• Авторизация


Последний грех гусарского сердца 03-11-2013 14:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения TimOlya Оригинальное сообщение

Последний грех гусарского сердца.

Последний грех гусарского сердца

[385x20]

 

[показать]

Влюбиться в молоденькую... Имея полдюжины детей, примерную жену и седые кудри... Эти художества, из века в век повторяясь в разных вариациях, справедливо вызывают женский гнев. Даже боевые заслуги не принимаются в расчет, а их-то наш герой имел в избытке.
 
Однако самые строгие судьи смягчают приговор за давностью совершенного. К тому же это, в конце концов, Денис Давыдов! Легендарный герой 1812 года, гордость русской армии, поэт и большой ценитель женской красоты.
 
Клёнов Сергей - Денис Давыдов
 
 
Как же это случилось?
 
В 1812 году в отряде Давыдова партизанил Дмитрий Алексеевич Бекетов. Всюду вместе: вместе за уездными барышнями ухаживали, вместе били врага. Но кончилась война, и «протекли года, румяные сошли загары, метнув на грудь звезду, умчались без следа наполеоновы гусары».
 
«Митенька» вышел в отставку и поселился в родовой деревне Бекетовке. Имение было обширное. Господский дом походил на дворец: колонны, лепные барельефы, зал с фамильными портретами, бронзой и зеркалами. А рядом — старый парк, пруд под охраной ив, скамейка в зарослях, зовущая на свидание.
Станислав Юлианович Жуковский
 
 
Станислав Юлианович Жуковский
 
Станислав Юлианович Жуковский
 
Скамейка, конечно, не пустовала: в имении хватало молодежи, наезжали соседские барышни, завязывались романы. Дмитрий Алексеевич, которому пошел только пятый десяток, считал себя стариком. Мог ли он предположить, что для его почти пятидесятилетнего командира бекетовские пущи окажутся приютом горячей, как всегда у Давыдова, любви? Конечно, нет. Просто стал звать друга приехать, погостить, вспомнить время удалое.
Маковский К.Е. В саду 
 
И вот, презрев зимнюю стужу, генерал в отставке Денис Васильевич Давыдов, живший в своем пензенском имении в селе Верхняя Маза, сел в кибитку и, проскакав двести верст, явился в Бекетовку. А дом Дмитрия Алексеевича ходил ходуном — были как раз святки. На звук колокольчика и хозяева, и гости высыпали в прихожую. Вот он, Давыдов, легендарный, лихой, заснеженный, веселый, шуба на плече болтается!
 
 
 
В толпе нарядных барышень Денис Васильевич сразу приметил стройную девушку в розовом платье. Большие темные глаза смотрели на него смело, без смущения. 
Он услышал голос Бекетова:
 
Племянница моя... Евгения Дмитриевна Золотарева...
 
Неправда, друг Митенька. И не племянница вовсе, а богиня, Психея пензенская! Не ожидал, не ожидал... Обычно, услышав такое, лица девушек розовели от смущения, а племянница — Давыдов заметил — и бровью не повела.
 
 
 
Только сказала: — А я вот ожидала, Денис Васильевич! Вы точно такой, как дяденька обрисовывал.
 
И ты, что ж, Дмитрий Алексеевич, все наши с тобой секреты выдал? — Давыдов спросил это шепотом, изобразив на лице крайний испуг.
 
Да что вы, Денис Васильевич! Только то, что годится для ушек Эжени. Про подвиги ваши, про лихость. Да она уже загодя влюблена в вас!
 
Это правда, мадемуазель? — сдвинул брови Давыдов.
 
Да, мсье! — Евгения как на сцене закатила глаза и прижала к груди веер. Сцену они разыграли искусно. Все вокруг смеялись от души. И Евгения, подхватив под руки дядюшку и Давыдова, потянула их в широко распахнутые двери зала.
 
