# # #
Грустным, но вполне объяснимым следствием подобной реакции на отчет врача со стороны научного сообщества стало вот что. Чуть ли не единственным местом – помимо круга ближайших родственников в семье – где к рассказам Александера отнеслись всерьез и без недоверчивых ухмылок, оказалась церковь.
То есть грустно не то, конечно, что нашлись добрые люди, отнесшиеся к преображению ученого с интересом и пониманием, а то, что доктор по этой причине зачастил к попам в храм. Где звуки органа напоминают ему о вдохновенном звучании посещенного им «рая», а разноцветные окна витражей – о ярких и глубоких цветах потустороннего мира. Иначе говоря, примерно как в известном анекдоте, человек пошел разыскивать ответы не там, где ключи потеряны, а там, где искать кажется посветлее.
Какие именно ответы на данный счет способна предложить человеку религия, известно довольно давно. Хорошо известно и то, что людей с критическим и рациональным научным мировоззрением – но без личного опыта Александера – эти ответы категорически не устраивают. (Не говоря уже о том, что конкретные официальные представители религиозных институтов сами в массе своей живут на основе принципов, которые совершенно не соответствуют основам их религии. Хотя приличных людей и там хватает. Как и повсюду, впрочем...)
Обнадеживает тут одно. Особенность текущего момента в истории науки оказывается такова, что ныне физикой и математикой накоплен уже не просто достаточный, а можно сказать избыточный комплекс материалов и инструментов для радикального обновления. Иначе говоря, для достраивания научной картины мира до более адекватной модели, объединяющей материю и сознание в одно органичное, естественно развивающееся целое.
По отдельности компоненты этой единой структуры уже изучены весьма глубоко и чуть ли не всесторонне. Физика жидких кристаллов и мембран в основах жизни биологической клетки, математические подходы к описанию работы многомерного ветвящегося сознания, теория струн для микромира как путь к постижению многомерной структуры пространства-времени в макромасштабах вселенной, гидродинамические эффекты как фундамент оптического квантового компьютера и памяти космоса, голографическая виртуальная реальность, наконец...
Можно сказать, дело осталось совсем за малым. Научиться смотреть на все эти результаты как на разные стороны единой конструкции. И увидеть, наконец, что наука в действительности уже вполне способна давать рациональные и надежно обоснованные – то есть «естественные» – объяснения чуть ли не для всех «сверх-естественных» явлений, так или иначе связанных с загадками нашего сознания.
Более того, помимо инфотехнологических основ телепатии, ясновидения и прочей парапсихологии, науке определенно есть что рассказать и о голографическом устройстве «загробного мира». Теперь уже именно ученые могут компетентно и популярно объяснить всем истово верующим, почему они после смерти и впрямь попадают в такие миры, которые описаны в их религиозных писаниях.
То есть почитающие превыше всех Иисуса там вполне реально могут оказаться в своем христианском «раю». Мусульмане – на тех «небесах», о которых написано в сурах Корана. Праведные индуисты, буддисты, иудеи и так далее имеют все шансы от души пожить в мирах блаженства, которые обещает им их религия.
Ну а приличные люди-атеисты, аналогично, имеют хорошие шансы попасть в такую реальность, которая соответствует их собственным представлениям об отдыхе, приятном почти во всех отношениях (кроме, быть может, того, что рано или поздно от непрерывного блаженства практически любого начнет тошнить и захочется перемен)...
Естественно, науке вполне по силам разъяснить и другие аспекты реальности, свойственной потусторонней жизни. В частности, и то, почему люди нехорошие – в этом мире живущие преступлениями – после смерти физического тела обретут «там» отнюдь не покой и отдых. Однако психотерапевтические аспекты небыстрого «космического самоисцеления» подобных пациентов определенно находятся за рамками настоящего обзора.
Здесь же более логично вернуться к физическим аспектам потусторонней реальности. Например, представляется полезным чуть подробнее разобрать, почему цвета того мира выглядят для нас намного более яркими и насыщенными. Ибо этот хорошо известный (от «путешественников» вроде Ибена Александера) и многократно подтверждаемый эффект имеет самое непосредственное отношение как к архетипическому образу бабочки вообще, так и, в частности, к «реке жизни из миллионов бабочек», сильно впечатлившей нейрохирурга в коме.
Люди, интересующиеся научным прогрессом, наверняка наслышаны, что ученые ныне все чаще и чаще вглядываются в живую природу – надеясь отыскать там вдохновение и подсказки для развития наиболее продвинутых материалов или технологий со множеством заманчивых практических приложений. Подобного рода исследования с некоторых пор обобщенно именуются «биомиметика».
Так вот, среди великого разнообразия всевозможных конструкций живой природы, особо примечательной структурой, в последние годы ставшей предметом тщательного изучения в биомиметике, является крыло бабочки.
Как поясняют этот обостренный интерес сами ученые, крылья бабочек – не всех, но некоторых из их видов – имеют целый ряд очень любопытных свойств. Эти особенности делают их крайне привлекательными для изучения среди исследователей, работающих на самых передовых рубежах оптики – от продвинутых волноводов, маломощных лазеров и нового класса дисплеев до квантового оптического компьютера и голографической памяти.
Специфика устройства бабочкиных крыльев такова, что там имеется регулярной структуры массив, образованный рассеивающими свет элементами. Благодаря такой регулярной решетчатой наноструктуре крыло бабочки всегда отражает примерно одну и ту же волну света – в независимости от того угла, под которым свет падает.
