В 1 веке н.э. римляне познакомились и с христианством, с его главными постулатами о свободе выбора между добром и злом, о спасении души через покаяние, сострадание и искупление. Поначалу христиане активно преследовались римскими императорами, но в 313 году миланским эдиктом было установлено равноправие религий. Возведя в Риме Латеранскую церковь для христиан, император Константин Великий на этом не остановился. Понимая, что столица империи перенаселена и что-либо построить в ней просто невозможно, он принимает решение создать вторую столицу на восточном краю империи. Проходя через греческое поселение Бизантий на севере Малой Азии, император с армией останавливается там на ночлег и видит вещий сон. В 330 году на месте Бизантия начинается строительство новой столицы по регулярному плану.Столица первоначально называлась Новый Рим, а впоследствии стала Константинополем (ныне Стамбул). Император Диоклетиан уже даровал Восточной части Римской империи независимое самоуправление и в 395 году происходит окончательное отделение Византии от Рима, который в очередной раз падет от рук варваров в 476 году. Византия приняла на себя функции торгового моста Востока с Западом. Населяли её ромеи (римляне), но преобладающим населением был греческий этнос и культура, поэтому говорили на койнэ (греческом) и культура тоже была греческой (синтез римско-греческих и восточных, в первую очередь персидских и сирийских традиций).
Басилевсы отстаивали божественность своей власти, но законы запрещали престолонаследие и сыновей ещё при жизни делали соправителями, хотя и перевороты случались нередко. Сведения о географии черпали из «Христианской топографии» Кузьмы Индикоплава, из истории - из «Хронографии» Иоанна Малалы (6 век). В Византии оформлялся состав Ветхого Завета, так как большинство апостолов писали Евангелия на территории Малой Азии, а византийские богословы их собирали и активно изучали. Начиная с 4 по 7 века велись активные споры между богословами (нередко с участием императоров) о духовной жизни человека, о необходимости христиан заниматься самоанализом своих поступков применительно к вероучению. В 4 веке определил многие каноны бытия епископ из Гиппона (Карфаген) Августин Аврелий Блаженный. Митрополит Василий Кесарийский в 4 веке собирал у себя кружок богословов и сочинял проповеди о сотворении мира и его бытии («Шестоднев»). Аскет 4-5 веков из Антиохии Иоанн Златоуст был избран архиепископом Константинополя. В 6 веке творил при Юстиниане прозаик Прокопий Кесарийский, а сирийский гимнограф Роман Сладкопевец сочинял на библейский текст кондаки.
Христианское вероучение определило своеобразие византийского искусства, объединяясь с античной традицией архитектуры (общественные здания и жилые дома, акведуки и форумы). Крест-накрест через весь город были проложены магистрали, город разделен на кварталы, возведены Золотые ворота, построен ипподром с античными статуями и рельефами (Квадрига работы Лисиппа, Обелиск из Египта, Змеиная колонна из Дельф). В центре города выделялся ансамбль дворцов императора, позднее объединенных воедино как Большой Дворец. За городом находились монастыри с церквями, в самом городе было немало храмов и мавзолеи.
Как известно, язычники тоже имели храмы. На Западе они назывались темплумы, на Востоке – капища. В храмах верующие собираются для молитвы. С возникновением христианства для этих целей приспосабливались различные помещения, но чаще тайные, так как римская власть преследовала эту религию.
С объявлением в 313 г. христианства в качестве равноправной государственной религии, перед архитекторами (прежде всего Византии) встала задача разработать тип церковного здания. Люди должны собираться для возношения молитв и совершения обрядовых таинств ради обретения благодати.
Символически храм мыслился как горница Сиона, где при Иисусе Христе совершена была Тайная Вечеря – беседа с учениками-апостолами ради наставления в вере, акт смирения (выразившийся в обряде омывания им ног учеников), а также чин литургии с таинством претворения хлеба и вина как символов крови и плоти Господней.
Они совместно общиной пели гимны, беседовали о тайнах Царства Небесного, а затем пошли, окончив Вечерю, на гору Елеонскую. Близилась развязка истории, ускоренная предательством Иуды. Но апостолы получили наказ творить литургию в память об Учителе. И долгое время они собирались в Сионской горнице, пока в праздник Троицы на них не снизошел Дух Святой и они получили от него откровение свыше.
