монастыри метеоры.
Фессалия – это хорошо известная с туристической точки зрения область в Греции, расположенная к западу от Афин. Основной достопримечательностью Фессалии является городок Каламбака, что в долине реки Пиньос. Город знаменит окружающими его скалами самой причудливой формы – столпами Метеора, что по-гречески означает “парящие в воздухе”.
На первый взгляд скалы кажутся абсолютно ровными и голыми, даже слегка похожими на сваи. На вершинах этих скал расположены христианские монастыри Метеоры XIV века, четыре из которых (в том числе и один женский) функционируют и по сей день.
Воздвигнутые на высоте 300 метров, на скалистых вершинах поразительной крутизны, что встречаются только здесь, в отрогах Пинда в Фессалии, монастыри Метеоры словно бы смотрят через долину Пиньоса на просторы древней Эллады. Глядя на все это великолепие, невозможно вообразить, скольких трудов и мук стоило строительство монастырей на этих отвесных скалах.
До 1920 года попасть в эти монастыри было нельзя – монахи и монашки жили очень уединенно, а пищу, косметику и календари футбольных соревнований им доставляли жители окрестных городов. Посылки поднимали на вершины скал с помощью веревок и блоков.
Сейчас наскальные монастыри открыты для посещений, а столпы Метеоры соединены с "большой землей" системой мостов и лестниц. Правда, лестницы здесь представляют собой всего лишь серпантины вырубленных в скалах ступеней, а подвесные мосты, переброшенные через пропасть, внушают опасения очень многим туристам, но одновременно особо рисковым обещают целый фейерверк незабываемых ощущений. К одному из монастырей Метеоров и вовсе можно попасть лишь в раскачивающейся над пропастью сетке или по шаткой приставной лестнице.
Когда-то монахи вели здесь суровую и простую жизнь вдали от земных искушений. Сегодня же многие из них, опасаясь ненужных вторжений мирской жизни в аскетический монастырский быт, вызванных небывалой туристической активностью, давно покинули свои кельи и сегодня монастыри Метеоры – это скорее музеи, нежели монашеские общины.
На большинство гор в Фессалии можно забраться по лестницам или крутым тропинкам. Если вы не ас в альпинизме, то, пожалуйста, этими горами и ограничьтесь. Если же вы все-таки обладаете необходимыми навыками, совершить настоящее восхождение вполне реально и уж точно очень интересно.
Крюки, верёвки и инструктора вам с радостью предоставят местные жители. В любом случае подниматься на пики лучше ранним утром – скалы еще не так раскалены под лучами солнца, а марево не закрывает вида на окрестность и уникальные греческие монастыри Метеоры...
Метеора - комплекс монастырей, второй по величине после Афона, расположенный на вершинах скал Фессалии, на севере Греции, вблизи городка Кастраки. Всемирно известная Метеора также как геологический феномен.
Скалы Метеоры появились около 60 млн. лет назад, когда вместо равнины в этом месте было древнее море. Под действием геологической силы воды, ветра, под воздействием перепадов температур постепенно устворювались крепкие каменные «столбы», вроде зависли в воздухе. Собственно, с греческого «μετέωρα» переводится как «те, что парят в воздухе».
Когда нашим туристам предоставляется возможность увидеть парящие между небом и землей, но все-таки ближе к небу, монастыри Метеоры? – Обычно, когда они отдыхают на пляжах полуострова Халкидики или отправляются в шуб туры в Грецию. По пути из Кастории, взбудораженные сложным выбором и долгожданной покупкой, счастливые дамы и их измученные спутники, иногда, испытывают настоящий шок, оказавшись на пороге древних обителей. Греция часто изумляет нас контрастами. И из суетных торговых центров шубных фабрик люди попадают в священную тишину намоленных скал возвысившихся над грешным миром.
