Это цитата сообщения
Gabriela_Lizard Оригинальное сообщениеСимволика сооружений и бытовых предметов в искусстве. Часть 1.
[350x277]
АРКА
Триумфальное сооружение, изобретенное римскими строителями; в более древние времена ассоциировалась с куполом неба и верховным греческим богом - Зевсом. Ритуальное прохождение под аркой символизировало окончание определенного этапа жизни и начало нового (отсюда и традиция прохождения молодоженов под аркой).
БАШНЯ
Подъем, амбиции, сила, бдительность, недоступность, целомудрие. Библейская история о Вавилонской башне '(намек на монументальный зиккурат в Вавилоне) несет символику оси между землей и небом и самонадеянной попытки человека достичь небесных высот. Мифы о башнях, символизирующих людскую гордыню, обычны также и для Ю.Африки. Много лет спустя после того, как башни перестали выполнять защитную функцию, они сохранились в качестве символов высокого общественного статуса в архитектуре замков долины реки Луары. В средневековой христианской символике Деву Марию называли "башней из слоновой кости", чистой и неприступной. В искусстве аллегорическая фигура Целомудрия иногда изображалась в башне, так же как и многие несчастные девушки из волшебных сказок.
ВАЗА
Зачастую это женский символ, особенно в западном искусстве, где ваза с лилиями - атрибут Девы Марии. В египетском погребальном искусстве вазы символизируют вечную жизнь. В китайском буддизме ваза с цветами - символ гармонии. Ваза встречается как один из символов на подошве ноги Будды.
ВЕЕР
Большие веера были знаками власти, особенно в Азии и Африке, возможно вследствие ассоциативной связи с ветром и использования их при раздувании огня, как, например, тот веер, который держит в руках индуистский бог огня Агни. Церемониальные веера из перьев, такие, как флабеллум, которые несли во время папских процессий, несомненно, имели небесный символизм. Так как веера применялись обычно для защиты правителей (и объектов поклонения) от жары и насекомых, это способствовало тому, что они стали подчеркивать высокий статус в духовной и светской жизни. В японских ритуалах веер. был символом расцвета жизни или, в случае, когда его несли обреченные на казнь, - её угасания.
Раскрытый веер также часто ассоциировался с фазами Луны и, в более широком смысле, со сменой женского настроения. Его использовали в качестве инструмента флирта, что распространилось сначала в Испании и Италии, а затем и по всей Европе в XVIII в.
ВЕНОК (ГИРЛЯНДА)
Атрибут жизни, превосходства и святости; смерти, воскрешения или бессмертия. Форма венка объединяет небесную символику круга (совершенство) и кольца (вечность, непрерывность, союз).
Сплетенный из цветов и листьев и надетый на голову, венок - живая корона, предполагающая победу и жизненную силу. Форма венка и его расположение на макушке головы были настолько важны в Египте, что тогда их носили только боги и цари. В античной, иудейской и христианской традициях венки первоначально также были царскими и жертвенными атрибутами и, как предполагали, имели защитную силу. Посвященные или последователи культов идентифицировали себя с определенным богом, надевая венки, сделанные из священных для него растений и цветов. Жертвы украшались гирляндами как символами освящения. Победителям древних Олимпийских игр также надевали венки, посвященные богам. Зевсу посвящали олимпийскую маслину или неменийскую петрушку, Посейдону - истмийскую сосну, Аполлону - пифийский лавр.
Венки несли символизм того растения, из которого были сплетены. Венок невесты символизирует новые начинания, радость, плодовитость. Поминальные венки - признание смертности всего сущего, однако их форма в виде кольца предполагает вечность и долгие воспоминания.
ВЕРЕВКА
Зависимость (например, в одежде монахов, где веревочный пояс символизировал их обет) или союз' (например, завязанная в узел веревка в обрядах масонов). В мистических представлениях веревка связывает материальную и духовную сферы мироздания. Серебряная веревка связывает душу и тело. Веревка также символ плодородия в центральноамериканской иконографии, эмблема божественного оплодотворяющего семени или дождя. Аллегорическая фигура Фортуны часто держит веревку как символ смертности жизни, неожиданности ее конца. В индуизме узлы на веревке символизируют религиозные обряды.
Веревка - неволя, но также и вознесение; последнее - от трюка индийских йогов с веревкой, уходящей в небеса.- Идея о веревке или канате, протянутом от земли до небес, была широко распространена в древнем мире и иногда сравнивалась с пуповиной, как, например, у австралийских аборигенов. В индуистском мистицизме веревка - эмблема внутреннего пути к духовному просветлению. Веревки и змеи были часто связаны, как, например, в ведическом мифе о космической змее, на которой, как на веревке, раскрутили гору, чтобы взбить сушу из молочного моря. В искусстве веревочная петля - зловещий атрибут Немезиды, богини возмездия, и святого Андрея, который был привязан к кресту. В средневековье кающиеся грешники носили веревку, обвязанную вокруг шеи, как знак смирения и раскаяния.
Как и паутина, символ хрупкости, мимолетности человеческой жизни, но с более положительной репутацией, особенно в фольклоре. Веретено - атрибут богинь материнства и женщин вообще. В искусстве с веретеном изображалась одна из мойр - Клото, которая прядет нить судьбы.
ВЕСЛО
Для некоторых прибрежных народов, как и копье, символ королевской власти, производительной деятельности и ремесел, возможно, по ассоциации с движением и управлением - основными функциями весла. В изобразительном искусстве речные боги иногда держат в руках весло.
