Это цитата сообщения
Dancing_Witch Оригинальное сообщение В.А. Городцов. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве
[показать]
В этом исследовании известный археолог В.А. Городцов, проводит сравнение между изображениями русской народной вышивки и дако-сарматских глиняных (бронзовых, свинцовых) таблеток, находя между ними много общего, например:
- Трёхчастная композиция;
- Изображение "Великой Богини";
- Изображение двух всадников,
сопровождающих "Великую Мать" слева и справа.
"Даки - сильный, но мало известный народ. Их считают родственниками гетам, а гетов - фракийцами; не раз, однако, высказывалось мнение, по которому они были славянами." (В.А. Городцов)
Автор ставит вопрос о дако-сарматских элементах в русском народном искусстве, хотя напрашивается вывод об общеславянских элементах и в дако-сарматском, и в русском народном искусстве.
Городцов Василий Алексеевич (1860 – 1945) – выдающийся русский учёный, археолог, заслуженный деятель наук. Автор более 200 научных работ.
Василий Алексеевич много внимания уделял свастике. Свастика занимает одно из ведущих мест в его работе - служит образцом, вобравшим в себя народные духовные ценности. Общий знак культуры сарматов, даков и восточных славян XIX-XX вв.
Городцов полагал, что в линейных узорах, в частности свастик - скрывается ключ к проблеме происхождения «русских славян», к разъяснению их древнего религиозного культа и к открытию, если не первородины, то той родины, из которой они выступили в пределы современной России.
Свастика в представлении учёного выступает особым знаком всех арийских племен и народов (Асов), сохранивших свое древнее значение в крестьянских узорах.
[показать]
Свастика - особый знак даков, сарматов, славян
Труд Городцова В.А. «Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве» написан в 1926 году, т.е. через 4 года после запрета русской свастики. Однако Городцов наряду со словом «элемент» всё же позволяет себе прямо написать, что речь идет именно о свастике.
Описание северно-русской вышивки – «Громадное большинство их имеет в центре свастику (фигуру креста), а вокруг генетически связанные с нею фигуры меандра, ромба, квадрата, ова, религиозносимволическое значение которых в настоящее время прочно установлено – это знаки птиц, их птенцов, яиц и гнезд; это – знаки добра, счастья, благополучия; это – символы весеннего радостного солнца, оживотворяющего своими теплыми лучами всякую земную тварь; это – великие символы воскресения матери природы под горячим действием вернувшегося откуда-то издалека бога солнца».
В.А. Городцов раскрыл не только внешнюю красоту крестьянских узоров, он первым определил идею о смысле трехчастных узоров с образом рожаницы в середине. Мифологический образ женщины Городцов сравнивает с образом мирового древа, образом Верховной Богини, а коней с яргами на спинах соотносит с прибогами.
[показать]
Хотя, конечно, не все с ним соглашались - "Некоторое сходство русской вышивки со змееногой богиней Северного Причерноморья (дополняемое в ряде случаев звериными головами на концах ног) не дает еще нам права вести поиск так прямолинейно, как это делал В.А. Городцов: „дако-сарматские элементы в русском народном творчестве”. Здесь вполне возможна конвергенция: архаичный, неолитический образ небесных лосих-рожаниц мог у скифов дожить в ритуальном искусстве до соприкосновения с греками, которые по-своему осмыслили эту архаику, назвав рожающую полуженщину-полуоленя змееногой богиней и оформив ее в изделиях в соответствии с этим."
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян
http://paganism.msk.ru/liter/rybakov10.htm
Ну, мы можем составить собственное мнение, если прочитаем всю книгу или хотя бы данный фрагмент...
"Изучая Выставку крестьянского искусства при Государственном Российском Историческом Музее в 1921 году, я был изумлен, встретив в произведениях крестьянского искусства пережитки глубочайшей старины, несомненно восходящей к отдаленнейшим эпохам металлического и даже каменного периодов общечеловеческого индустриального развития. Эти пережитки, главным образом, связывались с религиозным культом солнца, земли и моря и с древнейшим, широко распространенным в палеометаллическую (бронзовую) эпоху, философским миропониманием круговорота мировой жизни, где выражалась идея мировой борьбы за существование, то в наивных и простых, то в хитро запутанных и мудреных художественных сценах, в которых травоядные поглощают растения, плотоядные - травоядных, а птицы завершают пир над теми и другими.