Удивительно и жалко, что паломнические туры в грецию, также, заезжают в Метеору только на несколько часов. А здесь хочется остаться подольше. История этих мест удивительна: еще с одиннадцатого века в этом колоссальном «каменном лесу» стали искать уединения и спасения православные аскеты и отшельники. Византийская Империя и ее старушка-мать, Греция, просияли неисчислимым количеством святых и угодников. Одним из них был преподобный Афанасий Метеорский, который в четырнадцатом веке основал на самом обширном скальном столпе монастырь во славу Преображения Господня, называемый, также, обителью Великой Метеоры.
Приобретая паломнические туры в Грецию, наши православные соотечественники твердо уверены, что на территории этой страны есть только одна Православная монашеская республика, а на самом деле – их две. И второй, как вы уже догадались, является республика Великих Метеор, которая, в отличие от Святой Горы, открывает свои двери всем желающим приобщиться к чуду искренней веры. Здесь греция, как и тысячу лет назад, продолжает являть всему миру свое духовное богатство. И каждый приходящий, будь то паломник или обычный турист, хоть на одно мгновение, чувствует себя новообращенным.
А что чувствуют насельники древних обителей? Знают ли они, что все стандартные шуб туры в грецию включают обязательное посещение их храмов и палисадников? Нравится им такое положение вещей или нет? – Думаем, вернее сказать, мы надеемся, что братья и сестры монастырей Метеоры воспринимают это, как очередное послушание. Справедливости ради нужно уточнить, что для посетителей открыты только несколько обителей. Существует специальное расписание, регламентирующее, в какие дни и часы любой, достойно одетый человек, может прийти в определенную обитель.
Древняя Эллада – родина демократии, но, когда дело доходит до охраны православных святынь, это государство проявляет завидную твердость. И, будь то специальные паломнические туры в Грецию или веселые экскурсии: сокровенная жизнь монастырей остается вне нескромных взглядов любопытной публики. Одетые во все черное, под палящим солнцем, прямо на крошечных скальных уступах, монахи и монахини работают на своих огородиках, непрерывно творя внутреннюю молитву – о нашем спасении.
Один из крупнейших монастырских комплексов в Греции, прославленный, прежде всего, своим уникальным расположением на вершинах скал. Монашеский центр был образован около X века и с тех пор существует непрерывно. В 1988 году монастыри были включены в список объектов всемирного наследия. По административно-церковному делению входит в митрополию Стаги и Метеор (греч. Σταγών και Μετεώρων) Элладской православной церкви.
Метеоры расположены в горах Фессалии на севере Греции, на севере нома Трикала. Они находятся в горах Хасия (горный массив Пинд) недалеко от реки Пиниос в 1-2 километрах к северу от города Каламбака (бывшая Стаги) и в 21 километре к северо-западу от города Трикала.
Шесть действующих православных монастырей, расположены на вершинах грандиозных скал, находящихся на ровной поверхности Фессалийской равнины. Скалы достигают в высоту 600 метров над уровнем моря и являются редким геологическим явлением. Они образовались более 60 миллионов лет назад и являлись каменистым дном доисторического моря, находившегося на месте равнины. В результате воздействия воды, ветра и перепадов температур получились массивные, как бы зависшие в воздухе каменные столбы, получившие название Метеоры (от греч. μετέωρα — «парящие в воздухе»).
По преданию, первые отшельники поднялись на эти каменистые и неприступные, отрезанные от мира вершины скал задолго до X века. Они жили в пещерах и в скальных углублениях, а рядом основывали небольшие площадки, так называемые «молельные места» для совместного совершения молитв и изучения духовных текстов. Однако для участия в богослужениях и церковных таинствах (прежде всего причастии) отшельникам приходилось спускаться в старую церковь Архангелов в городе Стаги, а позднее во вновь построенную церковь Богородицы.