ВЕСЫ
Справедливость, правосудие, беспристрастность, равновесие, гармония; правда, божественное суждение. Зодиакальное созвездие Весов пересекает астрономический экватор в середине календарного года, в месяц летнего солнцестояния, деля сезонный цикл пополам. Весы - обычная эмблема не только правосудия, но и неизбежного наказания в загробной жизни за земные грехи.
В западном искусстве весы - атрибут древнегреческой богини общественного порядка Фемиды и вестника богов Гермеса, архангела Михаила, а также аллегорических изображений Логики и Счастливого Случая.
Весы воздаяния обычно ассоциируются с Иисусом Христом, древнеегипетским богом Осирисом и богиней правды Маат. В тибетском искусстве хорошие и плохие дела символизировали белыми и черными камешками на чашах весов.
ГВОЗДЬ
Символ защиты. Например, по китайской традиции, в здание часто забивают множество лишних гвоздей, чтобы защитить его от злых духов; в Др.Риме в храме Юпитера существовала ежегодная церемония забивания гвоздя.
Прикрепление или соединение - функции гвоздей, которые, как полагают, прямо повлияли на их значение в некоторых африканских магических обрядах - удержать вызываемых духов рядом, пока они не выполнят те задачи, ради которых шаман их вызывает. В произведениях искусства три гвоздя символизируют распятие Христа. Гвозди также могут быть атрибутами личностей, связанных со Христом, - например, св. Елена, мать императора Константина Великого, про которую говорили, что она владеет тем самым крестом и гвоздями, которые использовали при распятии Иисуса Христа, что, впрочем, оспаривалось другими "обладателями" этих реликвий.
ГЛОБУС (СФЕРА)
Мировое владычество или абсолютная власть - эмблема власти, берущая начало по меньшей мере со времен Римской империи; символ абсолюта; в искусстве популярный атрибут аллегорических фигур, представляющих универсальные качества, от Истины, Славы, Удачи и Изобилия до Правосудия, Философии и Гуманитарных наук. Глобус также атрибут вездесущих богов, включая Зевса (в римской мифологии Юпитера), Эроса (Купидона), Аполлона и Кибелы. В христианской иконографии Бог часто держит в руках земную сферу или стоит на ней. Сфера, увенчанная крестом, символизировала владычество Христа, это эмблема правителей Священной Римской империи и - до сих пор - британских монархов. Императоры, короли и духовные лидеры, такие, как Папа Римский, обычно держат сферу в левой руке. Глобус со звездами - атрибут Урании, музы астрономии.
ГРЕБЕНЬ
Символизирует плодородие, а в Японии - духовную силу. Эта символика, возможно, возникла потому, что длинные гребешки из древесины, кости или рога, используемые с древности женщинами, ассоциировались с лучами солнца и струями дождя. Гребнеобразный узор - эмблема ацтекского бога дождя Тлалока.
ГРОБ
Защищающая оболочка, символизирует надежду на возрождение. Именно поэтому для людей высоких сословий изготавливали и изготавливают очень прочные гробы и помещают их в алтари, склепы и церкви.
ЗЕРКАЛО
Правдивость, самопознание, искренность, чистота, просвещение, предсказание. Зеркало в основном имеет позитивную символику, так как в древности оно ассоциировалось со светом, особенно из-за напоминающих зеркало дисков солнца и луны, которые, как предполагали, отражают божественный свет. Отсюда и вера в то, что злые духи не любят зеркал и, как духи тьмы, не могут отражаться в них. Хотя зеркала иногда появляются в западном искусстве как атрибуты таких отрицательных аллегорических фигур, как Гордость, Тщеславие или Похоть, более часто они встречаются в качестве символа Правды - вспомним народную мудрость, что зеркало никогда не лжет.
Дева Мария иногда изображается с зеркалом в руках, как выражение ее незамутненной чистоты и символ младенца Иисуса - "зеркала Бога". Зеркало, которое почти до конца средневековья представляло собой серебряный или бронзовый диск, отполированный с одной стороны, было эмблемой древнегреческой богини Афродиты (в римской мифологии Венеры) и богинь материнства на Востоке.
Философское значение зеркала как символа самопознания жизни было широко распространено в азиатских культурах и особенно в японских мифах и религии. Бог-создатель Изанаги дал своим детям зеркало, велел им стать на колени и смотреть в него каждое утро и вечер, пока они не избавятся от злобных мыслей и чувств. В синтоистском аду огромное зеркало отражает грехи вновь прибывших грешников и показывает им способ наказания - во льду или огне.
Зеркало также - японская императорская реликвия, несущая солнечную символику и передающаяся от императора к императору. Как в индуизме, так и в буддизме зеркало символизирует осознание просветленными, что чувственный, осязаемый мир - иллюзия, простое отражение. Яма, в древнеиндийской мифологии владыка царства мертвых, также использует зеркало, чтобы оценить состояние кармы попавших к нему душ. Зеркало - одна из Восьми Драгоценных Вещей в буддизме. В Китае зеркало - эмблема искренности, гармонии и счастливого брака (последнее - ассоциация с сорокой).
Почти повсюду зеркала связаны с магией и особенно с предсказаниями, так как считалось, что они могут отражать прошлое и будущее, так же как и настоящее. Зеркало может символизировать дверь в параллельный мир, как в "Алисе в Зазеркалье" Льюиса Кэрролла. Широко распространенное суеверие, что разбитое зеркало приносит несчастье, является следствием древних представлений, согласно которым отражение человека несет часть его жизненной энергии или "душу-близнеца". Ясное или тусклое зеркала - расхожая аллегория состояния человеческой души. Как в исламе, так и в христианской традиции человеческое сердце сравнивают с зеркалом, отражающим Бога.