...Ах, что это был за вечер! Давыдов танцевал с Евгенией, потом со всеми барышнями подряд, потом с ней и снова с ней. Ее маленькая рука ловко укладывалась в ладонь Давыдова. И сам Денис Васильевич был необычайно, забыто ловок, чувствовал это и с удовольствием ловил на себе восхищенные взгляды.
 
Иллюстрация Александра Апсита к роману Льва Толстого "Война и мир"
 
Над выкругленным лбом взлетает белый клок, Задорно с бальным ветром споря, — И эта седина — как снежный островок Среди каштанового моря.
 
Уже оплыли свечи. Многие гости, не выдержав суматошного дня и такой же ночи, разбрелись на ночлег в комнаты, приготовленные на втором этаже. Уставшие музыканты онемелыми пальцами играли вразброд и фальшивили, а Давыдов и Евгения вальсировали как ни в чем не бывало и не путались в ритме — их музыка звучала с небес, а там знают свое дело.
 
Так или иначе, Давыдова пленила не только внешность девушки — уже сколько красоток он перевидал на своем партизанско-поэтическом веку! Золотарева была прелестна естественностью, милой простотой. Ей не сродни мелочные ухищрения, которые в таком ходу у дам. Замечая такое, добродушный Давыдов безбожно над ними посмеивался. Эжени — совсем другое дело. Недаром на той же святочной неделе, сведшей их с Золотаревой в Бекетовке, он пишет ей в альбом:
В тебе, в тебе одной природа не искусство,
 
Ум обольстительный с душевной простотой,
 
Веселость резвая с мечтательной душой,
 
И в каждом слове мысль, и в каждом взоре чувство.
 
 
Но дни бегут... Евгения с сестрой уехали домой. Бекетовка разом опустела для Давыдова. Вьюга завыла по- кладбищенски. В доме изо всех углов дуло. Теперь, коротая вечера с Дмитрием Алексеевичем, поэт-партизан подталкивал приятеля к вылазке в Пензу. Нельзя сказать, чтобы, вспоминая жену, оставшуюся в Верхней Мазе с ребятишками, Давыдов уж совсем не испытывал угрызений совести. Но ведь не думал не гадал влюбиться. В том чист перед женой. Бекетовка стала для него чем-то вроде засады. Угодил. Оплошал.
 
Кокшаров Дмитрий
 
Давыдов относился к тем счастливцам, которым следовало бы возблагодарить судьбу за супругу. На Сонечке Чирковой он женился в возрасте тридцати пяти лет, не без колебания расставшись с уже привычной холостой жизнью. Но очень скоро в письмах друзьям стал петь гимны. Жена принесла не только богатое приданое всегда нуждавшемуся в деньгах герою, но, что более важно, — вечный скиталец Денис узнал сладость домашнего уюта. Софья Николаевна заботилась о нем как о неразумном ребенке. Крупная, спокойная, пожалуй, даже флегматичная, она составляла полный контраст подвижному как ртуть мужу. Ее главное свойство — положительность и основательность во всем.
Софья Давыдова. Художник Павел Яковлев. 1820‑е.
Бумага, акварель. D 6,3 см. КП-119
Софья Николаевна Давыдова, урождённая Чиркова (1796–188?) — жена Дениса Давыдова
 
Николай  Алексеевич Чирков.(1753-1806) Художник Карл Барду. 1814, Казань.
 
Елизавета Петровна Чиркова, урождённая Татищева (177? — 1823) —  тёща Дениса Давыдова.,Художник Карл Барду
 
 
«Что тебе сказать про себя? — сообщает Денис Васильевич другу. — Я счастлив! Люблю жену всякий день все более и более... Несмотря на привязанность к жене милой и доброй, зарыт в бумагах и книгах, пишу, но стихи оставил! Нет поэзии в безмятежной и блаженной жизни».
 
 
Ирина Зайцева «Усадьба Дениса Давыдова».
 