Тогда апостолы и отправились проповедовать в греческие и римские земли (впоследствии ставшие византийскими провинциями), а их последователи – в Ливан, Сирию и иные восточные страны, соседствующие с Палестиной.
Храмы на Востоке ставились уже в 3 веке н.э. Иерусалимские первые христиане посещали ветхозаветный храм, но для причастия (евхаристии) собирались отдельно от иудеев, по домам. Греки и римляне, восприняв христианство, задумались о правилах отправления богослужения, как это было заведено и у язычников. Поначалу храмом служили залы в домах – там устраивали подобие Сионской горницы. Затем в Риме начали строить в имениях знати базилики – прямоугольные здания с плоским потолком и рядами колонн под двускатной крышей. Напротив входа располагался алтарь в полукруглой нише-апсиде. Апсида напоминала о пещере в Вифлееме, где родился Иисус. Алтарь был ориентирован на восток, откуда было предсказано второе пришествие Мессии.
Гонения на христиан в Риме побудили общину собираться в подземных катакомбах.
Катакомбы выполняли несколько функций – служили кубикулами (фамильными склепами) ещё в языческие времена, укрытиями на случай осады города, являлись криптами – сокровенными местами, где было возможно осуществлять таинство мистерии для посвящения в мудрость (ещё с языческих времен).
Римский закон допускал существование погребальных обществ разных конфессий – у них было право собраний и алтарей для богослужений. Именно в римских криптах стали совершаться первые европейские богослужения христиан.
Там ставились гробницы мучеников, служившие престолами для совершения обряда причастия.
Отсюда традиция вкладывать мощи святого в ковчежец внутри престола в храмовом алтаре. На стенах и потолках катакомб до сих пор сохранились надписи и символические изображения Христа в виде Доброго пастыря (пастуха, спасшего заблудившуюся душу-овцу). Немало аллегорических изображений рыб и рыбаков - «ловцов человеков», фрески на библейские темы (Ноев ковчег, Иона и кит, Даниил во рву со львами, Моисей у горящего куста-купины, поклонение волхвов, Благовещение).
Много символов сложилось в настенной живописи катакомб – феникс – воскресение, голубь – святой дух, агнец – символ Христа, петух – духовное бодрствование и память об отречении от Иисуса его учеником Петром. Крест нередко изображался монограммой. Постоянно встречалось изображение рыбы, название которой по-гречески будет «ихтиос», а в сокращении это фраза «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» (Иисус Христос Теу Иос Сотир). Уже в 1-2 веках стали появляться иконографические изображения Христа и Богоматери. Они были редкими, ибо в Риме немного собралось людей, которые видели воочию Христа и Деву Марию.
Когда римляне начали строить наземные храмы – Дома Божии (кириаконы), отстаивая свое право исповедовать открыто христианство, император Деций разрушил их – более 40 зданий. Пришлось римлянам снова уходить в катакомбные пещеры и строить храмы там. Они имели структуру корабля – Ноева ковчега, подробно описанного в Библии. Это напоминание о спасении.
Древнейшим типом храма была базилика – продолговатый четырехугольник, длину которого составляет 2 широты. Внутри храма было три отделения (нефа), преграда перед алтарем (позднее ставшая иконостасом), сам алтарь и вестибюль-притвор. Алтарь, ориентированный на восток, располагался в нише, символизирующей вифлеемскую пещеру, в которой родился Иисус Христос.
Базилика прежде была «царственным зданием» (от греческого царь и судья) – в такой форме строились все правительственные здания, особенно биржи для судебных заседаний и торговых операций.
Знать могла позволить себе наземное строительство только в пределах своих имений. Базилика имела внутренний двор (атриум), в центре которого помещалась купель для крещения, впоследствии ставшая чашей со святой водой. Портик вёл в вестибюль (нартекс).
