Фильм о жизни и творчестве гениального немецкого композитора И.С.Баха. Его детские годы прошли под аккомпанемент музыкальных инструментов -- в большом и дружном семействе Бахов очень любили музыку. Юный Себастьян с первых же дней своей жизни окунулся в творческую, праздничную атмосферу семейства, которое порой целые дни посвящало музыке -- пели, играли, веселились. Детство, отрочество, зрелые годы.
В фильме отражены основные вехи биографии композитора, творчество которого не получило признания современников -- его произведения так и не были опубликованы при жизни.
В фильме про Прокофьева повествование ведется от первого лица, приобретая автобиографический оттенок. Яркие апельсины усилены маршевой темой из оперы «Любовь к трем апельсинам».
В ленте о Прокофьеве весьма остроумно решена сцена приемного экзамена в Петербургскую консерваторию: авторитетная комиссия изображена в виде портретов Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова и А.К. Глазунова, написанных в реалистической манере. Эти персоны (говорящие портреты), слушая сочинение юного Прокофьева, живо реагируют на новую музыку. К концу пьесы изображение в рамках выглядит совершенно неузнаваемо.
Джоаккино Россини. Записки гурмана
Режиссер мультфильма О. Черкасова в своем интервью журналистке «Голоса России» Н. Викторовой откровенно высказалась: «Поскольку это образовательный проект, от режиссеров требуется донести некоторую необходимую информацию -- когда и где родился музыкант, обозначить самые главные вехи его жизни. По возможности назвать произведения, хотя бы самые известные. И все-таки без собственного отношения к композитору, без авторской интонации ничего не получится: ведь хочется передать характер, особенности этого человека, а не просто композитора. Как правило, все гениальные люди очень интересны. Жизнь у них богата и насыщенна. И иногда не знаешь даже, какой факт выбрать. Столько материала для работы! А с Россини -- особенно, потому что он был человеком редкого остроумия...
Мы делаем фильм о Россини, в виде кулинарной книги, которая разворачивается в маленький театрик. Такие домашние настольные театрики были очень популярны и даже модны в то время, когда жил Россини. И каждый акт маленькой оперы, которую разыгрывают в этом театрике, мы решили назвать кулинарным именем. Например, "Кухня Россини" -- с нее всё начинается. Это действительно кухня, где он творит, а ему помогают поварята в виде ноток. Еще один акт называется "Прилежный повар", где Россини рассказывает, какие он делает паштеты. На самом деле! Россини очень остроумный человек, весёлый, легкий, обаятельный -- кумир своего времени. Он, например, напишет оперу и тут же сочинит что-то кулинарное. После оперы "Вильгельм Телль" он сделал фантастический яблочный торт! А когда провалился "Севильский цирюльник", он единственный раз в жизни плакал, упал в обморок -- для него это было самое большое потрясение, первый грандиозный провал. Он себя чувствовал безумно неловко перед певцами и состряпал для исполнителей "тортиччини Фигаро" -- пирожные в виде гробиков. Они поели, развеселились, стали петь арии, вышли на балкон, собрали кучу зевак-поклонников -- на следующий день в театре на "Севильском цирюльнике" был аншлаг... Видите, какой человек!
Чайковский. Элегия.
Английский режиссер Барри Первз поставил перед собой задачу не пересказать историю жизни и творчества Чайковского, а сделать фильм как изящную элегию о памяти и меланхолии. Петр Ильич Чайковский представлен играющим на невидимом инструменте и танцующим в лучах волшебного фонаря, вспоминая свою жизнь.
Моцарт (музыкальный мультфильм)
В мультипликационной ленте о Моцарте церковная органная клавиатура вырастает в стволы деревьев, сопровождающих семью музыкантов во время их путешествия по Европе. Подобные визуальные средства помогают привнести дух сказки в биографическое повествование, а рядом с веселым малышом Вольфгангом проказничает и даже музицирует на рояле забавный рыжий котенок. Образы птицелова и темной фигуры с косой в мультфильме заставляют вспомнить такие шедевры композитора как «Волшебная флейта» и «Реквием».