изображениями Мадонны с Младенцем. Миньяр также работал мастером репродукционной гравюры. Миньяр также на протяжении всей жизни интересовался портретной живописью и писал портреты пап, кардиналов и выдающихся представителей римской аристократии. У него было четверо детей. Пьер Миньяр скончался 30 мая 1695 года, работая над «Автопортретом в образе Святого Луки».