Согласно большинству исследователей, первым отшельником был некий Варнава, который в 950—970 годах построил старейший скит Святого Духа (Σκήτη του Αγίου Πνεύματος). Затем последовало возведение Преображенского скита (1020 год) критским монахом Андроником, а в 1160 году был сооружён скит Стаги или Дупиани. Основание этого скита положило начало организованному монашескому «государству» (общине) — Метеорам, и общинной монастырской жизни.
[720x549]
Образование монастырского комплекса
В течение двух-трех веков Метеоры жили в атмосфере мира и спокойствия, но в XIII веке начались вторжения крестоносцев, сербов, албанцев и турок, стремившихся захватить Фессалию. В 1334 году в Метеоры прибыл монах Афанасий, изгнанный со Святой горы Афона нашествием корсаров, сопровождаемый своим духовным пастырем Григорием. Они обосновались на столпе Стаги («Столп Капель») и прожили там около 10 лет. Афанасий, впоследствии святой Афанасий Метеорский, имел единственную цель — создание хорошо организованного монастыря по подобию афонских. В 1334 году он собрал 14 монахов из близлежащей округи и поднялся на «Платис Литос» (широкий камень) — гигантскую скалу высотой 613 метров над уровнем моря, 413 над уровнем городка Каламбака, начав поистине титаническое для той эпохи дело — строительство первых сооружений знаменитого впоследствии монастыря «Великий Метеор». Этим монахом впервые были определены правила поведения, которым должны были следовать монахи, соблюдая законы монастырской жизни в Метеорах. Считается, что именно Афанасий дал этим скалам название «Метеоры».
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СКИТ СВЯТОГО АНТОНИЯ
Симеон был очень набожный человек, он оказывал большую помощь монастырям в Метеорах как пожертвованиями, так и рядом различных привилегий, которые он учредил в 1358 и в 1363 годах. По его указу монастырь Дупиани приобрел полную независимость и прекратил с тех пор подчинение Епархии Стаги. Он перешел в юрисдикцию Первого лица Скита, которым в то время являлся монах Нилос.
В 1371 году Симеон скончался, оставив своим наследником сына - Иоанна Уреша Палеолога, находившегося в то время в обучении на Святой Горе Афон. По возвращении в Фессалию для принятия на себя управления этой страной юный Иоаннис посетил Метеоры и познакомился с Афанасием. Молодой правитель был глубоко поражен не только спокойствием монашеской жизни, полным отречением монахов от всех земных соблазнов ради вечной жизни духа на небесах, но также и самой личностью Афанасия. Он привязался к нему узами настоящей дружбы, любви и глубокого почитания дела, которое с такой мудростью, терпением и христианским рвением осуществлял Афанасий. Иоаннис отказался от мантии монарха и избрал полную лишений и трудностей дорогу смиренного монаха, приняв имя Иоасаф.
Через 11 лет безоблачного христианского сотрудничества с Иоасафом, итогом которого был расцвет и возросшее влияние монастыря, Афанасий скончался и был похоронен в монастыре. Игуменом монастыря стал Иоасаф, продолжив дело, которое было начато совместно с Афанасием. Благодаря вкладам благочестивых граждан, приносивших в дар монастырю земельные угодья, а также умелому и мудрому управлению монашеской общины Иоасафом, была отреставрирована церковь Преображения, построенная еще при Афанасии, были достроены новые кельи и возведено здание больницы для монахов. После смерти Иоасафа богоугодное дело было унаследовано его знаменитым преемником и продолжателем, выходцем из Эпира - Симеоном.
Величие этого места и его естественная, природная безопасность от нашествий, грабителей и разбойников, которую ощущали монахи, благодаря неприступной высоте отвесных скал, позволило создать с течением времени некую крупную и организованную монашескую общину (государство) с множеством монастырей, которые росли и укреплялись, благодаря многочисленным дарам и вкладам благочестивых правителей и архонтов. В результате многие известные и неизвестные духовные лица основали следующие монастыри: "Святой Троицы", "Святого Стефана", "Сретения", "Руссану или Арсану", "Святого Георгия Мандиласа (Платочника)", "Святого Николая Анапафсаса", "Миканской Богоматери", "Святых Феодоров", "Святого Николая Бандова или Кофина", "Святых Апостолов", "Святого Григория", "Святого Антония", "Вседержителя", "Предтечи", "Святого Монастыря", „Ипсилотерас или Каллиграфов", "Модеста", "Поклонения", "Алисис", "Апостола Петра", "Святого Димитрия", "Каллистрата", "Предтечи", и "Архангелов".
