В российский прокат вышел новый фильм Тима Бертона «Мрачные тени». Тут присутствуют все узнаваемые атрибуты бертоновской эстетики: вампиры, гротескные наряды и декорации, черный юмор и Джонни Депп в том числе. Look At Me решил разобраться, откуда у режиссера такие фетиши, и разложил миры его фильмов на несколько неизменных ингредиентов.
В центре всех фильмов Бертона без исключения — странные, причудливые персонажи-изгои: отвергнутые обществом фрики, безумцы и затворники, «не такие, как все» душой и телом. Выросший в Бербанке (родине множества кино- и телестудий), Бертон с детства был застенчивым интровертом, равнодушным к калифорнийскому духу, и прятался от солнца в темноте кинозалов и мрачной эстетике хорроров культовой студии Hammer. Он по-прежнему носит черное и выглядит чужаком в Голливуде, умудряясь при этом оставаться одним из его самых успешных и признанных режиссеров. Среди его героев тоже мало кто вырвался из своей скорлупы, будь то чудаковатый режиссер малобюджетных сайфаев и хорроров Эд Вуд в своей ангоровой кофточке, или повелитель сладостей Вилли Вонка. Даже Бертоновских Бэтменов вспоминают не по подвигам Майкла Китона, а по образам уродцев-злодеев, созданных Джеком Николсоном или Денни ДеВито, хотя в главном герое ему тоже удалось вытащить на свет шизофреничность и странность.
[590x370] Галюцинногенный Безумный Шляпник. «Алиса в Стране Чудес», 2010
[590x370] Демонический Депп следит за тенденциями в парикмахерском искусстве. «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», 2007
[590x370] У Кристофера Уокена не всегда была голова на плечах. «Сонная Лощина» 1999
[590x370] Вилли Вонка опровергает предостережения стоматологов. «Чарли и шоколадная фабрика» 2005
[590x370] Человек-пингвин разводит ластами. «Бэтмен возвращается» 1992
[590x370] Эдвард Руки-ножницы осваивает стрижку газонов. «Эдвард Руки-ножницы» 1990
[590x370] У Джека Скеллингтона свои представления о веселье. «Кошмар перед Рождеством» 1993
[590x370] Джонни Депп в образе эксцентричного режиссера, любившего нарядиться в ангоровый свитерок. «Эд Вуд» 1994
[590x370] Специалист по экзорцизму — явный знаток своего дела. «Битлджус» 1988
[590x370] Северокорейские сиамские близнецы-танцовщицы Пинг и Джинг. «Большая рыба» 2003
[590x370] Великодушный великан Карл. «Большая рыба» 2003
[590x370] С трудом, но узнаваемая Хелена Бонэм-Картер. «Планета обезьян» 2001
[590x439] Первая муза Бертона, Лиза Мари — замаскированный пришелец. «Марс атакует», 1996
[590x370] Как ни странно, своей следующей подруге жизни, Хелене Бонэм-Картер, Бертон тоже приделал большую голову. «Алиса в Стране Чудес», 2010
Бертон которое десятилетие держит пост главного по мрачным сказкам, но обладает при этом достаточным количеством иронии, чтобы не скатиться в полное упадничество (чего стоит лучшая шутка Вилли Вонки в «Чарли и шоколадной фабрике»: «Дети, здесь можно есть все, даже меня — только это называется каннибализмом»). На умении заглянуть в мрачные углы, поднять завесу потустороннего и перейти границы рационального восприятия мира держится вся готическая традиция, и прелесть фильмов Бертона именно в этом контрасте между светом и тьмой. Как любой аутсайдер, он с детства бежал в мир фантазий, порожденный ужастиками категории« Б», которые выглядели достойной альтернативой жизни калифорнийских обывателей. Вальсируя в рамках одного фильма между яркой палитрой и готическим сумраком, режиссер все время исподтишка намекает, что обитатели утопического пятидесятнического городка в «Эдварде Руки-ножницы» или разряженные в конфетные цвета мерзкие дети из «Чарли и шоколадной фабрики» — пожалуй, страшнее, чем лузеры или фрики.