Внутреннее пространство именовалось наос. Продольными рядами колонн он разделялся на три или пять нефов, при этом центральный был выше и просторнее остальных. В его боковых частях стен были сделаны оконца-люминарии. Свет из них освещал все пространство храма. В нефах храма собирались верующие, а в нартексе – оглашенные, которые только собирались принять крещение, но их имена уже были произнесены (оглашены) перед общиной. С восточной стороны перед алтарем делалось возвышение – солея – кафедра для проповедника.
Первые храмы ещё не имели канонической структуры – она вырабатывалась постепенно. Они могли быть круглыми (символ неба и вечности Царства Небесного) как ротонды, и крестообразными (символ перерождения души и её спасения) и даже восьмиугольными (в память о Вифлеемской звезде, приведшей к «жизни будущего века»). Возникали со временем смешанные типы – внешне прямоугольные, а внутри круглые, в этом тоже была символика. Круглые храмы символизировали небо и вечность Церкви, в такой форме нередко строились крещальни (баптистерии) с круглым бассейном посредине. У греков круглые храмы-ротонды ставились над погребениями уважаемых людей. Первые храмы-базилики были построены в Риме – в честь апостола Св. Петра на месте его казни и в честь Величия Мадонны – Санта Мария Маджоре (5 век), а в Иерусалиме в 4-5 веках были воздвигнуты Вифлеемская базилика над пещерой рождества Христова, базилика над Гробом Господним,
ещё в Сирии, Афинах, Афоне, Сербии, Армении, а в Италии – в городах под патронатом Византии – Равенне и Венеции.
Византия наряду с этим разработала тип храма в виде равноконечного креста или квадрата, а впоследствии возник тип крестово-купольного храма и эту структуру заимствовала Русь. Так была построена Константинопольская София, а вслед за ней – Киевская София, новгородская София и Успенский собор во Владимире.
Византийцы перекрывали свои здания низкими куполами, опиравшимися поначалу на стену. Это напоминало свод небесный – место невидимого пребывания Бога.
На Руси привнесли в структуру храма и самобытные черты. Классический тип – белокаменный прямоугольный храм (редко квадратный) с полукруглой апсидой и одним (иногда несколькими) куполами на кровле.
Византийский сферический купол на Руси был заменен шлемовидным, дошедшим из языческий времен, с капищ. Внутри кровлю поддерживало 4 столпа (4 стороны света и 4 евангелиста), но их число могло быть увеличено и до 12-ти (апостолы).
Столпы не только символизировали связь неба и земли во Христе, но и делили храм на символические части в пространстве. От язычников был заимствован и пирамидальный облик храма, когда здание не устремлялось ввысь, а разрасталось вширь многочисленными приделами-столпами. Единая система храмовой росписи была воспринята в неприкосновенности из Византии, ибо воплощала догматы христианской веры. Своей знаковой продуманностью фрески и мозаики интерьера оказывали яркое эмоциональное воздействие на восприятие прихожан, возвышали и очищали душу, заставляли отрешиться от будничных мыслей и обратиться к Богу.
В ветхозаветном храме было 3 части – двор, святилище и святая святых. Соответственно мыслился и христианский храм, чья структура создавалась первыми верующими из Палестины: притвор (вестибюль), средняя часть (собственно, церковь) и алтарь.
Алтарь – важнейшая часть, от латинского альта ара – жертвенник на возвышении.
По традиции ориентация на восток, где восходит Солнце правды, как восходило солнце и для язычников. Восток для христиан – символ добра, а запад - зла. Под образом востока олицетворялся Христос и в первом, и во втором пришествии (говорили о том ветхозаветные пророки Захария, Малахия). И отцы церкви в лице Василия Великого подтвердили каноном. Лишь протестанты и римские католики после 13 века стали ориентировать его на запад.
Алтарь (вима или иератион) символизирует собой земной рай, где жили прародители, аллегория Сионской горницу, откуда Христос выходил на проповеди. Также это символ Царства Небесного. Мирянам заходить туда запрещено, только священникам.
В алтаре посредине стоит престол (трапеза) – символ небесного Божьего престола, на котором невидимо восседает Творец. Алтарь именуется также жертвенником (физиастирион), потому что на нем приносится бескровная жертва за мир. Поэтому он изображает собой гроб, на который возложено тело Христово.
Подготовка нового алтаря для церкви - целый ритуал.