Однако постепенно это богодержавное государство начало понемногу приходить в упадок, и в настоящее время действуют только шесть монастырей: "Преображения", "Варлаама", "Святого Николая Анапафсаса", "Руссану", "Святой Троицы","Святого Стефана", другие же либо превратились в руины, либо вообще исчезли.
СВЯЩЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ АНАПАФСАСА
Покинув деревню Кастраки и продолжая путь далее, мы въезжаем в "каменный лес" Метеор.
Первый монастырь, который встречается на нашем пути слева от дороги, монастырь Святого Николая Анапафсаса, расположенный на вершине широкой скалы, которая имеет ограниченную площадь. Не может ни вызвать восхищения форма здания, повторяющего очертания каменного массива.
Небольшой подъем в гору и несколько прорубленных в скале ступеней, приведут нас к входу в монастырь, соборы и подсобные помещения которого, из-за недостатка площади были выстроены на различных уровнях, что создало ощущение лабиринта. На первом уровне нам встречается маленькая церквушка, посвященная Святому Антонию. Ее небольшой алтарь имеет площадь всего 4 кв. метра и может вместить только одного священнослужителя.Маленький тайник находится слева, но теперь он перенесен в келью.
На втором уровне находится собор Святого Николая, украшенный знаменитыми настенными росписями. Он узкий и длинный с низким куполом, без окон, с алтарем, вынуждено развернутым к северу. Главный собор, довольно узкий, освещается почти полностью свечами. Притвор, однако, широкий и светлый, создающий впечатление, что был построен в качестве монастырского двора.
На третьем уровне находятся старая трапезная, которая используется как приемная зала, маленький собор Святого Иоанна Предтечи и склеп с черепами монахов.
Настенные росписи Феофана превосходят все ожидания, оставляя изумленным даже самого требовательного ценителя искусства, ввергая в глубокое умиление даже неверующего. Это единственные настенные росписи, которые имеют подпись автора, в других же монастырях, и, в частности, на Святой Горе Афон, фрески не подписаны.
Феофан Стрелидзас или Батас родился около 1500 года на Крите, где и обучался иконописи. Его религиозные убеждения привели его к монашеству, несмотря на то, что он был женат и имел двоих детей. Его сыновья унаследовали от отца искусство иконописи и стали последователями его дела. Все шедевры настенной живописи Феофана находятся в материковой Греции. В 1527 году он расписал собор Святого Николая Анапафсаса. После этого он отправился на Святую Гору Афон и расписывал там соборы монастырей Великой Лавры и Крестоникитинский монастырь, где навсегда оставил свои бесценные произведения, утвердив себя бесспорно самым выдающимся иконописцем критской школы. Феофан умер в Ираклионе, на Крите, в 1559 году.
Критская школа представляет собой наивысшую ступень развития византийской иконописи. Истоки ее находятся не на Крите, а происходят из Константинополя 14 века. Оттуда ее основные принципы распространились в Сербию, Македонию, Южную Грецию, в Мистру, и лишь в 16 веке, они достигли Крита, где они приобрели свою окончательную форму. Самые великолепные образцы византийского искусства находятся на Святой Горе Афон.
Церковь Святого Николая была построена на средства Митрополита Ларисы Дионисия и иеромонаха и экзарха Стаги Никанора, о чем и свидетельствует надпись, находящаяся над входом в собор.