И вот это счастье без стихов длится уже четырнадцать лет. Что ж, Давыдов почти доволен: слушает Софьину воркотню, возится со своими «партизанами» — Васькой, Николенькой, Денисом, Ахиллом и так далее — жена плодовита. Но почему же иной раз такая охота ринуться на гнедом куда-нибудь, не разбирая дороги, чтобы ветер в уши да ветки по лицу. Только не ускачешь, не умчишься от проклятого времени, что накапало, натикало, назвонило почти полсотни.
 
 
 
«Скажу тебе, что из степного жилья моего переехал на зиму в Пензу... Здесь ежедневно балы, гастрономические обеды, вечера, катанья, благородные спектакли и концерты, словом, весь хаос столицы, сея надеждами, сплетнями, интригами, волокитствами, а как я подобно тебе не могу без юбки-вдохновительницы, то избрал для себя бывший твой предмет Золотареву». Несколько ернический тон призван скрыть понятное смущение отца большого семейства. Какое тут волоченье! Он влюблен, и сам признается — смертельно. Да и влюблялся ли он иначе?
 
 
 
На свет появляются стихи — один прекраснее другого. Давыдов сам удивляется себе. И, по-детски хвастаясь этим забытым нежданным счастьем, признается: «Последние стихи, сам скажу, что хороши... Да и есть ли старость для поэта? Я, право, думал, что век сердце не встрепенется и ни один вздох из души не вырвется. Золотарева все поставила вверх дном: и сердце забилось, и стихи явились...»
 
 
Так Давыдов писал близкому другу, по-детски хвастаясь счастьем мужчины и поэта. Роман с Евгенией Золотаревой вернул русской литературе ни на кого не похожего поэта и одарил барышню из пензенского захолустья бессмертием. Кто бы о ней вспомнил, если бы не Денисовы строчки, заряженные такой энергией мужского восторга, таким ликованием, которых хватило бы встряхнуть всех прошлых и нынешних меланхоликов?
 
Я вас люблю без страха, опасенъя
 
Ни неба, ни земли, ни Пензы, ни Москвы,
 
— Я мог бы вас любить глухим, лишенным зренья...
 
Я вас люблю затем, что это — Вы!..
 
Милым барышням не удавалось выдавить из Дениса Давыдова поэтической лиры ни единого стона, равно как из него самого. Он умел наслаждаться мигом без замаха на вечность. Ему претило перерождение страсти, когда «и смерть, и жизнь, и бешенство желанья бегут по вспыхнувшей крови, и разрывается дыханье», в тягостную канитель с упреками, слезами и мелким коварством. Такая любовь была не для него. И недаром он оставил поэтическое руководство к действию для тех, кто потерпел сердечное крушение:
Leon Girardet
 
«Чем чахнуть от любви унылой, ах, что здоровей может быть, как подписать отставку милой или отставку получить!» Ну уж, Денис Васильевич! Получить отставку и не капнуть слезою? Не вы ли умилялись локону, присланному на память? Что вы на это скажете?
 
Я — тот же атеист в любви,
 
Как был и буду, уверяю;
 
И чем рвать волосы свои,
 
Я ваши — к вам же отсылаю....
 
Так отвечает он нам .... Между прочим, эти строчки предназначались Лизе Злотницкой, на которой долго сопротивлявшийся узам Гименея генерал Давыдов однажды решил жениться. Но перед самой свадьбой невеста от данного ему слова отказалась наотрез. Ей закружил голову картежник и кутила Петр Голицын. Правда, малый был очень красив, и по этой части нашему герою трудно было с ним тягаться.
О.А.Кипренский,Портрет Е. В. Давыдова
 
«Давыдов был не хорош собою, — писал один из его современников, — но умная, живая физиономия и блестящие выразительные глаза с первого раза привлекали внимание в его пользу». Еще вспоминали, что ростом Дениса Васильевича природа не наградила. А о его носе-кнопочке ходили незлобивые шутки.
 
 
 
Давыдов не обижался. Любовные поражения с лихвой окупались многочисленными победами. При приближении его гусарского эскадрона мужья беспокойно ерзали в креслах, глядя на внезапно похорошевших от такого известия жен и дочек.
 
