Это цитата сообщения
Jostr Оригинальное сообщениеИз почты /Яков Белявский/
Определение РОДИНЫ
-- Вот, дети, --мерно расхаживала по классу Лидия Ивановна, -- скоро
закончите школу, мальчики пойдут в армию, девочки выйдут замуж...
-- Лидьванна! -- отозвался с последней парты Марк Гольштейн.
-- А зачем в армию?
-- Что значит, зачем? -- растерялась учительница. -- Родину защищать!
-- А что значит -- Родина? -- не унимался Марк.
-- Родина? Ну как же, что значит... Это ... место, где ты родился!
-- Значит я буду защищать Китай?
-- Почему Китай!
-- Я там родился.
-- Нет, же, Родина -- это не только то место, где ты родился, но где вырос...
-- Ну так я там и рос! Целых пять лет!
-- Пять лет -- это слишком мало для понятия родины... ты же не говоришь по-китайски, не живешь традициями Востока...
-- Нет, я по-китайски не говорю, я говорю по-русски, по-английски, немного по-французски...
-- Значит Китай -- не твоя родина. Твоя родина там, где родились так же твои предки...
-- Мой отец родился в Петербурге, а мама в Кишиневе... Значит я буду защищать Россию и Молдову?
-- Нет, ты будешь защищать ту страну, в которой прошло твое детство,твои лучшие воспоминания...
-- Значит я буду защищать Алжир! Мы там жили, пока мне не исполнилось 11 лет, у меня замечательные воспоминания об это стране!
-- Нет.. не Алжир! Защищать страну, близкую по духу и вероисповеданию...
-- Ммм.. ну поскольку я еврей, неужели я буду должен защищать Израиль?
...Лидьванна! А как я буду защищать Израиль, неся службу в белорусской армии?
Очки Лидии Ивановны с кончика носа плавно перемещались все выше и выше, пока не оказались и вовсе на лбу. Класс с интересом наблюдал за происходящим. Марик прекрасно умел срывать уроки.
-- Марик, -- неуверенно сказала Лидия Ивановна. -- Ты в белорусской армии будешь защищать Беларусь...
-- Но если она мне совсем не родина! Что я там буду делать? Получается, что у меня совсем нет родины! А раз мне нечего защищать, значит и в армию можно не ходить?
-- В армию обязательно нужно ходить...
-- Зачем?
-- Чтобы стать настоящим мужчиной! -- уверенности в голосе учительницы с каждым вопросом ученика становилось все меньше и меньше.
-- Лидия Ивановна! Но ведь, чтобы стать настоящим мужчиной, нужна не армия!
-- А что же? -- спросила она на свою беду.
-- Ну, вы столько лет живете, а как будто не знаете -- конечно же, женщина!
Класс взорвался дружным хохотом. Лидия Ивановна побледнела. Трудно находить аргументы для подобных, пусть и логичных, заявлений. Она хотела попросить Марика пригласить к ней его родителей, но в данный момент забыла все слова. Спасительный звонок на перемену вывел ее из оцепенения.
Старшеклассники тут же загалдели, зашумели и разбежались.
Лидия Ивановна, как могла, побежала в учительскую. Бросив на стол журнал, она упала в кресло и разрыдалась... Она, заслуженный педагог с 40-летним стажем, не может объяснить 15-летнему сопляку с китайско-африканским прошлым, ГДЕ У НЕГО РОДИНА. Потому что в юные годы Лидии Ивановны Родина была ОДНА -- Советский Союз, и настолько она была необъятна, что можно было объездить полмира, но при этом не выехать за границы родины... И казахи, и прибалты, и евреи, и чукчи... у всех была одна единственная Родина, и всем это было понятно... А теперь? Три часа на машине -- и все! НЕТ РОДИНЫ! Кругом одна сплошная ЗАГРАНИЦА...
***
Следующим уроком была геометрия. Молодой учитель зашел в класс после звонка на урок.
