• Авторизация


В.А. ЧУДИНОВ РУССКИЕ РУНЫ 28-02-2010 15:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Леха_Гетман Оригинальное сообщение

В.А. ЧУДИНОВ РУССКИЕ РУНЫ



Об авторе

Профессор ГУУ Валерий Алексеевич Чудинов, академик, председатель Комиссии РАН по культуре древней и средневековой Руси, занимается археологическим поиском, изучением и дешифровкой древних рунических и руничных (термин В. А. Чудинова) надписей более 12 лет.

Валерием Алексеевичем исследовано в общей сложности более 3000 археологических и других объектов, несущих на себе надписи, выполненные рунами. В их числе древние святилища и священные камни, предметы культа и утварь античных и до античных времен, грамоты, содержащие тайнопись, христианские иконы первых веков и другие реликты заповедных уголков как России, так и ближнего и дальнего зарубежья. Наиболее яркими научными достижениями академика Валерия Чудинова являются:

- Дешифровка полного силлабария (азбуки) древнейшей русской руничной письменности, как слоговой, так и буквенной.

- Строгое научное доказательство того факта, что именно от руничного строя руссов ведут происхождение алфавиты и силлабарии наиболее древних языков мира.

На основании расшифровки более сотни реликтовых текстов неоспоримая реабилитация русской истории как древнейшей, насчитывающей не менее 24 тысячелетий.

Академик Валерий Чудинов является автором более 300 научных трудов, наиболее значимыми из которых являются:

Руница и тайны археологии Руси М. «Вече» 2003

Тайные Руны древней Руси М. «Вече» 2005

Священные камни и храмы древних славян М. «Фаир-Пресс» 2004
Вернем Этрусков Руси М. «Поколение» 2006

Электронные версии работ В.А. Чудинова представлены по адресу http://www.trinitas.ru/rus/doc/avtr/00/0005-00.htm







В.А. ЧУДИНОВ

РУССКИЕ РУНЫ

Москва 2006

ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ

_________________

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга появилась на свет по просьбе и при содействии издателя Дмитрия Логинова, который предлагал оттенить именно своеобразное слоговое письмо русского этноса так. чтобы обычный человек, не филолог и не лингвист, мог бы понять его сущность, его своеобразие, его историю и возможные сферы применения. Сейчас мы живем в своеобразное время, когда в поисках утраченной великой идеи славянского объединения и замечательного исторического прошлого огромные массы моих соотечественников обратили свой взор на забытые традиции и великолепную культуру Руси. Выяснилось, что наша древность столь же велика и продолжительна, сколь необъятна Россия в ее нынешнем географическом протяжении по сравнению с любой другой страной мира. Крупнее России государства на свете нет; и, как показывает мой опыт исследования истории, на сегодня не известно другое государство, которое могло бы похвалиться историей языка, письма и культуры в течение нескольких сотен ТЫСЯЧ лет! То, что историю России начинают с девятого века нашей эры, является частичной правдой, подобно тому, что у каждого из нас есть своя маленькая история за последний год; но перед каждым из них существовал свой год, и другой, и третий. И именно изучение русских рун способствовало тому, что эта самая продолжительная из всех история Руси стала показывать свои смутные очертания, поскольку стали читаться памятники древнейших исто­рических эпох. И спрос читателя на книги по русским рунам — это на самом деле неутоленный официальной наукой спрос наших граждан на древнейшую русскую историографию, на те события, которые предшествовали не только приглашению князя Рюрика на отечественный престол, но развивались гораздо раньше - в античности, в бронзовом веке, в эпоху неолита, мезолита и палеолита, причем не только верхнего палеолита, но, как показывают новейшие находки, даже среднего. Таким образом, приобщение читателя к древнейшему русскому сакральному письму открывает перед ним возможность самостоятельного чтения наиболее древних русских текстов.

Интерес к русским рунам обусловлен и другими сторонами культуры. В советское время когда официально проповедовался атеизм, многие стороны мифологии, такие как гадание, прорицание, магия и мистика оставались как вне системы просвещения, так и вне проблематики научного исследования. В постсоветский период появилась литература по данным сторонам культуры, однако в основном на базе культуры других стран. Так, например, гадания или магическое воздействие письменных знаков пропагандировались только на основе германских рун. Даже само слово «руны» связывалось у европейцев вплоть до конца XIX века исключительно с германским этносом, пока не были обнаружены руны тюркские. Что же касается славянских рун, то некоторые робкие надежды на их существование были высказаны еще в XVIII веке, однако век спустя под давлением все усиливающейся критики были оставлены, и лишь на рубеже ХХ-ХХ1 веков стало ясным, что руны первоначально возникли именно у русских. Все остальные руны, а также буквы многих евразийских алфавитов оказались потомками этих русских рун. И, разумеется, данные руны также носили сакральный характер, то есть с ними были связаны и магия, и мистика, и мантика (гадания). Таким образом, изучая русские руны, можно выяснить истоки рунического искусства многих народов.

Наконец, русские руны интересны и как возможность писать по-русски иным способом. Ведя почти 10 лет в Академии славянской культуры курс славянской палеографии, я убедился в большом интересе студентов как к чтению и письму на глаголице, так и на рунице. То. что выглядит совершенно чуждо кириллице, латинице и прочим современным алфавитам, читается на современном русском языке как удивительная тайнопись! От этой возможности у студентов захватывало дух. Однако руница гораздо сложнее для восприятия и к тому же имеет возможности неоднозначного чтения. Тем не менее, возможность писать по-русски разными способами привлекает значительное число населения.

Москва, май 2006 г.



О НАЗВАНИИ РУН И РУНИЦЫ

Чтение я начинаю с вытянутой по горизонтали рамочки слева, где вычитываются слова КРУЗОК МАРЫ, то есть КРУЖОК МАРЫ. Это — весьма важная надпись, поскольку она прямо называет "монетку". Таким образом, перед нами один из КРУЗКОВ МАРЫ. Слово КРУЗОК вместо КРУЖОК передает более архаичное произношение по сравнению с современным.

Затем я читаю слова на фрагменте в середине внизу. Тут вычитываются буквы очень больших размеров, вероятно, титульная надпись, то есть название именно данного кружка. Он называется КРУЗОК КОЗЛИКА, то есть КРУЖОК КОЗЛИКА. По аналогии с монетами можно сказать, что если первая надпись говорит о виде изделия, о монете, то вторая говорит о ее достоинстве (рубль, гривенник, алтын и т.д.). Следовательно, перед нами не просто КРУЗОК МАРЫ, но конкретно КРУЗОК КОЗЛИКА. Так что, это — тоже очень важная надпись, хотя она нам и не объясняет назначение кружков.

Самые интересные надписи читаются наверху. Интересно, что надпись с обращением в цвете и без обращения дублируют друг друга; я не стал об- водить данный фрагмент рамочкой, поскольку по нему самому ясно, откуд; он заимствован. Первая надпись гласит: ПО КРУЗКАМ, то есть ПО КРУ Ж- КАМ. Это — начало предложения, продолжение его следует искать ниже А ниже я читаю слово ОНА в прямом цвете и АНА в обращенном; воз никает впечатление, что кое-где появляется диалектное "аканье", то есть произнесение А вместо О в безударном положении. Далее в прямом цвет читается слово МАРА. Затем я читаю фрагмент в рамочке. В прямом цвет он дает слова ОХРАНУ ДАРУИТ, в обращенном — ОНА РУНАМИ МАРЫ Тем самым образуется осмысленный текст: ПО КРУЗКАМ, ОНА, МАРА ОХРАНУ ДАРУИТ ОНА РУНАМИ МАРЫ, то есть ПО КРУЖКАМ ОНА МАРА, ОХРАНУ ДАРУЕТ— НАДПИСЯМИ МАРЫ. Тем самым ношени КРУЖКОВ МАРЫ было делом почетным, и, оказывается, к почету добав лялась и сакральная охрана за счет рун от всяких неприятностей.