 
Михаил Петрович Клодт фон Юргенсбург - Казначейша. Въезд улан. 1862
 
 
Почему женщины так любили гусар? Одним красивым мундиром тут всего не объяснишь. Драгуны, уланы, кирасиры — они были не менее нарядны. Форма старой русской армии вообще, как по тайному умыслу, была создана на погибель женского сердца. Гусары же еще и носили усы, к которым прекрасная половина рода человеческого питала особую слабость.
 

 
 
Когда Денису Васильевичу, человеку уже в возрасте, заслуженному генералу, предложили возглавить крупное воинское соединение, что сулило большие выгоды, тот без колебаний отказался. Причина была в том, что тогда бы он обязан был сбрить свои, как он выражался, «любезные усы», так как по уставу на новом месте службы они не предусматривались. «Я каюсь! Я гусар давно, всегда гусар» — так он писал и в соответствии с этим жил.
 

 
Андрею Ростоцкому в «Эскадроне гусар летучих» удалось создать неповторимый образ Дениса Давыдова. Фото: архив АиФ
 
Так что же это означало — быть гусаром? Гусары, поставленные когда-то на охрану границ, чувствовали себя обособленным военным племенем. Ведя жизнь тяжелую и напряженную, готовые ежеминутно ринуться в бой и без лишних сожалений проститься с жизнью, они выработали собственный кодекс поведения.
 
 
 
 
Лицемерие, чинопоклонство, искание теплого местечка, скопидомство и эгоизм — это дружно презиралось. Лучше слыть гуляками и дебоширами, чем коротать дни возле камина и пуховых перин. Мужское ли это занятие? Тех, кто всеми правдами и неправдами осел в тревожный час возле любезных жен, уходящий на войну Давыдов как- то поддел: Вы оставлены на племя, Я назначен на убой.
 
 
Суть истинного гусарства — верная служба царю и Отечеству, честь и достоинство. Другу, не рассуждая, — и жизнь, и последнюю копейку. К поверженному врагу — великодушие. Короткое время бивачных досугов заполнялось так плотно, что туда было не просунуть лезвие сабли. «Пунша пламень голубой», гитарный перебор, карты и женщины — они составляли недолгий праздник гусарской жизни.
 
 
 
Что такое была в их понятии любовь? Эти разгульники, кичась друг перед другом альковными победами, действительными или мнимыми, записные соблазнители скучающих вдовушек, каким-то невероятным образом все-таки умудрялись относиться к женщине как к Прекрасной Даме. Даже в самом легкомысленном волокитстве не было холодного цинизма. Они умели превращать в богинь самых обыкновенных и заурядных. Нельзя же, в самом деле, верить, что на пути гусар попадались сплошные красавицы — как это явствует из стихов Дениса Давыдова. Охапки мокрой сирени, пылкий взгляд, записка со стихами, готовность восхититься достоинствами, не боясь их преувеличить, — по этой части гусары были большие мастера. Женское же сердце, во все времена искавшее романтики и щедрости чувств, не могло не быть за это благодарным.
 

 
 
Philibert-Louis Debucourt. Parting or a Russian Officer with a Parisian Women
 
Конечно, гусарские романы в своем подавляющем большинстве были быстротечны и едва ли глубоки. В них всегда присутствовал элемент игры, мужского куража, способного разогнать кровь и лишний раз напомнить, как прекрасны жизнь, луна и темная аллея. Сколько таких аллей истоптал лихой Денис! Сколько горячих объятий сокрыл их спасительный мрак!
 

 
Ну и что из того, что клятвам в любви до гробовой доски, произнесенным здесь, едва ли можно было верить? А себе, неузнаваемой, вернувшейся в свои семнадцать лет, — можно? Счастливым слезам, смятению, восторгу, забытым в монотонном супружестве? Так покажите нам ту, которая отказалась бы от этого обморока на вечер! Утром же, обнаружив возле себя мирно спящего мужа, вчерашняя Психея, погрустив немного, постепенно позабывала и лихо закрученные усы, и кивер «зверски набекрень».
 
