Смотрел недавно случайно попавшийся на глаза фильм "Человек, который спит" малоизвестногоо режиссёра Бернара Кейзанна по одноименной книге знаменитого, в определённых кругах любителей, французского писателя Жоржа Перека и до сих пор по гипнозом этой убойной смеси мрака и тени. И не зря в качестве эпиграфа к фильму взят отрывок из Кафки:
"Тебе не надо выходить из дому.
Оставайся за своим столом и слушай.
Даже не слушай, только жди.
Даже не жди, просто молчи и будь в одиночестве.
Вселенная сама начнет напрашиваться на разоблачение, она не может иначе, она будет упоенно корчиться перед тобой."
Хроника ухода от суеты мира, проваливаясь в тьму себя человек обретает истинное просветление разума через его пустоту, в буддийском понимании этого состояния, и с другой - происходящее вокруг и с ним самим не имеет совершенно никакого значения, лишь созерцание, безразличное и не-привязанное к объекту наблюдения, именно такое состояние принято называть отрешением или глубокой медитацией. По такому пути шли восточные гуру, уединявшиеся в пещерах и впадавшие в состояния, внешне больше похожие на смерть, почти без признаков жизни, "вещь в себе". Здесь этот опыт перенесён в западную цивилизацию, дело происходит в Париже, но окружающее столпотворени бытовухи совершенно не мешает ставшему на путь этот. Глаз, ухо фиксируют внешние раздражители: капающий кран, шумы с улицы, дома, машины, стекло витрин, но они, эти сигналы извне, как бы проплывают мимо, не цепляя, не вызывая ответной реакции, не выводя из состояния равновесия. Мир вещей, людей, которые как тени из снов, страстей и прочей пыли не имеет смысла, он медленно и лениво проплывает мимо и сквозь, он скоро должен кончится, скорей бы, внутрь, в себя, в сияние собственного мира...
Вполне соответствует моему восприятию реальности, коррелирует с философскими положениями буддизма, некий симбиоз и адаптация, проекция восточной мудрости на западную ментальную плоскость и это превосходно... И стих Иосифа Бродского "Не выходи из комнаты, не совершай ошибку" звучит предначертание к этому прцессу:
Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно все, особенно -- возглас счастья.
Только в уборную -- и сразу же возвращайся.
О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счетчиком. А если войдет живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.
Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более -- изувеченным?
О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; еще одна будет лишней.
Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.
Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
Ибо не зря сказано, что жизнь в мире этом есть лишь сон от жизни истинной, поэтому - спать!
Аминь.