ЗОНТИК ОТ СОЛНЦА
Независимость, духовное превосходство, восхождение, достоинство, богатство, защита - солнечная и королевская эмблема в Индии и по всей Азии. В Индии легкий зонтик - атрибут бога Вишну и Будды. На бытовом уровне это не только защита сановников от солнца, но и отчетливый символ их высокого положения. Куполообразная имитация небесного свода, радиально расходящиеся спицы, напоминающие солнечные лучи, позволяли считать зонтик эмблемой солнца, а длинную ручку - осью мира. Этот же символический комплекс проявляется и в дискообразных навесах, увенчивающих некоторые пагоды. Спицы зонтика от солнца также символизируют чакры в тантрическом буддизме.
ИГЛА
В Китае символ философской концепции "инь - ян": острие - мужское начало, ушко - женское. В сказках укол иглой часто знаменует неудачу, что породило суеверие, будто в некоторые дни нельзя шить, например, в первые пять дней китайского Нового года, так как в это время игла может уколоть в глаз Будду.
ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ
Игральные карты в искусстве барокко стали аллегорией греха праздности, столь пугавшего пуритан. Но средневековые христианские мыслители утверждали, что игральные карты - безобидное и приятное времяпрепровождение. Церковь иногда даже использовала их как средство обучения, размещая на оборотной стороне соответствующие тексты. Большинство символов на современных картах произошли из карт Таро, создание которых предположительно датируется XIV в. н. э.
ИКОНА
В искусстве - священный образ, который имеет чисто символический характер. Византийские авторы православных икон отказались от реализма в изображении, рисовали чистыми красками в плоской перспективе, в строгом соответствии с канонами. Их целью было провести четкую границу между духовным миром и чувственным, или человеческим, миром. Таким образом, назначение иконы не в том, чтобы отражать жизнь, но отразить или придать символическую форму трансцендентной реальности, над которой может размышлять наблюдатель.
КАМЕНЬ
Некогда чрезвычайно важный символ магических сил, заключенных в неодушевленной материи. Основные качества, которые символизировал камень во многих древних культурах, - постоянство, сила, целостность. Их значимость усиливалась и приобретала священный смысл в отдельно стоящих каменных объектах, каменных жезлах и ножах и каменных амулетах. Камням свойственно накапливать тепло, холод, удерживать воду и - драгоценным камням - свет. Их часто считали великанами, которые вот-вот оживут. У североамериканских индейцев камни считались костями Матери-Земли. В древнегреческом и малоазийском культе Великой Матери Кибелы верующие поклонялись большому камню, который позднее был перенесен в Рим. Камни могли падать и с неба (священный камень мусульман Кааба - метеоритного происхождения) и таким образом иметь связь не только с землей, но и с небесными силами. Практически вечные символы жизненных сил, камни использовались для обозначения священных мест или были, в виде алтарей, омфалов или лингамов, средоточием веры. Также их использовали для жертвоприношений или заклинания хорошего урожая. Жертвенных животных часто привязывали к камням или, как на о.Фиджи, разбивали их головы о камни.
В похоронных церемониях камень символизировал вечную жизнь. В коронационных ритуалах он символизировал преемственность власти, освященную традицией. Английский король Эдуард I, чтобы символически утвердить свою власть над Шотландией, похитил камень Скоун, на котором короновались шотландские короли вплоть до 1296 г., и установил его в Вестминстере. (Камень был возвращен Шотландии в 1996 г.). Во многих культурах камень связывают 'с пророчеством, в кельтской традиции это выразилось в обычае целования камня в Бларни, для обретения "дара красноречия". Брошенный камень связывается как со смертью (например, в иудейской традиции), так и с жизнью. В древнегреческой мифологии сын Прометея Девкалион и его сестра (по другой версии, жена) возродили человеческую расу после Великого Потопа, бросив через плечо "остатки Великой Матери" - камни, из которых возникли мужчины и женщины. В Китае существовало поверье, что кидание камней вызывает дождь и богатый урожай, а каменные колокольчики стали эмблемой плодородия. Широко распространено использование каменных фал-лообразных объектов для лечения бесплодия. В последнее время камень является символом неприветливости, душевной черствости и холодности.
КЛЮЧ
Власть, сила выбора, вход, свобода действия, знание, инициация. Золотой и серебряный ключи, пересеченные по диагонали, являются эмблемой папской власти, символическими "ключами от Царствия Небесного", которые Христос передал апостолу Петру. В соответствии с традицией, Янус, охранник дверей и ворот, также держал ключи в левой руке (считалось, что он управляет переходом от дня к ночи и от зимы к лету). Хотя ключи могут как запирать, так и отпирать двери, они почти всегда, являются зримыми символами доступа, освобождения и, в обрядах посвящения, последовательного продвижения от одной стадии жизни к другой (отсюда выражение "ключи от двери" во взрослый мир в 21 год). Египетский анк, похожий на ключ крест, символизирует переход к загробной жизни. Часто ключи были эмблемами должностных лиц или вольных городов. В Японии они были символом процветания, когда имелись в виду ключи от хранилища риса.
