• Авторизация


О бертоновских фильмах 17-05-2012 22:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Happy__baby Оригинальное сообщение

Милые кости: Гид по навязчивым идеям Тима Бертона

[показать]

В российский прокат вышел новый фильм Тима Бертона «Мрачные тени». Тут присутствуют все узнаваемые атрибуты бертоновской эстетики: вампиры, гротескные наряды и декорации, черный юмор и Джонни Депп в том числе. Look At Me решил разобраться, откуда у режиссера такие фетиши, и разложил миры его фильмов на несколько неизменных ингредиентов.

Smart_girls

 

[225x33]

 

Фрики

В центре всех фильмов Бертона без исключения — странные, причудливые персонажи-изгои: отвергнутые обществом фрики, безумцы и затворники, «не такие, как все» душой и телом. Выросший в Бербанке (родине множества кино- и телестудий), Бертон с детства был застенчивым интровертом, равнодушным к калифорнийскому духу, и прятался от солнца в темноте кинозалов и мрачной эстетике хорроров культовой студии Hammer. Он по-прежнему носит черное и выглядит чужаком в Голливуде, умудряясь при этом оставаться одним из его самых успешных и признанных режиссеров. Среди его героев тоже мало кто вырвался из своей скорлупы, будь то чудаковатый режиссер малобюджетных сайфаев и хорроров Эд Вуд в своей ангоровой кофточке, или повелитель сладостей Вилли Вонка. Даже Бертоновских Бэтменов вспоминают не по подвигам Майкла Китона, а по образам уродцев-злодеев, созданных Джеком Николсоном или Денни ДеВито, хотя в главном герое ему тоже удалось вытащить на свет шизофреничность и странность.

[590x370] Галюцинногенный Безумный Шляпник. «Алиса в Стране Чудес», 2010 [590x370] Демонический Депп следит за тенденциями в парикмахерском искусстве. «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», 2007 [590x370] У Кристофера Уокена не всегда была голова на плечах. «Сонная Лощина» 1999 [590x370] Вилли Вонка опровергает предостережения стоматологов. «Чарли и шоколадная фабрика» 2005 [590x370] Человек-пингвин разводит ластами. «Бэтмен возвращается» 1992 [590x370] Эдвард Руки-ножницы осваивает стрижку газонов. «Эдвард Руки-ножницы» 1990 [590x370] У Джека Скеллингтона свои представления о веселье. «Кошмар перед Рождеством» 1993 [590x370] Джонни Депп в образе эксцентричного режиссера, любившего нарядиться в ангоровый свитерок. «Эд Вуд» 1994 [590x370] Специалист по экзорцизму — явный знаток своего дела. «Битлджус» 1988 [590x370] Северокорейские сиамские близнецы-танцовщицы Пинг и Джинг. «Большая рыба» 2003 [590x370] Великодушный великан Карл. «Большая рыба» 2003 [590x370] С трудом, но узнаваемая Хелена Бонэм-Картер. «Планета обезьян» 2001 [590x439] Первая муза Бертона, Лиза Мари — замаскированный пришелец. «Марс атакует», 1996 [590x370] Как ни странно, своей следующей подруге жизни, Хелене Бонэм-Картер, Бертон тоже приделал большую голову. «Алиса в Стране Чудес», 2010

 

[225x33]

 

Готика

Бертон которое десятилетие держит пост главного по мрачным сказкам, но обладает при этом достаточным количеством иронии, чтобы не скатиться в полное упадничество (чего стоит лучшая шутка Вилли Вонки в «Чарли и шоколадной фабрике»: «Дети, здесь можно есть все, даже меня — только это называется каннибализмом»). На умении заглянуть в мрачные углы, поднять завесу потустороннего и перейти границы рационального восприятия мира держится вся готическая традиция, и прелесть фильмов Бертона именно в этом контрасте между светом и тьмой. Как любой аутсайдер, он с детства бежал в мир фантазий, порожденный ужастиками категории« Б», которые выглядели достойной альтернативой жизни калифорнийских обывателей. Вальсируя в рамках одного фильма между яркой палитрой и готическим сумраком, режиссер все время исподтишка намекает, что обитатели утопического пятидесятнического городка в «Эдварде Руки-ножницы» или разряженные в конфетные цвета мерзкие дети из «Чарли и шоколадной фабрики» — пожалуй, страшнее, чем лузеры или фрики.

