• Авторизация


Детство времен СССР и 90-х годов 07-03-2011 11:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Фантики и вкладыши от жвачек


Помимо коллекционирования вкладышей от жевательной резинкой, проходили игры на них. Правила просты: договаривались по сколько вкладышей скидываются на один раунд, и затем бьют ладонью по всем вкладышам. Перевернутые фантики забирали в качестве выигрыша. В некоторых школах игра на вкладыши была причислена к азартным играм, поэтому учители отбирали их, а иногда доходило до вызова родителей в школу

Игра «Монополия».


Увлекательная и знакомая многим игра «Монополия» собирала друзей и близких вокруг квадратного поля и заставляла играть в нее часами.

Бумажные машинки.


В машинки из бумаги просто играли, а так же дули в них, чтобы сделать столкновение. Их раскрашивали в разные цвета и придавали индивидуальные формы.



Электронный морской бой.

Домашняя переносная и электронная игра в морской бой. Она имела звуковые и световые эффекты. Например, скрипящий звук изображал взрыв корабля от торпеды.



Электронные игры Зеленоградского завода.

Это в наше время никого не удивишь PSP, Game Boy и прочими портативными игровыми приставками, а вот тогда – это было очень даже интересно и играбельно. Никого не волновало, что игра была черно-белая и всего одна. Тогда она стоила 25 рублей – за эту цену можно было купить некоторые модели велосипедов. Самая главная и первая называлась «Ну, погоди», в которой нужно было собирать куриные яйца в корзину. Потом начали выходить «Веселый пекарь», «Тайны океана», «Автослалом» и другие. Ходили слухи о том, что если набрать 1000 очков, на экране будут видны мультики.



Велосипеды.

Велосипед всегда оставался и, надеюсь, останется одним из самых желанных подарков для ребенка. Для прокачивания своего железного коня использовали катафоты и трещалки, которые ставились на вилку рулевой рамы для придания шума во время поездки. Так же использовали тонки слаботочные провода для обматывания спиц.



Духовые ружья.

Несложная конструкция из деревянного цевья, пластиковой трубки и резинки, позволявшая стрелять шариками из пластилина. Вот она, мальчишечья страсть к оружию. Назывались «самострелами».



Настольный хоккей.

Настольный хоккей - одна из самых популярных и востребованных игр, не смотря на ее примитивизм.



Брызгалки.

Делали дырку в бутылке и поливались на улице водой. Или же для обливания использовали шприц. Он позволял делать точные выстрелы водой.



Волшебный экран

Игрушка. Представляет собой экран с двумя ручками. Внутри экрана засыпан алюминиевый порошок. Если крутить ручки, в движение приходят металлические кронштейны, на которых закреплено стило. Стило проводит в порошке линии, которые появляются на экране как будто бы из ниоткуда. Одна ручка на экране отвечает за вертикальные линии, вторая - за горизонтальные. Если крутить две ручки одновременно линия получается диагональная. Если плавно менять скорость — кривая. Высшим пилотажем считалось умение чертить круги. Если потрясти экран – изображение исчезало, и рисовать можно было заново.



Игрушку «Волшебный экран» изобрел Артур Гранжан в конце 50-х годов прошлого века. Свой аппарат он назвал «L'Ecran Magique» («Магический экран»). Права на игрушку у него перекупила компания Ohio Art, назвала экран Etch A Sketch и в 1960 году запустила его в широкую продажу. В Америке игрушка приобрела бешеную популярность. «Волшебный экран», появившийся в начале 90-х годов в России, - ни что иное как пиратская версия Etch A Sketch.



Бумажные куклы

Самый просто и дешевый вариант куклы, который только можно придумать. Кукла в купальнике или нижнем белье была нарисована на листе бумаги. Здесь же располагались изображения различных предметов ее небогатого гардероба: юбки, платья, пальто, аксессуары. Куклу и одежду следовало аккуратно вырезать маникюрными ножницами по контуру. Одежду дополняли белые клапаны по краям, с помощью которых одежда могла держаться на кукле. После этого ребенок был занят долгое время, он разыгрывал с куклой различные истории, бесконечно ее переодевал, а также самостоятельно рисовал для куклы модные обновки. Порой дети шли дальше – создавали на бумаге для куклы целые дома с подробной прорисовкой интерьеров.



