*
Кстати говоря, относительно передачи знаний через вибрации барабанной мембраны имеется еще одна, куда более современная, достоверная и в то же время весьма поучительная история.
Ричард Фейнман, выдающийся физик-теоретик XX столетия, в отличие от многих других своих знаменитых коллег, вроде Бора, Шредингера или Оппенгеймера, никогда не отличался интересом ни к древнему восточному мистицизму вообще, ни к культуре и философии индуизма в частности.
Но при этом Фейнман всегда был очень неравнодушен к барабанам, сам был весьма недурным исполнителем на ударных инструментах и коллекционировал записи с ритмами народов планеты.
В молодые же годы, работая над созданием атомной бомбы в довольно скучных условиях засекреченного Лос-Аламоса, физик развлекался тем, что по ночам, бывало, один уходил с индейским бубном в лесок неподалеку и там, под луной и звездами, вдохновенно отдавался шаманским танцам и песнопениям...]RF[
Много лет спустя, когда в США готовилось к печати самое первое издание «Фейнмановских лекций по физике», издательство поинтересовалось у автора, что бы он хотел видеть на обложке своей работы. Следует отметить, что дело происходило в начале 1960-х годов, когда в науке физике (несекретной, по крайней мере) еще и речи не было о концепции вселенной как мира на мембране. Однако Фейнман в качестве обложки почему-то заказал картинку, отсылающую именно к этой идее.
Если чуть конкретнее, то ученый предложил изобразить на обложке барабан, на мембране которого под действием вибраций появляются математические графики и диаграммы, иллюстрирующие действие физических законов...
Ныне остается только предполагать, к каким открытиям и свершениям могла бы подтолкнуть эта выразительная обложка-подсказка последующие поколения ученых, коль скоро «Фейнмановские лекции» довольно быстро стали в мире своего рода эталоном учебного курса по физике. Но ничего подобного, увы, не произошло.
По причинам, оставшимся неизвестными, книжное издательство проигнорировало пожелание автора и выпустило его лекции с самой простой красной обложкой и без всяких рисунков. Ну а дабы обозначить внимание издательства к идеям автора, в предисловии поместили довольно нетипичную фотографию ученого – где он снят играющим на барабанах.]FL[
*
Абсолютно достоверно известно, что Ричард Фейнман в силу особенностей своего характера уделял чрезвычайно большое внимание графической символике. Например, собственную машину он отдавал в мастерскую для специальной окраски, чтобы ему нанесли на борта «фейнмановские диаграммы». То есть одно из самых важных научных достижений физика, которое благодаря мощной графической компоненте стало как бы его авторской подписью.
Поэтому не приходится сомневаться, что если Фейнман задумал поместить на обложку своего монументального труда некий необычный рисунок, то он делал это отнюдь не случайно. Но вряд ли мы когда-нибудь узнаем, почему ученый не только смирился, когда его пожелание проигнорировали, но и никогда впоследствии уже не пытался реализовать свой замысел – несмотря на переиздания и гигантскую популярность «Фейнмановских лекций» в мире.
Проводя несколько неожиданную, быть может, для кого-то параллель, примерно так же мы почти наверняка уже не узнаем и причину того, почему другой нобелевский лауреат-физик, Вольфганг Паули, вдруг резко свернул работу над величайшим открытием своей жизни, впал в сильнейшую депрессию и вскоре умер от быстротечного рака.[1C] (Фейнман, кстати, в соответствующий период также заболел раком, но к счастью болезнь удалось вылечить – на некоторое время.)
Нет смысла гадать, что за драмы происходили в те моменты жизни в умах и сердцах великих ученых. Но в этой связи определенно есть смысл вспомнить об одном из друзей Вольфганга Паули, выдающемся математике по имени Хайнц Хопф.
Как соседи и приятели, Хопф и Паули, можно напомнить, любили бродить-беседовать в пригородных лесах Цюриха, обсуждая разные философские и научные проблемы. При разговорах этих, ясное дело, никто больше не присутствовал, но практически наверняка можно гарантировать, что одной из тем их горячего обсуждения непременно была и вот такая.