 
 
Но непременно когда-нибудь, через много лет, почтенная старушка, таясь внучек, будет то и дело возвращаться памятью к тому очаровательному гусарскому вранью, старательно убереженному ею от забвения...
 
 
 
Вынужденный вернуться домой, Давыдов тоскует о Евгении. Перо, вдохновленное любовью, быстро заполняет листки бумаги. Осталось пятьдесят семь писем к «пензенской богине». Евгения Дмитриевна хранила их, а после смерти ее сын Анатолий Васильевич Манцев позволил издателям обнародовать свидетельства этой любви.
 
 
...Письма Дениса Васильевича поначалу были робки. Он опасался, что молодая девушка вовсе откажется от переписки с ним, женатым человеком. Похоже, он еще надеялся с собой справиться. Но куда там! Образ Евгении уже неотступно стоит перед ним. Он умоляет ее отвечать ему, дает честное слово, что не перейдет в своих посланиях границу дозволенного. Но девушка осторожничает: а вдруг письмо или записка попадет в чужие руки?
 
Давыдов обижен тем, что Эжени не доверяет его обещаниям. Только ей он может «простить сомнение в его слове, а то каждого он сумел бы заставить верить», — запальчиво пишет он. И тут же простодушно проговаривается, что «сохранение тайны переписки также дорого» ему, человеку женатому. Как некстати тут упоминание про жену! Словно по сердцу ножом. Удивительные существа эти мужчины: они думают, что женщина, такая собственница по натуре, способна хоть на миг забыть самую огорчительную деталь, какая только может быть в ее сердечном увлечении: «Он не свободен!» И Евгения, чье воображение уже занято Давыдовым, старается обмануть себя: он интересен ей как человек, прославленный на всю Европу. Какая женщина могла бы отказаться от такого знакомства?
 
Дружба, симпатия, общность интересов — и ничего больше. Искренни ли ее увещевания неосторожному адресату: «Страстный язык, которым вы выражаетесь, заставляет меня трепетать; зачем отравлять всю прелесть этой переписки, которая меня так восхищает»?
 
Но Давыдова всерьез пугает эта осторожность. Он-то доподлинно знает, в чем состоит истинная прелесть переписки между мужчиной и женщиной, а дружбою Евгения пусть потчует своих пензенских поклонников.
 
Что пользы мне в твоем совете? Когда я съединил и пламенно люблю Весь Божий мир в одном предмете, И в одном чувстве жизнь мою!
 
«У вас, — укоряет он «жестокого друга», — хватает смелости предлагать мне дружбу...
 
Любовь подобна жизни, которая, раз утраченная, не возвращается более. Будьте откровенны хоть раз в жизни — вы хотите отделаться от меня, который, я это чувствую, гнетет и беспокоит вас. Убейте меня, вонзите, не морщась, мне нож в сердце, говоря: «Я вас не люблю, я никогда вас не любила, все с моей стороны было обман, я забавлялась!»
 
Денис Васильевич, впрочем, понимает, что Евгения далеко не проста. Пылкие фразы про нож — это, пожалуй, перебор. Вечный сердцеед отходит от трафаретных приемов обольщения. Он понимает, что девушка слишком умна и тут надо действовать с другой стороны.
 
Евгения любит музыку — и в Пензу летят ноты арий, которые распевает в столице модная певица Бартенева. Евгения обожает литературу — и тут Денис Васильевич готов на все услуги. Он очень тонко дает понять своей музе, как внимательно внимает всему, что вылетает из милых уст. «Вы всегда говорили мне, — пишет он, — что из романов вы любите всегда менее игривые. Я писал так моему поставщику... Он мне прислал один из знаменитых, Дюма. Я не знаю, достоин ли он быть вам предложенным, я его не читал, так как получил только вчера, а сегодня послал вам. Также посылаю повести Пушкина, прочтите их, я уверен, что вы их будете ставить гораздо выше Павлова. Особенно «Выстрел», который Пушкин сам мне читал много раз...»
Прасковья Арсеньевна Бартенева
 