Смысл деятельности равноапостольного Кирилла. Кирилл, чья дея-тельность, как известно, была связана с созданием кириллицы, не стал бы заново придумывать то, что существовало в течение сотен тысяч лет. Отча-сти из этих соображений, но главным образом по другим, на мой взгляд, до-статочно спорным, современные исследователи считают, что Кирилл создал глаголицу как наиболее ранний вид славянского письма. На сегодня прак-тически все эпиграфисты не считают глаголицу письмом старше раннего средневековья. Следовательно, Кирилл либо создал глаголицу (хотя многие факты говорят в пользу того, что глаголица появилась до жизни Кирилла либо как-то изменил РУНЫ РОДА. Теперь, после того, как стала понятнее система названия письма в палеолите, я могу сказать языком наших пред-

47

ков, что святой Кирилл переделал дошедшие до него РУНЫ РОДА в РУНЫ МАРЫ. Или, говоря современным языком, сделал несакральное славянское письмо сакральным, для того, чтобы на нем можно было писать по-славянски священные христианские тексты. Более подробно этот сюжет я рассмотрел в моей книге «Загадки славянской письменности», где предположил, что сакрализация во времена его жизни представляла собой добавление к шрифту цифровых значений, так называемой цифири, которая существовала как в еврейском, так и в греческом письме. В чем конкретно проявлялся сакральный характер РУН МАРЫ во времена палеолита, а также глаголицы в раннем средневековье, я пока в точности не знаю. Возможно, что во время каких-то более поздних моих исследований это будет выявлено.

Понимания слова РУНА. К сожалению, в «Лингвистическом энциклопедическом словаре» слово «руна» отсутствует, а под «руническим письмом» понимается только письмо германцев. И это понятно, ибо ни славянских, ни русских рун на сегодня академическая наука не знает и знать не хочет, а что касается тюркских рун, то их, с точки зрения этой науки, открыли совсем «недавно», каких-нибудь сто лет назад, и потому вводить в академический словарь слишком рано.

Между тем, о самом слове «руна» имеется масса представлений различных исследователей. Вот что думал о них славянский исследователь рунических знаков Мартин Жункович: «Уже достаточно широко утверждается, что рунический шрифт был тайным письмом, так как слово "руно" равнозначно со словом тайна, поскольку немецкий глагол "rаипеп" означает "нашептывать тайны", что, вообще говоря, было бы не совсем верным, ибо "rаипеп" означает окутывать тайной. Но подобная этимология, по меньшей мере, дважды противоречива. — В качестве тайных руны действительно могли признаваться, но именно, прежде всего, неграмотными, как раз так, как и сегодняшнее письмо, являющееся для них тайной; впрочем, руны существовали с того времени, когда люди не очень-то умели читать, и это остается справедливым вплоть до сегодняшнего дня как всеобщая тайна. Аналогичным образом развивалось в славянских языках понятие чародей, чародельник, чароделец, чаровник и т.д., то есть тот, кто делает (чертит) "чары" (=штрихи), то есть может ими писать, и сегодня это значение сохранилось в качестве равнозначных слов волшебник, волшебный художник (ZаиЬеrеr, Zаиbеrkunstler). Что именно он писал, читающий, разумеется, не понимал, однако подобная группа знаков для неграмотного должна была приниматься за тайное или апокрифическое значение.

Вместе с тем, с другой стороны, применяемый публично шрифт не может содержать тайны, которую с большими трудами воплощают в брон-

48


зу, железо, камень и дерево или вырезают на обожженной глине и тем самым предоставляют миру в виде, например, оружия, украшений, объектов поклонения или даже блоков естественных скал лишь для всеобщего обмена определенной коммуникацией. Так называемые "буквы" были не просто вырезанными единичными рунами или их типами, но несли определенный продуманный упорядоченный текст большего или меньшего объема с целью фиксации мыслей, которые хотели сохранить или сообщить кому-то другому, то есть были также примитивной формой письма.

Отсюда уже в принципе нельзя принять всерьез, что такие описанные "буквы" набрасывались без разбора, а из этого можно заключить, что их изготовили тогда, когда должны были сохранить законченные по содержанию тексты, так что ничего не оставалось лишним. Отсюда немецкое слово "Висhstаbе", аналог славянского "буки, буква, буквица" (последнее — буква, изображаемая в виде рисунка), выводится не от слова "бюкса" (ботаническое), но от слова "Висh" (книга), то есть звуки, организованные в книгу — роль, которая образует взаимообусловленный текст.

Отсюда должно быть совершенно правильным, что первоначально самое важное передавалось как резы (засечки), копирующие естественные формы отображаемого объекта, что одновременно служило мнемоническим средством, высеченном в дереве, как это повторено в Эдде: «Прабоги гравируют, правитии царапают, шеф-мастер им вырезает, ты умеешь царапать», вокруг чего возникает изобразительный шрифт, который постепенно становится записью звуков, так что звучащее понятие для объекта теперь отождествляется с его графическим изображением и принимает, условное значение.

Образование рун происходит именно так, как происходит образование любого оригинального письменного изображения, то есть посредством алфавитов. Если мы себе можем, представить нечто такое, то обратимся к близлежащим знакам, и приспособим их до определенной степени так сказать к внешнему выражению, так что "о", например, будет во всех языках представлено через кружочек, тогда как рот при произнесении принимает похожую на "о" форму, как бы принимает "о"; "и" всегда простейший знак, поскольку звук, так сказать, сжимается зубами, и т. д. — Объяснение звучит столь парадоксально, что становится ясно, как возникают основные черты письменности в разных местах и в разные времена, и при этом основные формы оказывают до определенной степени одинаковое внешнее влияние на внешние контуры знаков письма. И напротив, варианты письменных знаков являются следствием личного творчества и готовности руки, которые всегда носят своего рода индивидуальный характер» (Zunkovic 1913, s. 5-7).

49


Как видим, здесь Жункович выступает против обычных германских трактовок понятия РУНЫ как тайны, полагая, что руны являются такими же носителями информации, как и прочие знаки письма. Вообще говоря, он прав в условиях полемики с германскими рунологами, но не вполне прав в историческом контексте, поскольку, как мы видели, помимо чисто информативных РУН РОДА в древности имелись и сакральные РУНЫ МАРЫ. Так что понятие «тайны» часть рун все-таки несла. Что же касается близости форм слова РУНА и слова РЫТА, то глагол РЫТЬ действительно имеет повелительную форму РОЙ, которая в некоторых славянских языках могла бы произноситься как РУЙ, откуда гипотетически могла бы возникнуть форма причастия РУНА. Но эти рассуждения имеют силу лишь в кругу современных славянских языков, тогда как слово РУНА употреблялось в глубочайшей древности и, видимо, имело иную этимологию. Я уже приводил свое предположение о том, что слово РУНА могло возникнуть из слова *ЛУНА, однако пока что не нашел ни малейшего подтверждения в письменном материале палеолита. Поэтому пока для меня исконный смысл этого слова все-таки остается загадочным. Тем не менее, именно в германских странах термин РУНА дожил до наших дней, тогда как в России и других славянских странах он был вытеснен другими терминами, например, БУКВА.

На мнение другого Жунковича, Даворина Жунковича, ссылается и современный отечественный исследователь Антон Платов. Он, отталкиваясь от германской культуры как исходной для рун, писал: «Практически все современные исследователи упускают из вида славянские языки (к слову, гораздо более близкие к скандинавским, чем те же кельтские). Не так обстояло дело в конце Х1Х-начале XX века, во время расцвета исследований по славянской рунике. Так, пытался в свое время связать слово РУНА с сербским gronic «говорить» польский славист А. Кухарский... Но против такого толкования равно выступали В. Цыбулъский и И.В. Ягич, находя его «сумасбродным». А вот против более позднего предположения Д. Жунковича (Zunkovic 1918) ни один исследователь не мог выдвинуть никаких контрдоводов. Версию Жунковича попросту забыли, как это нередко случалось в области славянской рунологии...