[590x332] Дерево Мертвых, под которым живет не совсем мертвый кавалерист. «Сонная Лощина» 1999 [590x318] Эмили слишком долго ходила в девицах. «Труп невесты» 2005 [590x350] Брюс Уэйн и Джокер сражаются не только за власть, но и за сердце репортерши Вики Вейл. «Бэтмен» 1989 [590x332] У пингвинов свои отношения с религией. «Бэтмен возвращается» 1992 [590x393] Джонни Депп объясняет Хелене Бонэм-Картер как печь пирожки из трупов. «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», 2007 [590x319] Без женской руки дела в доме шли не очень. «Эдвард Руки-ножницы» 1990 [590x320] У мужчин свои представления о воспитании. «Эдвард Руки-ножницы» 1990 [590x402] Индустриальный городишко в манчестерском духе. «Чарли и шоколадная фабрика» 2005

 

[225x33]

 

Смерть

 

Еще один обязательный пункт, который вроде бы прямым образом следует из готической атмосферы. Но это не просто клише устрашающей программы: в мире Бертона death is not the end. Большинство его персонажей либо предпринимают удивительное путешествие по ту сторону, либо сразу уже там (как викторианская девица из «Трупа невесты», призрак кавалериста-головореза в «Сонной Лощине», семейная пара из «Битлджуса», не говоря уже о вампирах). Но пока часть бертоновских героев болтается в промежуточном состоянии, для других смерть становится точкой отсчета новой жизни. Судьба будущего Бэтмена предрешена, когда у него на глазах Джокер убивает его родителей; Эдвард Руки-ножницы обретает непрошеную самостоятельность после гибели отца-создателя, а в «Большой рыбе» разговор с отцом на смертном одре приоткрывает тайну семейной истории.

[590x370] Депп убивает противника голыми руками. «Эдвард Руки-ножницы» 1990 [590x370] Констебль Икабон Крейд сталкивается с необъяснимым. «Сонная Лощина» 1999 [590x370] «Пока смерть не объединит нас», «Труп невесты» 2005 [590x370] Мстительный цирюльник в викторианском Лондоне. «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», 2007 [590x370] Великий актер Альберт Финни в роли великого рассказчика, прожившего удивительную жизнь. «Большая рыба» 2003 [590x370] Морбитальный клип Bones группы The Killers — дебют Бертона в области музыкальных видео. [590x370] Умереть порой сложнее, чем кажется. «Мрачные тени» 2012 [590x370] С этой же проблемой столкнулись и жители штата Коннектикут, попавшие в аварию. «Битлджус» 1988

 

[225x33]

 

Собаки

Фантазия Бертона породила коллекцию удивительнейших персонажей, включая одного из самых обаятельных Чеширских котов в истории кино. Но на самом деле режиссер питает слабость к собакам. Главным псом в его фильмографии стал бультерьер по кличке Спарки из короткометражки «Франкенвини» 1984 года — любимец района и мальчика Виктора, умерший под колесами автомобиля, но ненадолго. Одаренный подросток в духе историй про Франкенштейна оживляет питомца разрядом тока, предварительно сшив его черными нитками, так что Спарки начинает снова резво бегать по округе, наводя ужас на соседей, и даже влюбляется в пуделя. В этом году Франкенвини снова вернется к жизни: режиссер взялся делать полнометражный ремейк в 3D. Бертон вообще справляется со скоротечностью собачьего существования отработанным способом. В «Трупе невесты» Эмили в честь помолвки дарит Виктору жизнерадостный скелет его песика Скрэпса, а в «Кошмаре перед Рождеством» призрак питомца Джека буквально спасает его и праздник. Ну и не стоит забывать, что Бертон создал главного персонажа мультсериала Family Dog, опять-таки бультерьера, по кличке Собачка. Разумеется, в детстве у Бертона были не рыбки, не котики и не хомячки.

