• Авторизация


АНДЖЕЛИКО, ФРА БЕАТО (ГВИДО ДИ ПЬЕТРО) – НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ ВСЕХ ХУДОЖНИКОВ 11-03-2016 22:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Анджелико, фра Беато (Гвидо ди Пьетро) – небесный покровитель всех художников

ИТАЛИЯ


[показать]
Ангел из Благовещения 1450/1455
золото, темпера, дерево 33,0 х 27,0 см
Институт искусств, Детройт


[показать]
Дева Мария из Благовещения 1450/1455
золото, темпера, дерево 49,5 х 44,1 см
Институт искусств, Детройт


Не многие мастера изобразительного искусства удостаивались такого искреннего уважения при жизни и доброй памяти после смерти, как Фра Анджелико. Первые упоминания об этом удивительном итальянском художнике Раннего Возрождения относятся к 1417 году, когда он был известен, видимо, под своим настоящим именем Гвидо де Пьетро (будущий художник родился в местечке Виккьо вблизи Флоренции). К этому времени юноша хорошо овладел рисованием и делал первые шаги в живописном деле (достоверных сведений о его учителях ныне не существует). Около 1420 года молодой флорентинец, став членом монашеского католического ордена доминиканцев (братьев-проповедников), основанного в начале тринадцатого века для борьбы за религиозную чистоту, принял имя Фра Джованни да Фьезоле (брат Джованни из Фьезоле). Наконец, в историю живописи вошел как Фра Анджелико (дословно – «брат ангела») с более поздним добавлением – Беато (что соответствует католическому – «блаженный» или православному – «святой»).

[показать]
Благовещение 1440–1442
Фреска Музей Сан Марко, Флоренция


В первые годы монашества Фра Джованни, видимо, усердно изучал труды и жизни апостолов, Отцов Церкви, святых. Возможно, занимался иллюстрацией религиозных писаний (хорошая практика художника-рисовальщика просматривается в большинстве работ Фра Анджелико). Первой значительной работой художника считают его алтарный триптих Святой Петр Мученик (ок. 1427–1428), который он создал для своего монастыря во Фьезоле. Первая половина 1430-х годов стала временем становления художника Фра Анджелико. Он создает ряд композиций, где демонстрирует постановку перспективно-пространственных задач и переход к живописи, которую позже будут называть ренессансной. Среди его работ этого времени – Коронование Богоматери, Страшный суд, Мадонна Линайоли, Святая Анна с Марией и Христом, Благовещение, Снятие с креста, которые в наше время находятся в ведущих музеях мира.

[показать]
Алтарь святого Петра Мученика Около 1427–1428
дерево, темпера 137 х 168 см
Музей Сан Марко, Флоренция


К концу 1430-х годов Фра Анджелико перебирается со своей мастерской во Флоренцию, в перестроенный монастырь Сан Марко. В нем художник создает масштабную фреску Распятие, а также ряд композиций в помещениях и кельях монастыря (Благовещение, Преображение, Коронование Марии и многие другие), которые, по мнению автора, должны были внушать монахам великое благочестие.

В середине 1440-х годов Фра Анджелико по приглашению папы Евгения IV прибывает в Рим, где украшал многие помещения церквей и дворцов Ватикана (к сожалению, работы художника этого периода не сохранились). Вместе со своим учеником и помощником Беноццо Гоццоли в 1446– 1447 годах Фра Анжелико создавал фрески в кафедральном соборе в Орвието. Несколько позже художник, видимо опять со своими учениками и помощниками, снова работал в Риме, где выполнял заказ уже папы Николая V по росписям его капеллы в Ватикане. Фрески сделаны по мотивам жизни героев раннего христианства – святых Лаврентия и Стефана, перед которыми Фра Анджелико преклонялся. Некоторые росписи стен в капелле Никколина сохранились до наших дней.

[показать]
Благовещение. Кортонский алтарь Около 1433–1434
темпера, дерево 175 х 180 см
Музей Диочезано, Кортона (Епархиальный музей Кортоны)


Фра Анджелико, занимая видные должности в церковной иерархии (был настоятелем монастырей в Сан Доменико во Фьезоле и Сан Марко во Флоренции), общался с видными деятелями католичества своего времени – флорентийским архиепископом святым Антонием, папами Евгением IV и Николаем V, расширяя свои познания в религиозной и общественной жизни.