Но не эти явления вызывают изумление, хотя и они чрезвычайно интересны и настоятельно требуют научного освещения. В изумление приводит обширная группа памятников народного творчества, связанных с религиозно-культовыми и обрядово-правовыми представлениями, оказавшимися схожими с такими же представлениями, зафиксированными в древнем искусстве сарматов и в особенности даков, времени ранее и несколько позднее начала христианской эры. На этих памятниках и хотелось бы сосредоточить внимание просвещенных людей, так как есть основание полагать, что в них скрывается ключ к проблеме происхождения русских славян, к разъяснению их древнего религиозного культа и к открытию, если не первородины, то той родины, из которой они выступили в пределы современной России. Такие памятники сохранились почти исключительно в женском рукоделии, именно, в женских вышивках, где, как известно, каждая строчка, каждый крестик имеет строго канонизированный характер и передается от учительницы к ученице в возможно большей точности и совершенстве. Эта точность и совершенство поддерживаются еще и тем, что лучшие из творений, по свидетельству Н.П. Шабельской, выполнялись для свадебных обрядовых подарков, именно, они вышивались невестами для женихов и их родни, чтобы те судили, умеют ли невесты шить, или, как мы увидим ниже, твердо ли они знают религиозные символы, которые население, как священный завет, несет и хранит, из глубочайшей дохристианской древности.
[показать]
О важном значении обрядового шитья говорит и одна свадебная песня, имеющая инструктивный характер. Эта песня, записанная гр. П. Шереметевым в 1901г. в Белозерском крае, гласит:
Учи сына в писаря,
в писаря
Учи дочку шелком шить,
шелком шить
(Гр. П. Шереметев. Зимняя поездка в Белозерский край. М. 1902, с.64)
Отсюда видно, что шитью молодых девиц и знанию грамоты юношей придавалось одинаковое значение, и это мы поймем, когда убедимся, что в шитье девиц выражалось такое же важное для населения знание священных символов той старой, а поэтому дорогой веры, которою жил народ тысячи лет. Как весталки, чистые девы Рима, хранили неугасаемый огонь, символ обоготворенного небесного огня - солнца, так юные девы русского севера обязывались и обязываются нести и несут символы своего первобытного народного русского культа от древнейших времен и до наших дней. Они забыли имена своих символов, так как произносить эти имена уже более тысячи лет строго воспрещалось. Да и зачем им имена - звуковые символы, когда заменяющие их зрительные символы так ясны, так понятны и так полно говорят душе остановившегося в культурном росте поселянина, скрывавшегося в дремучих лесах и непроходимых болотах.
Категория северно-русских вышивок естественно подразделяется на две группы: 1) вышивок с геометрическими узорами и 2) вышивок с узорами фигурными. Первая группа достигла в своих лучших произведениях поразительного совершенства.
По отзывам вполне компетентных лиц, это в своем роде - лучшие произведения в мире. Громадное большинство их имеет в центре свастику (фигуру креста), а вокруг генетически связанные с нею фигуры меандра, ромба, квадрата, ова, религиозносимволическое значение которых в настоящее время прочно установлено: это - знаки птиц, их птенцов, яиц и гнезд; это - знаки добра, счастия, благополучия; это - символы весеннего радостного солнца, оживотворяющего своими теплыми лучами всякую земную тварь; это - великие символы воскресения матери природы под горячим действием вернувшегося откуда-то издалека бога солнца.
Еще так недавно полагали, что меандр и овы являются плодами античного искусства Греции, а свастика - искусства Индии, но все это оказалось неверным, так как документально доказано, что свастика, меандр и овы были излюбленными мотивами орнамента древнейших веков палеометаллической (бронзовой) эпохи, когда, может быть, не было еще ни греков, ни индусов, скрывавшихся в одной семье индоевропейцев, и когда эти мотивы успели распространиться не только по всем материкам Старого Света, но и проникнуть в Среднюю Америку. И это неудивительно, потому что свастика и меандр появились гораздо ранее и тех отдаленных от нас времен: они найдены в России на предметах искусства Мезинской палеолитической стоянки, время которой отстоит от нас, как полагают геологи, на многие десятки тысячелетий. И в каком поразительно развитом виде они находятся там! Но что удивительнее всего, так это то, что они и там связывались с фигурами птиц, несомненно, имевших то же культовое религиозное значение, какое имеют и в наше время, т.е. значение символа весеннего солнца и связанных с ним представлений о счастии, благополучии и радости.
[показать]
Таким образом, в прелестном комплексе свастических знаков, в узорах северно-русских искусных мастериц, скрывается реминисценция (живое воспоминание) о самых древних общечеловеческих религиозных символах. И какая свежая, какая твердая память! Если бы изучить подробно их знаки, то можно было бы давно установить их смысл и значение в общечеловеческой культуре; так обильны и так поучительны их переходы от фигуры птицы к фигуре креста - летящей птицы, а от креста - к лучистой звезде и солнцу.
В.А. Городцов. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве // Труды ГИМ. М., 1926, вып. 1, с.7-36
Скачать полностью можно здесь -
http://www.bolesmir.ru/index.php?content=text&name=o475