Если пользоваться терминологией ученых, то подобного рода крылья бабочек демонстрируют характеристики так называемой «структурной окраски», а не обычных «химической». Куда больше всем знакомая химическая окраска – или внутренне присущий цвет конкретного химического вещества – объясняют как рассеяние света в одном диапазоне волн и поглощение волн из прочих частей спектра. Применяемые всеми красители, скажем, имеют именно такого рода внутренне присущий им химический цвет.
Структурная же окраска устроена иначе. Когда свет – содержащий в себе все цвета спектра – падает на такой объект, то сквозь него проходят почти все длины волн, за исключением очень узкого диапазона, который отражается назад. Вот этот отраженный свет и есть тот самый цвет объекта, который мы видим. Сама отражающая решетка, по сути, является бесцветной, но поскольку диапазон отражаемых ею длин волн здесь очень узкий, то цвет получается особенно чистым, насыщенным и интенсивным.
Иначе говоря, изучая устройство крыльев бабочки, ученые установили, что рассеивающие элементы, порождающие столь насыщенные цвета – это в чистом виде натуральные «фотонные кристаллы». Совершенно замечательные свойства структур под названием фотонные кристаллы физики изучают на протяжении примерно лет уже двадцати, но по преимуществу в теории – методами математических расчетов и компьютерных моделей.
Потому что на практике речь идет о создании регулярных пространственных структур настолько мелких масштабов, к которым современные нанотехнологии только-только начинают подступаться. А вот на крыльях у бабочек именно такие фотонные кристаллы тончайшей 3D-структуры вырастают естественном образом.]BV[
Для того, чтобы стало понятнее, почему именно это направление исследований сегодня так сильно интересует и волнует ученых, можно сказать, что для оптики фотонные кристаллы – это по сути то же самое, чем оказались полупроводники для развития электроники. И даже более того.
Потому что исключительно на основе фотонных кристаллов и света, как уже установлено, можно не только реализовать принципиально важные для инфотехнологий явления полупроводимости, сверхпроводимости и оптических изоляторов, но и делать это с куда меньшими затратами энергии, и практически без выделения тепла (бич современных полупроводниковых технологий).
Но и это далеко не все. Помимо того, что новые процессоры, дисплеи и устройства памяти можно создавать на основе «твердых» фотонных кристаллов, в принципе нет препятствий и для реализации того же самого на основе жидкокристаллической среды. Причем такого рода эксперименты с жидкими кристаллами демонстрируют и определенные преимущества «жидкого» подхода.
Ну а самое примечательное, что фотонные кристаллы можно создавать и вообще без вещества – только на основе света и эффектов интерференции, порождающих в пространстве желательные структуры с соответствующим распределением энергии. На основе этой концепции, в частности, учеными уже освоен метод «трехмерной голографической литографии» – что позволяет «материализовать» в веществе (полимерный фоторезист) чисто оптическую голограмму фотонного кристалла нужной конфигурации.
Рассматривая эти результаты в общем контексте «голографической вселенной» несложно сообразить, наверное, что подобные эксперименты, по сути дела, это еще и моделирование так называемых морфогенетических процессов. То есть того, как саморазвивающееся голографическое сознание формирует и структурирует окружающую нас «твердую» реальность.
В этом же контексте следует также упомянуть и еще одно важное направление экспериментов – управление свойствами и характеристиками фотонных кристаллов. Делается это либо с помощью звука (фонон-фотонные кристаллы), либо через внешние воздействия магнитным полем (магнито-фотонные кристаллы).
Иначе говоря, переводя всю эту физику оптических схем в термины функционирования памяти, распознавания образов и принятия решений, можно выстраивать вполне конкретные модели для работы голографических структур нашего сознания. А также, ясное дело, и сознания любых других форм материи. Вплоть до элементарных схем «естественного интеллекта» у атомов и молекул.
С идеей естественного интеллекта оказывается неразрывно связана идея древовидной «естественной иерархии», рассмотренная ранее в разделе про p-адические числа. Ибо – с математической точки зрения – важнейшей особенностью любой формы сознания в природе является ее непременная «встроенность» в какую-то более общую (и естественно, «более мудрую») структуру из ветвей следующих уровней.
В коллективном сознании человечества для передачи и постижения этой идеи давным-давно наработан, конечно же, и соответствующий архетипический символ – образ птиц, сидящих на ветвях дерева жизни. Но только птиц далеко не простых...
___
Внешние ссылки:
]EA[. Eben Alexander. "Proof of Heaven: A Neuro-surgeon’s Journey into the Afterlife". Simon & Schuster, 2012
]FM[. Frederic W. H. Myers. "Human Personality and Its Survival of Bodily Death", 1903
]EB[. Cм., к примеру, Elsa Barker. "Letters From a Living Dead Man", 1914 (Эльза Баркер, «Письма живого усопшего»)
]OL[. Oliver Lodge, "Raymond, or Life After Death", 1916
]LL[. Лев Ландау. "Буржуазия и современная физика". Известия ВЦИК, 23 ноября 1935
]MS[. Michael Shermer. "Proof of Hallucination. Did a neurosurgeon go to heaven?" Scientific American, April 2013
]BV[. Laszlo Peter Biro and Jean-Pol Vigneron. «Photonic nanoarchitectures in butterflies and beetles: valuable sources for bioinspiration«. Laser Photonics Rev. 5, No. 1, 27–51 (2011)