Ляля Черная. Настоящее имя - Надежда Сергеевна Хмелева (урожденная Киселева). Родилась 15 февраля 1909 года в Нальчике - умерла 2 сентября 1982 года в Москве. Советская актриса театра и кино, танцовщица, исполнительница цыганских песен и романсов. Заслуженная артистка РСФСР (1960).
Надежда Киселева, ставшая широко известной как Ляля Черная, родилась 15 февраля 1909 года в Нальчике.
Имела русские и цыганские корни.
Отец - Сергей Алексеевич Киселев, московский дворянин.
Мать - Мария Георгиевна Полякова, цыганка, певица и танцовщица Стрельненского цыганского хора И. Лебедева.
Ее семья была очень состоятельной.
В доме Киселевых часто принимали гостей из числа высших кругов, также бывали артисты. Как-то один из гостей отца, увидев маленькую Надю, воскликнул: «Ой, какая лялька». И с той поры все близкие и знакомые стали называть Надежду этим именем - Ляля. А из-за смуглой кожи к ней приклеилось прозвище Черная.

Впоследствии она решила взять себе соответствующий сценический псевдоним - Ляля Черная. Петь и танцевать научилась у своей матери. Уже в 13 лет она впервые вышла на сцену, в тот момент - как плясунья. Выступала с хором московских цыган Егора Полякова в ресторане «Арбатский подвал». В возрасте 15 лет Ляля Черная была настоящей знаменитостью и выступала с популярным в те годы хором Егора Полякова на эстраде. Часто принимала участие в тематических концертах, посвященных цыганскому пению, которые проводились каждый год в Колонном зале, Большом и Экспериментальном театрах. Исполняла цыганские народные и бытовые песни: «Я цыганкой родилась», «Серьги-кольца», «Садо-виноградо», «На заре не слышу», «Не уезжай» и другие.

Особенно поражали зрителей её пляски, отмеченные богатством ритмов, музыкальностью и пластичностью. С 1931 года, со дня основания театра «Ромэн», Ляля Черная выступала на его сцене. В своем первом спектакле «Утро и вечер» сыграла эпизодическую роль, однако вскоре благодаря яркому артистическому дарованию стала ведущей актрисой этого театра. Ляля Черная в молодости Театральные работы Ляли Черной: «Жизнь на колёсах» А. Германо - Грина; «Цыгане» по произведениям А. Пушкина - Земфира; «Кровавая свадьба» Ф.Гарсиа Лорки - Невеста; «Кармен из Трианы» И. Ром-Лебедева по мотивам новеллы П. Мериме «Кармен» - Кармен; «Чудесная башмачница» Ф.Гарсиа Лорки - Башмачница; «Все о тебе» А. Афиногенова - Люба; «Дочь шатров» И. Ром-Лебедева - Инка; «Грушенька» по повести Н. Лескова - Грушенька; «Верность» Л. Григорьева, И. Луковского - Таня; «Лачи» Р. Тихомирова по мотивам романа Кришана Чандра «Одна девушка и 100 мужчин» - Роши. Особенно полюбилась зрителям Грушенька Ляли Чёрной в спектакле «Грушенька» по повести Н. Лескова «Очарованный странник», который шел на сцене театра более 1000 раз.

Ляля Черная покоряла публику своей неповторимой красотой, изяществом, пластичностью и подлинным цыганским темпераментом. Во время войны выступала с фронтовыми бригадами перед бойцами. Была награждена медалью «За оборону Кавказа». Послевоенные годы оказались для актрисы самыми плодотворными. Ляля много играет и много выступает с концертами. Она находится в пике своей славы. Она красива, полна сил, она желанный гость и на светских вечеринках, и на праздниках, устраиваемых на правительственном уровне. Ляля Черная записала на диски песни и романсы в собственной обработке «Когда цыганка говорит» (старинный цыганский напев), «Я хочу умереть, не любя» (муз. Я.Фельдмана, ст. Л. Печорина), «Мой костер» (ст. Я. Полонского) и др. Огромное влияние на ее творческую судьбу оказали мужья - Михаил Яншин и Николай Хмелёв, выдающиеся актеры Московского Художественного театра. Когда актриса была мало занята в текущем репертуаре, она с большим энтузиазмом передавала свой опыт молодым артистам, уделяя им много внимания и душевного тепла. Заслуженная артистка РСФСР (08.03.1960). В 1972 году Ляля ушла из театра. Она иногда ездила с концертами, но всё реже и реже. Последний свой концерт Ляля дала в Театре Эстрады за год до своей смерти. Едва ли не до последних месяцев жизни Ляля Черная с огромным успехом участвовала в разного рода эстрадных концертах с исполнением цыганских народных песен и романсов. Ляля Черная в кино

Сниматься начала в 1935 году, дебютировав в драме «Последний табор» в роли Альты. Цыганские песни в ее исполнении «Бродяга» и «Ты, ветер» из этого кинофильма стали очень популярны. Ляля Черная в фильме "Последний табор" Позже время от времени снималась в кино, появившись в лентах «Огонь», «Белый круг», «Табор уходит в небо», «Расколотое небо», «Краткое наставление в любви» и др. Ляля Черная в фильме "Табор уходит в небо" Умерла 2 сентября 1982 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище , рядом с мужем Николаем Хмелевым.
Личная жизнь Ляли Черной: Неоднократно была замужем. Первый муж - Иван Иванович Ром-Лебедев (настоящая фамилия Лебедев; 1903-1991), советский актер, драматург и гитарист, цыганский писатель. Заслуженный артист РСФСР и заслуженный деятель искусств РСФСР. Иван Лебедев был среди выдвинувших предложение о создании цыганской театральной студии, всю свою жизнь посвятил цыганскому театру «Ромэн». За время своей работы в театре он написал несколько десятков пьес, по некоторым из них ставят спектакли и сегодня. Второй муж - Михаил Михайлович Яншин (1902-1976), советский актер театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР. Поженились в 1934 году. В 1942 году она развелась с Михаилом Яншиным. Третий муж - Николай Павлович Хмелев (1901-1945), советский российский актер, театральный режиссер, педагог. Народный артист СССР, лауреат трёх Сталинских премий первой степени.

У них родился сын Алексей Николаевич Хмелёв (1943-2002), заслуженный работник искусств РФ. К слову, ее бывший муж Михаил Яншин стал крестным отцом сына Алексея. Хмелев умер 1 ноября 1945 года на 45-м году жизни во время генеральной репетиции спектакля «Трудные годы» А. Н. Толстого, в котором исполнял роль царя Ивана Грозного. После смерти Хмелева Ляля Черная осталась одна с маленьким ребенком на руках. Михаил Яншин, как мог, поддерживал ее. В Лялю Черную влюблялись многие мужчины. Она была из тех, кого в полной мере можно назвать «роковая женщина». В 1946 году, по свидетельству секретаря военного трибунала Якова Айзенштата, работник Военного трибунала Московского военного округа капитан юстиции Буря тратил большую часть полученных взяток на свою близкую знакомую, актрису Надежду Киселеву, в результате он был осужден на длительный срок. У нее был бурный роман с актером Евгением Весником, который был моложе ее на 14 лет. Ляля Черная ввела его в московскую богему.