• Авторизация


МИСТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПРИВЕТСТВИЯ НАМАСТЕ 24-11-2009 17:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ламат Оригинальное сообщение

МИСТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПРИВЕТСТВИЯ НАМАСТЕ



МИСТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПРИВЕТСТВИЯ НАМАСТЕ

Когда Кришна, известный своей любвеобильностью, похитил одежду купающихся в реке Ямуне дев (от четыр­надцати до семнадцати лет), пылкие просьбы вернуть похи­щенное не имели никакого успеха. Кришна смягчился толь­ко после того, как они совершили древний жест намасте. Он был удовлетворен и согласился вернуть одежду девам.

Мудра намасте — простой молитвенный жест. Ладони обе­их рук соединены на уровне сердца, голова слегка наклоне­на. Это простое и скромное приветствие, идущее от сердца.

Сам термин «намасте  происходит из двух санскритских корней: «нама» и «те». Те означает «ты», а намас «сгибать­ся», «кланяться», «погру­жаться», «чувствовать склонность», «наклонять­ся».

Все эти слова указыва­ют на контакт с другим че­ловеком, на полное сми­рение. Корень нама имеет параллели и в других древ­них языках. Он родственен латинскому nemus, старо-саксонскому niman, немецкому neman и nehman. Значение всех этих слов — «почте­ние, уважение, почитание».

В свою очередь, слово нама состоит из частей на и ма. На показывает на отрицание, а ма значит «мой». То есть, общий смысл — «не мое». Личностная душа полностью принадле­жит Высшей душе, пребывающей в каждом человеке, имен­но к этой сущности и обращено приветствие «намаете». Нет ничего в действительности, о чем душа может сказать «это мое». Таким образом, намаcте — это проявление необходи­мое отношения к жизни. По другой версии, ма в нама оз­начает смерть (духовную), но на-ма как отрицание смерти означает бессмертие.

Намаете работает на трех уровнях: ментальном, физи­ческом и вербальном. Действие намаете начинается с уста­новления контроля над умом. Контроль над умом знаменует установление контроля над собствен­ным Я. Тем самым личностная душа выказывает свою любовь душе миро­вой. Такое действо понимается как вы­ражение высшей любви, бхакти. Бхакти — это любовь, которую проявляет человек по отношению к божеству, полностью подчиняясь ему. В древних текстах, известных как Агамы, гово­рится, что поклоняющийся божеству должен сначала сам уподобиться это­му божеству, иначе поклонение бу­дет несовершенным. Установление полноценного контакта может быть только между равными. Следователь­но, выполняя намаете перед собствен­ной душой, человек признает нали­чие в ней Божественной искры.

Развивая в дальнейшем присущие душе божественные качества, человек с помощью намаете готовит для божества обитель внутри самого себя.

Эта мудра означает «Бог, пребывающий во мне, привет­ствует Бога в тебе». Другими словами, она признает равен­ство всех людей и каждому воздает почтение. Воспринимае­мая как мистический акт, мудра намасте глубоко богата по своей символике. Во-первых, чтобы правильно совершить «намасте», нужно соединить вместе пальцы левой и правой рук. Этот простой жест фактически управляет всей гаммой активной стороны жизни. Пять пальцев левой руки представ­ляют пять чувств, а пальцы правой руки — пять органов знания. Следовательно, намасте показывает, что все дей­ствия человека должны пребывать в гармонии и направлять­ся истинным знанием, побуждая к правильным мыслям и правильным поступкам. I

В совокупности пять пальцев на каждой руке дают число десять. Число десять — символ совершенства, это мистичес­кое число единства. «Десятка» почитаема практически во всех древних традициях. Десять — число заповедей, переданных Моисею Богом; в пифагорейской системе мироздания 10 было символом всего творения.

В Древнем Китае о «десятке» отзывались как о совер­шенном сбалансированном числе. Другое важное толкование мудры намасте связано с идеей супружества, которое зна­менует собой появление нового начала, соединяющего муж­ской и женский элементы природы. Брак понимается как полубожественное состояние цельности — это союз между противоположными мужским и женским принципами, ко­торый необходим для создания и защиты новой жизни. Идея человеческой и божественной связи часто выражалась в тер­минах супружества: например, монахинь называли «невес­тами Христовыми». В ритуализированной Индии после со­вершения обязательных брачных церемоний молодожены являют друг другу мудру намаете. Свадебный обряд, пол­ный символических значений, как бы гарантирует тем са­мым, что брак будет счастливым. В этом духовном жесте от­ражаются согласие, взаимодействие и союз противополож­ностей. Муж и жена, совершив обряд намасте, соединяют­ся, заключая небесный брак. Соединяя обе руки, намасте метафорически регулирует принцип дуальности, свойствен­ный природе. Единение двух людей является земным прояв­лением высшего союза и высшей гармонии, это поистине гармоничное разрешение противоречий проявленного мира. Таким образом, намасте, символизируя мистерию единства, предлагает ключ к поддержанию равновесия жизни и указы­вает на вход в область вечного блаженства, счастья, здоро­вье, гармонии, мира и добра.