Кукол печатали в различных детских журналах типа «Колобок», продавали отдельно в киосках «Союзпечати» и книжных магазинах. Если в 80-х годах кукла представляла собой ребенка, то в 90-м она превратилась в грудастую барышню а-ля Барби.



Чтобы кукла со временем не мялась, ее наклеивали на плотную бумагу. Также существовали куклы изначально сделанные на толстом картоне. Под купальником у них был вклеен магнит, а к одежде необходимо было прилепить металлические кружочки. Таким образом, одежда держалась на кукле и без дополнительных клапанов.



Вопреки расхожему мнению, игрой в бумажные куклы увлекались не только девочки, но и мальчики



Головоломки-башни (Варикон, Фонарик, Вавилонская башня)

Одна из более поздних (хотя и менее сложных в сборке) головоломок, появившихся после триумфа кубика Рубика, была запатентована Папом Эндре в 1982 году.



Ее принцип — цилиндрическая или слегка конусообразная башня с вращающимися «этажами», в пазах которых составляется рисунок из цветных шариков (или — в варианте «Фонарик» — изогнутых пластинок. За счет пустого пространства на месте отсутствующего шарика, пластинки (или шарика, который можно было «утопить» внутрь нажатием пальца) цветные элементы можно было перемещать и составлять различные комбинации.



Существовали три варианта этой головоломки: «Фонарик», «Вавилонская башня» (шарики в ней отличались не только по цвету, но и по оттенку) и наиболее распространенный — «Варикон». Иногда эти башенки называли у нас «кукуруза» или «светофор». Цель игры — расставить шарики так, чтобы они образовывали вертикальные ряды одного цвета (в более сложном варианте сборки «Вавилонской башни» необходимо было выстроить вертикальные ряды не только по цвету, но и по интенсивности оттенка).



Юла

Одним из «обязательных» подарков, который часто преподносился малышу заботливыми бабушками-тетушками на первый же день рождения, была юла (волчок). Хотя слово «медитация» было тогда мало кому знакомо, эта игрушка была, по сути, первым опытом именно такого рода. Смотреть на крутящуюся юлу можно было если не часами, то, во всяком случае, очень долго, и заводили ее по многу раз подряд – нехитрое зрелище как-то странно завораживало и умиротворяло. Хотя родители морщились и затыкали уши, спасаясь от надоедливого скрежета и повизгивания игрушечного механизма.



Очень распространенной была металлическая юла, раскрашенная полосами, сливавшимися при верчении в красивые переливающиеся круги. В двух прозрачных окошечках – чаще всего красном и желтом – при раскручивании загорались огоньки. Впрочем, через пару лет подсвечиваться юла переставала. Доломать же ее окончательно не всегда удавалось даже нескольким поколениям – как правило, рано или поздно такую юлу вместе с другими игрушками, «из которых ты уже вырос», отдавали «по наследству» младшим родственникам или соседям.



Самой роскошной моделью, о которой мечтали многие, а обладали лишь избранные счастливцы, был волчок «Скачущий всадник», где внутри прозрачного корпуса двигался по кругу, лихо перепрыгивая через барьеры, жокей на белой лошади. Эту юлу Московский станкостроительный завод «Красный пролетарий» выпускал где-то с середины 50-х годов, но обзавестись ею удавалось далеко не всем. Особую славу волчок со всадником обрел, когда появился в передаче «Что? Где? Когда?» в роли жребия, определяющего, какой вопрос из разложенных на игровом столе писем достанется знатокам. Ведущий программы Владимир Яковлевич Ворошилов рассказывал: «Как-то зашел в Дом игрушки, чтобы купить что-нибудь в подарок моему приятелю трех лет от роду. Увидел волчок с прыгающей лошадкой и купил сразу два, второй – себе. Играл, не выходя из дома, дней десять».



Кубик Рубика

Всемирно известная логическая головоломка. Представляет собой куб, состоящий из 26 маленьких кубиков, каждая видимая сторона которых окрашена в различные цвета. Цель игры – поворачивая грани, привести каждую к одному цвету. Любая сторона может быть повернута вокруг своего центра до совмещения с кубом на 90°, 180°, 270°.



