Введение. Описание мира
> Мир, который я привык считать реальным и основательным, - на самом деле всего лишь описание мира, программа восприятия, которую закладывали в моё сознание с самого рождения.
> Реальность нашей повседневности состоит из бесконечного потока чувственных интерпретаций
> В отношенияях с человеческими существами не может быть ничего хуже и бесполезней прямого противостояния
Стирание личной истории
> Если бы у тебя не было личной истории - ты не был бы связан чужими мыслями
> Всю личную историю следует стереть для того чтобы освободится от ограничений, которые накладывают на нас своими мыслями другие люди
> Плохо то, что те, кто хорошо тебя знает, воспринимают твою личность как вполне определённое явление. И как только с их стороны формируется такое к тебе отоншение, ты уже не в силах разорвать путы представления о тебе
Отказ от чувства собственной важности
> Он запел идиотскую мексиканскую песенку, имитируя манеру исполнения одного популярного певца. Он растягивал одни слоги и проглатывал другие, превращая песню в такую смешную пародию, что в конце концов я не выдержал начал посмеиваться.
- Видишь, ты смеёшся над глупой песенкой, - сказал он. - А ведь тот, кто её такким образом исполняет, равно как и те, кто платит деньги за то чтобы послушать его, не смеются. Они считают, что это - очень серьёзнно.
- Что ты хочешь этим сказать? - спросил я
ОН сказал что своим невыносимым чванством и слишком серьёзным оношением ко всякой чепухе, которая с точки зрения, находящегося в здраво рассудке,не стоит выеденного яйца, я напоминаю исполнителя той песенки и его слушателей.
> Ты слишком серьёзнно к себе относишься, - медленно прооговорил он. - И воспринимешь себя как чертовски важную персону. Это нужно изменить! Ведь ты настолько важен, что ты считаешь себя вправе разражаться себя по любому поводу. Настолько важен что можешь позволть себе развернуться и уйти, когда ситуация складывается не так, как тебе этго хочется. Возможно, ты полагаешь, что тем самым демонстрируешь силу своего характера. Но это чушь! Ты - слабый, чванливый и самовлюблённый тип!
> Пока ты чувствуешь, что наиболее важное и значительное явление в мире - это твоя персона, ты никогда не сможешь по-настоящему ощутить окружающий мир. Точно зашоренная лошадь: ты не видишь в нём ничего кроме себя.
Смерть советчик
> Как можно чувствовать себя важной персоной, когда знаешь, что смерть неуклонно идёт по твоему следу? - спросил дон Хуан.
> Когда ты в нетерпении или раздражён - оглянись налево и спроси совета у своей смерти. Масса мелочной шелухи мигом отлетит прочь, если смерть подаст тебе знак или краем глаза ты уловишь её движение, или просто почувствуешь что твой попутчик - всегда рядом и всё время внимательно за тобой наблюдает.
> Единственный по-настоящему мудрый советчик, который у нас есть, - это смерть. Каждый раз, когда ты чувствуешь - как это часто с тобой бывает, - что всё складывается из рук вон плохо и ты на грани полного краха, повернись налево и спроси у своей смерти, так ли это. И твоя смерть ответит, что ты ошибаешся и что кроме её прикосновения нет ничего, что действительно имело бы значение.
Принять ответственность
> Если ты что-то решил, нужно идти до конца, - сказал он, но пи этом необходимо принять на себя ответственность за то, что ты делаешь. Что именно человек делает - значения не имеет, но он должен знать, зачем он это делает, и действовать без сомнений и сожалений.
> Ты же, в отличие от меня, ведёшь себя так, словно ты бессмертен, а бессмертный человек может позволить себе отменять свои решения, сожалеть о том, что он их принял, и сомневаться в них. В мире, где за каждым охотится смерть, приятель, нет времени на сожаления и сомнения. Время есть лишь на то, чтобы принимать решения.
Стать охотником
> Он сказал что я отказываюсь вести собственные битвы, а вместо этого копаюсь в чужих проблемах и занимаюсь чужими битвами.
Стать недоступным
> Быть недоступным вовсе не значит прятаться или быть скрытным. Это значит - быть недостижимым, то есть закрытым и защищённым.
> Значение имеет лишь то, что ты её повсюду искал. Это делает её особым человеком в твоей жизни. А для особых людей у нас должны быть только хорошие слова.
> Быть недостижимым - значит бережно прикасаться к окружающему миру. Не пользоваться людьми, не выжимать из них всё до последней капли, особенно из тех, кого любишь.
> Охотник знает, что в его ловушки ещё не раз попадёт дичь, поэтому он не беспокоится. Беспокойство неизбежно делает человека доступным, он непроизвольно раскрывается. Тревога заставляет его в отчаянии цепляться за что попало, а зацепившись, ты уже обязан истощить либо себя, либо то, за что зацепился.
Разрушение распорядков
> Охотник не уподобляется тем, на кого он охотится. Они скованы жёсткими распорядками, путают след по строго определённой программе, и все причуды их легко предсказуемы. Охотник же свободен, текуч и непредскзуем.
Последняя битва за Земле
> -Я стараюсь, как только могу, - сказал я.
-Нет. Я не согласен. Ты не стараешся, как только можешь. Ты скзал так, потому-что для тебя это звучит красиво. Ты говоришь так обо всём, чтобы ты ни делал. Ты годами стараешся, как только можешь, и всё без толку.
> Поступки обладают силой, - сказал он. - Особенно когда тот, кто их совершает, знает, что это - его последняя битва. В действии с подным осознанием что это действие может стать для него последним на земле, есть особое всепоглощающее счастье. Мой тебе совет: пересмотри свою жизнь и рассматривай свои поступки именно в таком свете.
> Наждежда на этот самый "промежуток времени" делает тебя робким, лишает решительности, - продолжал он. - И в твоих действиях не может быть того духа, той мощи, той непреодолимой силы, которая присутствует в действиях того, кто знает чтот сражается в последней битве на этой земле. Другими словами, расчёт на "промежуток времени" не делает тебя ни счастливым, ни могущественным.
> - Тогда что я должен сделать?
- Использовать её. Сосредоточить внимание на связующем звене между тобой и твоей смертью, отбросив сожаление, печаль и тревогу. Сосредоточить внимание на том факторе, что у тебя нет времени. И пусть действия твои текут соответственно. Пусть каждое из них санет твоей последней битвой на земле. Только в этом случае ккаждый твой поступок будет обладать силой. А иначе, всё что ты будешь делать в своей жизни, так и останется действиямми робкого и нерешительного человека
- А что, это так ужасно - быть робким и нерешительным человеком?
- Нет, если ты намерен жить вечно. Но если тебе предстоит умереть, то у тебя порсто нет времени на проявление робости и нерешительности. Нерешительнность заставляет тебя цепляться за то, что существувует в твоём воображении. Пока в мире затишье - это успоккаивает. НО потом этот жуткиий таинственный мир разевает пасть, немереваясь тебя поглотить, и ты с полной очевидностью осознаёшь, что все твои проверенные и надёжные пути вовсе такими не были. Нерешительность мешает испытать и полноценно использовать свою судьбу - судьбу людей.
Настроение воина
> Укрепление духа - единственное, ради чего действительно стоит жить. Не действовать ради укрепления духа - значит стремится к смерти, а стреммится к смерти - значит не стремится ни к чему вообще, потому что к ней в лапы каждый из нас попадает независимо ни от чего.
> Каждый из поступков следует совершать в настроении воина, - объяснил дон Хуан. - Иначе человек уродует себя и дедается безобразным. В жизни, которой не хватает настроениевона, отсутствует сила.