В современном мире даже для великих танцоров талант вторичен. Что же на первом месте? Политические взгляды и так называемая толерантность. Об этом в статье Neue Zürcher Zeitung (Швейцария): этого танцовщика когда-то превозносили как сенсацию — но затем всё пошло не так
Танцовщик Сергей Полунин — самый талантливый артист классического балета последних десятилетий. И самый скандальный: сначала он выходил на сцену под кайфом, потом открыто восхищался Путиным и делал гомофобные заявления, неприемлемые для Европы. И все равно на сцене с ним никто не сравнится, пишет NZZ.
Sergei Polunin - Narcisse, Bolshoi Ballet
С тех пор как Полунин появился на сцене Лондонской Королевской оперы в конце нулевых годов, его восхваляли как сенсацию, его имя упоминали наряду с самыми талантливыми танцовщиками прошлого века. Критики сравнивали его харизму и техническое мастерство с такими легендами балета, как Михаил Барышников и Рудольф Нуреев. Его биография приводила людей в восторг. Детство Полунина прошло в небольшом украинском городе Херсоне.Всего за пару лет ему удалось преодолеть путь от бедности маленького украинского городка до одной из самых известных балетных трупп мира. «Такой талант, как Сергей, появляется раз в несколько десятилетий», — сказал его преподаватель в Королевской балетной школе Великобритании, куда Полунина приняли в возрасте двенадцати лет.
-Sergei Polunin, Svetlana Zakharova - Giselle first meeting by Albrecht
Sergei Polunin, Svetlana Zakharova - Giselle - Wilis
«Я не видел ничего страшного в том, чтобы жить в Лондоне одному. Я всегда хотел уехать из дома, — объясняет Полунин и как бы в оправдание добавляет: — За нами хорошо присматривали. В Англии многих детей с малых лет отправляют в интернаты».
От общеобразовательных предметов его освободили, потому что он не знал английского. Вот почему он по сравнению с соучениками провел намного больше часов в танцевальном зале. «Он был на голову лучше всех нас, — вспоминает один из товарищей Полунина в документальном фильме „Танцовщик". — Мы называли его львом из-за особой манеры прыжка». Он выглядел как хищник, который тихо подкрадывается в своей добыче, а затем вдруг неожиданно и мощно взмывает в воздух.
Талант юного танцора превосходил способности самых успешных членов труппы Королевского балета. В семнадцать лет Полунина пригласили на должность солиста. Вскоре стало ясно, что остальные солисты меркнут перед мощной точностью его движений. Казалось, он вот-вот станет самым молодым премьером в истории Королевского балета.
Но жесткий тренинг, репетиции за несколько месяцев до премьеры и жизнь в изоляции измотали его и разрушили все планы. Сергея быстро одолевала депрессия. Он тосковал по обычной жизни, какую вели другие молодые люди в Лондоне. Он стал частым гостем ночных клубов, напивался до бесчувствия и экспериментировал с наркотиками. В социальных сетях хвалился, как после загульной ночи приходит на генеральную репетицию и даже танцует премьеры под кайфом. Но даже репетиции он стал пропускать.
Пока балетные критики газет «Гардиан» и «Нью-Йорк таймс» пели дифирамбы новому украинскому чудо-танцовщику, британская бульварная пресса с наслаждением подмечала каждый из его проступков. Ему дали прозвище «плохиш балета».
Huge ballet jumps in 1080HD...with Sergei Polunin
В январе 2012 года Королевский балет в одночасье лишился своего премьера. Полунин подал заявление об уходе. «Я захотел наконец-то стать свободным», — говорит он. Вести нормальную жизнь. Больше не мучиться от педантизма и перфекционизма этой балетной труппы.
Sergei Polunin - Frantz in Roland Petit’s Coppélia
Sergei Polunin - Swan Lake
Однако от танца он отказаться не смог, ведь это, по сути, было единственное, в чем Полунин разбирался и чем мог зарабатывать на жизнь. Он надеялся получить ангажемент в Нью-Йорке или где-нибудь еще в США. Но ни там, ни в Европе ни один известный театр не захотел иметь с ним дело. Его талант признавали, но непредсказуемость артиста была слишком большим риском. Полунин отправился в Россию, где выступил в телешоу «Большой балет» и танцевал в труппе танцовщика Игоря Зеленского в Новосибирске.
