Искромётный французский румын
Как-то получилось нечаянно, что у меня пошла череда постов о композиторах, работавших в киноиндустрии: Исаак Шварц, Евгении Дога, я сегодня вспомнил о замечательном композиторе и даже земляке Владимире КосмА. Когда пошли первые кадры фильма Высокий блондин в чёрном ботинке наш молдавский зритель аж взвизгнул с возмущением, что французы украли молдавскую музыку. И все молдавские инструменты, такие, как пан-флейта (ней), окарина, цимбалы, говорили о том, что молдаван грабят французы. Вспоминаю с улыбкой. Но потом все шли на эти интересные фильмы не только смотреть их, но и слушать их.
Французские фильмы, ставшие шедеврами благодаря неповторимой игре замечательных актёров и легко узнаваемой музыке Владимира Косма, известны всему миру. О самом же композиторе, написавшем более двухсот саундтреков, как оказалось, информации очень мало.
Владимир Косма родился в 1940 году в Бухаресте (Румыния). Его отец был пианистом и дирижёром, а мать композитором.
Музыкой Владимир занимался с детства. Учился в Национальной Консерватории у себя на Родине, а в 1963 году, с отличием закончив Консерваторию, он уезжает во Францию, чтобы учиться в школе музыки Нади Буланже.
Изучение классиков, это, конечно, обязательный курс, но Владимир не ограничивается этим. Он изучает полюбившийся ему джаз и народную музыку, которая впоследствии сделает его творения ни с чем не сравнимыми и незабываемыми.
В конце шестидесятых, он выступает как концертирующий скрипач. Побывал с гастролями во многих странах Латинской Америки.
Появление Владимира в кино связано с другим замечательным композитором, с Мишелем Леграном, с которым Косма познакомился самым наглым образом – отловив маэстро на выходе из концертного зала после выступления.
Он коротко рассказал Леграну о себе и своих творческих планах. Предложил мастеру послушать кое-что из своих произведений.
Легран, будучи занят работой над "Рошфорскими девушками", предложил Владимиру сделать аранжировки для своих песен. Работа удалась, и уже на следующий год он порекомендовал Владимира в качестве композитора для фильма Ива Робера "Блаженный Александр".
Работа в кино требует от композитора совсем другого подхода к написанию музыки. Вот почему среди такой огромной армии сочинителей музыки, нам известны лишь десятки имён.
Сорок лет назад, в 1967 году, с работы над фильмом Ива Роббера начался путь Владимира Косма, подарившего миру музыку, без которой нам теперь трудно представить фильмы, покорившие зрителя своим обаянием, добротой и лёгкостью.
Впереди работа над полюбившимися всем фильмами: «Игрушка», «Высокий блондин в чёрном ботинке», «Приключения раввина Якова», «Папаши».
Всего Косма написал более трёхсот шедевров! Публике хорошо известны его работы более чем к 160 кинокартинам и телефильмам.
Незабываемые мелодии, которые ассоциируются у нас с французской комедией, начали своё шествие по планете, и шествие это стало триумфальным! Под музыку Косма на экране двигались: Луи де Фюнес, Жан Поль Бельмондо, Пьер Ришар, Жерар Депардье и Софи Марсо.
После фильмов «Бум» и «Бум 2», Косма надоедает роль непревзойдённого мастера кинокомедии, и он пробует себя в драматическом жанре, и в 1981 году он получает «Сезара» за саундтрек к фильму Бенекса «Дива».
Его произведения не раз завоёвывали первые места на Каннском кинофестивале, а в 1984 году он получил второго «Сезара» за фильм «Бал» Этторе Скола.
Родившийся в «стране вампиров» и мрачных историй, Владимир поистине стал душой французской комедии. Как сам он шутит: «Родину, как говорится, не выбирают. Я рад, что появился на свет именно в этой стране. Мои родители чистокровные румыны. Бабушка по отцовской линии была учеником знаменитого австрийского пианиста и композитора Феручио Бусони. Мой отец – великолепный пианист и дирижер. Он сам учился в Париже в начале 30-х годов. А в 1939 году папа вынужден был вернуться в родную страну из-за плохого самочувствия своего отца. В это время началась война, и выехать во Францию уже не представлялось возможным».
Американские кинопродюсеры неоднократно приглашали Косма к сотрудничеству, но Владимир каждый раз отказывал им. Вот, как сам он это объясняет: «Я вынужден был отказываться от этих предложений в первую очередь потому, что панически боюсь летать самолетами! (смеется) С другой стороны, я всегда хотел быть поближе к своей румынской культуре, и американская мечта никогда меня не манила. Для румын моего поколения мечта жила во Франции. Приезд в Париж был большим шагом в моей жизни. Я сумел реализовать себя в Западной Европе и, начинать все с начала где-то за океаном у меня не было желания».
Несомненно, Косма внёс большой вклад в мир музыки французского кинематографа и продолжает своё творчество в этой области.
Сейчас композитор посвящает своё время написанию симфонических сонат, основанных на своих мелодиях. И это понятно. Ведь темы, затронутые Владимиром базируются на народной музыке, а значит, они неисчерпаемы. Услышав однажды музыку этого композитора, сразу становишься поклонником его таланта.
Фильмография композитора – это длиннющий список, требующий столько места, что приводить его здесь я не буду, тем более что фильмы эти широко известны.
Имя Владимира Косма стоит в одном ряду с такими именами, как Морриконе, Ганс Циммер, Мишель Легран, Клод Боллинг, Эдуард Артемьев и Джерри Голдсмит, а его музыка продолжает своё шествие по миру.
За работу на телевидении его творчество отмечено призом «Золотая семёрка» и почётной премией Каннского кинофестиваля.
автор статьи Алекс Шталь