Изобрел кубик в 1974 году венгр Эрне Рубик, преподаватель промышленного дизайна и архитектуры в Будапештской Академии. И изначально кубик задумывался как трехмерное учебное пособие. Однако уже через год Рубик запатентовал его как игрушку, которая стала популярной во всем мире.



Настоящий бум кубика Рубика в мире начался в 1980 году, когда патент Рубика был куплен компанией Ideal Toys (именно она дала головоломке имя Rubic’s Cube), начавшей рекламировать и продавать эту игрушку во всем мире. Было выпущено около 100 миллионов «официальных» кубиков, еще больше подделок.


1980-м кубик получил венгерский национальный приз за лучшее изобретение и выиграл конкурсы на лучшую игрушку в США, Великобритании, Франции и Германии. На следующий год Кубик Рубика попал в экспозицию Нью-Йоркского музея современного искусства. Было выпущено более 60 книг, повествующих о различных алгоритмах сборки кубика. Появилось даже «Искусство кубика Рубика» (Rubik's Cube Art): произведения сложенные из кубиков.



Проходили соревнования по сборки Кубика Рубика на скорость. А в 1982 году в Будапеште состоялся международный чемпионат. Первое место занял вьетнамец Минх Тхай, собрав кубик за 23 секунды.



Необычайную популярность кубик Рубика приобрел в СССР. Он вошел в каждый дом, стал лучшим подарком на любой праздник, занимал людей «интеллектуальным трудом» во время поездки на метро, а школьников во время уроков, развлекал по вечерам дома лучше газеты или футбола по телевизору. Кубик заставлял людей спорить, доказывать, придумывать новые способы сложения головоломки. В научно-популярных журналах печатались статьи, посвященные кубику (например, журнал «Наука и жизнь»). Оригинальная головоломка была доступна каждому. Однако постепенно популярность кубика Рубика стала сходить на нет. Сегодня не так просто найти кубик в магазине, но можно попытаться сложить виртуальный кубик Рубика в Интернете.



Пятнашки

Еще до появления кубика Рубика и нашествия других игрушек-головоломок мы играли в пятнашки. У многих был в игрушечном хозяйстве набор костяшек с числами от 1 до 15 в квадратной коробке (4х4) – одно поле не заполнено, и за его счет можно передвигать остальные элементы. Последовательно перемещая перемешанные костяшки по коробке, нужно было выложить их в заданном порядке.



У головоломки была богатая история, о которой мы, конечно же, не имели понятия. Знаменитый американский шахматист, шахматный композитор и автор головоломок Сэмюэль Лойд до самой своей смерти уверял, а возможно, и верил сам, что изобрёл «пятнашки» именно он – в 1891 году. Однако, по большинству мнений, пятнашки старше кубика Рубика ровно на сто лет – ещё в 1874 году Ной Палмер Чепмэн, почтмейстер из Канастоты, показывал друзьям головоломку, состовшую из шестнадцати пронумерованных квадратиков, которые надо было сложить в ряды по четыре штуки так, чтобы сумма чисел в каждом ряду была равна 34. Его сын Фрэнк Чепмэн доработал головоломку и запустил ее в производство (изготавливали первые «пятнашки» учащиеся Американской школы для слабослышащих). К 1879 году игрушка уже продавалась в Хартфорде и в Бостоне. Художник по дереву Маттиас Райс, узнавший о «пятнашках», начал бизнес по производству новой игры под названием «Драгоценная головоломка» (англ. Gem Puzzle), и к 1880 году игра набрала популярность в Америке и попала в Европу. Оформить патент на своё изобретение Ной Чепмэн не смог: заявка была отклонена, так как мало отличалась от уже оформленного тремя годами ранее патента «Хитрые блоки», «Puzzle-Blocks».



