Первые сведения о Ташкенте содержатся в древневосточных хрониках II в. до н. э., где ташкентский оазис называется Юни и описывается как территория, входившая в состав государства Кангюй.
Страны, описанные в отчёте Чжан Цяня (II в. до н. э.). Кангюй (Kangju) отождествлен с Согдом
Центром оазиса являлся одноименный город Юни. Древнее название ташкентского оазиса - Чач зафиксировано в надписи 262 года персидского царя Шапура I на "Каабе Зороастра". В транскрипции китайских источников оно передано как Ши, арабских - Шаш. Впоследствии этот термин вошел в тюркские языки как Таш.
Сведения о Ташкенте содержатся в трудах математика и астронома IX в. Мухаммада Мусо ал-Хоразми, основателя классической алгебры.
В труде среднеазиатского мыслителя-ученого 11 в. Абу Райхана Беруни "Индия" происхождение названия Ташкента объясняется так: «Шаш взято из названия этого города на тюркском языке, а именно Ташканд».
Наравне с Шашем название Ташкент встречается и у Махмуда ал-Кашгари, выдающегося тюркского филолога и лексикографа (XI в.).
Много ценных сведений по истории средневекового Ташкента известно в России с XVI в. и было внесено в Книгу Большому Чертежу (объяснительный текст к не сохранившейся до нашего времени генеральной карте Московского государства) под названием Ташкура. Однако, к XVII в. древнее название Шаш и другие постепенно вытесняются топонимом Ташкент. Данные древних и средневековых источников дополняются и уточняются результатами новейших археологических исследований на территории современного Ташкента.
Река Чирчик
Территорию современного Ташкента, составляющую часть оазиса, орошаемого рекой Чирчик, занимали земледельческие племена. Выгодное географическое положение и благоприятные климатические условия создавали здесь возможность развития еще в далеком прошлом земледелия и животноводства. Южная часть современного Ташкента, орошаемая арыком Джун, входит в этот район древнеземледельческой культуры. Открытое археологами поселение городского типа - Шаштепа стало источником дальнейшего развития здесь древней городской культуры.
Городище Шоштепа
Во II - I вв. до н. э. Шаштепа приобретает признаки древнего города. Налицо укрепленная оборонительной стеной круглая цитадель со зданием из сырцового кирпича и пахсы внутри нее. Внешняя оборонительная стена цитадели включала внутренний сводчатый коридор и была оформлена снаружи башнеобразными выступами, т. е. была выстроена с учетом фортификационных приемов своего времени. На Шаштепа обнаружены привозные изделия времен первых веков н. э., свидетельствующие не только о довольно широкой торговле, но и о прохождении через Ташкент ответвления Великого Шелкового пути - одной из главных торговых магистралей древнего мира. Некоторые находки (костяной стиль) дают возможность предположить наличие и такого признака городской культуры, как письменность. Изучение Шаштепа позволяет начать именно с него отсчет истории городской культуры на территории Ташкента и определять ее возраст в пределах не менее 2000 лет.
Канал Салар
В первых веках н. э. весь микрооазис по протокам рек Чирчик, Салар, Карасу был освоен уже более чем наполовину. Главенствующее положение занимало городище на берегу Салара, которое с полным основанием ученые считают городским ядром Ташкента первых веков н. э., достигшим наибольшего расцвета в VI-VIII вв. Вхождение в Тюркский каганат,
расположение города вблизи рудной базы Карамазарских гор, близость кочевой степи, создававшая обеспеченный рынок сбыта ремесленной продукции, а также перемещение в северные районы оазиса основных торговых путей способствовали быстрому превращению его в столицу государства Чач. По описанию источников, город имел в окружности более 4-х км, включал цитадель, располагались дворец и храм, а также шахристан - застроенный домами знати, и рабад - кварталы ремесленников.