[показать]
Алтарь «Коронование Девы Марии» 1434–1435
дерево, темпера 112 х 114 см
Галерея Уффици, Флоренция


Работы художника наполнены простотой, особым трепетом, взывающим к молитве, к возвышенному. Фра Анджелико был думающим художником, хорошо знавшим работы своих предшественников и современников. Видимо, его привлекало творчество Мазаччо, хотя во многом он шел своим путем. Все же прежде всего Фра Беато Анджелико был религиозным художником, рукой которого, по преданию, водили Божественные силы, сообщая находящемуся в полузабытьи, с глазами, полными слез, мастеру небесные видения и их воплощения во фрески и алтарные картины. Некоторыми своими работами мастер словно подтверждал правдивость легенды. Такова фреска Благовещение в монастыре Сан Марко во Флоренции. Удивительная цельность и простота, золотистый свет второго плана придают творению Фра Анджелико одухотворенность и красоту. Наверное, в состоянии направленного к Богу экстаза художник создавал реальную нереальность, представленную в Короновании Марии из Сан Марко, где на облеченных в плоть и кровь святых снизошло с небес настоящее Божественное видение – в сияющих белых одеждах Иисус Христос и Богоматерь.


[показать]
Встреча святых Доминика и Франциска Ассизского
Около 1434–1435



Прекрасные и верные слова высказал о мастере большой русский поэт Николай Гумилев в написанном в 1912 году стихотворении Фра Анджелико (замечено, что поэты и художники очень близки друг к другу по мироощущениям). Фрагмент из него звучит так:


Пускай велик небесный Рафаэль,
Любимец бога скал, Буонарроти,
Да Винчи, колдовской вкусивший хмель,
Челлини, давший бронзе тайну плоти.
Но Рафаэль не греет, а слепит,
В Буонарроти страшно совершенство,
И хмель да Винчи душу замутит,
Ту душу, что поверила в блаженство
На Фьезоле, средь тонких тополей,
Когда горят в траве зеленой маки,
И в глубине готических церквей,
Где мученики спят в прохладной раке.
На всем, что сделал мастер мой, печать
Любви земной и простоты смиренной.
О да, не все умел он рисовать,
Но то, что рисовал он, – совершенно.


Под именем Фра Джованни да Фьезоле великий художник Возрождения был похоронен в Риме, в церкви Санта Мария сопра Минерва. В 1984 году состоялось заседание папского совета по культуре, посвященное жизни и творчеству Джованни да Фьезоле, на котором неповторимый религиозный художник был причислен к лику блаженных и провозглашен небесным покровителем всех художников.



[показать]
Лик Христа
Около 1435–1437



[показать]
Мадонна с Младенцем, ангелами и святыми. Алтарь Сан Доменико 1423–1424
темпера, дерево 212 x 237 см
Сан Доменико, Фьезоле



[показать]
Мадонна с Младенцем, святыми Домеником и Фомой Аквинским
1424—1430 Фреска 196 х 187 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург



[показать]
Мадонна Теней
Около 1443 Фреска



[показать]
Мученичество Святого Стефана. Побитие камнями
Фреска Капелла Николлина, Палаццо Пантифици, Ватикан



[показать]
Оплакивание Христа
Фреска



[показать]
Осуждение святого Лаврентия императором Валерианом. Мученичество святого Лаврентия 1447–1449
Фреска Капелла Николлина, Палаццо Пантифици, Ватикан



[показать]
Папа Сикст вверяет сокровища церкви святому Лаврентию. Святой Лаврентий, раздающий милостыню бедным 1447–1449
Фреска Капелла Николлина, Палаццо Пантифици, Ватикан



[показать]
Поклонение волхвов
Фреска 1440–1442



[показать]
Положение во гроб Около 1438/40
дерево, темпера 37,9 х 46,4 см
Старая пинакотека, Мюнхен



[показать]
Поцелуй Иуды 1440–1442
Фреска Музей Сан Марко, Флоренция




[показать]
Причастие Апостолов
Фреска Музей Сан Марко, Флоренция



[показать]
Проповедь святого Стефана 1447–1449
Фреска Капелла Николлина, Палаццо Пантифици, Ватикан



[показать]
Распятие со cвятыми 1440–1442
Фреска Музей Сан Марко, Флоренция



[показать]
Святой Петр причащает Стефана как дьякона. Святой Стефан, распределяющий милостыню 1447–1449
Фреска Капелла Николлина, Палаццо Пантифици, Ватикан



[показать]
Снятие с креста. Алтарь церкви Святой Троицы 1437–1440
Музей Сан Марко, Флоренция