КНИГА
Самоочевидная эмблема мудрости, науки и учения, книга также широко применяется в иконографии как символ Божественного Откровения, особенно в христианской и исламской религиях. Для арабских мистиков книга была метафорой самой жизни, всего мироздания. В некоторых легендах о Граале рыцари ищут не чашу, а книгу и потерянное слово. В живописи с книгой в руках изображались пророки, апостолы (евангелист Иоанн изображен погруженным в Книгу Откровения), Христос, Дева Мария в сценах Благовещения и аллегорические фигуры Истории, Философии, а также Музы. Книга с крестом означает Веру. Сжигание книг символизирует отречение от старых верований и традиций.
КНУТ (ЦЕП)
Сила, заклинание, власть, особенно судебная. В Египте цеп - скорее средство молотьбы, чем орудие наказания, - был эмблемой управления, правосудия и плодородия (как атрибут фаллического божества Мина). Весь этот символизм, включая сексуальный, приписывается и кнуту. Во время римского праздника Луперкалий в жертву Фавну приносились козлы, из шкур которых жрецы-луперки вырезали ремни и, обегая холм Палатин, ударяли ими встречавшихся женщин; считалось, что этот удар избавляет женщин от бесплодия и облегчает роды. Кнут, который использовал Христос, чтобы изгнать менял из храма, символизирует Его духовную власть. В искусстве кнут - также эмблема Страстей Христовых.
Бичевание было популярным в средневековье средством изгнания дьявола из ведьм и умерщвления плоти кающихся грешников. Короли очищались символически - они использовали "мальчиков для битья" в качестве своей замены. Современное использование кнута в исламе часто скорее символический процесс, нежели физическая кара.
КОВЕР
Важный носитель визуального символизма повсюду в арабском мире и волшебное средство для перемещения из одного места в другое. Животные, птицы, деревья и геометрические узоры, вытканные на восточных коврах, придавали коврам мистический смысл. Аналогичным образом молитвенный коврик стал священным предметом для верующих. От поверья, согласно которому ковер мог поднять верующих на более высокий уровень мироздания, было уже недалеко до популярной легенды о ковре-самолете, как, например, в предании о царе Соломоне, чей ковер-самолет был сделан из легкого зеленого шелка, но был способен поднять его трон и всю его свиту.
КОЛЕСО
Один из главных символов космической движущей силы, которая управляет планетами и звездами, а также непрерывного изменения и повторения. Египтяне связывали вращающееся гончарное колесо (вероятный прообраз транспортного колеса) с эволюцией самого человечества. Первые колеса были цельными, поэтому ранние изображения колес слегка отличаются от дисков, которые представляли луну и солнце. На колеса, возможно, повлияли мотивы крылатых дисков, символизирующих скорость света.
Мотив с двумя пересекающимися линиями внутри круга (известный как колесный крест и позднее ставший третьим крестом в христианстве) предшествовал изобретению колеса и также встречался в доколумбовой Америке (когда колеса были еще неизвестны). Идеограмма, видимо, являлась символом всеобщности (круг) и частей космоса. Иногда бывает трудно разделить символизм колеса и космоса. Путаница также возникает с трехконечным знаком Тараниса, кельтского бога грома.
Боги, тесно связанные с колесом, обычно имели солнечную или всемирную власть - Ашур, Шамаш и Ваал на Ближнем Востоке; Зевс, Аполлон и иногда Дионие в Древней Греции; Вишну-Сурья в Индии. Горящие колеса скатывали с холмов в июле в день летнего солнцестояния, как бы подталкивая солнечную колесницу, чтобы она уехала за горизонт и вновь появилась на следующий день. В чудесных библейских видениях пророка Иезекииля колеса встречаются неоднократно как символ всемогущества Бога Иегевы, неумолимости Его моральных законов, неуклонного пути, которому следуют Его ангелы.
Символизм вращающегося колеса как незыблемого закона жизни доминирует в иконографии буддизма.
Колесо Бытия несет человека от одного воплощения к другому в непрерывных циклах до тех пор, пока цепляется за иллюзии. Только Колесо Закона и Доктрины способно разбить иллюзию. Будда является неподвижным центром Колеса Бытия. В даосизме также ось колеса является символом мудреца, который достиг неподвижного средоточия изменяющегося мира.
Символизм колеса сильно повлиял на выбор лотоса и розы как основных символических цветов востока и запада. Изменяющиеся чакры, которые контролируют поток духовной энергии в тантрическом буддизме, часто изображаются как колеса в виде лотоса. Окна в виде роз в христианских соборах - колесообразные символы духовного развития. На более обыденном уровне колесо Госпожи Удачи - распространенная эмблема жизненных взлетов и падений и непредсказуемости судьбы.
КОЛОДЕЦ
Спасение, жизнь, знание, истина, чистота. В большинстве традиций, особенно в иудейской и исламской, колодцы имеют священное значение как источники жизни. Вода, вытекающая из земли, символизирует женскую плодовитость.
В Китае и некоторых других странах колодец был прямо связан с маткой и вагиной. В психологии - это образ шахты, ведущей в глубины бессознательного. Колодцы желаний или колодцы знаний, памяти, истины или юности наводят на мысль о символизме подземного мира как источника магических сил, а в кельтских мифах они способны возвращать жизнь павшим в бою воинам.
КОЛОКОЛ
Во многих религиях - божественный голос, проповедующий истину. У мусульман и индусов его звуки считаются отзвуками биения Божьего сердца; в Китае звуки колокола - голос космической гармонии, также они означают уважение, покорность и конец испытаний. Колокольный звон во многих частях света является призывом к молитве, а в Тибете - к послушанию и подчинению наставлениям Будды.