Сэмюэль Лойд же был автором гениальной идеи рекламной кампании, которая породила настоящий бум пятнашек в Америке. Он предложил выплатить 1000 долларов тому, кто правильно решит головоломку, если в исходной раскладке требуется «всего лишь поменять местами числа 15 и 14». Эта задача не имела решения, о чем мог догадаться лишь опытный математик. Большинству людей задача казалась простой, а приз – более чем соблазнительным, так что игровые наборы стали продаваться миллионами. Несмотря на охватившее всю страну «пятнашковое безумие», тысячу долларов так никто и не получил.



Не подозревая о хитросплетениях в истории головоломки, мы просто гоняли костяшки по коробочке – на скорость, на меньшее число перемещений. Квадратики с числами легко терялись, после чего игра становилась бесполезной, зато в коробочке можно было хранить что-нибудь мелкое и плоское. А потом на смену цифровым пришли «пятнашки» с картинками – отличались они не только тем, что вместо упорядочивания чисел нужно было сложить из элементов рисунок – слоника или черепашку – но и невозможностью схитрить, выковыряв нужный квадратик и незаконно переместив его на другое место. «Пятнашки со слоником» имели иное устройство – квадратики были скреплены пазами и выступами, и перемещать их можно было только по правилам. Зато они уже не могли выпасть из коробочки и потеряться. Правда, обладали другим недостатком: от долгого употребления рисунок, нанесенный на пластмассу, просто-напросто стирался под пальцами – и если головоломка жила в доме давно, собрать ее мог лишь тот, кто по незначительному оставшемуся фрагменту сумел бы опознать хобот слоника или кусочек барабана



Стеклянные шарики

Детские сокровища. Шарики из цветного стекла диаметром около двух сантиметров. Наиболее ценными считались синие, зеленые и коричневые шарики. При падении шарики не разбивались, от них только откалывались кусочки.



Одним из главных достоинств шариков была загадка их происхождения. Шарики либо находили, либо принимали в дар. Существовало несколько версий «официального» назначения и происхождения шариков:


1. Шарики находились в аэрозольных баллонах, откуда извлекались умельцами;


2. Шарики являлись способом транспортировки стекла в контейнерах, в частности при железнодорожных перевозках.



Стеклянные шарики служили детской валютой в обменных отношениях. Также их носили как талисманы и, конечно же, использовали для игр.


Специальных правил игры, как на западе не было. Необходимо было просто удачно щелкнуть пальцами по своему шару, чтобы он сбил с «поля» шарик противника.



Использовались стеклянные шарики и взрослыми: в НИИ химической направленности (вытеснять воздух из пробирок), для оформления интерьеров (шарики «впаивались» в стены), для украшения аквариумов.



Радуга-слинки

Пластиковая пружинка из множества витков всех цветов радуги. Была придумана в 1943 году инженером морских сил США Ричардом Джеймсом, который экспериментировал с пружинами с целью изобретения устройства для борьбы с


качкой корабля. Он уронил на пол скученную проволоку. Проволока забавно переворачивалась и подпрыгивала. В 1945 году Джеймс и его жена Бетти начали производство детской игрушки пружинки-слинки. Существуют две версии происхождения названия игрушки: от слов «snake like motion» - «змеиное движение», или от шведского «slinky» - «извилистый». В России ее называли также «радуга» и «онда» («ondamania master»).



Радугу можно было перекидывать из руки в руку, успокаивая нервы и слушая треск колец. Так же игрушка обладала способностью шагать, спускаясь по ступенькам. Диаметр колец позволял носить пружинку на запястье.



Часто радуга запутывалась. Если ее неверно или грубо распутывали, она теряла свои свойства. Быстро загрязнялась, от чего витки слеплялись.



Дети устраивали соревнования, чья пружинка дольше прошагает по лестнице, или просто мерялись количеством колец.



Впоследствии появились пружинки в форме сердец и звездочек.



Железная дорога

«ГДР-овская железная дорога» - мечта миллионов советских детей и даже взрослых. Отечественная промышленность тоже выпускала игрушечные паровозики с набором пластмассовых рельс, но разве ж можно было их сравнить с ГДР-овскими? Однажды увидев макет в магазине «Лейпциг» или каталог паровозиков фирмы «TT», ребенок обретал новую страсть. Собственно, ГДР-овские паровозики тоже были разные – трёх масштабов: H0 (1:87), TT (1:120) и N (1:160).