[показать]
Страшный суд (Крылатый алтарь) Около 1395
Государственные музеи, Берлин



[показать]
Сцены из жизни Христа 1451–1452
Фреска



[показать]
«Не прикасайся ко мне» (Noli Me Tangere) 1440–1442
Фреска Музей Сан Марко, Флоренция



[показать]
Алтарь Боско а Фрати
Около 1450–1451
Музей Сан Марко, Флоренция



[показать]
Апостол Иаков освобождает от пут мага Гермогена
Около 1426–1429
дерево, темпера, золото 26,8 х 23,8 см
Музей искусства Кимбелла, Форт- Уэрт



[показать]
Благовещение 1440–1442
Фреска Музей Сан Марко, Флоренция



[показать]
Благовещение Около 1425–1428
дерево, золото; темпера 194 см х 194 см
Прадо, Мадрид



[показать]
Воскресение Христа 1440–1442
Фреска Музей Сан Марко, Флоренция



[показать]
Иисуса пригвождают к кресту 1440–1442
Фреска Музей Сан Марко, Флоренция



[показать]
Коронование Девы Марии 1440–1442
Музей Сан Марко, Флоренция



[показать]
Коронование Девы Марии. Алтарь Сан Доменико Около 1430–1432
дерево, темпера 209 х 206 см
Лувр, Париж



[показать]
Крещение Христа 1440–1442
Фреска Музей Сан Марко, Флоренция



[показать]
Наречение имени Иоанну Крестителю
Около 1434–1435
Музей Сан Марко, Флоренция



[показать]
Осмеяние Христа 1440–1442
Фреска Музей Сан Марко, Флоренция



[показать]
Положение во гроб 1440–1442
Фреска Музей Сан Марко, Флоренция



[показать]
Принесение во храм 1440–1442
Фреска Музей Сан Марко, Флоренция



[показать]
Распятие 1420–1423



[показать]
Распятие с Марией, Марией Магдалиной и святым Домиником 1440–1442
Фреска Музей Сан Марко, Флоренция



[показать]
Распятие Христа и двух разбойников 1440–1442
Фреска Музей Сан Марко, Флоренция



[показать]
Рождество 1440–1442
Фреска Музей Сан Марко, Флоренция



[показать]
Рукоположение Св. Лаврентия 1447–1449
Фреска Капелла Николлина, Палаццо Пантифици, Ватикан



[показать]
Линайольская дарохранительница (Святые Марк и Петр) 1433
дерево, темпера
Музей Сан Марко, Флоренция



[показать]
Мадонна Линайоли
(Мадонна с Младенцем и Святыми Иоанном Креститетелем и Марком) 1433
Музей Сан Марко, Флоренция



[показать]
Мадонна с Младенцем
Около 1440



[показать]
Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами
Около 1425



[показать]
Распятие со святым Домиником 1440–1442
Фреска Музей Сан Марко, Флоренция



[показать]
Святая Екатерина и Иоанн Креститель Около 1421–1422
темпера и золото на дереве, переведенные на фанеру 50,3 x 30,5 см
Частное собрание



[показать]
Святой Зинобиус (?) и Святая Агнесса Около 1421–1422
темпера и золото на дереве, переведенные на фанеру 50,6 x 30,2 см
Частное собрание


Книги по теме:

Е.Г. Милюгина. «Фра Анджелико» (серия «Шедевры живописи»)
Е.Г. Милюгина. «Фра Анджелико» (серия «Большая художественная галерея»)
В.В. Калмыкова. «Шедевры итальянской живописи» (серия «Шедевры живописи»)
Ю.А. Астахов. «Сан Марко. Флоренция» (серия «Музеи мира»)
В.В. Калмыкова. «Итальянская живопись. XIV–XV» (серия «История живописи»)
В.В. Калмыкова. «Прадо. Мадрид» (серия «Музеи мира»)
Ю.А. Астахов. «50 великих художников мира» (серия «История искусств»)[url]
[url=http://vsdn.ru/cat/catalogue/product1251.htm]Самые знаменитые художники итальянского Возрождения (серия «Самые знаменитые»)



vsdn.ru

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник АНДЖЕЛИКО, ФРА БЕАТО (ГВИДО ДИ ПЬЕТРО) – НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ ВСЕХ ХУДОЖНИКОВ | Paul_V_Lashkevich - Дневник Paul_V_Lashkevich | Лента друзей Paul_V_Lashkevich / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»