Джейн скрашивала последние годы жизни Россетти, конечно она была его любовницей, но насколько нужно было всё это Габриэлю в этот период? Законченный наркоман и алкоголик, запершийся дома, чтобы на просторе предаваться своим порокам, он вряд ли очень страдал от недостатка секса. В этом контексте роль Джейн весьма туманна, сидеть дома с Россетти часами и молчать, а именно таким манером парочка и развлекалась.А выпить, а ширнуться? Поздние годы Россетти отмечены все более болезненным настроением, он стал склонным к алкоголю и хлоралу, жил жизнью затворника, страдал манией преследования и какое-то время считался безумным. Несмотря на это, Россетти продолжал работать и писать, у него было много последователей как в художественном искусстве, так и в поэзии.
Художник искал не только забвения. После смерти Элизабет его мучила бессонница. В письме к Бернарду Шоу один из приятелей Россетти писал:"После кончины жены он ни разу не заснул нормально, сон к нему вернулся лишь за четыре месяца до смерти".
Свидетельство очевидца:
"Не могу сказать, что присутствие Россети вносило большое оживление в общество (в его последние годы). Моё самое характерное впечатление о нём той поры: он сидит рядом с миссис Моррис, которая будто сошла с одного из его полотен, оба неподвижны и погружены в молчание, как будто они в своём мире, где слова не нужны. И молчание, как бы ни было оно поэтично, это грех для поэта, чей голос был так музыкален. Что касается миссис Моррис, то её голоса я так ни разу и не услышал."
Р.Е. Франсилльон "Врспоминания о середине викторианской эпохи"
'I cannot say that Rossetti's presence was enlivening [in his later years]. My most representative recollection of him is of his sitting beside Mrs. Morris, who looked as if she had stepped out of any one of his pictures, both wrapped in a motionless silence as of a world where they would have no need of words. And silence, however poetically golden, was a sin in a poet whose voice in speech was so musical as his - hers I am sure I never heard.'
R.E. Francillon, Mid-Victorian Memories (1913), p,172
В 1865 году Россетти заказал серию фотографий Джейн в саду Cheyne Walk у фотографа John Robert Parsons, Известно 18 фотографий. Россетти воспроизвёл одну из поз в картине La Pia de' Tolomei.
Kelmscott Manor, Kelmscott Gloucestershire.
В 1866 году Уильям Моррис попросил своего друга Россетти написать портрет его жены джейн. Готовясь исполнить заказ, Россетти написал бесчисленное количество набросков, стараясь точнее передать особенности её облика: завитые волосы, задумчивые глаза, гибкую линию рук и шеи, всю ленивую грацию женщины. Наконец, после двух лет концентрации на одном предмете, Россетти сообщил Джейн, что готов начать.
На первые сеансы был приглашен и Моррис, но затем Джейн стала приходить одна.
В процессе написания портрета Россетти создал поэтический цикл "Дом любви" " The House of Life" и озаглавил десятый сонет - “The Portrait”. It has been the center of a long controversy about the specific painting to be associated with the sonnet so titled. But the truth is that DGR's whole aesthetic life was a pursuit of this ideal image of Beauty. Mrs. Morris came ultimately to represent for him perhaps the closest incarnation that he had ever known of that ideal form. The pictures most closely related to this one are Reverie, La Pia de' Tolomei, Aurea Catena, The Portrait, and Mariana, all of which were being executed about the same time.
Красные и розовые гвоздики и левкои символизируют чистую женскую любовь. Белые розы утверждают:"Я достойна тебя". На портрете Джейн Моррис это цветочное послание адресовано Джейн и свидетельствует о любви и горячем желании Россетти.