-- Сергей Михайлович! А зачем нужно идти в армию, если у тебя нет родины? -- задал вопрос Марк.
-- Марик, у тебя нету Родины?
-- Нету...
-- Как так?
-- Понимаете, родился я в Китае, где прожил до 5 лет, потом мы с родителями переехали в Алжир, потом мне исполнилось 11 лет, и мы переехали в Беларусь.
-- Очень хорошо, а сюда вы как попали?
-- А тут бабушка...
-- Марик! Так значит у тебя как минимум 3 родины!
-- Ну, раз на то пошло, значит 4! Я еще и еврей!
-- Прекрасно! Значит, тебя в армию заберут самого первого!
-- Не хочу...
-- Тогда к доске шагом марш! Доказываем теорему трех перпендикуляров!--
Сергей Михайлович обвел глазами класс.
-- Ну что, бойцы, у кого еще нет Родины?
***
После уроков в учительской было шумно. В свете провокаций со стороны учеников на тему "Что такое Родина ", учителя искали определение "Родины" как ТАКОВОЙ и методах ее объяснения современным ученикам.
-- Согласно общепринятому определению, Родина, отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов... -- зачитывал официальный текст директор.
-- А детям это как объяснить? -- галдели учителя.
-- У нас и негритята есть, и китайцы... -- поддакивали завучи.
Дверь учительской распахнулась. С ведром и мокрой тряпкой небрежно завалилась Никифоровна -- уборщица.
-- Чаво ета вы тута расшумелися? Мне тута убирть нада! -- грозно возмутилась Никифоровна.
-- А мы тут решаем... что такое Родина...-- робко промямлил директор.
Всегда строгий и безапеляционный, он робел лишь в присутсвии проверки из РОНО и Никифоровны.
-- Делать вот вам нехрен, -- забурчала уборщица, -- Родину они решают... А чо тут решать? Чо тут непанятнава? Родина -- эта кагда и выпить есть с кем, и закусить, и пагаварыть за жизнь и на пенсию не страшна!
-- На пенсию не страшно... -- хором повторили учителя. На том и порешили.
***
-- Пап! А чё такое Родина?
-- Сын, Родина, это такое место, куда ты ВСЕГДА МОЖЕЩЬ ВЕРНУТЬСЯ, и где
тебе БУДУТ РАДЫ...
-- Па! А ты это здорово придумал!
***
-- Итак, сегодняшний урок будет посвящен определению Родины! -- Лидия Ивановна сияла.
Она, как ей казалось, знала все возможные определения, и даже чувствовала себя способной объяснить это ученикам.
Последовали скучные определения, и как резюме, чтобы донести до умов и сердец школьников, Лидия Ивановна выдала:
-- Дети! Родина -- это место, где хочется выйти на пенсию и достойно встретить старость!
В ответ класс загудел:
-- Судя по всему, вы, Лидия Ивановна, живете не на Родине!
-- Да что вы такое говорите! Нам по 15 лет, мы еще школу не закончили, а вы -- пенсия и старость!
-- Мы не хотим на пенсию!
Лидия Ивановна побагровела.
-- Тихо! -- взвизгнула она. -- Кто тут у нас самый умный? -- Учительница
плавно переходила на ультразвук.
-- Я! -- Гордо отозвался Марк.
-- Ну-ка, расскажи всем, что такое РОДИНА! -- она была уверена, что Марк
не ответит -- он не слушал ее сегодня...
-- Это такое место, знаете... КУДА ВСЕГДА МОЖНО ВЕРНУТЬСЯ! Из любого места! -- Парировал ученик.
-- Круто! -- все загалдели. -- Вернуться откуда-нибудь -- это гораздо интереснее, чем на пенсию!
Класс расшумелся.
Лидия Ивановна тихонько опустилась на стул и впервые задумалась о том,чтобы действительно уехать на Родину. То есть выйти на пенсию.