[590x332] Дерево Мертвых, под которым живет не совсем мертвый кавалерист. «Сонная Лощина» 1999
[590x318] Эмили слишком долго ходила в девицах. «Труп невесты» 2005
[590x350] Брюс Уэйн и Джокер сражаются не только за власть, но и за сердце репортерши Вики Вейл. «Бэтмен» 1989
[590x332] У пингвинов свои отношения с религией. «Бэтмен возвращается» 1992
[590x393] Джонни Депп объясняет Хелене Бонэм-Картер как печь пирожки из трупов. «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», 2007
[590x319] Без женской руки дела в доме шли не очень. «Эдвард Руки-ножницы» 1990
[590x320] У мужчин свои представления о воспитании. «Эдвард Руки-ножницы» 1990
[590x402] Индустриальный городишко в манчестерском духе. «Чарли и шоколадная фабрика» 2005
Еще один обязательный пункт, который вроде бы прямым образом следует из готической атмосферы. Но это не просто клише устрашающей программы: в мире Бертона death is not the end. Большинство его персонажей либо предпринимают удивительное путешествие по ту сторону, либо сразу уже там (как викторианская девица из «Трупа невесты», призрак кавалериста-головореза в «Сонной Лощине», семейная пара из «Битлджуса», не говоря уже о вампирах). Но пока часть бертоновских героев болтается в промежуточном состоянии, для других смерть становится точкой отсчета новой жизни. Судьба будущего Бэтмена предрешена, когда у него на глазах Джокер убивает его родителей; Эдвард Руки-ножницы обретает непрошеную самостоятельность после гибели отца-создателя, а в «Большой рыбе» разговор с отцом на смертном одре приоткрывает тайну семейной истории.
[590x370] Депп убивает противника голыми руками. «Эдвард Руки-ножницы» 1990
[590x370] Констебль Икабон Крейд сталкивается с необъяснимым. «Сонная Лощина» 1999
[590x370] «Пока смерть не объединит нас», «Труп невесты» 2005
[590x370] Мстительный цирюльник в викторианском Лондоне. «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», 2007
[590x370] Великий актер Альберт Финни в роли великого рассказчика, прожившего удивительную жизнь. «Большая рыба» 2003
[590x370] Морбитальный клип Bones группы The Killers — дебют Бертона в области музыкальных видео.
[590x370] Умереть порой сложнее, чем кажется. «Мрачные тени» 2012
[590x370] С этой же проблемой столкнулись и жители штата Коннектикут, попавшие в аварию. «Битлджус» 1988
Фантазия Бертона породила коллекцию удивительнейших персонажей, включая одного из самых обаятельных Чеширских котов в истории кино. Но на самом деле режиссер питает слабость к собакам. Главным псом в его фильмографии стал бультерьер по кличке Спарки из короткометражки «Франкенвини» 1984 года — любимец района и мальчика Виктора, умерший под колесами автомобиля, но ненадолго. Одаренный подросток в духе историй про Франкенштейна оживляет питомца разрядом тока, предварительно сшив его черными нитками, так что Спарки начинает снова резво бегать по округе, наводя ужас на соседей, и даже влюбляется в пуделя. В этом году Франкенвини снова вернется к жизни: режиссер взялся делать полнометражный ремейк в 3D. Бертон вообще справляется со скоротечностью собачьего существования отработанным способом. В «Трупе невесты» Эмили в честь помолвки дарит Виктору жизнерадостный скелет его песика Скрэпса, а в «Кошмаре перед Рождеством» призрак питомца Джека буквально спасает его и праздник. Ну и не стоит забывать, что Бертон создал главного персонажа мультсериала Family Dog, опять-таки бультерьера, по кличке Собачка. Разумеется, в детстве у Бертона были не рыбки, не котики и не хомячки.
[590x377] Уроки физики и шитья, «Франкенвини» 1984
[590x363] Шитый черными нитками, но не теряющий жизнелюбия Спарки. «Франкенвини» 1984
[590x370] Новая версия шитого черными нитками пса. «Франкенвини» 2012
[590x370] Покойная собачка не теряет бодрости духа. «Кошмар перед Рождеством» 1993
[590x393] Жизнерадостные останки любимого пса Виктора. «Труп невесты» 2005
[590x370] Изобретение Бертона и Берда по кличке Собачка. Family Guy
[590x331] Пес с большим сердцем на службе зла. «Алиса в Стране Чудес», 2010
[485x420] Полароид Тима Бертона, 1997
В 1976 году Бертон поступил на курс анимации в California Institute of the Arts, где учился за соседней партой с будущим автором Pixar Брэдом Бердом и будущим создателем «Коралины» Генри Селиком, (с обоими он потом сделает пару проектов). Тогда же Бертон нарисовал свою первую короткометражку с выдающимся заголовком «По следам монстра-сельдерея» про эксперименты безумного стоматолога. Студенческая работа вызвала такой резонанс, что Бертона сразу завербовали в Disney, еще не понимая, на какую должность приткнуть юного гения. Там он долго страдал от разницы эстетических идеалов его и работодателей, потом стелал для студии пару мрачных проектов, включая «Франкенвини», и был уволен. В чистом виде анимационных полнометражек у него пока лишь одна — «Труп невесты» (режиссерское кресло на «Кошмаре перед Рождеством» он в последний момент уступил Селику), плюс на «Девяти» Экера и «Джеймсе и гигантском персике» Селика он занимал должность продюсера. Но даже когда Бертон работает с актерами, его фильмы кажутся ожившей мультипликацией (не говоря об активном использовании кукол и масок), а в последних работах эту грань порой вообще не различить. Например, в сцене с орешками из «Чарли и шоколадной фабрики», как ни странно, снималось сорок живых белок, которых для этого дрессировали на протяжении пары месяцев.