[590x377] Уроки физики и шитья, «Франкенвини» 1984 [590x363] Шитый черными нитками, но не теряющий жизнелюбия Спарки. «Франкенвини» 1984 [590x370] Новая версия шитого черными нитками пса. «Франкенвини» 2012 [590x370] Покойная собачка не теряет бодрости духа. «Кошмар перед Рождеством» 1993 [590x393] Жизнерадостные останки любимого пса Виктора. «Труп невесты» 2005 [590x370] Изобретение Бертона и Берда по кличке Собачка. Family Guy [590x331] Пес с большим сердцем на службе зла. «Алиса в Стране Чудес», 2010 [485x420] Полароид Тима Бертона, 1997

 

[225x33]

 

Анимация

В 1976 году Бертон поступил на курс анимации в California Institute of the Arts, где учился за соседней партой с будущим автором Pixar Брэдом Бердом и будущим создателем «Коралины» Генри Селиком, (с обоими он потом сделает пару проектов). Тогда же Бертон нарисовал свою первую короткометражку с выдающимся заголовком «По следам монстра-сельдерея» про эксперименты безумного стоматолога. Студенческая работа вызвала такой резонанс, что Бертона сразу завербовали в Disney, еще не понимая, на какую должность приткнуть юного гения. Там он долго страдал от разницы эстетических идеалов его и работодателей, потом стелал для студии пару мрачных проектов, включая «Франкенвини», и был уволен. В чистом виде анимационных полнометражек у него пока лишь одна — «Труп невесты» (режиссерское кресло на «Кошмаре перед Рождеством» он в последний момент уступил Селику), плюс на «Девяти» Экера и «Джеймсе и гигантском персике» Селика он занимал должность продюсера. Но даже когда Бертон работает с актерами, его фильмы кажутся ожившей мультипликацией (не говоря об активном использовании кукол и масок), а в последних работах эту грань порой вообще не различить. Например, в сцене с орешками из «Чарли и шоколадной фабрики», как ни странно, снималось сорок живых белок, которых для этого дрессировали на протяжении пары месяцев.

[590x394] Как развлечь мертвую женщину. «Труп невесты», 2005 [590x370] Новая версия жизни, смерти, и снова жизни бультерьера — теперь и в 3D, «Франкенвини» 2012 [590x370] 6-минутный оммаж фильмам ужасов и немецким экспрессионистам. «Винсент» 1982 [590x370] Мозговитая инопланетная нация. «Марс атакует» 1996 [590x370] Разнообразие обитателей городка Хеллоуин. «Кошмар перед Рождеством» 1993 [590x370] Чудеса флоры и фауны. «Алиса в Стране Чудес», 2010 [590x370] Шоколадные реки и карамельные берега в недрах индустриальной постройки. «Чарли и шоколадная фабрика» 2005

 

[225x33]

 

Музыка

Самый постоянный коллаборатор Бертона и буквально часть его фирменного стиля, — бывший лидер группы Oingo Boingo, голливудский композитор Дэнни Эльфман. Бертон с Эльфманом сделали вместе полтора десятка картин, начиная с бертоновского кинодебюта «Большое приключение Пи-Ви» и вплоть до «Мрачных теней». Фанат классических голливудских саундтреков (и, в частности, работ Бернарда Херрманна для Хичкока и Орсона Уэллса), Эльфман расписался в любви к ним в музыке к «Бэтмену» (за что получил «Грэмми») и «Эдварду Руки-ножницы», сочинил морбидальные песенки, которые потом перепевали Мэрилин Мэнсон и Фиона Эппл, для «Кошмара перед Рождеством» (где еще и озвучил главного героя), мрачные мелодии к «Сонной Лощине», почти превратил «Чарли и шоколадную фабрику» в мюзикл и получил номинацию на «Оскар» за «Большую рыбу». Несколько лет назад в свет вышла компиляция «Music from the Films of Tim Burton», большую часть которой составляли, конечно же, треки Эльфмана:


 

[225x33]

 