По воспоминаниям коллег и студентов, Хайнц Хопф часто задавал им один и тот же провокационный вопрос: «Представьте, что вам предложили – в качестве подарка – решение всех математических проблем. Но только при единственном условии, что вы никому об этих решениях не расскажете. Вот вы приняли бы такой подарок?».]BE[
Лично для Хопфа, как известно от его окружения, ответ на подобный вопрос был совершенно однозначным: «Нет, никогда и ни за что». Но вот что касается его друга Паули (а также, вероятно, и Ричарда Фейнмана, и Джона фон Неймана, и ряда прочих выдающихся ученых с большими связями в кругах секретной науки ВПК США), то тут с ответом на вопрос далеко не все так однозначно…
*
Важнейшим ключом к той загадке, что скрывается за историей о главном и необъявленном открытии Вольфганга Паули, является фраза из его открытки к старому другу Вернеру Гейзенбергу: «Раздвоение и уменьшение симметрии – вот где собака зарыта!»…
Возвращаясь к богатому символизму Шивы Натараджи, пора отметить, что помимо отчетливо выраженного «раздвоения вселенной» в образе двух-мембранного барабана дамару, вся картина Космического Танца явно подчеркивает несимметричность композиции.
Для того, чтобы стало понятнее, почему выразительно асимметричный перенос левой руки и левой ноги Шивы на правую сторону так важны с точки зрения физики (а также для попутного раскрытия некой ужасной государственной тайны, ясное дело…), полезно сразу отметить, что асимметрия – это первый признак условий для перемещения энергии в неравновесной системе. А затем напомнить одну странную историю. Или сюжет о поразительной слепоте человека, придавленного собственными догмами.
Все мало-мальски грамотные люди наверняка наслышаны, что в замкнутой физической системе вечный двигатель невозможен. Но при этом наука физика не имеет абсолютно ничего против того, что водяное колесо, погруженное в речной поток, может крутиться по сути дела вечно – пока не отвалятся лопасти или не слетит ось. С таким «вечным двигателем» у науки полный порядок – ведь в этом случае энергия поступает в систему извне.
А теперь задайте любому ученому физику наивный вопрос: откуда берется та неисчерпаемая энергия, что обеспечивает осцилляции и вечное вращение всех частиц – как вокруг их собственной оси, так и по орбитам внутри атома?
Хотя в школах и университетах этому не учат, правда заключается в том, что современная наука не имеет ни малейшего понятия о происхождении и природе энергии, обеспечивающей этот нескончаемый космический танец.
И если в замкнутой системе атомов или частиц вечный двигатель невозможен, но при этом совершенно очевидно, что вечное движение имеется, то несложно постичь, наверное, как выглядит простое и естественное разрешение этого парадокса.
Наблюдаемая нами вселенная не является замкнутой физической системой. Она постоянно подпитывается энергией извне, благодаря чему живут и функционируют не только все частицы материи, но и повсюду происходят процессы самоорганизации, свойственные диссипативным (рассеивающим энергию) системам на грани порядка и хаоса.
Но из этого почти самоочевидного факта естественным образом следуют такие выводы, сделать которые людям оказывается чрезвычайно непросто.
Во-первых, прежде всего, это означает, что все мы в буквальном смысле сидим на источнике даровой, в принципе неисчерпаемой и абсолютно чистой энергии.
Во-вторых, чтобы начать ее получать в любой точке пространства, достаточно лишь чуть-чуть внимательнее присмотреться, как черпают эту энергию для своего танца частицы материи. Все ответы у природы давно имеются – надо лишь задаться правильными вопросами.
Ну а в-третьих – судя по глухим умолчаниям, десятилетиями окружающим некоторые любопытные физические феномены вроде васцилляции Хайда – кое-кто в секретных научных лабораториях уже давным-давно подобными источниками даровой энергии располагает. Вот только делиться этим счастьем с остальным человечеством им, похоже, абсолютно не хочется… (подробности см. тут: [43][46][53][56][67]).
