• Авторизация


Еще бы в шляпу три пера... 03-03-2025 15:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!


3422645_33b13d98 (75x54, 47Kb)
Аньоло Гадди. Святая Елена: фрагмент в базилике Санта-Кроче "Легенда об Истинном Кресте".
Идея украшать головной убор перьями - яркой и желательно высокой деталью - появилась еще в древности. Уже у Гомера упоминаются развевающиеся на ветру гребни боевых шлемов, а ведь Троянская война относится к 13 в. до н.э.
 
В средние века украшение головного убора перьями также было распространено. Рыцари крепили на шлемы плюмажи из перьев, в том числе уже просто для красоты. Кстати, именно как элемент воинской формы, султаны из перьев сохранились дольше всего – вплоть до 19 в. Кивера, треуголки и двууголки украшались перьями и султанами, по которым можно было быстро узнать бойца того или иного полка.
Последний из иранской династии Каджаров - Ахмад шах (Насер ад-Дин Шах Каджар).
Вайра - характерная шляпа с боковым султаном из перьев глухаря или фазана - это элемент парадной формы берсальеров, легкой мобильной пехоты, появившейся в 1836 г. в Сардинском королевстве. Берсальеры - это, по сути, снайперы (от bersaglio — «мишень»). Вайра предназначалась для того, чтобы хоть как-то защитить шею солдата от прямого сабельного удара. и носилась особым образом, набекрень, чтобы полностью закрыть мочку правого уха.
Джорджио Зоммер .Фото берсальера, 1860-е гг.
Джорджио Зоммер .Фото берсальера, 1860-е гг.
Веками пользовались большим спросом шикарные эгретки (длинные брачные перья белых цапель). Они украшали не только кивера и шлемы военных, но и женских шляпы и украшения. Перья аиста и цапли называли "марабу", райской птицы - "эспри". Но и те и другие были слишком дороги, поэтому многие мастера перешли на более доступный подручный материал - перья сорок, голубей, подкрашивая их.
 
Считается, что «мирную» моду на шляпы с перьями ввел Маттеус Шварц - главный бухгалтер аугсбургского торгового дома Фуггеров. 10 мая 1521 г. известный модник, желая поразить воображение императора Священной Римской империи Карла V, надел головной убор с белыми и красными страусовыми перьями, которые соответствовали геральдическим цветам Австрии. Так перья на несколько столетий стали важнейшим атрибутом нарядной и повседневной одежды. Ношение перьев считалось настолько важным, что в 1573 г. во фламандско-французский словарь Плантена вошло слово для описания людей, которые предпочитали не носить шляпы с перьями, с дословным переводом «бесперые люди». Перья попугаев и страусов были признаком особого шика, а люди с более скромными запросами обходились перьями журавлей, ласточек и других местных птиц. В результате повальной моды за следующие триста лет в Европе исчезли некоторые виды птиц (в основном – цапли и журавли).
Маттеус Шварц в головном уборе c перьями 10 мая 1521 г., изображение из его собственной Книги модной одежды.
Маттеус Шварц в головном уборе c перьями 10 мая 1521 г., изображение из его собственной Книги модной одежды.
Байкокет — это стиль шляпы, который был моден как у мужчин, так и у женщин в Западной Европе с 13 по 16 вв. У него широкие поля, загнутые сзади и заостренные спереди, как птичий клюв. По-французски из-за этого сходства его называют chapeau à bec . Первоначально шляпу носили дворяне и члены королевской семьи, а затем и растущий класс купцов. Байкокет также часто украшали перьями. Сегодня его обычно ассоциируют с головным убором Робин Гуда (хотя это и неправильно). А на сленге российских реконструкторов эта средневековая войлочная шляпа называется термином «тиролька».
Робин Гуд. Иллюстрация к роману.
Робин Гуд. Иллюстрация к роману.
Во многих восточных культурах также принято украшать головные уборы целыми пучками перьев. Так, например, у Чингизидов шапки были украшены целой системой перьев цапли или хвостов фазанов-петухов, основание для которой служили металлические навершия. Головные уборы такого
типа назывались орбелге (örbelge). У Фазлуллаха Рашид-ад-дина
в Джами-ат-таварих в рассказе о неповиновении Новруза, "..хождении [его] к Кайду - хану и прибытии обратно для битвы.." описывается сцена оплакивания, в которой упоминаются шапки украшенные перьями: "Когда Газан-хан прибыл в Семнан, эмиры посовещавшись, доложили Газан-хану о событии с Аргун-ханом. Царевич исполнил обряды оплакивания и приказал, по монгольскому обычаю, снять с шапок перья».
Парадная сцена раздачи воинских поясов. Миниатюра. Тебриз, Иран, нач. 14 в.
Парадная сцена раздачи воинских поясов. Миниатюра. Тебриз, Иран, нач. 14 в.
Саукеле – это один самых красивых головных уборов казахов, который надевали невесты. В народе верили, что он обладал огромной сакральной силой, оберегал девушку от дурных взглядов и сглаза. Высокий конусообразный верх саукеле, изготовленный из белого войлока, обтягивали бархатом или тончайшим шелком и обязательно украшали драгоценными камнями, серебряной инкрустацией, золотом, мехом соболя, норки или лисицы. Считалось, что серебро обладает защитной силой. Казахи также верили и в магическую функцию камней: коралл оберегает от порчи и сглаза, рубин – от злой магии и душевного уныния, сердолик – символ благополучия и радости и так далее. Ну а поверх саукеле прикреплялись перья филина, они должны были уберечь невесту от злых духов. Чем зажиточнее был отец девушки, тем роскошнее он старался подготовить саукеле для дочери. Известно, что к концу 19 в. искусный зергер мог получить за него до 1000 рублей, а это целый табун породистых скакунов.

 

Источник

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Еще бы в шляпу три пера... | ТаМаРа_ТАРАНЬжина - Вся правда об Иуде Искариоте! | Лента друзей ТаМаРа_ТАРАНЬжина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»