[590x394] Как развлечь мертвую женщину. «Труп невесты», 2005
[590x370] Новая версия жизни, смерти, и снова жизни бультерьера — теперь и в 3D, «Франкенвини» 2012
[590x370] 6-минутный оммаж фильмам ужасов и немецким экспрессионистам. «Винсент» 1982
[590x370] Мозговитая инопланетная нация. «Марс атакует» 1996
[590x370] Разнообразие обитателей городка Хеллоуин. «Кошмар перед Рождеством» 1993
[590x370] Чудеса флоры и фауны. «Алиса в Стране Чудес», 2010
[590x370] Шоколадные реки и карамельные берега в недрах индустриальной постройки. «Чарли и шоколадная фабрика» 2005
Самый постоянный коллаборатор Бертона и буквально часть его фирменного стиля, — бывший лидер группы Oingo Boingo, голливудский композитор Дэнни Эльфман. Бертон с Эльфманом сделали вместе полтора десятка картин, начиная с бертоновского кинодебюта «Большое приключение Пи-Ви» и вплоть до «Мрачных теней». Фанат классических голливудских саундтреков (и, в частности, работ Бернарда Херрманна для Хичкока и Орсона Уэллса), Эльфман расписался в любви к ним в музыке к «Бэтмену» (за что получил «Грэмми») и «Эдварду Руки-ножницы», сочинил морбидальные песенки, которые потом перепевали Мэрилин Мэнсон и Фиона Эппл, для «Кошмара перед Рождеством» (где еще и озвучил главного героя), мрачные мелодии к «Сонной Лощине», почти превратил «Чарли и шоколадную фабрику» в мюзикл и получил номинацию на «Оскар» за «Большую рыбу». Несколько лет назад в свет вышла компиляция «Music from the Films of Tim Burton», большую часть которой составляли, конечно же, треки Эльфмана:
Про произведения визуального искусства, подстегнувшие воображение Тима Бертона, в общих чертах все ясно — это бульварная и малобюджетная продукция студии Роджера Кормана (в первую очередь цикл по Эдгару Аллану По, где играл кумир Бертона, звезда хорроров Винсент Прайс, который согласился озвучить один из первых мультиков Бертона «Винсент» и сыграл ученого в «Эдварде Руки-ножницы»), а также ужастики культовой британской студии Hammer. Бертон признавался, что фильмы про монстров заменяли ему в детстве сказки: «Я не читал их, я их смотрел». В прошлом году в Лос-Анджелесском музее искусства LACMA прошла ретроспектива режиссера и выставка его графики и фотографии, которую сопровождала программа Monster Matinees из девяти кинокартин, оказавших на него неизгладимое впечатление. В их числе передовой по меркам 1963 года «Ясон и аргонавты» (из которого целиком вышел клип Бертона «Bones» для группы The Killers), «Путешествие к центру Земли» 1959 года и «Нечто» Ховарда Хоукса, больше известный по ремейку Джона Карпентера.
[590x419] «Ясон и аргонавты» 1963
[590x327] «Седьмое путешествие Синдбада» 1958
[590x442] «Фантастическое путешествие» 1966
[590x381] «Этот остров Земля» 1955
[590x443] «Годзилла против Мотры» 1964
[590x459] «Годзилла против Мотры» 1964
[590x469] «Путешествие к центру Земли» 1959
[590x325] «Невероятно уменьшающийся человек» 1957
[590x437] «Невероятно уменьшающийся человек» 1957
[590x446] «Нечто из иного мира» 1951