Противоположное значение они имеют в иудаизме, где, подвешенные на одежду, служили знаком девственности. Колокол обычно воплощает пассивное, женское начало, его форму часто сравнивают с небесным сводом, а его язык (било) - символ языка проповедника. Его повсеместно почитали как талисман, способный отвести или даже уничтожить зло. В более общем смысле он символизирует ход времени; его звон знаменует добрые события, такие, как свадьба или победа (одним из таких символов является Колокол Свободы в США).
КОЛЬЦО
Вечность, единство, цельность, убежденность, власть, полномочия. Круговая символика делает кольцо эмблемой завершенности, силы и защиты, так же как и непрерывности - все, что вкладывается в символику обручальных и свадебных колец. Самые старые из сохранившихся до нашего времени колец (из Др.Египта) служили либо личными печатями, либо амулетами и обычно имели форму жука скарабея, символизирующего вечную жизнь. Таким образом, с самых ранних времен кольцо стало символом подтверждения или делегирования полномочий, оккультной охраняющей силы и личного герба. Древнеримские обручальные кольца служили юридическими знаками союза. Более поздняя традиция надевания свадебного кольца, вероятно, была основана на использовании церковными иерархами колец с печаткой.
Свадебные кольца первоначально носили, как и епископское кольцо, на третьем пальце правой руки. Так называемое "кольцо рыбака" Папы Римского с выгравированным изображением святого Петра с сетью, которое ломают в день его смерти, - главная печать римской католической церкви. Простое золотое кольцо монахинь является обязательным символом их "брака" с Христом.
Во многих легендах кольца часто связывали с магическими силами или спрятанными сокровищами - поверья, восходящие к преданию о кольце царя Соломона, которое было источником его сверхъестественных возможностей и мудрости.
КОРЗИНА
Аналогия оберегающего материнского тела, корзина ассоциируется как с рождением, так и с возрождением. Постаменты статуй древнеегипетских богов имели вид корзин, что подчеркивало их высокое положение. Библейский Моисей, как и многие герои других культов, был найден в плывущей по реке корзине. Корзина цветов часто означает надежду, а в Китае - долгую и плодотворную жизнь. Буддийский канон символически разделен на "три корзины" (Tripitaka), которые содержат правила дисциплины, основные доктрины и высшие доктрины. В мифологии новозеландских маори "три корзины мудрости" были спущены с небес богом Таном.
КОТЕЛ
Трансформация, прорастание, изобилие, возрождение, омоложение, магическая сила. На самом простом уровне котел был в основном древним символом чудесного превращения, ассоциация, вероятно возникшая из наблюдения за процессом приготовления самых разных снадобий - от обычной пиши до волшебных и адских зелий.
Котел также мог означать переход в новый статус (инициацию), испытание или наказание. В искусстве некоторые христианские святые изображаются страдающими в котлах с кипящим маслом, в том числе и Иоанн Богослов, который, как утверждают, после этого омолодился.
Подводные котлы встречаются и в кельтских мифах. Наиболее желанный подарок от ирландского бога-отца Дагда - дающий жизнь котел, который никогда не может быть опустошен. Ведьмы в пьесе Шекспира "Макбет" (1605) бросают "глаз дракона и лапу жабы" в свое варево, что также отражает веру в магические свойства котла.
КРЕПОСТЬ (ЗАМОК)
Заманчивая цель или сложная задача, опасное испытание. С этим символизмом замок появляется во множестве легенд и сказок. Положительность или отрицательность образа зависит от его цвета. Темный замок, черная крепость скрыты обычно в непроходимом лесу, зачастую их защищает Черный Рыцарь, символизирующий силы зла, загробный мир и страх смерти. Черные замки скрывают сокровища или похищенную красавицу, которую спасают ценой большого мужества и смекалки.
Светлый замок, который может появляться и исчезать как мираж и обычно расположен на возвышении, символизирует духовные искания, или Божественный Город, до которого нелегко добраться.
Воздушный замок символизирует бесплодность усилий тех, кто думает, что может достичь желаемого, не приложив особенного труда. В искусстве замок может означать целомудрие (так как штурмовать его нелегко).
КРУГЛЫЙ СТОЛ
Единство, взаимосвязь, законченность, завершение дела. Согласно легенде о короле Артуре, знаменитый стол, в центре которого было оставлено место для Святого Грааля, был придуман Мерлином для того, чтобы посадить за ним 150 рыцарей, не делая предпочтения ни для кого. Мистическую силу Круглого Стола связывали с традиционным кельтским почитанием круга, вероятно основанным на культе небесных богов. Подобное значение имеет и индуистский Круглый стол, состоящий из двенадцати сегментов, соответствующих знакам Зодиака и месяцам года.
КУБОК
Как и чаша, символ сердца в исламе, в древнеегипетской и кельтской культурах. Поэтому он был предшественником "червей" в гадальных картах Таро. Кубок также символизирует предложение любви или пожелание мудрости и вечной жизни. Кубки использовались во время клятв, обетов, договоров, при предсказаниях (до сих пор сохранилась традиция гадания на кофейной гуще), а также для возлияний в честь кого-либо или для подношений. В изобразительном искусстве кубок, установленный на колонне, может символизировать получение дара, как, например, в индуизме. В противоположность этому, в буддизме чаша - символ отказа от прав. Опрокинутый кубок в натюрмортах символизирует тщетность усилий. Награждение кубками победителей - более современная традиция.
