Мой тихий сон, мой сон ежеминутный... Художник Лебедев Михаил Иванович (Россия, 1811-1837)
Художник Михаил Лебедев прожил короткую жизнь: судьба отвела ему всего-навсего 25 лет жизни и позволила написать не так уж много картин. Но он успел стать одним из лучших русских пейзажистов первой половины XIX в. Его работы шли нарасхват, и приходилось делать по несколько повторений, чтобы удовлетворить всех почитателей.
Аллея в Альбано близ Рима. 1837
Мой тихий сон, мой сон ежеминутный - Невидимый, завороженный лес,
Где носится какой-то шорох смутный, Как дивный шелест шелковых завес.
В безумных встречах и туманных спорах, На перекрестке удивленных глаз
Невидимый и непонятный шорох, Под пеплом вспыхнул и уже погас.
И как туманом одевает лица, И слово замирает на устах,
И кажется - испуганная птица Метнулась в вечереющих кустах.
~~~~~~~~ Осип Мандельштам, 1908 г.
Лес на берегу реки
Альбано. 1836
Аллея в Альбано близ Рима. 1836
Альбано. Белая стена. 1837
В парке Гиджи. 1837
Аллея в Альбано близ Рима
Вид Кастель-Гандольфо близ Рима. 1836
Вид окрестностей Альбано близ Рима. 1930
Вилла в Италии. 1837
Итальянский пейзаж. 1836
Васильково. Имение инспектора Академии художеств А.И. Крутова. 1833
Пейзаж с коровами. 1836
Вид в Павловском парке
Парк в Альбано. 1837
Аричча близ Рима. 1836
В ветреную погоду. 1833
В парке
Пейзаж. 1830
Пейзаж. 1833
Пейзаж. 1827
Автопортрет
Родился будущий художник 4 ноября 1811 году в Дерпте, Российская империя (Тарту в современной Эстония). Его судьба складывалась необыкновенно счастливо. Он родился в семье крепостного, но в 1820-е гг. в прибалтийских губерниях отменяется крепостное право, и Лебедев получает возможность поступить в гимназию. Исключительная художественная одаренность юноши была замечена, у него появляются высокие покровители, благодаря которым в 1829 г. он оказывается в Академии Художеств в Петербурге. Академический курс пройден за четыре года. В 1833 г. за пейзаж "Вид в окрестностях Ладожского озера" Лебедева награждают большой золотой медалью, дающей право на пенсионерскую поездку за границу.
В 1834 г. Лебедев едет в Италию, в Рим, где его приветливо встречает большая колония русских художников во главе с "великим Карлом" - К.П. Брюлловым, который буквально обласкал Лебедева и помог ему освоиться в новой обстановке. Без устали пишет Лебедев окрестности Рима.
Пейзажи Лебедева невелики по размерам, написаны тонко, виртуозно и вместе с тем пластически выразительно. Они гармоничны и одновременно полны внутренней динамики. Лебедев любит уходящие в глубину темные аллеи, игру солнечных лучей в кружевной листве деревьев и пятна солнечного света, словно прорвавшиеся сквозь эту листву и внезапно упавшие на дорожки. Его картины излучают свет. Они полны радости жизни и восторга перед красотой мира. Обычно их называют романтическими. Да и трудно не быть романтиком, когда тебе двадцать пять лет, когда в тебе кипят жизненные силы, когда бескрайний мир расстилается перед тобой, когда все удается, когда настоящее прекрасно, а будущее кажется лучезарным, удивительным и бесконечным. Но...
В мае 1837 г. Лебедев отправляется в Неаполь, чтобы поработать летом в его прекрасных и столь любимых пейзажистами окрестностях. Здесь художника застает внезапно вспыхнувшая эпидемия холеры. Скончался М.И. Лебдев 13 июля 1837 года в Неаполе. Потрясенный случившимся, Карл Брюллов с болью писал: "Боже мой! Какие потери в один год: Пушкин и Марлинский как поэты и Лебедев, коим Россия могла бы гордиться как лучшим пейзажистом в Европе"