В свое время я пришел к тому же выводу, какой был сделан Жунковичем, почти независимо от этого исследователя. Меня поразило существование множества славянских рек, носящих загадочное имя РУНА (в качестве примера приведу реку Руну, впадающую в Верхневолжские озера на границе Тверской и Новгородской областей). В большинстве случаев этимология этих названий считается невыясненной. Но ведь существует старый славянский корень РУН: именно от него происходят русские слова РАНА,

50


РАНИТЬ, РЫТЬ, украинское РИЛЛЯ— борозда. По Жунковичу, этот же корень содержит глагол РУТИ — «резать», и существительное РУНА, означающее «прорез», «борозда»,... РЕЗА. Не этими ли резами чьтеху и гата-аху древние славяне?

Любопытно, что основа run/rап со значением «резать», «ранить» была известна и древним германцам, — и удивительно, почему на этот факт не обращают внимания исследователи! Так, знаменитый наконечник копья из Дамсдорфа, датируемый первой половиной первого тысячелетия н.э., несет руническую надпись КАША, переводимую как «пронзающий», «наносящий ранения».

Вероятно, термин РУНА происходит все оке от древнейшей славяно-североевропейской основы со значением, «резать» (что выглядит естественным), в то время как появление европейских слов того же корня, но уже носящих значение «тайна», «говорить в тишине», вторично, и связано с магическим применением древних резаных знаков. Древних рун» (Платов 1998-1, вып. 6, с. 90-92). С Платовым можно было бы согласиться, если бы РУНЫ только вырезались на мягком материале - дереве или кости. Но на камне их резать нельзя, там применялась более сложная технология высечения. Кстати, и надпись RАNJА можно понять как чисто славянскую, РАНЯ. Для копья такое значение понятно, им можно было и убить, и ранить, но считать, что РУНЫ «ранили» дерево или кость довольно необычно. Словом, сближение РУНЫ = РАНЫ мне представляется достаточно натянутым.

Словосочетание СЛАВЯНСКИЕ РУНЫ. Примерно в ХVII-ХVIII веках германские исследователи приходят к выводу о том, что руническая письменность в силу своей широкой распространенности могла использоваться не только скандинавами, англичанами и немцами, но и соседними с ними народами, например, балтами и финнами, а также проживавшими на территории Германии славянскими меньшинствами. Следовательно, термин «славянские руны» означал «германские руны в славянском употреблении», равно как термин «финские руны» предполагал понимание «германские руны, употребляемые финнами». Такую трактовку давал, например, датский эпиграфист Финн Магнусен еще в начале XIX века. Однако позже некоторые исследователи (например, Якоб Гримм) стали предполагать, что у славян в использовании рунических знаков имелись некоторые отличия в графике рун, и тогда термин «славянские руны» стал пониматься как «германские руны с графическими отличиями у славян». Против такого понимания выступил Ватрослав Ягич, показавший, что никаких графических отличий у славян в рунах не было; после него термин «славянские руны» перестает употребляться.

51


Антон Платов в своих сборниках предлагает термин «руническое искусство славян», что близко по смыслу к понятию «славянские руны» как «германские руны в славянском употреблении». В своей книге (Платов 2002) он обнаруживает употребление ряда германских рун на славянских украшениях. В этом нет ничего удивительного, поскольку, как и многие другие европейские алфавиты, германский футарк вышел из руницы. Точно так же и мы можем с удовольствием говорить, что в английских надписях наших дней существуют буквы В, С, Е, Н, К, М, О, Р, Т, X и т.д., вполне понятные нам, русским. Правда, В читается Б, С читается Ц, X читается ИКС, то есть за графическим сходством ряда знаков не прослеживается тождественности их звукового значения. Таким образом, по Платову, русские, как и другие соседние германцам народы употребляли германские руны. Ничего нового в таком понимании нет.

Словосочетание РУССКИЕ РУНЫ. Это словосочетание на сегодня является новым, поскольку русские вообще редко пользуются своим этническим именем для обозначения каких-то реалий, а уж тем более в отношении РУН, которые германским ученым привычно называть ГЕРМАНСКИМИ (хотя М. Жункович их называл ВЕНДСКИМИ), но по происхождению они из той страны, которая в палеолите называлась РУСЬЮ. Следовательно, по определению самые древние руны есть РУССКИЕ РУНЫ. Такое определение мы даем в этой книге, и с этим ничего не поделаешь.

<…>



ЧИТАЕМ РУНЫ РОДА

Мы помним, что руны Рода - это практически знакомая нам со школы кириллица. Что же тут трудного? Мы умеем читать кириллицу.

Отличие рун Рода от кириллицы. Прежде, чем читать руны Рода, неплохо было бы установить отличие их от кириллицы. Мы недаром писали, что руны Рода и кириллица почти совпадают - различие все-таки есть.

Дело в том, что существует несколько алфавитов, которые мы считаем по большому счету кириллицей. Так, согласно так называемой «азбучной молитве» в кириллицу входило 42 буквы, включая юсы, йотированные буквы, а также фиту, ижицу и прочее. Однако черноризец Храбр называет другую цифру, 38 букв (24 греческого происхождения и 14 славянского), то есть тот же алфавит, но, вероятно, без йотированных юсов и без йотированных Е и А. Современный русский гражданский алфавит свободен от всех греческих букв (пси, кси, омеги в виде ОТ, фиты, ижицы), и состоит из 33 букв, так что он на 9 букв короче азбуки из азбучной молитвы и на 5 букв - алфавита, употреблявшегося во времена монаха Храбра.

А каков алфавит рун Рода? Короче он азбуки азбучной молитвы или длиннее? Он много короче. По сути дела, он короче даже современного гражданского алфавита. В нем нет нескольких букв. Каких? Во-первых, буквы Ё, которую ввел великий русский писатель Карамзин. Во-вторых, буквы Э. В-третьих, буквы Ф, поскольку такого звука в русском языке не было. Наконец, звуки И и Й не различались и обозначались одной буквой. Таким образом, мы имеем последовательность из 29 букв (или рун Рода): А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, 3, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ю, Я. От кириллицы из «азбучной молитвы» его отличают 13 букв.

Замечу, что число 29 - простое, то есть делится только на само себя и на единицу. Напомню также греческое выражение «от Альфы до Омеги», то есть «весь алфавит». А число 29 в русских народных сказках обыгрывается, но весьма специфическим образом: «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве...». На первый взгляд, «тридевятое» - это трижды девятое, то есть 27-е. Но тогда «тридесятое» - это трижды десятое, то есть 30-е, и в этом случае образуется лакуна между 27-м и 30-м. Чтобы такой лакуны не было, надо понимать «тридевятое» как «девятое третьего десятка», то есть 29-е. Тогда «тридевятое» как раз и соответствует последней букве алфавита, греческой «омеге» или русской букве «я». Следовательно, пройдя

126

«тридевять» царств, человек и проходит всё «от Альфы до Омеги», весь алфавит, и попадает в «тридесятое царство». Иными словами, пройдя предел, человек вступает в запредельное. Поэтому я считаю, что сказочный зачин насчет «тридевятого царства» тесно связан с числом рун в алфавите Рода.

Обращаю внимание также на отсутствие в алфавите Рода буквы I. Она была добавлена позже, вероятно, тем же Кириллом, который не зря пополнил руны Рода либо на 9, либо на 13 букв. Много это или мало? Заметим, что современное болгарское письмо отличается от современного русского всего на 1 букву - у них нет буквы Ы. В украинском алфавите тоже нет буквы Ы, как и буквы Ё (этот звук передается сочетанием ЬО), зато есть Э не оборотное (йотированное Е), есть как бы «латинское» I, и даже такая же буква с двумя точками (йотированное И). Таким образом, отличие украинского алфавита от русского составляет уже целых 4 буквы. На письме это очень заметно. А отличие в 9 букв, тем более в 13, должно просто бросаться в глаза.

Причины изменений рун Рода. Руны Рода существовали десятки и сотни тысяч лет без изменений и прекрасно обслуживали русский язык. Какая же необходимость заставила Кирилла изменить всем привычный алфавит, добавив в него несколько букв?

Если спросить об этом лингвистов, они скажут, что в средние века существовали носовые звуки (которые до сих пор остались в польском), а именно носовой О (который был обозначен так называемым «юсом большим») и носовой Е (который был обозначен так называемым «юсом малым»). Уже поэтому нужно было добавить две буквы.