Божественный и Всесвятейший собор во имя нашего Святого Отца Николая воздвигнут его Преподобием Митрополитом Ларисы Дионисием и Благославеннейшим из всех иеромонахов Никанором - экзархом Стаги и братьями, пребывающими здесь. Расписан на средства Вангелоса Киприаноса (1527 года 12 дня, октября месяца) Феофаном Стрелидзасом на Крите, известным под именем Батас.
Феофан проявляет несравненную способность ощущения гармонии красок на ликах святых, которые изображает светлыми или темными тонами, в соответствии с праздничным или траурным настроением, которое хочет отобразить. Его кисть движется с удивительной легкостью по ограниченным и необычным поверхностям, не оставляя пустого пространства и создавая чудесную гармонию. Чрезвычайно трудно выделить отдельные композиции в качестве наиболее значительных по мастерству из всего этого единого совершенства.
В нише, в алтарной части церкви, мы видим Богоматерь - Заступницу верующих, слева же и справа - Иерархов Василия и Хрисостома, Святые Страсти Христа и образы Иерархов. На куполе доминирует одинокий образ Иисуса, окруженный ангелами, держащими потир, лампаду и хоругви.
Также изображаются Пророки, Четыре Евангелиста на парусах свода, Двенадцать Праздников и сцены Святых Страстей Иисуса в форме маленьких переносных икон.
В притворе изображено Второе Пришествие - как его представлял себе иконописец, а в южной части изображены основатели храма Дионисий и Никанор, которые обращаются с молитвой к Богоматери и к Святому Афанасию Метеорскому. Имеется также замечательная фреска Богоматери с маленьким Христом, держащим ее за большой палец, рядом расположено очень редкое изображение „Успение Святого Николая", а также „Святой Афанасий Метеорский" и сцены из чудес Христа.
СВЯЩЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ ВАРЛААМА
В середине 14 века схимник Варлаам поднялся на скалу и воздвиг несколько келий и маленькую церквушку, которую посвятил Трем Иерархам. Там он обитал до конца своих дней в полном одиночестве, одетый в лохмотья и погруженный в молитвы.
После его смерти все помещения оставались необитаемыми долгие годы. В конце 16 века два брата, монахи Нектарий и Феофан, происходившие из знатной семьи Апсарадов из города Яннина (до этого они уже провели семь лет на столпе Предтечи, в монастыре Великого Метеора) поднялись на скалу с единственной целью отреставрировать превратившуюся в руины церковь Трех Иерархов, построенную Варлаамом.
Братья так описывают в своем завещании восхождение на скалу:
"Мы обнаружили широкую, высокую и уединенную скалу, названную Варлаам, в честь монаха Варлаама, который жил здесь много лет тому назад, она имеет обширную территорию и подходит нам для проживания, хотя и была заброшена долгие годы, в 1518 году мы начали восстанавливать и возводить постройки на холме, чтобы сделать его обитаемым."
"Вризони" - сетка, с помощью которой поднимались монахив свои обители.

Шло время, количество монахов увеличивалось, достигло 30 человек, и тогда два брата построили вторую церковь с просторным католиконом (главным храмом) с двумя куполами, которую посвятили Всем Святым (1542 год).
Развитие общинной жизни в монастыре и его духовный расцвет привели к обогащению монастыря, которое пришло благодаря двум братьям и дарам верующих, которые отдавали монастырю земельные угодья, виноградники, оливковые плантации и хутора.
Но и после смерти братьев - Феофана в 1544 году, а Нектария в 1550 году - монастырь продолжал процветать. Прибывали другие монахи, которые свято следовали указаниям основателей монастыря, сделанному ими в их завещании: " Все, кто пришел в лоно монашеской жизни, должны пользоваться всем и исполнять все сообща, будь то трапеза, одежда, обувь, принятие решений, проживание".
Вот описание монастыря, которое дает Й.Бьернстааль, посетивший монастырь Варлаама в 1779 году.