• Масштаб H0 (Half Zero – половина «нулевого» типоразмера 1:43), отличался высокой деталировкой, но собирать макет железной дороги в этом масштабе было достаточно проблематично из-за его больших размеров, и многие коллекционеры ограничивались покупкой лишь автомобилей, военной техники и отдельных элементов в этом масштабе. Большую часть ассортимента в этом масштабе выпускала фирма PIKO.


• Масштаб TT (Table Top) пользовался значительно большей популярностью, потому что позволял собрать целый город с железной дорогой на столе, да и выбор моделей был заметно больше. В этом масштабе чаще других встречалась продукция фирмы «Zeuke», которая позднее стала называться «Berliner TT Bahnen», а в последние годы «TILLIG Modellbahnen GmbH &Co».


• Масштаб N из-за своей миниатюрности практически не встречался, модели были выполнены довольно условно, а выбор практически отсутствовал.



Модели локомотивов и вагонов разных исторических эпох – от старинных паровозов до самых современных электровозов. Локомотивы и вагоны даже одного масштаба отличались степенью деталировки - от самых примитивных до настоящих произведений искусства, с мельчайшими деталями и надписями, подвижными элементами, освещением в кабине и горящими фарами. А некоторые вагоны, например, представляли собой платформы с автомобилями IFA - самостоятельными и довольно тщательно выполненными моделями, которые также продавались отдельно. Существовали разные варианты сцепки вагонов и электрические «расцепщики», вмонтированные в участки рельс, которыми можно было управлять дистанционно. Кроме этих устройств для расстыковки вагонов, были, разумеется, и многочисленные стрелки, тупики, семафоры, которые можно было объединять в общую систему, управляя дистанционно движением поездов. Пожалуй, самым распространённым трансформатором в этой структуре был FZ1 фирмы PIKO: вращая ручку, можно было изменять скорость и направление движения локомотива, который приводился в движение миниатюрным электродвигателем.



Модели домов всех масштабов выпускала фирма «VERO», но иногда встречалась продукция и других фирм. Самым захватывающим был процесс склеивания домов, потому что в наборе имелось множество мелочей, с помощью которых можно было придать индивидуальность творению - рекламные плакаты, шторы, вывески, газоны, цветы и деревья… Продавались, например, наборы ёлочек разной величины и различный автотранспорт, а некоторые счастливцы заселяли свой город миниатюрными жителями, хотя основная масса коллекционеров видела этих человечков только на картинках.



Калейдоскоп

Детская игрушка, изобретенная изначально как оптический прибор в 1817 году шотландским физиком Дейвидом Брюстером. Название свое – калейдоскоп - прибор получил от греческого kalós - красивый, éidos - вид и skopéo - смотрю, наблюдаю.


Калейдоскоп представляет собой трубку, внутри нее по длине расположены 3 зеркальные пластинки, скрепленные под углом 60 градусов. С одного конца трубка закрыта матовым стеклом, внутри которого насыпаны цветные стекляшки, с другого - крышкой с круглым отверстием для наблюдения. При вращении трубки осколки перекатываются и образуют собой разнообразные цветные узоры. Считается, что узоры в калейдоскопе слагаются по-новому, не повторяясь, в течение 500 млн. лет. А врачи говорят, что 15 минут рассматривания картинок калейдоскопа оказывают релаксирующее действие, сравнимое с 5 минутами здорового смеха и помогают улучшить эффективность работы.


Классический советский калейдоскоп – это картонная трубка длиной 28 см. Чаще всего его можно было приобрести в цирке. Долг каждого ребенка: вскрыть трубку, высыпать на ладонь разноцветные осколки, разочароваться в непонятных стекляшках и зеркальцах, запихать все обратно, пока не заметил папа и не дал ремня, продолжить наслаждаться чудесными узорами.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
06-05-2012-23:09 удалить
Самый большой интернет-магазин головоломок в рунете рад предложить множество разнообразнейших мозговращательных штук по симпатичным ценам. Заходите-выбирайте и становитесь более логичными и интеллектуальными - www.megacuber.com


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Детство времен СССР и 90-х годов | pukilo_ela - Дневник pukilo_ela | Лента друзей pukilo_ela / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»