Sergei Polunin, "Take Me to Church" by Hozier, Directed by David LaChapelle
Все изменилось с появлением его хита на Ютубе. Вместе с американским фотографом Дэвидом ЛаШапеллем (David Lachappelle) Полунин снял видео, в котором танцевал под песню Take me to church музыканта и певца Хозиера (Hozier), обнаженный по пояс и весь в татуировках. В пространстве, наполненном сухим туманом, он крутил револьтады и фуэте в головокружительном количестве. Балетные критики воротили носы от безвкусной сценографии и хореографии, рассчитанной на внешние эффекты. Но поклонниками Полунина это было безразлично. Видео произвело фурор. Усердные студенты балетных школ использовали его в качестве пособия и снимали подражания сотнями. Широкая публика восторгалась Полуниным как антигероем безжалостно формализованного балетного мира.
Вновь обретенная популярность пробудила к нему интерес западноевропейских сцен, которые ангажировали его как приглашенного солиста. Несколько месяцев он танцевал в «Коппелии» в Мюнхене.
Sergei Polunin - Don Quixote
Sergei Polunin / Erika Mikirticheva - Don Quixote
Своими восторженными выражениями благодарности российскому президенту Владимиру Путину в Инстаграме он привел в замешательство западных поклонников. Затем он сделал на груди татуировку с портретом Путина, и не понимает, почему это вызвало такую шумиху. «Путин — мой кумир. Он думает стратегически и действует целенаправленно», — говорит Полунин. По его словам, президент не может задумываться о том, что на душе у отдельных людей, ведь его решения служат благу нации на следующие сто лет.
Для Полунина Путин — олицетворение мужественности. А в январе он написал возмущенный пост о якобы женоподобных балетных танцовщиках. «Мужик должен быть мужиком на сцене, уже есть балерина на сцене, не должно быть двух!»
И вообще, Полунин, по его собственным словам, видит опасность в феминизации мужчин. Причем, не только в балете, где, к его ужасу, и мужчины уже надевают пуанты.
Помимо Путина, среди его кумиров — актеры Микки Рурк (Mickey Rourke) и уже покойный Марлон Брандо (Marlon Brando). Он восхищается их традиционной маскулинностью. «У них есть весомость в поведении, решительность, какой сейчас почти не встретишь», — считает Полунин.
Sergei Polunin Teaches His First Ballet Masterclass
Sergei the "Entertainer" Sergei Polunin
Гомофобный выпад в Инстаграме стоил ему ангажемента в качестве приглашенного солиста в Парижской опере. После того как поднялась волна протестов, договор был расторгнут. «Специалист по сжиганию мостов», написала о нем «Нью-Йорк таймс». «Мастер самосаботажа», злорадствовала «Файнэншл таймс». Обе газеты камня на камне не отставили от его первых попыток продюссировать собственные балетные шоу. Их рецензии были полны издевок.
Sergei Polunin - Grand Pas from the ballet Paquita
Natalia Ershova, Sergei Polunin - Grand Pas from the ballet Paquita
Почему одни люди становятся необычными, а другие ничем не выделяются? Похоже, Сергея Полунина этот вопрос не очень занимает: в ответ он лишь пожимает плечами. Он, во всяком случае, никогда не хотел принадлежать к необычным, и уж точно не такой ценой — изнуряя себе всю жизнь упражнениями в залах с зеркалами, строгими диетами, ограничениями. Да, отвечает он наконец, на пятьдесят процентов это, вероятно, влияние родителей. В его случае — матери. «Моя жизнь — воплощение её мечты», — объясняет он.
Rasputin | Moscow Он танцует главную роль — Распутина, странствующего монаха.
«Тревожный портрет удивительного таланта в стадии упадка», — заявила критикесса из «Нью-Йорк таймс», которая в свое время сама пыталась сделать карьеру в балете, но потом оставила эту затею и обратилась к журналистике. Между строк чувствуется, как она возмущена поведением этого бунтаря: как этот молодой безумец посмел вернуться на сцену, после того как добровольно повернулся спиной к высшим святыням классического балета?
Сергей Полунин замедленное видео прыжков
Большой Балет 08 Сергей Полунин, Коппелия, Р. Пети
Большой Балет 14 Сергей Полунин - Диана и Актеон
«В России мне нравится, — говорит Полунин, — что люди здесь не очень-то прислушиваются к средствам массой информации. В Европе ты можешь потерять меценатов и спонсоров из-за одной-единственной плохой рецензии. Тут же публика вообще не обращает внимания на прессу».