На первый взгляд, причина веская. Однако заметим, что слова СТАНЦИЯ, ФОНЕТИКА, МОЛОКО мы произносим точно так же, как белорусы, но они пишут СТАНЦЫЯ, ФАНЭТИКА, МАЛАКО, отчего нас коробит, хотя именно они пишут фонетически точно. Как шутил Марк Твен, правительство США даровало своим гражданам лучшие в мире законы, а господь бог — здравый смысл, чтобы ими не пользоваться. Если бы В АЗДИН ИЗ ГАДОУ МЫ БЫ ЗАМЕНИЛИ СВАЮ АРФАГРАФИЮ НА БЕ-ЛАРУССКУЮ, мы бы уже никогда не смогли писать традиционно, то есть грамотно с нашей нынешней точки зрения. Иными словами, фонетически писать не всегда эстетично. Таким образом, если бы мы писали слово РУКА или ЗУБ через У, а не ЮС БОЛЬШОЙ, тот, кто привык произносить носовые, продолжал бы их произносить, читая У как носовой, а тот, кто носовых не знал, произносил бы У. Слов, которые различались бы именно «юсами» от аналогичных слов без «юсов», просто не было, то есть «юсы» не являлись фонемами. Тем самым, в кириллице были обозначены варианты звуков как

127

самостоятельные звуки. Вообще говоря, это скользкий путь. Если по нему пойти, то, например, южнорусский фрикативный звук Г, отличающийся от московского взрывного Г, следовало бы обозначить опять отдельной буквой (так поступают лингвисты, когда дают фонетическую транскрипцию). Кроме того, есть ряд вариантов произношений по отдельным областям, где некоторые звуки произносятся иначе, чем в литературном произношении. Так что с точки зрения единства языка такой подход неприемлем.

Но, возможно, единство языка как раз сохранять и не требовалось? В самом деле: если нация считает себя единым народом, она и письмо старается сделать стандартным, несмотря на ряд диалектных отличий. Так, в Германии до ее объединения Бисмарком диалекты разошлись настолько, что баварец саксонца уже не понимал, а берлинцев (так называемый Рlattdeusch) не понимал в Германии вообще никто. И, тем не менее, ряд разрозненных земель объединился и выработал искусственный общенемецкий язык (так называемый Носhdeutsch). Восточные славяне поступили как раз наоборот: сначала единые русские земли (Киевская Русь) распались на удельные княжества, потом выделились два крупных русских государства: Великое княжество Литовское (Литва включала в себя практически всю нынешнюю Белоруссию, Украину и часть России) и Московское княжество. И там, и и там говорили по-русски, хотя постепенно накапливались диалектные различия. Однако в советское время каждый из этих этносов (не ушедших друг от друга настолько далеко, как баварцы от саксонцев) пожелал выделиться в самостоятельную нацию, а для этого местный диалект должен был возвыситься до самостоятельного языка. И для этого необходимо было показать именно отличия, причем «весомо, грубо, зримо». Именно это и про­исходит, когда из алфавита изымаются одни буквы и добавляются другие. А понимание различий как языковых, а не диалектных, уже дает право этносу считаться другим народом, а за этим следует выделение самостоятельного государства. Так что, если бы баварцы стремились создать собственное государство, баварский диалект не только получил бы статус баварского языка, но и на карте мира появилась бы республика Бавария. Также и Саксония. Но прежде нужно было бы обзавестись собственными алфавитами, что тоже вполне достижимо. Скажем, мягкий общенемецкий звук ХЬ по-саксонски звучит как Ш, так что слово НИХЬТ у них звучит как НИШТ. Скажем, именно для этого звука можно было бы ввести специальную букву— и достаточно ее одной, чтобы саксонский язык отличался бы от общенемецкого. Еще раз повторяю - если бы было желание. А его-то и не было.

Таким образом, изменения в графике, как это ни выглядит парадоксально, дело вовсе не лингвистическое, а политическое. Если надо с кем-то объеди-

128

ниться, значит, надо ввести алфавит именно того народа. Скажем, до XIX века Румыния пользовалась кириллицей, а потом перешла на латиницу. Но Молдавия, войдя в Россию и СССР, продолжала пользоваться кириллицей, пока не вышла из состава СССР. Тут молдаване вспомнили, что говорят на румынском языке и ввели у себя латиницу. Уже хотели было объединиться с Румынией, но это сопровождалось бы такими экономическими потерями, что объединение отложили. Сербы введением кириллицы показали, что они ориентируются на восток, на Россию; хорваты введением латиницы показали, что они ориентируются на запад, на Италию. Таким образом, если бы святой равноапостольный Кирилл хотел просто объединить всех славян, он бы усиленно пропагандировал руны Рода. Но Род был языческим богом, а не христианским. Кроме того, рунами Рода писали по-русски. Ни то, ни другое не входило в планы Византии. Поэтому был предпринят остроумный шаг: «христианизировать» азбуку Рода, добавив в нее ряд, прежде всего, греческих букв, а также противопоставить русскому языку язык болгарский, хотя и близкий, но иной. Поэтому за эталон приняли солунско-константи-нопольский диалект болгарского языка, то есть тот единственный славянский язык, на котором говорила какая-то часть жителей Константинополя. Вот так получился так называемый «старославянский», а на самом деле периферийный (по отношению к столице Болгарии Преславу) болгарский язык, в создание которого многие монахи и ученые приложили много труда. И прежде всего Кирилл.

Какую азбуку создал Кирилл? Такая проблема всерьез стала обсуждаться лингвистами в XIX веке. Казалось бы, никакой проблемы нет: Ки­рилл создал кириллицу. Однако по ряду фактов стало ясно, что глаголица древнее кириллицы. На этот счет тоже были разные версии; одна из них та, что глаголицу создал святой Иероним, живший примерно за пять веков до Кирилла. Но тут встретилось неожиданное препятствие: Кирилл со своим братом Мефодием был объявлен первоучителем славянским и составителем первой славянской азбуки. Следовательно, если древнее глаголица, то Кирилл создал глаголицу. То есть, важна не научная истина, важна устоявшаяся точка зрения, теория. Как шутят физики, если факты противоречат теории, то тем хуже для фактов. Постепенно социализируется всё, и прежде всего товары; мы сейчас платим большие деньги не за сам товар, а за его бренд, то есть за клеймо фирмы-изготовителя. Неважно, что стиральную машину германской фирмы Бош собирали в Польше; ярлык гласит, что она произведена в Германии. Точно так же неважно, что именно создал святой равноапостольный Кирилл: кириллицу, глаголицу или какую-нибудь буковицу; важно то, что он создал первую славянскую азбуку.

129

А как же руница, то есть руны Макоши? — спросит внимательный читатель. А никак. Официальная наука пока этот вид славянского письма еще не признала (и вряд ли признает в обозримом будущем). Следовательно, его и нет. Помнится, в советское время мы вовсю клеймили позитивизм как буржуазное направление философии, которое признает за истину только то, что известно науке. Действительно, как быть с тем, что неизвестно? Согласно позитивизму, того, следовательно, и нет. Скажем, два века назад не были известны элементарные частицы - электрон, позитрон, протон. Существовали ли они тогда? Позитивизм должен честно ответить: тогда их еще в природе не было, поскольку их не было в науке. Забавно: человек, конституируя науку, тем самым творит мироздание. Именно эта забавная философия и считалась идеализмом. А наши ученые себя всегда считали материалистами. Сейчас мы твердо стоим на позициях позитивизма: если пока РАН не собирает по славянской слоговой письменности конференции и симпозиумы, не публикует эти исследования в ряде научных журналов, стало быть, слогового письма и нет. А как только начнут собирать, так оно и появится в древности.