Улица бухарского шахристана
Вокруг города сложилась обширная сельскохозяйственная округа, занятая поселениями свободных общинников, замками и усадьбами раннефеодальной знати, небольшими городками. На окраинах ее стояли пограничные сторожевые крепости. Почти вся описываемая округа вошла в черту современного Ташкента. Ремесленники столицы занимались обработкой металлов, выделкой орудий труда, оружия, украшений, драгоценной утвари из металла, обработкой продуктов животноводства, поступающих из степи, изготовляли хлопчатобумажные и шерстяные ткани, керамическую и стеклянную посуду, ювелирные изделия. Город был местом оживленной торговли, о чем свидетельствуют найденные монеты близких и дальних государств, от Византии на западе и до Китая на востоке. Собственную монету чеканил в столице и правитель Чач. Период расцвета торговли и ремесла отмечен также взлетом культуры. Источники свидетельствуют об особом развитии изобразительного и музыкального искусства. Несмотря на временную зависимость от Тюркского каганата, Чач сохранил свой язык и культуру. Государственным языком оставался диалект согдийского языка, согдийским письмом проставлялись титулы и имена правителей на монетах (Артачака, Шчаниябага, Тарнавча) и составлялись официальные документы. Столица Чач была также культовым центром (земледельческие культы плодородия, огнепоклонничество, почитание обожествленных предков). Руины некоторых языческих капищ и храмов огня сохранились и на других поселениях, относящихся к этому периоду. Погребальный ритуал проводился по зороастрийскому обряду. Особым видом ремесла и искусства было изготовление оссуариев, украшенных орнаментом с навершениями в виде скульптур, чаще всего птиц и человеческих лиц.
Согдийский оссуарий VI—VII вв. Самарканд
В первой трети VIII в. города Чач, в т. ч. и его столица, подвергались опустошительным вторжениям арабских завоевателей. Столица Чач была сожжена. Города фактически не существовало. Пришельцы-арабы даже имени его не могли правильно произнести. В их языке не было звука «ч», и название плодородной долины Чирчика они исказили в слово «аш-Шаш». В 819 году молодой эмир Яхъя ибн Асад, только что получивший от арабского наместника восточной части халифата жалованную грамоту на управление всеми землями нынешней Ташкентской области, остановил своего коня у возвышенности, которая и сейчас довольно ясно просматривается между тремя городскими площадями – Чорсу, Ходра и Иски-Джува. «Здесь мы построим нашу столицу, - сказал Яхъя почтительно двигавшейся за ним свите, - пусть на этом холме встанет Мадина аш-Шаш – северный форпост Мавераннахра!» В его свите были гвардейцы-тюрки, и они дружно подхватили слова командира: «Да, да, именно здесь поднимется город Шаша!» На языке тюрков «Мадина аш-Шаш» звучит как «Шашкент». А на самой высокой точке выбранного холма Яхъя ибн Асад приказал заложить фундамент первой в Ташкенте соборной пятничной мечети.
Соборная пятничная мечеть
Возрождение наступило лишь в IX в., но не на руинах, а в 4-5 км к северо-западу, на берегу Бозсу.
Бозсу
Город быстро развивался, вновь стал столицей Чач, называемой арабскими источниками Бинкетом. Это название встречается на серебряных и медных монетах правителей IX-X вв. как место их чекана наряду с названиями Шаш и Мадинат-аш-Шаш. Значительного развития достигли ремесла и торговля.
В конце X - середине XII вв. Чач в составе государства караханидов, и в это время начинает входить в обиход название Ташкент.
В начале XIII в. Ташкентский оазис был разрушен Хорезмшахом Мухаммадом. К моменту монгольского завоевания (1220) Ташкент уступал по своему значению другим городам Мавераннахра.
В XIV - начале XV вв. Ташкент в составе государства Тимура и тимуридов.
Тимур
Государство Тамерлана
В этот период город вновь приобретает значение сильной крепости, расширяется его территория, развиваются производство, торговля, культура. Археологические находки, архитектурные сооружения говорят о сочетании местных традиций с элементами культуры соседних стран Востока.
В начале XVI в. Ташкент вошел в государство шейбанидов.
Город был окружен новой крепостной стеной. Были возведены архитектурные сооружения, часть которых сохранилась.
Во 2-й половине XVI в. Ташкент был присоединен к Бухарскому ханству.
В XVII - XVIII вв. усиливаются торгово-экономические связи Ташкента с Россией. Взаимная выгода торгово-экономических связей Ташкента с русскими городами становилась все более очевидной. Ташкентские купцы часто посещают города Сибири. В 1739 из Оренбурга в Ташкент был направлен первый русский торговый караван.