КУВШИН
Как и другие сосуды, символ материнского лона, источника жизни и живительной влаги. В Др.Египте кувшин считался атрибутом Исиды и Осириса. Аллегорическая фигура Умеренности часто изображалась льющей воду из одного кувшина в другой. С кувшином изображалась и Геба, прислужница олимпийских богов. В картах Таро кувшин - знак Водолея и Звезды.
КУПОЛ
В храмовой архитектуре божественный символ неба, покрывающего весь мир; дух света Божьего. Буддийская ступа имеет вытянутый вверх купол с остроконечным шпилем, в качестве символа оси духовной мощи.
КУРГАН
В египетской традиции - промежуточное состояние материи, В соответствии с египетскими мифами о создании мира, первая форма, которая появилась из хаоса (нун), - курган из окуней, служивших кормом цапле Бену - персонификации бога солнца, создателя мира. Курганы также являлись священными символами Оси Мира для народов, живущих на равнинной местности, - как место сообщения между реальным и потусторонним миром.
ЛАБИРИНТ
Сооружение или узор - символическое изображение таинственности, загадочности, имеющее множество различных толкований. Эта противоречивость относится к тому времени, когда человек жил в пещерах, которые пугали его, но также могли защитить. Самые ранние лабиринты в Египте и Этрурии (Центральная Италия) были сооружены, чтобы сохранить могилы царей в неприкосновенности. Великолепная водопроводная система в Минойском дворце в Кноссе могла стать основой для легендарного Критского лабиринта, в котором Тезей убил Минотавра. Основная идея этого мифа в том, что Тезей, символ героя-спасителя, смог преодолеть животные инстинкты в самом себе и лишить власти Миноса.
Это ассоциируется с психологическим значением прохода через лабиринт в основных религиях: инициация (просветление), символическое возвращение в материнское лоно, переход через смерть к возрождению, открытие духовного центра, напряженного, зачастую ведущего в тупик процесса самопознания.
Наиболее очевидный символизм лабиринта - многообразие предлагаемых жизнью проблем и трудность выбора правильного решения, - в этом значении запутанные узоры, сопровождаемые девизом: "Возможно да, возможно нет", используются в гербе рода Мантуа де Гонзага. Лабиринты, сформированные с помощью кустарника в садах и парках, превратили эту проблему в игру. Есть лабиринты, которые не имеют ловушек, а ведут по запутанной, но единственной дорожке. Такие лабиринты использовались в храмах для обрядов инициации, а также для ритуальных танцев, изображающих переплетенные орбиты Солнца и планет. Подобные лабиринты на полу средневековых католических церквей - символическое изображение "дороги в Иерусалим", то есть паломничества к святым местам.
В соборе Фарли (Франция) кающиеся богомольцы проходили 200 метров на коленях по такому лабиринту, нанесенному на полу в пределах круга диаметром только 12 метров.
ЛАМПА (ФОНАРЬ)
Дух, правда, ум, сама жизнь - качества, ассоциируемые со светом. В "Сказках 1001 ночи" Аладдин, который допустил появление ржавчины на своей волшебной лампе после того, как она помогла ему стать богатым, - аналогия пренебрежения духовной стороной жизни.
В буддизме и индуизме лампа как символ жизни представляет собой преемственность личности при переходе из одного состояния бытия в другое. На гробницах или алтарях лампа являлась символом как преданности Богу, так и Божьего участия. Ее изображение может служить аллегорией Бдительности, а также Ночи. Лампа является символом материнской заботы, ассоциирующейся с больным ребенком.
Фонарь (закрытый огонь) - скорее защитный символ. В Китае считали, что волшебный фонарь может отводить демонов. Фонарь также использовали для вызова добрых духов. Древнегреческий философ-киник Диоген (IV-III вв. до н. э.) известен тем, что ходил днем с зажженным светильником в поисках честного человека.
ЛОДКА
Для многих народов, живущих по берегам рек и морей, маленькое судно (в противоположность большому) представлялось средством перехода из материального мира в духовный.
Символическая колыбель для душ, которые ждут возрождения, лодки пересекали опасные места загробного мира (как, например, в египетской мифологии) или плыли попечению с телами вождей, как у народов Амазонии.
В греческих мифах лодка, управляемая перевозчиком Хароном, доставляла души умерших через реку Стикс в загробный мир.
МАСКА
Трансформация, защита, опознавание, маскировка. Древнейший смысл символики маски в том, что она выражала сверхъестественную силу; шаман, надевший маску, становился воплощением духа, которого она изображала. Самые первые маски, изображавшие животных, использовались, чтобы вступить в контакт с духом зверя, на которого готовилась охота, и защитить носящего маску от нападения. Позже маски стали иметь тотемное значение, позволяя членам племени идентифицировать себя с их предками - духами, чья сила могла помочь в защите племени, отпугнуть врагов, изгнать демонов, болезни или "загостившихся" духов смерти либо помочь в молитве. Ирокезская каста Фальшивых Лиц была обществом профессиональных изгонятелей духов болезней. Они надевали маски, чтобы символизировать мрачного брата-близнеца Творца мира.
Маски или мешки на голове использовали в африканских, индейских и океанских ритуалах инициации, чтобы отметить переход от детского состояния к взрослому. Похоронные маски, передающие внешность покойных, широко применялись не только чтобы сохранить от разложения лица (как, например, золотые маски в Микенах), но также чтобы гарантировать возвращение душ точно к своим телам - мысль, которая особенно заботила египтян (как и некоторые другие народы) во время траурных обрядов.