Если же отойти от нынешних догм в славистике, то до Кирилла существовало, по меньшей мере, три вида славянского письма: руны Макоши, руны Рода и глаголица. Так что выбор у «первоучителя» был весьма велик (другие страны таким обилием письменности похвастать не могут). У каждого из них были свои недостатки: руны Макоши сложны в чтении, имеют традицию в линейном письме громоздить столбцы, а руны соединять в лигатуры; кроме того, фонетическое значение каждой руны варьирует (например, РЕ/РИ/РЬ). Руны Рода слишком известны как нехристианские. Глаголица имеет слишком много элементов в каждой букве (раза в 2-3 больше, чем в рунах Рода) и внешне напоминает письменность Азии. Кроме того, глаголица была практически неизвестна у восточных славян (так, в Новгороде, как выяснилось из исследований А.А. Медынцевой, имелось несколько граффити на стенах Софии Новгородской, однако, когда я прочитал нерасшифрованные этой исследовательницей фрагменты, выяснилось, что их оставили профессиональные переписчики церковных книг. Миряне глаголицу не знали).

Так что выбора у святого Кирилла практически не осталость: необходимо было взять руны Рода и сделать их христианскими. Путь христианизации тоже был понятен: максимальная близость Византии. То есть в алфавит требовалось ввести насколько возможно дополнительные греческие буквы, чтобы писать греческие имена максимально приближенными к греческому прототипу; затем проставить знаки ударения и придыхания

130

(последнее совершенно не нужно для славянских языков, но зато внешне очень похоже на греческое письмо) и ввести даже некоторые греческие дифтонги, например, ОУ вместо У; наконец, сделать цифирь, то есть цифровое значение букв, совпадающим с греческой цифирью. То же самое произошло и с языком, ибо Болгария является самой близкой страной к Византии и граничит с Грецией. Так что христианизация была понята как византнвизация и письма, и языка. Глаголица для этих целей подходила гораздо меньше. Все это дает право действительно считать святого Кирилла первым христианским учителем славян. И так называемый старославянский или церковнославянский язык как раз и разрабатывался для целей христианского богослужения.

Конечно же, Кирилл создал кириллицу, даже если на нынешнем этапе славистики в наше распоряжение поступили более древние глаголические тексты, чем кириллические. Но это - не более чем случайность обнаружения тех или иных текстов, а не твердо установленный научный факт. Поэтому приписывать Кириллу то, чего он не должен был делать как раз ненаучно. Глаголица «не византивируема»: в ее графемы невозможно добавить новые греческие буквы, это будет слишком заметно; ее цифирь не совпадает с греческой; в ней так много штрихов, что знаки ударений и придыханий будут плохо заметными на этом фоне. Зато даже в наши дни кириллицу многие путают с греческим письмом. Кроме того, глаголице необходимо было специально обучаться даже ряду славянских этносов, тогда как руны Рода знали все славяне и значительная часть европейцев. Наконец чтобы проповедовать глаголицу, Кириллу нужно было быть хорватом, или болгарином, но не греком.

Сложно ли читать руны Рода? Для человека, владеющего русским языком, разумеется, нет. В рунах Рода нет ни одного лишнего знака по сравнению с русским гражданским алфавитом, так что не нужно будет дополнительно учить пи одной буквы. И вместе с тем, да, ибо в древности писали несколько необычно.

<…>



ЧИТАЕМ РУНЫ МАРЫ

Руны Мары - это те же самые руны Макоши, взятые в их сакральном значении. Но что такое «сакральное значение»?

Понимание сакральности. Термин «сакральное» означает «священное», то есть то, что свято для данной категории лиц. Заметим, что понятие святости будет разным в зависимости, прежде всего, от социальной группы, и, кроме того, от уровня развития самих членов этой группы. Например, в воровской шайке существует общее достояние, так называемый «общак», чаще всего это определенная сумма денег; и это - настолько святое для данной группы, что посягательство на него одного из воров карается смертной казнью. Это и понятно, поскольку осуществление краж, грабежей и других криминальных деяний, а также подкуп должностных лиц из органов правосудия связаны с определенными затратами, которые и финансируются из «общака». Я специально взял пример из криминальной группы населения,

*

чтобы показать, что даже у преступников существует свое представление о святости. Тем более это справедливо для нормальных социальных институтов. Для воинской части священным будет ее знамя; при утрате знамени часть расформировывается. Поэтому знамя части хранится особым образом, а виновные в утрате подвергаются наказаниям.

Для нынешнего государства существуют его священные символы: герб, знамя и гимн. Правда, их утрата не влечет за собой гибель каких-то виновников. Это ведь именно символы. Но зато истинно священным для любого нынешнего государства является его территория, отождествляемая с Отечеством. На отвоевание своей территории у врага обычно отдают свои молодые жизни воины; и павших в этом священном бою хоронят с особыми почестями. Так что в этом смысле родная земля священна.

В мирное время для любого государства священным является его культура, то есть культура доминирующего этноса; жители данного государства согласны знакомиться и с чужими культурами, и даже заимствовать какие-то их элементы, но лишь до определенного предела, после которого начинается отторжение чуждых веяний. А среди культуры господствующее положение занимает язык; в последние годы мы оказываемся свидетелями того, как русскоязычное население резко протестует против запрета в Латвии, Молдавии или в Крыму на обучение детей на русском языке. Это — свято.

207

И напротив, появление каждого нового этноса характеризуется новым языком. А новый язык должен иметь несколько отличную от предшествующей графику, о чем мы уже говорили в предыдущей главе. Таким образом, сакральным на нынешнем этапе развития государственности является доминирование господствующего этноса (латвийского в Латвии, румынского в Молдавии, украинского в Крыму), который может быть отнюдь не численно преобладающим, но это доминирование символически выражается в графике азбуки. Несовпадение интересов разных этносов по этому поводу приводит к различным социальным конфликтам.

Таковы современные формы сакральности. Они не слишком глубоки, так сказать, лежат на поверхности. Грубо говоря, сакральность - это выражение коренных интересов тех или иных социальных групп, то, что в марксизме называлось идеологией. Правда, есть и отличие. Идеология представляет собой совокупность идей, тогда как сакральность скорее выражается через отдельные понятия, а еще больше - через различные символы. Скажем, лозунг оборонительной войны «за Родину!» является понятием, символом, но не развернутой идеологией.

Сакральность христианства. Религиозная сакральность много глубже и имеет, так сказать, несколько уровней. Существуют общепризнанные святыни, например, иконы, хоругви, мощи, храмы. Причины их святости различны, однако в христианстве существуют некие традиции официального введения в ранг святости. Вообще говоря, на первом уровне сакральности священными считаются все принадлежности отправления религиозного культа, то есть место проведения молитв, облачения и инвентарь священников, изображения Бога и святых, захоронения в церковной ограде. На втором уровне появляется официальный ритуал возведения в ранг святости. Так, хотя церковь в качестве архитектурного сооружения уже в момент постройки относится к священным местам отправления религиозного культа, но существует особый ритуал «освящения» церкви; можно сказать, что и без того святое место становится «особо священным». Точно также существуют подвижники христианства, которых уже при жизни многие их современники считают святыми; однако существует особая процедура интронизации или канонизации, после которой церковь официально признает умершего подвижника святым. Точно так же и с иконами, заведомо священными и намоленными, которые с ведома церкви начинают признаваться «чудотворными», то есть «особо священными». Этот список можно было бы продолжить.

Однако оба эти типа сакральности, так сказать, лежат на поверхности. Существуют, однако, иные типы сакральности, которые называются «таинствами», и смысл которых верующие не всегда осознают. Здесь уже при-

208

дется ввести такое понятие, как «тонкий мир». Для сравнения отметим, что, например, камни, безусловно, принадлежат к иному, к «плотному» миру. К нему же принадлежат и жидкости, например, вода, которая в 8-10 раз легче камня. Но, как это ни странно, туда же мы ныне относим и воздух, хотя он в 770 раз легче воды. Правда, химия в XVIII веке не сразу признала газы такими же химическими веществами, как жидкость и твердое тело. Наконец, к плотному миру относится и огонь - тот же газ, только нагретый и потому светящийся. Таким образом, все те вещества, которые древние греки называли «стихиями» или первоэлементами, являются составной частью плотного мира.