Игумен монастыря, отец Анатолий, являющийся одновременно ризничим и библиотекарем, принял меня со всем почтением. Здесь имеются две церкви. Число монахов не превышает 9 или 10 человек, всех же людей, проживающих на вершине этой скалы, не более 24 человек вместе с работниками монастыря, С момента основания монастыря ни одна женщина не поднималась наверх, так же как и в Метеор. Игумен проводил меня в церковь, которая не так велика, как в Метеоре, но намного красивее. Она имеет два небольших красивых свода и довольно светлая. Повсюду внутри ее видны настенные росписи, сделанные в манере этого края, без перспективы, без светотени. Монастырь Святого Варлаама был построен в 2044 от сотворения мира, что соответствует 1535 году от Рождества Христова, о чем свидетельствует надпись на камне, находящемся у лебедки с помощью которой Вас втаскивают наверх".
Церковь Трех Иерархов, которая была первой построена на скале, имеет в алтарном своде замурованную черепицу с датой восстановления церкви (1627 год). Эта церковь с деревянной крышей - однонефная базилика с богатой, великолепной настенной росписью. Посетителей особенно восхищает непревзойденная техника и эстетика двух фресок, украшающих внутреннее пространство церкви. Первая фреска "Жития Святых Эфраима Сирийского - одного из самых известных схимников и наиболее плодотворного из церковных авторов. Вторая фреска "Успение Иоанна Златоуста".
Также имеется много изображений Святых, например, основатели монастыря Нектарий и Феофан, Рождество Богородицы и Святой Николай из Метцово, который был замучен в Триккале.
Для церкви Всех Святых, построенной в 1542 году, основатели монастыря Феофан и Нектарий описывают в своей автобиографии, как проходило сооружение храма на протяжении 20 лет.
Эта церковь, по подобию Афонских церквей, крестообразная, четырехстолпная, с одним куполом над главным собором и еще одним куполом над притвором. В алтарной нише имеется прекрасная фреска Богоматери Платитера в золотом одеянии, а немного ниже "Литургия Ангелов". На алтарном своде изображен Иисус Христос также в золотых одеждах. Главный собор завершается находящимися слева и справа двумя полукруглыми хорами с аналоем, украшенным мозаикой из слоновой кости и перламутра. Резной деревянный иконостас покрыт позолотой и имеет иконы "Распятие Христа", "Богоматерь" и икону одного из любимых Его учеников, а по обоим краям иконостаса находятся иконы в полный рост Молящейся Богоматери и Христа. На четырех парусах под куполом находятся изображения четырех Евангелистов. Великолепна композиция - "Евангелист Лука пишет образ Богоматери". Имеются также замечательные сцены из жизни и страстей Христа, "Богоматерь Скорбящая", а также изображения церковных песнопевцев Иоанна Дамаскина и Козмы. Над Царскими Вратами изображена сцена "Успение Богоматери" с облаками в виде животных и людей, несущих Апостолов к гробу с останками Богоматери.
Притвор церкви покоится на четырех четырехгранных колоннах. В восточной части имеется фреска "Второе Пришествие", а над внутренним дверным проемом находится изображение "Святой Сысой, размышляющий перед останками Александра Великого". В юго-западном углу притвора изображены сцены из жизни Иоанна Предтечи, а в северо-западном углу изображена сцена пытки Святого Пантелеймона,. На левой колонне изображен первый отшельник Варлаам в светлом облачении. Захоронение двух основателей монастыря Нектария и Феофана находится в юго-восточном углу придела, а на стене изображены фигуры самих отшельников с белыми бородами, держащими в руках монастырь.
Выразительный Ангел - хранитель, выполненный в гармоничных тонах, изображен над их могилой, а на своде придела видна фигура Вседержителя (Пантократора) в полный рост.
В надписи, которая находится в главном соборе и которая называет основателей монастыря, живописец не поставил своего имени. Однако допустимо, что настенная роспись алтаря и главного собора была выполнена Франгосом Кателаносом, великим живописцем критской школы, многие работы которого,