Трагические и комические маски использовали в древнегреческой драме, чтобы охарактеризовать тот или иной персонаж. Эта традиция произошла из религиозных обрядов, где маски представляли олимпийских богов и богинь (особенно известны обряды, посвященные богу плодородия Дионису). В Азии отпугивающие демонов маски, которые применяются до сих пор (в праздничных процессиях в танцах льва и дракона), возможно, были прообразами масок традиционного японского театра Но, которые имели стилизованный цветовой символизм: красный - достоинство, белый - продажность, черный - подлость. Маска может являться, что вполне очевидно, символом тайны или иллюзии. В индийской традиции маска - это maya - мир, представляемый заблуждающимся индивидуумом, который не понял божественную майю (Маску Бога). В западном искусстве маска - принадлежность аллегорических изображений Обмана, Порока, Ночи.
МЕТЛА
С древнейших времен эта скромная принадлежность домашнего обихода наделялась значительной магической силой. В настоящее время она в основном - символ переустройства ("новая метла по-новому метет"). Но в старые времена ее следовало использовать осторожно, так как она могла расправиться с добрыми духами дома с такой же бесцеремонностью, как и с пылью. Эти поверья объясняют фольклорные запреты на подметание в доме ночью или, как в С.Африке, на подметание в доме, в котором находится покойник. Освященные (не опасные) метлы использовали в некоторых ритуалах по этой же причине. Народное представление о том, что ведьмы отправляются на свои дьявольские шабаши верхом на помеле, связаны с идеей, что злой дух может завладеть метлой и улететь на ней.
МЕЧ
Кроме своей очевидной агрессивно-защитной функции, меч - важный символ власти, правосудия, высшей справедливости, всепроникающего разума, проницательности, фаллической силы, света, разделения и смерти. Такой необыкновенно богатый символизм отчасти объясняется тем, что при изготовлении этого грозного оружия использовались тайные знания и навыки, благодаря чему мечи наделялись сверхъестественными свойствами. Отсюда и многочисленные легенды о волшебных мечах, таких, как Экскалибур - меч короля Артура, а также использование меча в качестве эмблемы колдовского ремесла.
Культ меча, особенно заметный в японской культурной традиции и в субкультуре средневековых рыцарей-крестоносцев, способствовал тому, что меч приобрел и церемониальное и ритуальное значение, например, при посвящении в рыцари. В Японии меч, сделанный, согласно преданию, из хвоста восьмиголового дракона, считается одним из Трех Великих Сокровищ Императора.
В искусстве мечи - атрибут аллегорических фигур Правосудия, Постоянства, Силы Духа и Гнева, а также святого Павла, который называл Слово Господа "мечом духовным". Обоюдоострый меч - особенно важный символ божественной мудрости и правды.
Вишну часто изображали с огненным мечом познания в руках. Волнистые, напоминающие язык пламени, обоюдоострые мечи также связывали с очищением, например, в алхимии, где такой меч - эмблема огня. С очищением связаны и изображения библейского херувима с огненным мечом, который охраняет дорогу, ведущую в Эдем (Бытие, 3:24). Меч, лежащий между мужчиной и женщиной, - знак как чистоты их отношений, так и запрета на близость.
Дамоклов меч - из легенды о фаворите сиракузского тирана Дионисия I. Тиран посадил Дамокла на трон на один день, но при этом повесил над его головой на конском волосе меч, чтобы Дамокл понял призрачность счастья и благополучия властителя, Меч часто изображали вместе с весами, как эмблему правосудия. Меч держит в руках и архангел Михаил. Часто меч появлялся в изображениях Христа-Судии как символ кары Господней. Сломанный меч символизирует поражение. Китайские народные приметы говорят, что женщина, увидевшая во сне, что она вынимает из воды меч, родит сына; упавший в воду меч предсказывал скорую смерть женщины. Танцы с мечами символизируют противостояние смерти.
МОЛОТ
Созидательно-разрушительный символ мужской силы, связанный с властью солнца и грозы, властью правителей, богов войны и благодатных богов ремесел. Даже громадный каменный молот Мьелльнир скандинавского бога Тора, который он мог метнуть, чтобы убить, или использовал, чтобы вырубать долины из горных хребтов, встречался как защитный символ на могильных камнях и служил знаком авторитета, придающим торжественность церемониям бракосочетания или заключения договоров. В руках греческого бога Гефеста (в римской мифологии Вулкана) молот был инструментом, воплощающим божественное мастерство, символом творческой энергии, которая движет резцом или придает форму куску металла.
В масонстве молот как атрибут магистра ложи символизировал творческий ум. Серп и молот в Советской России были выбраны как мощный символ производительного труда. В Китае молот был символом организующей общество императорской власти, но, как и в Индии, его разрушительная сила ассоциировалась с победой зла. Он был также символом защиты от огня. Из-за производимого им шума молот часто связывали с грозой и, в более широком смысле, с плодородием, как следствием дождя, или, как в Северо-Восточной Европе, с треском ломающихся весной льдин. В Японии молот был символом богатства (связан с добычей золота), атрибутом бога процветания Дайкоку.