Тонкий мир существенно тоньше. Сначала к нему относили все поля, поскольку поле никак не ощущается нашими органами чувств. Потом выяснили, что самое грубое из полей - электромагнитное; хотя оно невидимо, но последствия его включения прекрасно видны на работе электроприборов, например, электромотора стиральной машины. В электромоторе, как мы помним из школьного курса физики, статор создает поле, которое вращает ротор. Эти два варианта электромагнитного поля, а именно электрическое и магнитное поле, были исключены из тонкого мира. Исключили из него и гравитационное поле, хотя пока физика не умеет его создавать, уменьшать или увеличи­вать, или выключать вовсе. Не входят туда также очень короткодействующие ядерные поля сильного и слабого взаимодействий. Что же осталось?

А остались более сложные по своим воздействиям поля нескольких уровней. Этими полями занимаются экстрасенсы, которые выделили из них также самое грубое поле, которое они назвали «эфирным»; за ним следуют еще более тонкие «астральное» и «ментальное». До некоторой степени эфирное поле в XX веке удалось визуализировать с помощью оператора с рамочкой или маятником; применение разной техники дает несколько разные результаты, так что о количественных измерениях тут говорить пока сложно, тем не менее, качественные результаты более или менее согласуются друг с другом. Более тонкие поля пока не визуализируются даже таким способом. Поэтому пока исследование данных полей выходит за рамки физики как науки, что, однако, отнюдь не означает, что такой вид реальности не существует. Просто пока наука не готова его изучать, у нее нет соответствующих методов исследования.

Тем не менее, экстрасенсы утверждают, что когда человек широко расставляет ноги, а руки воздымает вверх, как бывает во время молитв, то помимо слов он из себя испускает большое количество излучения тонкого мира. Напротив, если руки простерты вдоль туловища, а ноги соприкасаются, следует говорить о том, что человек «зажат» не только в плотном, но и в тонком мире. Энергия из него в таком случае выделяется наружу

209

в гораздо меньшем объеме; столь же сильно понижается и его способность к принятию чужой энергии. Если же человек скрестил руки, а тем более еще и ноги, он вообще ничего не излучает, но, с другой стороны, он и не принимает энергии извне. Таким образом, суть любого перекрестия, креста - защитная, от проникновения энергетического воздействия извне. И наоборот, поза распростертых рук и ног - поза воздействия, в каком-то смысле агрессии, то есть поза активного влияния данного субъекта на других или на какой-то объект. Но вместе с тем, эта поза и наиболее уязвимая для ответного воздействия.

Таким образом, молитва как таинство состоит из действий, как в плотном мире, так и в тонком мире. В плотном пожелания облекаются в слова, но не в привычные с их произвольным порядком, а в строго отобранные слова молитвы. Вот эта отобранность особых слов составляет тот самый первый уровень сакральности, о котором речь шла выше. Но в тонком мире суть молитвы - это магическое воздействие на божество с целью добиться исполнения желания. Вообще говоря, магия - это воздействие на плотный мир через тонкий. Литургия священника — та же самая магия, усиливающая магию верующих. Пусть слово «магия» в данном случае не отпугивает: это есть ведь не просто воздействие на тонкий мир, но с желанием сделать изменения в нужную сторону в плотном мире. И когда мы говорим об освящении храма, о канонизации святого, и т.д., то там всегда присутствует элемент магии, то есть вхождения в тонкий мир с целью как-то изменить мир плотный.

Вместе с тем я вполне понимаю мотивы, по которым духовенство предпочитает говорить не о магии, а о таинствах. Дело в том, что по мере развития самой профессии мага многие специалисты стали обладать с одной стороны, весьма сильной методикой воздействия на плотный мир через тонкий, но с другой стороны, потеряли связь с божеством, и свои способности стали использовать не на благо своего народа, а лишь для личной выгоды. А колдуны и ведьмы вообще стали специализироваться на вредоносной магии. Кстати, распущенные волосы женщин во время колдовства действуют как резонатор и способствуют концентрации вредоносной энергии. Так что православная церковь совершенно естественно всякую энергию, идущую не от служителей Господа, считает идущей от дьявола и потому относится резко отрицательно даже к целительству знахарей. И само понятие магии, которое в большинстве случаев действительно направлено не на защиту человеческой души, она справедливо считает нехристианским.

Пока нам вполне достаточно различения этих двух уровней сакральности: сакральности плотного мира и сакральности тонкого мира, чтобы попытаться понять суть христианской сакральности в области письма.

210



А именно: на уровне плотного мира любая письменность, претендующая на статус сакральной должна походить на ту, которая уже признана сакральной. Как мы выяснили, это максимальное сходство с греческой письменностью по внешним формам букв, по порядку следования в азбуке, по наличию дифтонгов, ударений и придыханий, и максимально использующее греческие буквы.

Что же касается тонкого мира, то тут существует цифирь, идущая от нумерологии. Поговорим об этом несколько подробнее.

Нумерология. Согласно этому разделу эзотерического знания, числа могут быть счастливыми и несчастливыми. Счастливые числа - это числа нечетные, и лучше всего, простые. Несчастливые - числа четные, а тем более, дважды четные. Ноль не есть число и во внимание не принимается (уже это свидетельствует о том, что нумерология появилась до введения нуля в арифметику). Поэтому десятка - это та же единица, а все числа больше десяти имеют смысл только в виде своей суммы цифр. Уже из этого вытекает, что вместо десятичной системы счисления нумерология использует девятеричную.

Поэтому, если, приписать каждой букве алфавита некоторое числовое значение (цифирь) всё слово будет либо счастливым, либо несчастливым. Так, например, женское имя АННА будет заведомо несчастливым при любом конкретном числовом значении букв А и Н, поскольку эти буквы в имени удваиваются. Если придавать нумерологии какое-то магическое значение (а почти все религии мира это делают), то требования к любому новому алфавиту в качестве сакрального будут такими, чтобы любое имя собственное в новом алфавите имело бы ту же сумму цифр, что и в одном из сакральных алфавитов, например, в греческом. Это мы уже тоже обсуждали в предыдущей главе.

Однако здесь возникает вопрос о том, каким образом приписывались сами числовые значения. Понятно, что первая буква алфавита будет иметь числовое значение =1, вторая =2 и т.д., так что вопрос стоит не о том, какое значение будет иметь та или иная буква (это зависит от последовательности букв), а, напротив, в какой последовательности выстраивать буквы, чтобы они получили соответствующие числовые значения. Конечно, для христианства моделью был греческий алфавит, который уже сложился; а моделью для греческого алфавита был алфавит еврейский. Но некий алфавит-прототип должен был выстаиваться в соответствии с какими-то принципами.

Раннехристианская сакральность. Как это ни странно, но за полтысячелетия до святого Кирилла требование приводить в определенный порядок цифирь не выдвигалось. Более того, такое требование не предъявлялось и к латинскому алфавиту, где цифровые значения имеют не все буквы, как

211

в еврейском или греческом алфавите, не большинство букв, как в кириллице, а очень незначительное число букв (I = 1, V = 5, X = 10, Е = 50, С = 100, В = 500 и М = 1000). Из этого можно заключить, что в период, когда задавала тон во всей культуре, в том числе и в христианской, Римская империя, то требование приводить в соответствие цифирь было снято именно потому, что это требование не выполнялось для латинского алфавита. Когда же произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную, причем Западная была разгромлена готами и вандалами, то в уцелевшей Восточной Римской империи, или Византии, это требование было восстановлено. Причиной этого послужило то, что государственным языком Византии оказался греческий, где цифирь использовалась в полной мере. Что же касается появления цифири в греческом алфавите, то она выходит за рамки христианства, ибо устанавливалась где-то в первом тысячелетии до новой эры. То есть христианская алфавитная сакральность просто воспроизвела языческую алфавитную сакральность.

