[376x480]
Был вчера на интересном концерте: парные произведения Перголези (Концерт для скрипки) - Стравинский «Пульчинелла», сюита из музыки балета на основе тем, фрагментов и пьес Дж.-Б.Перголези ,
Шнитке - «(Не)сон в летнюю ночь» (Не по Шекспиру) и Мендельсон - «Сон в летнюю ночь» .
Представляю два произведения из четырёх, записанные с хоров Большого Зала Филармонии Санкт-Петербурга.
Джованни Батиста Перголези итальянский скрипач, органист и композитор.
Родился 4 января 1710 года в Jesi (Анкона) Италия, умер 16 или 17 марта 1736 года в Поццуоли (Неаполь) Италия.
Джованни Батиста Перголези
Концерт для скрипки с оркестром си бемоль мажор
1. Allegro
2 . Largo
3. Allegro
Дирижёр Всеволод Полонский, Александра Коробкина - скрипка
Шнитке - «(Не)сон в летнюю ночь» (K)ein Sommernachtstraum (Не по Шекспиру) (1985)
Музыка пьесы такова, что действительно непонятно, сон ли все происходящее или столь странная реальность. Странные инструментальные сочетания - то романтические (скрипка и фортепиано), то барочные (флейта и клавесин). Странные музыкальные темы - то почти шубертовские, то - изящные до-мажорные моцартовские.
Милая тема a la Гайдн за 5 минут претерпевает все возможные видоизменения, включая сумасшедший марш, беззаботную арию и похоронную мелодию.
[400x279]
Лев Маркиз, дирижер, скрипач о Шнитке:
- Альфреду Шнитке 24 ноября 2014 года исполнилось бы 80 лет. Накануне я провел бессонную ночь, вспоминая этого необыкновенного человека. Передо мной ожил Альфред 1960-х - красивый, молодой, с манерами природного интеллигента и аристократа. Тогда я впервые услышал его скрипичную сонату, исполненную нашим другом Леней Полеесом. Но настоящая наша встреча произошла после моей эмиграции: мы провели в тесном контакте всего неделю, хотя всегда я чувствовал глубокое душевное родство с этим замечательным человеком. В 1980-е я участвовал в проекте Роберта фон Бара, главы шведской фирмы BIS - поклонника Шнитке, предложившего мне записать ряд его произведений. И вот в солнечный осенний день мы с директором симфонического оркестра Мальме едем встречать Шнитке с женой, прилетающих на запись Альтового концерта и нескольких оркестровых сочинений. Альфред, к тому времени оправившийся от первого инсульта, был в хорошем настроении. Мы интенсивно работали, говорили обо всем на свете, шутили, обсуждали перемены в Москве. (С трудом представляю Шнитке в теперешней России...)
На записях Альфред был сдержан и молчалив, никогда не вмешивался в детали. Тем удивительнее его гипнотическое воздействие на чудесную Нобуко Имаи, дирижера и оркестрантов! И с другими солистами, с которыми мы записывали Шнитке, не возникало проблем - музыка Альфреда объединяла. Его трагическая жизнь, уникальная сила воли и стремление созидать подарили нам множество удивительных страниц, запечатлевших драму нашего существования в этом не лучшем из миров. Мне дорога музыка Шнитке и навсегда останутся со мной Четвертая симфония и Третий скрипичный концерт, In memoriam и Трио-соната, Концерт для хора и "Лабиринты", Альтовый и Виолончельные концерты, "Гоголь-сюита" и Кончерти гросси: все, к чему я смог прикоснуться своими руками благодаря моему другу Альфреду Шнитке. Когда то я был на четыре года старше - сейчас намного больше, к великому сожалению. Он мог бы так много еще сделать...