[240x320]
В Китае с древности существовала такая традиция. Во времена, когда происходили катастрофы, всеобщие беды и смуты, когда появлялись плохие знаки, люди, сведущие в «Книге Перемен», учениях Конфуция или Лао‑цзы, уединялись и, после глубокого размышления, излагали на бумаге свои мысли и выводы. На основе внутреннего анализа, они толковали причины несчастий и предлагали возможные пути спасения страны, а затем передавали свои труды императору и представителям верховной власти.
Нитирэн поступил также. Он оставил активную публичную деятельность в столице и на много месяцев (с 1258 г.) уединился в храме Дзиссодзи, что на берегу реки Фудзи, текущей у подножия горы Фудзи. Чтобы найти ответы на волновавшие его вопросы, он обратился к словам Будды и, как когда-то в молодости, перечитал всю Трипитаку: сутры, шастры и комментарии известных учителей. Нитирэн также основательно проанализировал доктрины всех современных ему буддийских школ Японии, проследив историю возникновения и распространения основных из них. Он сравнил факты и отделил реальность от мифов. В сегодняшнем мире для объективного исследования широко используется научный анализ. Однако нельзя забывать, что такой логико-дискурсивный подход стал общепринятым не столь уж давно, после научно‑технической революции, начавшейся в Европе. Вместе с тем, еще 700 лет тому назад, на краю света, в далекой Японии, простой буддийский монах в своих поисках истины уже применял этот чисто научный, объективный подход. Не ради академических научных открытий, или же абстрактных религиозных изысканий, и не для личного духовного удовлетворения. Нет. Он всерьез искал причины тех бедствий и катастроф, которые разрушали его страну, разрушали весь мир. Он желал найти и показать людям выход из тупика, путь установления мира и гармонии в обществе. Притом он опирался не на свои фантазии, а на чистую мудрость Будды.
[400x536]