Греческая языческая сакральность. Древние греки, как сейчас становится ясным, то есть эллины, придя на Балканы, заимствовали у местного славянского населения линейное письмо А. Однако оно было слишком сложным для эллинов, и в их использовании слоговое письмо А превратилось в более простое линейное письмо Б. После его дешифровки Майклом Вентрисом в середине XX века стало ясно, что оно не очень удобно для его использования в греческом языке. И где-то в период с X по VIII век до н.э. слоговое письмо заменяется буквенным, а у букв впервые появляется определенная последовательность в алфавите. Предполагается, что сами эллины заимствовали алфавит у финикийцев, одного из западносемитских племен. Определенное основание для такого суждения есть, поскольку эллинские названия букв представляют собой искаженные названия финикийских, например, имя АЛЕФ (бык) трансформировалось в АЛЬФУ, БЕТ х(дом) - в БЕТУ, ГИМЕЛЬ (верблюд) - в ГАММУ и т.д. с другой стороны, как пишет Иоганне Фридрих, исследователь истории письма, «Эдуарду Дорму, по всей видимости, удалось пробить решающую брешь и установить в перечисленных текстах древнюю форму семитского финикийского языка. Установленное к настоящему времени количество знаков, равное 115, говорит о слоговом, а не алфавитном характере письменности» (Фридрих 1966, с. 80). Таким образом, вопрос о создании алфавита с определенной последовательностью букв оказывается пока неисследованным.

Вместе с тем, в большинстве европейских алфавитов на первом месте стоит гласный звук, чья цифирь = 1, а на десятом месте - тоже гласный звук И, чья цифирь = 10, то есть, согласно нумерологии, тоже = 1. Заметим, что

212

согласно рунам Макоши, противопоставление А и И - это противопоставление гласных непереднего ряда гласным переднего ряда. Заметим также, что гласные звуки О и Е - это как бы варианты гласных А и И; в самом деле, в рунах Макоши А изображается как \ или /, тогда как О есть их комбинация, то есть V (двойной звук А); звук Е представляет собой такую же вертикальную палочку, как и I , но половинного размера (как бы «половина И»). Тем самым, наличие гласного звука в начале слова дает единицу - высший уровень «счастья» в нумерологии. Однако структура «гласный + согласный» называется закрытым слогом и характерна для ряда азиатских этносов, например, для тюрок. Для славян более характерна другая структура, «согласный + гласный», то есть открытый слог. Из этого факта можно сделать вывод, что для славян алфавит, начинающийся с гласного звука, не соответствуют структуре славянского слова. Иными словами, скорее всего, последовательность букв в алфавите была придумана не на славянской почве. Другое дело, что позже славяне заимствовали определенную последовательность букв тогда, когда она появилась у других народов, например, у эллинов, поскольку определенная последовательность все-таки лучше произвольной.

Зато для славян было бы весьма интересным начать алфавит с буквы Б, поскольку именно с нее начинается слово БОГ. Но тогда и буква О, и буква Г должны были бы иметь четную цифирь, чтобы в сумме они давали бы нечетное число. Но и любые другие гласные звуки по тому же принципу должны были бы иметь четную цифирь. Да и в рунах Макоши полноценны только слоговые знаки, тогда как гласные в целом обозначаются только черточкой. В таком случае все слоговые знаки должны были бы иметь нечетную цифирь, и только гласные звуки - четную.

Итак, полагаю, что в X веке до н.э. и чуть позже как эллинскую языческую культуру, так и культуру других современных ей стран, волнуют проблемы сакральности возникающего алфавитного письма, и для решения этой проблемы вводится нумерология и как ее следствие, определенное место буквы в алфавите.

Германская руническая сакральность. Германские (вендские) руны имеют иное расположение букв и называются «Футарк» - такова последовательность первых рун. Точнее, самый старший футарк содержит 24 руны и делится на 3 атта. каждый из которых содержит по 8 рун. С точки зрения нумерологии такое количество крайне нежелательно, ибо число 8 с точки зрения Пифагора есть «число смерти». И действительно, оно не просто четное, оно трижды четное (то есть 8 = 23). Было бы намного приятнее, если бы атт содержал 9 рун; тогда их общее число не только было бы нечетным, но и составляло бы предельное число рун в нумерологической девятке.



213

Само слово «атт» переводится со старонорвежского как «род», что сразу намекает на заимствование германских рун от рун Рода (хотя, возможно, и опосредованное). Каждый из аттов посвящен какому-то скандинавскому богу (первый - брату и сестре Фрейру и Фрейе, второй - стражу богов Хеймдалю, третий - богу войны Тюру). Получается, что реально на три атта имеется 4 божества, что нелогично. Гораздо логичнее было бы предположить, что германский футарк является некоторой калькой с русского, с рун Рода, и показывает, что аттов было 4, или, точнее, 32/9, поскольку в трех аттах могло разместиться 27 рун, а в полном репертуаре рун Рода их насчитывалось 29. Следовательно, и славянских богов, которым посвящалась азбука, должно было быть 4, а не три. При этом три бога из четырех могут быть определены однозначно, это Макошь, Род и Мара, однако кто был четвертым богом (Велес, Сварог или Перун), а также какому богу по­священ какой атт - это еще требует исследования. Разумеется, германцы вместо славянских богов поставили своих.

Более подробно: первый атт содержит руны: F (Fеhu - скот), U (Urur -тур), ТН (Тhurisaz - трус), А (Апsaz - ас, Один), R (Raidho - дорога, путь), К (Кепаz - факел), О (Gеbо - дар) и W (Wunjo - радость, слава). Если прислушаться к произнесению первого атта в беглом чтении - футсаркгв, это напоминает какой-то путаркгов или, возможно даже, рунарков. Но, поскольку речь в данном алфавите должна идти о рунах Рода, и слово «руны» или «руна», возможно, стоит вначале текста, а текст кончается на окончание -в, то, естественно, возникает предположение о том, что речь идет о Родовых рунах. То есть, возможно, первый атт состоял из слов РУНА РОДЪВЫ.

Заметим, что в таком случае в первом атте не 9, а 10 рун, однако, поскольку руна Р употреблена дважды, неповторяющихся рун здесь именно 9. При этом, скорее всего, данный атт был посвящен славянскому богу Роду. Тогда по логике вещей второй атт мог быть посвящен Макоши, третий - Маре.

Второй атт содержит руны: Н (Наgаlaz - град), N (Nаudh - нужда), I (Isa - лед), J (Jеrа год, урожай), Е (Еiwaz - тис), Р (Реrth - мешочек для игральных костей), А (Аlgis — защита) и S (Sоwulo — Солнце). На слух это звучит как «хниепас». Что-то вроде В ХРАМИНЕ ПУСТЬ. Заметим, однако, что руна «В» в предлоге, руны «Р, А, Н» в слове «храмине» и У в слове «пусть» уже встречались, так что их учитывать не следует. Остается как раз 8 новых рун, то есть на весь второй атт. И понятие храма или храмины как раз связаны с Макошью. Что же касается неточного соответствия нужному числу 9, то это относится к тому, что я предлагаю пробную модель, которая сразу не может быть подогнана по всем параметрам.

214

Наконец, третий атт содержит руны Т (Теiwas - Тюр), В (Веrсаnа - береза), Е (Еhwas - лошадь), М (Маnnаs - человек), L (Laguz - вода), I (Inguz - Инг), D (Dagaz - день) и О (Оdhal - собственность, наследие). На слух это звучит как «тбемлидо». Возможно, нечто вроде ЗЕМЛЮ ЖАЛЯТ... (здесь пять новых рун, 3, Л, Ю, Ж и Я). Остается еще невоспроизведенных 4 руны - Б, Г,Ч, Ц, Ш и Щ. Скажем, Б, Г, Ч и Щ можно задействовать в словах БОГА и ЧАЩЕ. Тогда третий атт будет выглядеть, как ЗЕМЛЮ БОГА ЖАЛЯТ ЧАЩЕ. А над подземным миром командует богиня Мара.

Дополнительный четвертый атт должен содержать руны Ц и Ш, что можно сделать междометиями, например, ТТТА и ЦЫЦ или, например, ШАР-ЦАМИ; во всяком случае, этот атт большой роли не играет. То, что только что было написано, представляет собой не что иное, как так называемый акростих, то есть соединение всех букв алфавита в некое разумное послание. Разумность проявляется в том, что руны, действительно, могут быть вырезаны на земле, в том числе и на территории открытого храма (с земляным покрытием).