Поэтому престол облачается в специальные покровы – нижнюю белую (катасаркион, те.е приплотие, нижняя рубаха) – аллегорию плащаницы, которой было обвито тело Христа¸и верхнюю – индитию (от слова эндио – одеваю, одежда). Это уже не простая белая ткань, а драгоценная блестящая одежда, символ славы божьего престола.
Нижняя одежда на престоле крестообразно обвивается веревкой, словно подпоясывается – в память о связывании Христа, когда его вели на суд к первосвященникам иудейским (Каиафе).
[312x462] На престоле находится шелковый плат с изображением положения во гроб Христа – это антиминс (вместо престола).
На плате изображены также орудия страданий Христа и 4 евангелиста, рассказавшие о его жизни, подвигах и муках. Внутри антиминса есть карман, в который ранее вкладывались мощи святых.
Это идет с раннего христианства, когда первые верующие совершали евхаристию на гробницах мучеников. С появлением наземных храмов, мощи стали переносить в них. Для множества храмов трудно было достать целые мощи мучеников, поэтому их стали разделять между храмами и класть под престол только частицу. Для этого и предназначен антиминс, ранее бывший переносным престолом, походным (известия об этом датируются 8 веком).
Антиминс лежит на престоле, сложенный вчетверо. Внутри него положена ещё губка (муса по-гречески), в память о губке с желчью и уксусом, которую подносили к губам Христа, распятого на кресте. Теперь ею касаются просфоры. Антиминс завернут ещё в один плат из шелка – илитон (по-гречески илэо – обвертываю) – символ плащаницы, пелены, в которую при погребении был завернут Христос.
Сверху антиминса на престол кладут Евангелие в драгоценном переплете с изображениями Воскресения Христова и по углам – 4 евангелистов.
В древности Евангелие находилось в сосудохранилище при алтаре и торжественно вносилось в алтарь во время службы.
Евангелие читается во время службы.
На престоле также лежит крест (ставрос) в знак принесения бескровной жертвы в память о жертве Христа. Такой крест именуют напрестольным.
А большой крест, хранящийся в алтаре - запрестольным.
Над престолом устраивается балдахин – киворий или сень на 4 колоннах. Это символ неба, распростертого над землей, на которой приносится жертва за грехи мира. Она также означает благодать Божью и славу (свет, сияние). Под киворием над серединой престола висел сосуд в виде голубя с запасными Св. Дарами – перистерий. Но в наши дни голубь остался только символом св. Духа. Для хранения Даров теперь делается дарохранительница или кивот. В них помещается ещё и миро.
На престоле стоят светильники – символ света Христова, просвещающего мир.
За престолом ставится ветхозаветный семисвечник. [700x467]
За престолом находится горнее место – трон на небольшом возвышении для архиепископа, митрополита или патриарха.
Там садится во время чтения Апостола епископ, олицетворяющий собою Христа, а по бокам его сослужащие пресвитеры в роли апостолов. В северной части алтаря ставится стол-професис (предложение), на котором стоял хлеб и вино, претворяемые во время службы в Св. Дары. Професис означает, что в древности прихожане сами приносили хлеб и вино, необходимые для совершения Литургии. Во время приготовления Даров читаются молитвы о рождении и муках Христа, поэтому этот стол символизирует собой и вифлеемские ясли, в которые Иисус был положен после рождения, и Голгофу, на которой он принял страдание и был распят на кресте.
На жертвеннике этом также лежат необходимые предметы - дискос-блюдо,
потир- чаша,
звездица-подставка, копье, ложка, покровцы и проч.
Дискос (глубокое блюдо на ножке) – память о блюде, на котором ветхозаветной Троице был подан Агнец, а также символ яслей вифлеемовых и символ Гроба Господня. На дискос кладут частицы, отщипываемые от просфоры.
Потир (потирион – сосуд для питья) – символ чаши Грааля, из который пил на тайной вечере Христос со своими учениками. Это и память о страданиях, которые полной чашей испил Иисус.
Звездица (астерикос) – соединенные крестообразно дуги, на которые кладут покровцы над просфорой.
Так поминается звезда, которая привела волхвов в Вифлеем. Копьем называют нож, с помощью которого расщепляют просфору.