И другие источники вдохновения

Про произведения визуального искусства, подстегнувшие воображение Тима Бертона, в общих чертах все ясно — это бульварная и малобюджетная продукция студии Роджера Кормана (в первую очередь цикл по Эдгару Аллану По, где играл кумир Бертона, звезда хорроров Винсент Прайс, который согласился озвучить один из первых мультиков Бертона «Винсент» и сыграл ученого в «Эдварде Руки-ножницы»), а также ужастики культовой британской студии Hammer. Бертон признавался, что фильмы про монстров заменяли ему в детстве сказки: «Я не читал их, я их смотрел». В прошлом году в Лос-Анджелесском музее искусства LACMA прошла ретроспектива режиссера и выставка его графики и фотографии, которую сопровождала программа Monster Matinees из девяти кинокартин, оказавших на него неизгладимое впечатление. В их числе передовой по меркам 1963 года «Ясон и аргонавты» (из которого целиком вышел клип Бертона «Bones» для группы The Killers), «Путешествие к центру Земли» 1959 года и «Нечто» Ховарда Хоукса, больше известный по ремейку Джона Карпентера.

[590x419] «Ясон и аргонавты» 1963 [590x327] «Седьмое путешествие Синдбада» 1958 [590x442] «Фантастическое путешествие» 1966 [590x381] «Этот остров Земля» 1955 [590x443] «Годзилла против Мотры» 1964 [590x459] «Годзилла против Мотры» 1964 [590x469] «Путешествие к центру Земли» 1959 [590x325] «Невероятно уменьшающийся человек» 1957 [590x437] «Невероятно уменьшающийся человек» 1957 [590x446] «Нечто из иного мира» 1951

 

 

[показать] [показать]

Обзоры

Милые кости: Гид по навязчивым идеям Тима Бертона

Трупы девиц и собачек, сумрачные пейзажи, стильные безумцы и другие неизменные атрибуты фильмов главного сказочника в кино

Добавила strkh, 11 мая 2012 в 20:07

Теги: Тим Бёртон, Джонни Депп, Роджер Корман, Мрачные тени, Готика

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (12):
RockyMarder 17-05-2012-22:33 удалить
Ответ на комментарий Оленька_А_Жизнь_Прекрасна # Я люблю только ранние фильмы, а так - да, он шикарен.
Versus_King 17-05-2012-22:41 удалить
AliceMarder, его фильмы очень выгодно отличаются всем) А Депп - он неподражаем)
RockyMarder 17-05-2012-22:53 удалить
Ответ на комментарий Versus_King # По-другому и быть не могло, поскольку сам Бертон резко отличается от прочих режиссёров. Если во многих случаях людьми, создающими фильмы, движет желание заработать на этом деньги, то Бёртон, скорее, таким образом подает человеку мост в свой внутренний мир. Его интровертизм ему очень помогает. Депп - просто гениальный актёр, тут не поспоришь) Хотя мне больше нравятся некоторые другие актёры.
Versus_King 17-05-2012-23:11 удалить
Ответ на комментарий RockyMarder # AliceMarder, это точно)) Ну вот Депп как то очень нравится)
Forever_Angel 19-05-2012-05:45 удалить
обожаю его фильмы!!!!
RockyMarder 20-05-2012-20:09 удалить
Ответ на комментарий Forever_Angel # Многие говорят, что любят его фильмы, однако никто не говорит, за что. )
RockyMarder 20-05-2012-20:10 удалить
Ответ на комментарий Versus_King # Просто у него есть изюминка, поэтому он заметен среди прочих актёров, даже во второстепенной роли. К тому же, Депп очень артистичен и эмоционален.
RockyMarder 20-05-2012-21:46 удалить
Ответ на комментарий Versus_King # Ничего себе *_* Вот это дуэт. Очень неожиданно.
Versus_King 21-05-2012-01:00 удалить
Ответ на комментарий RockyMarder # AliceMarder, =)) мне они очень понравились))
Forever_Angel 21-05-2012-02:08 удалить
Ответ на комментарий RockyMarder # за стиль необычный стиль и то что его фильмы выделяются на общем фоне


Комментарии (12): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О бертоновских фильмах | RockyMarder - Marder's Box | Лента друзей RockyMarder / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»