 
Легко представить, что означало для пензенской провинциалки это «Пушкин сам мне читал...». Но, отдавая дань духовным запросам своей «музы», Давыдов никогда не забывает о главной теме — любви к ней. Он не жалеет никаких слов и доводов, дабы уговорить осторожную Эжени писать ему почаще и в том же духе, что и он ей. Гусар с белым клоком надо лбом уверяет, что плачет, как ребенок, чувствуя, что его забыли, но, не слишком надеясь на женское милосердие, не упускает случая поддеть ее: мол, утерев слезы, я, сударыня, тем не менее отправился развлечься. «Был на большом маскарадном бале генерал-губернатора, который был поистине волшебен богатством драгоценностей», — пишет Денис Васильевич в Пензу, явно желая разбередить ревнивое чувство: пусть, мол, представит Евгения его в хороводе московских ветрениц, усыпанных бриллиантами.
 
Далее читаем: «Было более 600 человек, великолепно костюмированных. Кузнецкий Мост по счетам поглотил 100 тысяч рублей. На маскараде в собрании меня интриговали несколько масок, спрашивая у меня новостей из Пензы и о моей любви, не называя имен, конечно». — Тут, надо думать, сердце Евгении торжествующе забилось. «Одна маска, — продолжает Денис Васильевич, — говорила мне о себе и уверяла, что знает и любит меня. Это заставило меня смеяться, и я сказал ей: «Я вас сожалею, сударыня, так как за этот промежуток времени я, сам того не подозревая, столько раз изменял вам, что чувствую себя недостойным вашей любви». Она исчезла. При выходе, когда я, сидя в передней, ожидал моей кареты, две маски уселись около меня.
 
 
Одна из них наклоняется к моему уху (жена моя была с другой стороны) и спрашивает: «Давно ли вы, генерал, из наших мест?» — «Из каких мест, сударыня?» — «Из Пензы!» При этом слове я вздрогнул и не мог ей ничем ответить, кроме невольного полуподавленного вздоха, но потом я ей сказал: «Уже два месяца! Но скажите, кто вы, из той ли вы местности, о которой я постоянно мечтаю?» Кто была эта дама? До сих пор она осталась для меня загадкой, впрочем, как все женщины...» — Вот так интригует лихой гусар, понимая, какую гамму эмоций может вызвать у Евгении эта бальная сцена, вполне возможно, наполовину им сочиненная. Сиянье люстр, чарующие звуки музыки, обнаженные плечи женщин, льнущих к нему, по-прежнему заметному, популярному, — есть о чем поразмыслить пензенской барышне в долгие зимние вечера.
 
И Евгения, конечно, размышляла. Сладкой отравы любовных признаний, которыми ее так баловал Давыдов, ей теперь мучительно недостает. В однообразии ее дней и вечеров единственная мысль — о нем. Короткое и жесткое, как пистолетный выстрел, слово «женат» уже не в силах разрушить прекрасные грезы. Скорей бы он приезжал — скорей бы! И в грядущий час свидания она уже не будет изводить Давыдова холодностью, ничего не значащими дружескими разговорами, которые так бесят его. И поделом ей, если он бросит о ней и думать, оставит утешаться с гурьбой здешних поклонников, помещичьих сынков, незначительных и скучных...
 
Давыдов является. Свидания происходят в Бекетовке, где он продолжает бывать на правах давнего друга. Здесь вольготнее, чем в Пензе, где так трудно спрятаться от пристальных взглядов. Как не подивиться выдержке и такту провинциальной девушки, которой так долго — второй год длится этот роман! — удается избежать пересудов. А теперь ей действительно есть что скрывать — ее интерес к поэту превратился в чувство, в котором Евгения уже не сомневалась.
 
 
Я не ропщу.
 
Я вознесен судьбою Превыше всех!
 
Я счастлив, я любим!
 
Приветливость даруется тобою Соперникам моим...
 