В этом контексте намасте связывается с образом Ардха-наришвары, обоеполой формы Шивы, символизирующей союз Шивы и Парвати, породителей вселенной. В этой фор­ме Шива как бы переходит в свою возлюбленную супругу. В свою очередь, Парвати, сливаясь с мужем, обретает целостность. Только такая пара, которая обре­тает завершение, сливаясь друг с другом, исполнена высшей гар­монии и счастья. Исполняя Шиву своим творческим аспектом, Пар­вати уравновешивает его аспект разрушения. Когда Ардханариш-вара танцует, его танцевальный шаг воспринимается как комби­нация двух основных привопо-ложных танцевальных стилей. Тан-дава — жестокий, сильный танец, исполненный яростной энергии; это вспышка безумной, разруша­ющей страсти. Ему противостоит ласья — нежный, лирический та­нец, полный сладости, нежнос­ти и любви. Именно в ласье бо­гини уничтожается смерть, все сущее обновляется и возрождается. Изображение Ардханариш-вары, таким образом, есть символ совершенного союза двух противоположных элементов в проявленной Вселенной. Их идеальное объединение, без которого невозможно совер­шенство — приветствие намасте.

Намасте признает дуальность, существующую в этом мире. При помощи усилий человек сводит две противопо­ложные силы вместе, чтобы слить их в более высоком един­стве состояния общности. Вот лишь некоторые проявления дуальности, коннотируемые жестом намасте, бог — боги­ня, жрец — жрица, король — королева, мужчина — женщи­на, небеса — земля, Солнце — Луна, теория — практика, ум — тело, наслаждение — боль, сознание — ощущение, дух — разу, сознание — подсознание, объективность — субъективность, разум — инстинкт, мысль — чувство, спор     опыт, талант — гениальность, тишина — звук, слово — смысл, шизофрения — эпилепсия, депрессия — мания, ка­таболизм — анаболизм, правое — левое, перед — зад, мозг     сердце, инсулин — адреналин, пингала — ида, горячее — холодное, выдох — вдох, лингам — йони.

Нет ни одной сферы бытия, не затронутой символичес­ким значением намасте. Этот жест уникален в том смысле, что его физическое явление сопровождается устным произ­несением слова «намаете». Такая практика эквивалентна по­нятию мантры. Звучность священного слова намасте, как полагают, имеет глубочайшую мистическую ценность, ко­торая соотносится с творческим изменением энергии, пере­ходом ее из одного состояния в другое. Это преобразование находится в непосредственной гармонии с вибрациями кос­моса.

В самом общем смысле намасте — это социальная трансакция. Это популярный жест приветствия и прощания людей. Но он символизирует не только признание собесед­ника, но также и выражение счастья при виде его. Такая установка задает положительный тон для дальнейшего раз­вития гармоничных взаимоотношений. Намасте представ­ляет собой мозаику движений и слов, составляющих намек на глубочайшие мысли и чувства общающихся людей. В чело­веческом обществе такой механизм установления коммуни­кации наполняется особым социальным, эмоциональным и духовным значением. Можно сказать, что при совершения этой мудры руки складываются вместе, подобно ножу, — чтобы люди могли обрубить все различия, разделяющие их и отделяющие также от постижения духовного.

В этом смысле позволительно сравнить жест намасте с широко распространенным рукопожатием. Но хотя рукопо­жатие — чрезвычайно близкий по смыслу жест, намасте во многом превосходит его. Прежде всего тем, что намасте урав­нивает собеседника и Бога. Богу можно совершить намасте. но обменяться рукопожатием с Ним невозможно. Король или президент просто физически не могут обменяться руко­пожатием со всеми, кого они приветствуют. Но намасте до­стигает всех. Это жест, которым можно обменяться даже с королем.

Йога как система упражнений нацелена на принесение всех уровней человеческого существования, включая физи­ческий и интеллектуальный, в полную гармонию с ритма­ми окружающего мира. В этом смысле мудра «намасте» сама по себе представляет йогу. Поэтому неудивительно, что лю­бая йогическая деятельность начинает с выполнения этого глубоко духовного жеста. Буддисты пошли в этом смысле дальше и придали этому жесту статус мудры. Намасте, со­вершаемое божеством, воспринимается как анджали-мудра. Термин анджали происходит из корня андж, что означает «украшать, праздновать, помазывать». Намасте есть пома­зание на царство Духа, празднование достижения вершины человеческого духа, украшенной искренним стремлением стать лучше и улучшить жизнь окружающих существ.

 

Из книни Энциклопедия мудр.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник МИСТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПРИВЕТСТВИЯ НАМАСТЕ | Дневник_ангела - Дневник_ангела | Лента друзей Дневник_ангела / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»