МОСТ
Объединение. Мост - широко распространенная метафора трудного перехода между миром живых и миром мертвых; символ, вероятно связанный с опасностью перехода через узкие мосты на чужую, вражескую территорию. Древняя индоиранская религия, зороастризм (до сих пор остающаяся в основе верований многочисленной религиозной секты парсов), полагала, что души мертвых оказываются перед Мостом Разделения (Чинват Парвата), через который они могли пройти в рай, но который становился узким, как лезвие бритвы, для грешников, и расширялся для праведников - образ, встречающийся также и в некоторых средневековых христианских картинах ада и рая.
В более общем смысле мост символизирует переход из одного состояния в другое, от одной стадии к другой, а также связь различных частей. Считающийся нейтральной территорией, мост является местом встреч, любовных свиданий, но иногда, как и брод, - местом испытаний. Радуга иногда изображается как небесный мост, Божье подтверждение возможности достичь Неба. Верховный жрец в Древнем Риме назывался Понтифик ("возводящий мост")*. Строительство мостов представлялось полумистическим искусством, и некоторые из самых красивых мостов (как, например, Валентре в Кагоре) считали результатом договора между зодчим и дьяволом.
НИТЬ
Непрерывность во времени и в пространстве, связь, судьба - символика, всегда относящаяся к тонкой материи человеческой жизни. В древнегреческой мифологии три мойры прядут нить жизни, отмеряют каждому его срок и обрезают ее. В восточной традиции две переплетенные нити - символ общей судьбы семейной пары.
НИША
В христианской, исламской и индуистской архитектуре символизирует пещеру; горизонтальное основание - земля, дугообразная арка - небо - местожительство Бога. Фонарь или свечи в нише означают Божье Присутствие или Слово Господне.
НОЖ
Ритуальный инструмент жертвоприношения, обрезания и мученичества, нож - обычно разрушительный символ, особенно в руках индуистских божеств, но в буддизме он может означать разрыв уз с материальным миром. Нож является атрибутом некоторых христианских святых мучеников, включая святого Варфоломея, с которого, согласно его Житию, живьем содрали кожу. Фрейд в своей интерпретации снов связывал нож с фаллосом.
НОЖНИЦЫ
Непредсказуемость жизни, смерть. Этот символизм ножницы несут, когда их держит в руках Атропос, одна из трех Парок, перерезающая нить человеческой жизни.
ОЖЕРЕЛЬЕ
Связь и соединение. Символ, имеющий сексуальное значение в культурах, где шея вызывает эротические ассоциации. В некоторых регионах Африки огромное количество украшений на шее - символ высокого положения в обществе.
ОРУЖИЕ
Двусмысленный символ власти или воли - агрессивной или защищающей, угнетающей или освобождающей. В древнем мире, где жизнь была ненадежна, только некоторые виды оружия имели полностью разрушительный символизм, за исключением, возможно, дубинки. Многие виды оружия связывали с истиной, сильным желанием или другими добродетелями, а в мифах и легендах волшебным оружием владели герои. Оружие часто служило церемониальной эмблемой власти или правосудия. В искусстве оружие обычно символизирует войну, а в аллегориях мира изображается разбитым или сожженным.
ПАГОДА
Архитектурный символ Будды и восхождения к небесам по ступеням духовного просветления. Ступенчатые пагоды, широко распространенные в Юго-Восточной Азии, Китае и Японии, являются повторениями индуистского храма недалеко от Пешавара. Он стал прототипом и для конусообразных ступ, и для священных походных курганов, являющихся схематическим выражением представлений о мироздании в архитектурных формах.
Ярусы, уменьшающиеся по мере подъема, изображают шаги вверх по Мировой Горе или Мировой Оси, связывающей небо и землю. Слово "пагода", как полагают, является искаженным португальским заимствованием из санскрита "bhagavati" ("божественное").
ПАРУСА
В искусстве - атрибут аллегорического изображения Фортуны (по причине ее капризности), а также греческой богини Афины (в римской мифологии Минервы). Более распространено изображение парусов как символов явлений, которые трудно было представить иначе: воздуха, ветра, дыхания жизни, души - как в средневековых картинах, где полные паруса изображали явление Святого Духа.
ПЕРЕКРЕСТОК
Неизвестность, азарт, выбор, судьба, сверхъестественные силы. В большинстве древних культур перекресткам дорог придавали огромное значение. Тот факт, что они были естественной стоянкой для пилигримов, только частично объясняет огромное количество гробниц, святынь, алтарей, памятных камней, часовен или крестов, установленных около перекрестков.
В Перу и других местах пирамиды строились иногда многие годы из камней, которые обязаны были нести с собой те, кто пересекал перекресток. Считалось, что их часто посещали духи, поэтому перекрестки стали местом поклонения, предсказаний, жертвоприношений, а также исполнения наказаний, казней и захоронения тех, от кого общество хотело бы избавиться навсегда. Многие африканские племена выбрасывали мусор на перекрестках, полагая, что весь вред от него будет поглощен этим местом.
В Др.Риме во времена императора Августа перекрестки охранялись двумя статуями покровителей этого места, или бога Януса, или других богов, способных смотреть сразу в нескольких направлениях, например, трехголовыми статуями Гермеса.
Древнегреч. богиня смерти Геката была более ужасающим символом перекрестка, как и высший толтекский бог Тецкатлипока, который встречал воинов на перекрестке и подвергал их жестоким испытаниям. В некоторых версиях мифа о царе Эдипе перекресток стал местом его роковой встречи с незнакомым ему отцом и Сфинксом - в данном случае это место стало аллегорией судьбы. Юнг считал перекрестки материализированным символом единства противоположностей. Зачастую перекресток представляется образом человеческих страхов и надежд в момент выбора.