Источник: http://kolesnik.ru/2005/mindmapping/
Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
В линейной записи обычно используются текст с заголовками, списки, таблицы и схемы. Вещи вроде бы простые и логичные. Однако всем знакомо усилие, которое приходится прилагать, вчитываясь в конспект, даже сделанный самолично. Почему?
Последствия всего этого обширны и разнообразны: скука, рассеянность, неусвояемость информации, трата времени, ощущение собственной тупости, тихая ненависть к изучаемому предмету и так далее. Причем иногда чем старательнее мы записываем, тем хуже результат, потому что мы вынуждены бороться с самими собой, а это утомляет.
Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, предлагает нам перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению. Для этого нужно только обнаружить неоспоримую связь между эффективным мышлением и памятью и спросить се6я, что именно способствует запоминанию.
Бьюзен предлагает действовать следующим образом.
Эту карту я нарисовал, работая над идеями для дизайна настенных календарей на 2005 год. Чтобы посмотреть большую картинку, перейдите по ссылке, нажмите кнопку All Sizes (над картинкой) и выберите самый большой из доступных размеров.
Постепенно вы разовьете свой личный стиль майндмэппинга, но на первом этапе, для того, чтобы почувствовать дух этой техники, которая в корне отличается от привычной нам традиционной системы записи, необходимо придерживаться следующих правил.
Обращайте внимание на форму получившейся ментальной карты — она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма показывает, что вы хорошо разобрались в теме. Бывает и так, что все ветви карты получились красивые, а одна - какая-то корявая и путаная. Это верный признак того, что этой части следует уделить дополнительное внимание – она может быть ключом к теме или слабым местом в ее понимании.
Чем индивидуальнее ваша ментальная карта, тем лучше. Ведь именно ваше личное мышление его осмысляет. Это выводит нас к вопросу о понимании, которое все-таки происходит в наших головах, а не в книгах и учебниках. И здесь очень к месту слова Мераба Мамардашвили:
«Мы попытаемся подойти к материалу так, чтобы в нем почувствовать те живые вещи, которые стоят за текстом и из-за которых собственно, он и возникает. Эти вещи обычно умирают в тексте, плохо через него проглядывают, но тем не менее, они есть. И читать тексты и рассуждать о них имеет смысл тогда, когда ты не догматической ученостью себя наполняешь, а восстанавливаешь именно живую сторону мысли, из-за которой они создавались. […] Лишь в этом случае, когда мы встречаемся с текстом через две тысячи лет после его создания, он оказывается для нас не элементом книжной учености, а, скорее, конструкцией, проникнув в которую, мы можем оживить те мысленные состояния, которые находятся за текстом и возникли в людях посредством этого текста.»
Идея Тони Бьюзена как раз и заключается в создании такой «несущей конструкции», призванной помочь восстановить живые мысли, находящиеся за скучным текстом, или создать их, если использовать майндмэппинг в качестве инструмента для создания новых идей. Ведь память и креативность – в сущности, две стороны одного процесса: память воссоздаёт прошлое, а креативность создаёт будущее.
Особое изящество идее придают параллели между организацией мышления посредством ментальных карт и устройством человеческого мозга: во-первых, сам нейрон выглядит как мини-майндмэп (ядро с ответвлениями), во-вторых, мысли на физическом уровне отображаются как «деревья» биохимических импульсов.
Как я уже сказал вначале, сфера эффективного применения майндмэппинга чрезвычайно широка. Это и планирование (например, дня, встречи, статьи, проекта), и обучение, и организация информации, и способ разобраться в проблеме, и создание идей, и даже сочинение сказок в семейном кругу (Тони очень интересно об этом рассказывает). Конечно, я не смогу здесь изложить ни книги (которую очень рекомендую), ни своего личного опыта. Добавлю только, что майндмэппинг – это в каком-то смысле искусство, поэтому требуется практика для того, чтобы научиться рисовать красивые майндмэпы. Но это искусство естественно для нашего мышления и доступно каждому. И оно помогает жить.
[699x262]
kolesnik.ru » Омега-мэппинг, 10.9.02006, 20:23:
[...] Идея омега-мэппинга возникла у меня на фоне плотной двухлетней работы с ментальными картами. Постепенно я стал обнаруживать, что при использовании майндмэппинга для создания идей возникает ряд трудностей, которые, на мой взгляд, присущи самой системе мышления, стоящей за этой методикой. Со временем я пришел к выводу, что для эффективной организации креативного процесса мне нужна другая методика, оставляющая больше места для новых идей, и стал экспериментировать. Идея омега-мэппинга возникла на фоне размышлений о механизмах внутренней мотивации и сразу зацепила. Однако о ней чуть позже, а вначале — пару слов о том, почему мне не хватает майндмэппинга. [...]
hurma, 3.5.02007, 22:49:
Прочитал статью и стал рисовать, а так пользуюсь Inspiration - гибкая, простая и удобная, а также соответствует почти всем требованиям Бьюзена. Единственный недостаток - нельзя менять направление текста. От руки конечно получается лучше и быстрее, но, может быть, стоит использовать не бумагу, а планшет?
Прямая ссылка на Inspiration: http://www.inspiration.com/download/windows/international/Inspiration8IETrial.exe
Asveln, 3.7.02007, 22:10:
в тему о програмках. я как то скачал все проги что нашел. всего их было около пяти. и самая лучшая из них “mind manager”. С виду приятная (настраивается), максимально удобная - ваши мысли сразу же можно вставить в нужное место (в некоторых программах на это нужно достаточно много времени). и самая удобно, понятный и не слишком замороченный интерфейс. вот она тут http://www.mindjet.com/us/
Vitaly Kolesnik, 9.7.02007, 22:59:
WikiMindMap — интерфейс к Википедии, который превращает статью Википедии в ментальную карту с возможностью навигации по ней. Удобно и наглядно.
Аксель, 11.8.02007, 20:35:
Из свободного п/о для работы с картами памяти имхо удобнее всего freemind - http://freemind.sourceforge.net
vadim, 24.2.02008, 21:49:
Нашел интересный онлайн сервис по созданию интеллект карт сделанный на Silverlight. Радует что на русском языке (правда картинки пока можно искать только на английском и еще из минусов - нет коллективной работы в чистом виде). Еще понравилось то, что ветки выглядят как настоящие и текст плавно по ним разворачивается, вроде как рукописный. Можно добавлять заметки к ветвям, делать надписи карандашом, обводить группы веток, добавлять рисунки на карты. Очень напоминает imindmap только вот не думал, что такое можно сделать в онлайн в браузере. Можно попробовать нарисовать карту и экспортировать в картинку. Сохранять карты можно купив доступ за 7$ в месяц (написано что до 999 штук) и еще можно публиковать созданные интеллект карты.
Сервис называется Mapul на http://www.mapul.com
Zabriskie, 12.3.02008, 11:50:
Хотелось бы порекомендовать программу, у которой скоро будет и онлайн версия - Кайра (http://cayra.net). Она интересна тем, что позволяет с разных позиций взглянуть на одну и ту же проблему. Ведь ментальная карта чем характеризуется? После создания она может меняться - расти, дополняться деталями и новыми ветвями - но при этом все равно вы будете видеть одну и ту же картину. Тогда как в Кайре можно полностью “переключиться” - когда выделяется некий узел, он помещается в центр и показываются все его связи, тогда как другие, не связанные с ним (а значит, на данный момент неважные) - скрываются. Такой подход может существенно повысить количество инсайтов :-)