Если данная гипотеза верна, то предполагаемый порядок рун Рода должен быть таким: Р, У, Н, А, О, Д, Ъ, В, Ы, В, X, М, И, Е, П, С, Т, Ь, 3, Л, Ю, Б, Г, Ж, Я, Ч, Щ, Ц, Ш. Данный порядок особенно заучивать не приходится. Понятно, что для христианских целей он не годится, поскольку упоминает языческого бога Рода. Поэтому христиане предпочли другой порядок рун в алфавите, хотя и связанный с эллинской языческой традицией. Правда, пока это только предположение.

На германских рунах гадали. Вероятно, гадали и на рунах Рода, но в более отдаленные времена. Гадание было частью языческой храмовой деятельности; гадание было широко распространено у таких славян, как этруски.

Славянская руническая сакральность. Само наличие рун на любом предмете делало этот предмет сакральным - это подтверждают многие надписи. Если там содержится слово РУНА — значит, данный предмет обладает дополнительными свойствами воздействия на тонкий мир и защиты от плотного мира. Так что начертание любых рун - дело сугубо священное. В храмах Рода этим занимались в мастерских, где слово МАСТЕР имело иной, сакральный смысл - смысл человека, принимающего других людей в человеческое общество, делающего их людьми. Сейчас мы считаем, что по большому счету функцию социализации исполняет культура в целом, прежде всего через своих представителей, деятелей культуры. В древности эта функция была более персонифицирована, и социализировал вновь об­ращенных МАСТЕР. Именно он и имел право чертить руны.

215

Нас поражает наличие одинаковых надписей на камнях - их может быть порядка сотни разных размеров и начертаний. Полагаю, что все они были созданы в разное время, так что каждое нанесение надписи - это как бы очередная молитва. То есть сугубо сакральное действо. Но в определенном смысле и чтение надписей - тоже сакральное действие, хотя, возможно, и не настолько сильное, как выбивание текстов на камне.

Вместе с тем руны Рода все-таки касались как бытовых вещей, так и научных представлений, но наиболее глубокие и потаенные понятия передавались рунами Макоши.

Руны Мары. Мара - это не просто богиня смерти. Мара связана с подземным миром и со всеми существами, которые его населяют.

Согласно славянской мифологии, существуют три мира - горний, или мир Прави (закона, порядка); наземный, или мир Яви (повседневной жизни) и подземный, или мир Нави (мир усопших, навий). Законы, в том числе судьбы людей — это область владений бога Рода; явью правит Макошь, а миром тьмы управляет Мара. Когда с неба падала звезда (современная астрономия называет это метеором), славяне полагали, что в данный момент родился новый человек. И наоборот, когда человек умирал, в небе появлялась новая звезда. Поэтому бог, Род отвечал не только за судьбы людей, но и за перемещение планет, так что астрономия и астрология тоже находились в его ведении. Макошь отвечала за земную часть появления людей - за любовь, брак, деторождение, счастливую жизнь. Ее храмы считались храмами любви. Наконец, Мара отвечала за «рождение наоборот»; некоторые ее камни напоминают женский родовой орган, куда человек должен войти в свой смертный час снаружи; смерть как «обратное рождение» как раз и означает вхождение в материнское лоно и новое соединение с матерью. А поскольку то же самое проделывали и предки, то приобщение к Маре есть приобщение к своим предкам.

Мы уже говорили, что в тонком мире существуют и эфирные, и астральные тела. Астральное тело человека, судя по его названию (аsterг по-латыни означает «звезда»), предназначено к путешествию на звезды. Это — космическая составляющая души, и тут за нее ответственность несет Род. Физическое тело принадлежит земле, как части Яви; после смерти оно может разлагаться или оставаться нетленным, но это уже забота Макоши. Наконец, эфирное тело - это гость Нави, им повелевает Мара. Смутный облик человека на фотографиях привидений - это максимальная концентрация эфирной энергии человека, которая до некоторой степени способна рассеи­вать световые лучи.

Когда я овладел методом объективации наличия эфирного тела посредством рамочки, то первое, что меня поразило, так это то, что ауру имеют

216

не только живые существа, но и абсолютно все неживые предметы. Правда, расстояния между аурами (то есть между первым объемным контуром предмета и самим предметом, между вторым и третьим контурами, между третьим и вторым и т.д.) у неживых предметов небольшие, порядка 10-15 см, тогда как у человека они в 7-20 раз больше. Иными словами, живое существо обладает повышенной энергетикой. А второй факт, который вызвал у меня большое удивление - это наличие очень плотно примыкающих друг другу аур в подземном пространстве (например, в подземном пешеходном переходе); там от одной до другой ауры порядка 1-2 см. Это и понятно: если в воздушной среде расстояния между предметами составляют от метров до сотен метров, то под землей от одной воздушной полости до другой дистанции исчисляются сантиметрами. Иными словами, подземный мир необычайно плотный не только в плане физическом, но и в отношении эфирных тел.

Если эфирные тела людей остаются в царстве Нави, то их там чрезвычайно много; и если полагать, что в нашем веке население Земли составляет несколько миллиардов человек, то умерших, разумеется, триллионы. Так что Мать сыра Земля может своей концентрированной совокупной энергией подпитать своего богатыря. Эта же энергия направлена и на соблюдение традиций, на поддержание того образа жизни, который был у умерших. И какой бы ни был конкретный способ захоронения покойников - трупопо-ложение, трупосожжение, привязывание тел к ветвям деревьям, чтобы их расклевали птицы, или утопление тел в воде, всё это относится к физическому миру. В конце концов, тело либо оказывается в могиле целиком, либо туда помещают прах покойного, либо там же, в земле, оказываются умершие птицы, расклевавшие тела; либо, наконец, утопленник окажется на дне водоема - в любом случае тело человека принимает земля, а эфирную составляющую - Навь.

Поэтому славяне полагали, что в Нави концентрируются необычайно мощные силы, способные управлять обществом и поддерживать его культуру. Следовательно, руны Мары — это не просто надписи руницей, рунами Макоши, но и тот древний, а потому сакральный, хранящийся только в Нави смысл рун, знать который было дано только жрецам Мары. Так что чтение рун Мары - это проникновение в древнюю суть слов.

В связи с этим возникает вопрос, насколько читатель окажется в состоянии самостоятельно прочитать руны Мары? Иными словами, он, скорее всего, способен это сделать на несакральном, профанном уровне. Для проникновения же в глубинный смысл нужны иные навыки и умения, чем просто воспроизводить голосом те звуки, которые обозначены рунами. Поэтому

217

в данном случае я читателю никаких заданий не даю, а предлагаю просто прочитать те тексты, которые я могу создать, опираясь на свои (или чужие) исследования затронутых проблем.

Текст № 51.

СЛОВО РС

На поверхностном, то есть профанном, уровне руны РС означают слово РУСЬ. Этимологией, то есть возможным происхождением этого слова занимались многие исследователи. Выводили его и от речки РОСИ, и от названия шведского племени РОССОВ, и от РУСОГО цвета волос, и от гребцов с веслами РУОТСИ, и от многих других привходящих моментов. Легко понять, однако, что русские могли селиться и на других реках, и не зависеть от шведов, и иметь волосы каштановые или быть шатенами, и иметь русские названия весел и т.д. Для названия этноса, этнонима, должны быть гораздо более веские основания. Возможно, что такое основание есть.

Наш великий и оригинальный мыслитель в области этногенеза, Лев Николаевич Гумилев, полагал, что этнос непременно формируется в биогеоценозе, то есть в определенном ландшафте и соответствующей ему флоре и фауне, а Н.Я. Данилевский полагал, что большую роль при этом играет и способ ведения хозяйства. Ясно, что народы тундры, смешанного леса, степи, полупустынь и морских просторов будут представлены различными этносами. Природа диктует способ существования. Скажем, горцы образуют особый тип этноса; тут велики традиции, высоко чтится закон, но люди общаются только между собой, а соседи за три километра - это уже совсем другие люди. Напротив, поморы уходят далеко в море, общают
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник В.А. ЧУДИНОВ РУССКИЕ РУНЫ | Валерий_Калютников - Дневник Валерий_Калютников | Лента друзей Валерий_Калютников / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»