*
Разбираться с тем, насколько далеко сумела уйти глубоко засекреченная наука США относительно результатов открытой мировой науки – это дело, может, и интересное, но при отсутствии достоверных фактов совершенно пока бессмысленное.
Куда больше смысла видится в том, чтобы самостоятельно двигаться дальше – к полному объединению сознания и материи. Без предрассудков опираясь как на опыт открытых научных исследований, так и на прозрения древних религий.
Для полноты картины в этой связи полезно хотя бы немного упомянуть о «физических аспектах мира» в религиозных представлениях коренных народов Центральной Америки. Как и во всех прочих религиях мира, древние тольтеки, ацтеки, майя и прочие народы доколумбовой Америки отождествляли силы и явления природы с различными антропоморфными божествами и/или птицами-животными.
Здесь же интерес представляют отличительные особенности трех (когда требуется, то четырех) главных божественных братьев, известных под именами Кецалькоатль, Тескатлипока и Уицилопочтли (плюс Шипе Тотек, если нужен четвертый персонаж).
Наиболее известный из этих богов, Кецалькоатль или «Пернатый змей» в дословном переводе, – это непременный культурный герой всякой мифологии, давший людям знания, ремесла и все остальное, что требуется для превращения диких племен в цивилизацию. О таких героях человечества следует говорить отдельно и подробнее в другом месте.
Образ другого бога, по имени Тескатлипока или «Дымящееся зеркало», непосредственно связан с сотворением мира, по своим функциям ближе всего образу Шивы индусов, поэтому одновременно выступает то в гневных, то в благодетельных ипостасях – как сама природа.
[показать]Одна из важнейших особенностей образа Тескатлипоки – его подчеркнутая асимметричность: у бога есть только левая нога, а вместо второй, правой ноги изображали либо зеркало, либо змею. Важная космическая роль зеркала и общее представление о вселенной как о «зале зеркал», можно напомнить, характерны для буддийской школы Хуаянь [61], а в современной науке – для додекаэдрической модели Ж.-П. Люмине и Джефри Уикса. [62]
Другой брат и часто двойник-сотоварищ Тескатлипоки – это бог Уицилопочтли, несколько неожиданное имя которого переводится как «Колибри-левша». То есть уже в самом названии божества закодированы и левая асимметричность природы, и отсыл к двухкрылой птице вообще, и к необычной способности колибри зависать в воздухе, в частности.
Хотя имелся еще и четвертый брат Шипе Тотек (чье имя лучше расшифровывать в другом месте), почитавшие их народы в процессе синкретизации своих богов без особых проблем сводили всех братьев к четырем ипостасям одного божества. Которого обобщенно именовали Тескатлипокой, а его разные персонификации различали по цветам (Черное, Синее, Красное и Белое «Дымящиеся Зеркала»), связывая каждую из ипостасей с соответствующими сторонами света и временами года.
Характерной особенностью в образе всех четырех братьев, сотворивших мир, было то, что на груди у каждого висело подвешенное с помощью ленты круглое кольцо – или «символ вечности» и замкнутости пространства-времени.
В этой связи, дабы наглядно соотнести символизм древней религии с историей современной физики, можно напомнить «Великое видение о Часах мира» Вольфганга Паули [14]. А заодно декодировать последнюю нерасшифрованную деталь этого сна.
Горизонтальный круг циферблата в часах вселенной был разбит на четыре сектора, каждый из которых имел собственную окраску. В каждом из секторов стояло по человечку, державшему маятник – символ вечного хода часов мира…
И еще один – топологический – нюанс в ту же тему. В развитой додекаэдрической модели вселенной, представляющей конструкцию космоса в виде сдвоенного футбольного мяча, есть одна специфическая особенность. Две вложенных друг в друга поверхности римановой сферы топологически эквивалентны одной поверхности тора благодаря тому, что в конструкции «мяча» имеются четыре отверстия-стяжки – или «четыре стороны света» – обеспечивающие единство (т. е. единую поверхность) раздвоенного мира…[6D]