Название связано с копьём сотника Лонгина, пронзившего Христа на кресте, дабы избавить его от длительных мук при распятии. Ложка для причащения (лавида) – знак очищения уст.
Покровцы накрывают дискос и потир по отдельности, а воздУх (аир по-гречески) – их всех вместе. Им веют над Дарами во время чтения Символа веры. Это символ того потрясения земли, который был при воскресении Христовом. Покровцы символизируют пеленки младенца Христа и погребальные его пелены. ВоздУх же означает камень, который закрывал вход в пещеру, где был погребен Иисус Христос и который был отодвинут Ангелом, возвестившем женам-мироносицам о воскрешении. Сверх этих предметов при богослужении употребляется кадило в виде сосуда с ладанокурильницей,
метелка-иссоп для окропления святой водой,
купель для крещения (а ранее был в притворе бассейн в виде креста – баптистерий). Там же находятся рипиды (рипис идос) – опахала, которыми отгоняли насекомых от Св. Даров.
Ранее их делали из павлиньих перьев и полотна, а теперь это ажурный металлический круг на длинной рукоятке. На нем изображен шестикрылый серафим (иногда в виде вифлеемской звезды рипиды бывают).
Их наклоняют над Евангелием и над Св. Дарами во время службы.
Дикирий и трикирий – особым образом соединенные вместе свечи по две и три.
Это символы двойной природы Христа – божественной и человеческой, а также триликости Троицы. Ещё есть короны с крестами – венцы.
Они используются при церемонии венчания. И разного рода светильники, символизирующие свет веры – подсвечник для одной свечи (выносной),
люстра – паникадило, лампады, постоянно горящие перед иконами, фонари для крестных ходов и прочая церковная утварь.
Иконостас имеет тоже длительную историю в своем становлении. Поначалу алтарь от остального помещения храма отделяла решетка или колоннада, на которой прикреплялся один ряд икон. Постепенно развилась преграда-стена, чтобы не нарушать молитвенного состояния церковнослужителей. Высокий иконостас с 5 рядами икон появился не раньше 15 века. В нем делается три двери, как и при входе в храм. Центральные двойные врата именуются святыми или царскими – символически через них идет Христос со Святыми Дарами. Они для торжественных выходов. Северные и южные врата однодверные и более узкие, предназначены для помощников-дьяконов. На царских вратах обыкновенно помещается сцена с изображением Благовещения и при этом на каждой створке по 2 портрета евангелиста (Матфей и Марк, Лука и Иоанн), а на северных и южных дверях – архангелы Михаил и Гавриил.
Нижний (первый) ярус иконостаса – местный - содержит иконы Христа-Спасителя (направо от царских врат) и Богородицы (слева). Рядом с Христом помещается храмовая икона - праздника или святого, в чью честь выстроен данный храм. В этом ряду и находятся дьяконские врата.
Второй ярус иконостаса: над царскими вратами в центре помещается икона Тайной вечери. Это напоминание об условии входа в Царство Небесное (алтарь) через вкушение трапезы Господней. По бокам от этой иконы располагается 12 икон в честь самых главных праздников (т.н. двунадесятых).
Третий ярус имеет в центре икону, называемую деисус (деисис- моление) – на ней Спаситель с Богородицей и Иоанном Крестителем. Они обращаются к нему с молитвенными жестами – просят о заступничестве за все человечество. По обе стороны находятся символические изображения 12 апостолов.
В четвертом ярусе находится изображение Богоматери с младенцем в лоне, а по сторонам от неё – ветхозаветные пророки, предсказавшие явление Христа как Сына Божия. Они показаны с атрибутами, свойственными им: Давид с ковчегом завета, Аарон с жезлом…
Пятый ярус содержит символическое изображение Вседержителя Саваофа, в лоне которого – Божественный сын Его и ветхозаветные праотцы. Вершина иконостаса увенчана крестом в ознаменование спасения человечеству, дарованного подвигом Иисуса Христа.
Со внутренней стороны алтаря за иконостасом висит занавес (горние двери). Отодвигание завесы знаменует открытие миру тайны спасения, а когда отворяются и царские врата – то это означает раскрытие для всех врат Царства Небесного.
