Собор в честь Успения Божией Матери был возведен византийскими зодчими на территории Киево-Печерской лавры в 1073—1078 годах. [700x515]
В.Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры», 1905 год [316x421]
Этот собор в 18 веке называли Небеси Подобной церковью. Это был один из самых красивых монастырских храмов, а строился он изначально в 11 веке, и до середины 12 века считался образцом культовых сооружений монастырского типа. Конечно, выглядел он тогда совсем не так, как сегодня. Это было прямоугольное одноэтажное трехнефное здание с одним куполом. Внешне сооружение казалось розоватым из-за материала, из которого было построено. [600x402]
В церкви были богатейшие интерьеры с фресками, мозаикой и предалтарными мраморными колоннами. Разрушался он несколько раз в течении веков, как и весь архитектурный ансамбль Лавры. [700x526] [700x490]
В восточной части Успенского собора находится алтарь, прикрытый совершенно чудесным иконостасом. Его вырезали наши полтавские мастера также в стиле украинского барокко. И здесь храмовая икона – Успение Пресвятой Богородицы. Также по традиции справа и слева находятся иконы Богородицы и Иисуса Христа. А дальше они меняются согласно каждому ряду (именной, апостольный). В промежутках находятся праздничные иконы (они меньше размером). Всего 69 икон, которые писались львовскими художниками (среди них и сын Нины Матвиенко). Длина иконостаса – 25 метров, а высота – 22,5 метра. [467x700]
Пять с половиной килограммов сусального золота ушло на то, чтобы украсить иконы. Средства на воссоздания частично выделила Германия – 220 тысяч дойчмарок. [600x458]
Конечно же, в соборе есть не один иконостас. Однако, остальные меньше размером. В соседнем наблюдаем интересную вещь - две центральные иконы отделены друг от друга дьяконской дверью. Поэтому изображение праведного Авеля – это не храмовая икона. [600x373] [549x368]
Самой лучшей своей работой архитектор Шедель считал главную Лаврскую колокольню. Об этой колокольне в 18 веке он сказал: "Сея звонница в Киево-Печерской Лавре трудом моим сделанная, каким образом по всей России и в Европе другой не обыщется, и навеки оная звонница стоять будет".
Интересно, что слова архитектора оказались пророческими. Потому что колокольня действительно никогда не разрушалась. Она строилась с 1731 по 1745 годы. Пять миллионов штук кирпича ушло на ее строительство. Ее высота – 96 метров 52 сантиметра. Глубина гранитного фундамента разная со всех сторон, но приблизительно - семь метров. Толщина стены – восемь метров, и диаметр – 29 метров. Здесь четыре яруса, каждый из которых оформлен по-своему. Наверху огромный купол площадью в 510 квадратных метров, и на нем три килограмма сусального золота. Крест, завершающий постройку, в высоту - четыре с половиной метра. Еще одна интересная особенность – на четвертом ярусе в колокольне стоят восемь групп полуколонн Кориинского ордена, и над каждой группой находится герб Российской империи – коронованные двуглавые керамические позолоченные орлы. Из-за высоты колокольни они кажутся небольшими, но в действительности размах крыльев каждого из них – около двух метров. Там же находятся часы-куранты, которые были установлены в четвертом ярусе колокольни в декабре 1903 года. Куранты, привезенные из Москвы, весят 4,5 тонны. Слышим мы их каждые 15 минут и каждый час. Сам механизм часов невиден – он закрыт в металлическом каркасе. Колокола, которые звонят на службу и после службы, находятся ярусом ниже. А публичная библиотека была расположена во втором ярусе. А внизу был архив монастыря. [524x700]
Этот камень – фрагмент стены Успенского собора 11 века. Это оригинал, то, что было внутри собора. Вот такие толстые стены, такой строительный материал. Обратите внимание на интересную кладку, когда внутри стены камень, и с внешней стороны тоже камень. Здесь две техники кладки использовались – это кладка утопленного ряда (через ряд кирпич углублялся внутрь и промежутки заполнялись цементным раствором, куда обязательно добавляли толченый кирпич – отсюда розовая окраска) и вторая кладка – кладка смешанного ряда (чередование кирпича и камня). Кстати, кирпич изготавливался и обжигался прямо на территории монастыря. Он был отличного качества и имел около 50 форм. [400x600]
В первой половине 19 века была выложена дорожка, которая вела от входа в Лавру прямо к Успенскому собору. Называли ее царской. Сейчас некоторые историки объясняют это название тем, что по ней ходили цари. Но на самом деле "царская" значит "царственная" – красивая, богатая. Вокруг Успенского собора также весь фундамент был обложен камнями, которыми вымощена дорожка. А на остальной территории покрытия не было, монахи ходили по проложенным деревянным настилам и травке. Поэтому в сравнении с остальными эта каменная дорожка была действительно царской. [547x630] [600x402] [402x600] [700x488] [700x465]