Ссылка на Садо и обстоятельства написания «Каймоку сё»
Оставленному в отдаленном безлюдном месте на острове Садо, в маленькой хижине без окон и дверей (строение предназначалось для складирования еще не погребенных трупов), Нитирэну предстояли суровые испытания. Зимой на острове непрерывно бушуют снежные бури, от которых темно даже днем. Ветры насквозь продували хижину Нитирэна, наметая внутри сугробы снега. В одиночестве он мог погибнуть от холода и голода.
И здесь, находясь на грани гибели, Нитирэн предавался глубоким размышлениям о причинах всего произошедшего, о том правилен ли был его жизненный путь. Итогом всех этих раздумий и внутренних переживаний в тот, один из самых критических периодов его жизни, было, написанное Нитирэном на острове Садо, одно из его главных сочинений — «Каймоку сё» («Трактат об открывании глаз»).
Автор, не скрывая сомнений, задает себе вопросы: «Правильным ли было мое понимание Дхармы? Правильно ли я поступаю как ученик Будды? Что привело меня в такое положение?». Он снова обращается к Учению Будды и истории распространения Учения. Вновь все сравнивает и анализирует. В Китае и Японии было много известных и широко почитаемых, великих учителей, но теперь Нитирэн пишет: «Несмотря на их славу, я серьезно взглянул на их учения и не могу с ними согласиться, их учения ложны. Прав ли я, когда лишь один прихожу к такому выводу, в то время как других — большинство?»
Наконец многие сомнения были разрешены. Нитирэн отчетливо прояснил и изложил очевидность отличия Учения Будды, открытого в Лотосовой Сутре, от всех других учений и сутр. Этот сравнительный анализ и исследовательская работа нашли свое отражение в «Каймоку сё». В этом сочинении нашло свое применение его глубокое знание Учения Будды, равно как и широкие познания в истории его распространения. Источниками для Нитирэна были сутры, а также неоспоримые исторические факты. Он бросил вызов истории, написанной для оправдания действий правительства и государства, а также для укрепления позиций духовенства.
И еще оставались вопросы: «Почему я оказался в таком положении? Почему брошен в холод и голод? Почему признан государственным преступником?» Он пришел к такому выводу: любой, кто выступал против Истинной Дхармы, кто клеветал на нее и поносил Истинную Дхарму, проповедовал ложное учение, тот в будущем непременно попадает в такую ситуацию. Нитирэн осознал, что его нынешнее бедственное положение является следствием его плохой кармы предыдущих жизней, и потому ему требуется глубокое раскаяние. Даже защищая Истинную Дхарму, он все еще пожинает плоды плохой кармы своих прошлых жизней. Нитирэн понял, что сможет полностью очистить свою плохую карму, если будет терпеливо выносить все трудности, теперь уже защищая Истинную Дхарму.
[699x546]