Иконостас устраивается на том же возвышении, что и алтарь. Часть возвышения ещё немного выдается вперед, в церковь и именуется солеЯ (возвышение). Полукруглый выступ солеи называется амвон (восхождение) – с него читается Евангелие и произносятся проповеди.
Это символ горы, с которой Христос проповедовал народу и камня, с которого Ангел обратился к женам-мироносицам, сообщив, что погребенный воскрес и они не найдут его тела в гробу. Раньше амвон устраивался посреди храма, теперь он отодвинут к алтарю.
По краям солеи устраиваются места для певцов – клиросы. Певцов в древности избирали по жребию из среды верующих и посвящали на служение Богу, называя их клириками (клирос – жребий). Правый и левый клиросы называются ещё ликами, потому что певцы символизируют собой воспевающих хвалу Богу ангелов. Около клироса стоит хоругвь – икона на древке в виде воинского знамени. Это символ знамени, под которое собираются воины христовы. Хоругви несут впереди крестного хода, как и фонарь с зажженной в нем свечой.
Средняя часть церкви нередко именуется кораблем в память о Ноевом ковчеге спасения.
Здесь находятся прихожане. В древности мужчины собирались в основной части храма, а женщины в галереях второго этажа (гиниконит).
[700x439]Во времена Иоанна Златоуста они тоже не смешивались, разделялись решеткой. На Руси было принято мужчинам стоять справа (южная половина), а женщинам слева (северная половина церкви). Во время архиерейского служения посреди храма устраивается архиерейский амвон (рундук) со ступеньками и троном, именовавшимся кафедрой или столом, престолом.
Если в храме происходит интронизация нового архиерея (епископа), то амвон делают выше и шире и именуют театром.
Перед выходом устроен вестибюль.
В нем помещался канун – столик для 40 свечей, чтобы поминать умерших. В помещении-притворе (нартекс) собирались оглашенные и кающиеся грешники – им нельзя было смешиваться с остальными прихожанами.
На западной стороне храма делаются двери или врата.
По уставу их именуют красными, так как они тщательно, или как говорили, благолепно, украшены.
Перед ними останавливался на Пасху крестный ход, торжественно вступая внутрь. Церковные врата обрамлялись порталом.
Византийцы именовали их царскими – через них ещё басилевс входил в церковь.
А остальные входили через боковые двери.
[700x525]Киевляне стали пристраивать к западному фасаду 2 башни, в которых скрывались внутренние лестницы, ведущие на второй этаж.
Каждая деталь интерьера имела значение, даже её роспись была подчинена канону. Так, в куполе размещалось изображение горнего неба и благословляющего Вседержителя (Пантократора) с книгой Завета.
Ниже – архангелы по сторонам света, под ними 12 апостолов.
В живописной системе православного храма небесные силы изображаются подножием Господа и помещаются ниже него по куполу или в простенках барабана. При этом реально изображаются Престолы в виде огненных крылатых колес, Херувимы - в виде шестикрылых ликов и Архангелы в человеческом образе. Иногда же в больших храмах в простенках барабана изображают видимых носителей божественной силы - пророков. Их традиционно шесть: Давид, Соломон, Исайя, Иеремия, Иезекиль, Даниил. На треугольниках-парусах между сводами и стеной – 4 евангелиста, передавшие Евангелие-Весть миру. Иногда вместо евангелистов (или вместе с ними) помещают тетраморф (четырех символических животных). При этом существует две различные версии соответствия животных евангелистам. Согласно пророчествам Иезекиля престол Саваофа окружают четверо существ: лев (Иоанн), орел (Марк), человек (Матфей) и вол (Лука). Однако чаще встречается соотношение, предложенное Августином Блаженным и Иеронимом: лев - Марк, орел - Иоанн, человек или ангел - Матфей, телец - Лука.
В медальонах арок – апостолы, пророки, святые и 40 мучеников. Перед алтарем традиционно помещалась сцена Благовещения, а в нише алтаря, где находится полукупол-конха – Богоматерь – Заступница с воздетыми в молитве руками (Оранта).