Но теплота души, но все, что так люблю я
 
С тобой наедине... Но девственность живого поцелуя...
 
Не им, а мне!
 
Шел третий год с тех самых святок, когда Евгения увидела человека, вихрем ворвавшегося в ее судьбу. Что же дальше? Домоклов меч, висящий над головою каждой женщины, время — оно неумолимо шло. Евгении пора, давно пора под венец. Она же отказывается от очередного предложения руки и сердца. Родственники знали — почему.
 
Верный Митенька, свидетель этого романа, только вздыхал и разводил руками. Сестра же Евгении, Анна Дмитриевна, видела в Денисе Васильевиче змея-искусителя. Она требовала, чтобы девушка поставила точку в затянувшемся романе.
 
Ей никогда не выйти замуж, пока Давыдов будет смущать ее своими письмами. Да и сама Евгения не хуже других понимала это. И пробовала жить без горячих строчек. А он, раздраженный ее молчанием, все еще писал, но уже не о восторгах, а с тяжелым ожиданием разрыва.
 
«Я знаю хорошо, что это должно так кончиться, но это не облегчает удара, — читала Евгения. — Все кончено для меня; нет настоящего, нет будущего! Мне осталось только прошлое, и все оно заключается в этих письмах, которые я вам писал в течение двух с половиной лет счастья».
 
Он просит Евгению вернуть ему эти письма. К чему они ей? Она выходит замуж. Кто ее избранник? Не все ли равно?
 
«Все кончено для меня». Действительно все. Не только безумные марш-броски в Бекетовку к кустам сирени, обломанных его беспощадной рукой — ведь женщины так любят, когда им — нет! — не вручают букеты, а бросают под ноги благоухающую охапку...
 
 
Все кончено — и с сердечным безумством тоже: фигура красивой пензенской барышни сжимается в точку, поставленную в конце длинного любовного списка неугомонного гусара. Прошла борьба моих страстей, Болезнь души моей мятежной, И призрак пламенных ночей, Неотразимый, неизбежный. И милые тревоги милых дней, И языка несвязный лепет, И сердца судорожный трепет, И смерть, и жизнь при встрече с ней... Исчезло все!..
 
...Евгения решила быть благоразумной и в конце концов согласилась принять предложение пензенского помещика Манцева. Она обвенчалась с ним в 1836 году, когда ей было уже двадцать пять.
 
 
Вероятно, все было решено правильно, хотя мы не знаем подробностей ее семейной жизни. Судя по тому, что письма влюбленного Давыдова остались при ней и были даже переданы сыну, она чтила эту страницу своей биографии. Мужская любовь возвеличивает женщину в собственных глазах. Что ж говорить, если эта любовь оставляет нас вечности?
 
 
Один из русских литераторов, видевших Давыдова спустя два года после его прощания с милой Эжени, нашел, что тот «стареет ужасно». Весной 1839 года гусар-поэт умер. Умер так, как хотел, — не болея. Словно пулю в грудь получил: сердце остановилось мгновенно, не предупредив, не дав рокового знака. Ему шел пятьдесят пятый год. До самой своей смерти, на четыре десятилетия пережив его, жена Софья Николаевна хранила в неприкосновенности кабинет своего Денисушки, простив ему девятнадцать гимнов в честь пензенской барышни.
 


 

[показать]

В.Куприянова

[533x700]

 


 


 

http://secrets-girl.ru/posledniy.html                         http://www.gusa.ru/painting.html       http://museum-guide.livejournal.com/34459.html

[385x20]

 

 

 

Серия сообщений "Другие":
Часть 1 - Елизавета Ксаверьевна Воронцова
Часть 2 - Графиня Юлия Павловна Самойлова
...
Часть 7 - Муза Бахчисарайского фонтана.Часть 2.
Часть 8 - Ю.Безелянский. Эссе о Петре Чаадаеве
Часть 9 - Последний грех гусарского сердца.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Последний грех гусарского сердца | Сандин - Дневник Сандин | Лента друзей Сандин / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»