В монотеистических религиях обычно говорится, что статуи будд — это идолы. Но поклонение изображениям Будды, на самом деле, не является идолопоклонничеством, это не слепой, примитивный ритуал. По существу, это глубокий акт веры, у которого есть серьезное теоретическое обоснование. Если бы не было «трех тысяч таковостей в одном мгновении сознания», тогда бы действительно отпала необходимость в поклонении статуям и иным изображениям Будды. Если бы Тяньтай не открыл это учение, тогда мы не смогли бы объяснить значение таких действий, как поклонение статуям. Без учения о взаимосвязи материи и сознания, каменные, деревянные, металлические статуи могут стать идолами. Но Лотосовая Сутра и доктрина Тяньтая учат нас тому, что сознание может любую материю превратить в Будду. И потому эта форма достойна почитания, поклонения и подношений цветами, благовониями, украшениями, угощениями, музыкой. Мы посвящаем все это не материи, не идолу, но Просветленному, который повсюду, включая также и статуи; но прежде всего, он — в нашем сознании.
Благодаря поклонению Будде, мы взращиваем в себе и вокруг себя корни добродетелей , достоинств и благ, и, вследствие своих же действий, обретаем конкретный результат. Добродетели, достоинства и блага — не абстрактные понятия, они приносят в нашу жизнь радость, процветание, гармонию, просветленность и счастье. Если бы статуям поклонялись роботы, или же если кто‑то делает это машинально, не задумываясь, тогда это становится пустым движением, абсурдом. Но мы — люди, наделенные сознанием, и поэтому мы обретаем настоящие блага и добродетели, благодаря почитанию священных текстов, статуй и изображений Будды, благодаря совершению подношений им всевозможными прекрасными вещами. С этими действиями мы уже становимся буддами. Да, в то же мгновение становимся буддами! В Лотосовой Сутре об этом очень ясно сказано:
Если человек со смятенными мыслями
Хотя бы одним цветком сделал подношение
[Рисованному] изображению
Или изваянию [будды],
(…)
Или же, если люди
Выражают почтение [изваянию]
Хотя бы только тем, что соединяют ладони,
Или поднимают одну руку,
Или слегка опускают голову,
Делая этим подношение изваянию,
(…)
Если люди со смятенными мыслями
Войдут в ступу или в гробницу
И один раз воскликнут:
«Намо Будде!»
[Это значит,] что все [они] уже прошли Путь Будды.
Почему «уже прошли Путь Будды»? Потому что такими действиями устанавливается прямая связь с миром Будды.
[393x698]