Иногда же здесь изображали Христа Вседержителя. Если купол - это образы церкви небесной, то алтарная стена - образы церкви земной. В алтарной конхе почти всегда помещается изображение Богоматери, либо восседающей на троне, либо Оранты. Под ней сцена причащения апостолов (Евхаристия) и фигуры отцов-церкви (патериков: Николай Чудотворец, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст и др.) в полный рост уже на уровне молящихся, т.е. на полу. Это была наглядная иллюстрация догматов вероучения.
http://foto.mail.ru/mail/verchu/1242/?page=2
На стенах же храма развертывается евангельская история. В XI-XII веках сложилась обязательная схема двенадцати главных христианских праздников, следующих за евангельскими событиями. Они и раскрываются в изображениях, начиная с юго-восточной стены по часовой стрелке. Это Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Сошествие во Ад, Вознесение, Сошествие св. Духа на апостолов, Успение Богородицы. В боковых же приделах храма в галереях и на хорах располагают сюжеты Ветхого завета, протоевангельской истории.
Представлены эпизоды из жития святых, ситуации с заседаний Вселенских соборов духовенства, вырабатывавшего религиозные догматы. Главное место в росписях отводилось жертвенному подвигу Христа и теме победы над смертью – Его Воскресению. Столпы украшались фигурами святого воинства архангела Михаила – они служили опорой церкви, как и мученики за веру. Откосы стен у оконных пролетов изображали монахов-аскетов, своими молитвами очищающих человечество от грехов и преображающими мир. Западная стена была отведена теме Страшного Суда над грешниками, ибо запад – страна смерти (у язычников она тоже мыслилась как обитель смерти из-за захода солнца).
На Руси постепенно складывались свои каноны церковного зодчества. Своеобразие замечалось в формах куполов – луковичные символизировали свет миру (они походили на огонек свечи), а шлемовидные напоминали о выступлении небесного воинства на бой с силами тьмы.
Даже количество куполов имело значение, как и их цвет – один купол – в честь Творца, 3 – Св. Троицы, 5 – Христа с 4 евангелистами, поведавшими миру о Его Заветах, 7 0 число церковных таинств, 9 – собрание архангелов, 13 – количество апостолов со своим Учителем, даже 33- число лет земной жизни Христа.
Золото куполов символизировало красоту и свет Града Небесного, Небесную Славу (т.е. сияние с небес) и Фаворский свет Преображения личности.
Зеленые купола свидетельствовали о Троице, напоминая о чуде нисхождения Св. Духа на апостолов, после чего они смогли проповедовать веру и христианские заветы на всех языках мира, получив дар ксенологии и красноречия. И о Св. Софии как Божественной мудрости.
Синие купола со звездами означали возведение храма в честь Пресвятой Богородицы и путеводной Вифлеемской звезды.
Голубые купола свидетельствуют о Преображении Христа.
Сочетание на куполах зеленого с серебром говорит о посвящении храма определенному святому, а черные купола – символ мученичества и аскетизма святого, знамение его духовного подвига.
Само здание храма строится либо в виде креста (символ Христа), либо в виде круга (символ вечности), либо в виде восьмиугольника (символ путеводной вифлеемской звезды).
Завершается храм куполом (символом неба), на котором ставят главу с крестом.
Увенчание куполов крестами напоминает о каждодневном выборе своего жизненного пути, о духовном подвиге и благочестии, о преображении духа человека.
С языческих пор крест был объектом поклонения как солярный знак, а впоследствии как символ Христа. Неудивительно, что во времена христианства под крестом нередко помещали полумесяц - символ Богоматери и знак якоря надежды, ладьи как напоминания о ковчеге спасения и о чаше Грааля…
[348x499] Послы киевского князя были ошеломлены увиденным.
Украшением Константинополя стал храм Св. Софии (Премудрости, объединивший христианскую веру и античную мудрость). Строили его в 532-537 годах Исидор из Милета и Анфимий из Тралл - анатолийцы. Более всего украшался не фасад храма, а интерьер как олицетворение мира духовного. Возник тип храма - крестово-купольный (купол и две арки крест-накрест).
Серия сообщений "Святая Киевская Русь":путешествие по КиевуЧасть 1 - моё открытие Украины
Часть 2 -