История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше, поднос.
Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова. Жостово стало своеобразным центром промысла лаковой живописи на металлических подносах.
[показать]
Наталья Данилова, Рябина [показать]
Татьяна Филиппова, Черный с фруктами
Творцами красочных, в основном, цветочных орнаментов были простые русские крестьяне. Они принесли в лаковую живопись яркую жизнерадостность красок, простоту и доходчивость образов, меткость характеристик, четкость рисунка. [показать]
Евгения Мешкова, Черный поднос с букетом цветов. [показать]
Наталья Соколова, Голубые цветы [показать]
Наталья Климова, Черный с цветами
Главная тема украшения жостовских подносов букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В росписи как будто оживают цветы. [показать]
Ольга Борисова, Белый поднос [показать]
Лариса Пичугина, Вишни [показать]
Михаил Бычков, Розовый поднос [показать]
Евгения Мешкова, Ромашки
Современная технология изготовления подносов мало отличается от применявшейся ранее мастерами деревни Жостово. Тонкий лист железа прессуется в нужной форме, для придания жесткости края подноса завальцовываются, выравнивается поверхность. Лицевая поверхность подноса грунтуется и шпатлюется, а затем ошкуривается и покрывается черным (реже иного цвета) лаком. Подносы просушиваются в печах при температуре до 90Со. Покрытие производится трижды, после чего цветная поверхность подноса приобретает блеск. Подготовленные от руки, без трафаретов подносы расписываются масляными красками, причем мастер-живописец работает одновременно над несколькими подносами с одинаковым орнаментом. [показать]
Ирина Юрасова, Тройка 2 [показать]
Ирина Соколова, Пейзаж 3 [показать]
Михаил Бычков, Тройка 3 [показать]
Николай Евгеньевич Лапшин. Весна
Вначале он делает подмалевок, затем накладывает тени, прописывает светлые места, а потом связывает крупные цветы с более мелкими элементами узора - травами, стеблями и т.п. Декоративная живопись Жостовской фабрики характерна изображением крупных букетов цветов, гирлянд, натюрмортов. Большой цветок непременно будет иметь розовый отблеск - это традиция.
На Всемирной выставке в Брюсселе так бойко торговали подносами, что пришлось дважды досылать дополнительные партии. [показать]
Сергей Филиппов, "Коварство и любовь" [показать]
Николай Антипов, "Нансен скучает по Еве" [показать]
Наталья Фролова, "Синяя птица"