• Авторизация


Без заголовка 09-03-2011 20:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения usta777 Оригинальное сообщение

Интервью с известным художником Мир-Теймуром Мамедовым

Интервью с Мир-Теймуром Мамедовым

Что повлияло на выбор пути художника - керамиста? Кто Ваш первый учитель? Чью помощь в становлении Вас, как художника, Вы цените больше всего? Ответ:
Судьбе было угодно, чтобы я родился среди врачей и художников. Этим двум специальностям в основе своей и отдавали предпочтение в нашем роду Гаджинских. Дядя-брат по матери, известный был хирургом, прошедший всю войну и вернувшийся в 1946 году уже после спецнабора - экспертизы медицинских преступлений японцев, создавших концлагеря, где над пленными ставили отвратительные опыты. Вместе с ним вернулся и мой будущий отец, который был с ним все 6 лет войны 1941-45 годов. Бабушка - Наргиз ханум Гаджинская окончила фармакологический факультет в 1925 году в Баку и высшие курсы провизоров в Париже, так как знала в совершенстве французский - это был ее второй родной язык после русского. Так обучали девочек в 1911 году в специальной школе для девочек мусульманок. Остальные родственники, как по женской, так и по отцовской линии также были в основном врачами. Мать - Мамедова Деляра Мирза кызы, профессиональный художник, блистающая своими победами на международных Бьеннале по декоративно- прикладному искусству. Ей же было поручено реставрация арабесок во дворце шекинских ханов. Каждый сегодня может взглянуть на ее кропотливый труд, отраженный в росписях ханских комнат. Среди других родственников были и скульпторы, и живописцы, и графики.

Наш дом часто посещали все они и, как понимаете, уже с детства я познал, что такое масляные краски - я их просто ел, изрисовал ими все стены, и ещё немного - мог перейти на мебель, одежду. Но вовремя остановили. Что такое глина я прекрасно знал - все комнаты были покрыты блинами от моих некогда "художественных произведений". Тоже вовремя остановили, так как после взрывов сырой глины в камине - никто не был застрахован от инфаркта. Так я познавал азы обжига. Но взрослые просто не понимали моих исследований Как учитель, в том, в академическом понимании, у меня была мама, но потом она и другие наши художники - родственники решили, что учить этого балбеса упрямца - себе дороже.

Я не признавал никаких школ и рисовал, как хотел, где хотел, на чем хотел и чем хотел. Для меня не было проблем с материалом, идеей и способностью ее воплотить. Такой маленький упрямый пацан, который всем досадил своим своеволием. Единственное что уже совсем достало моего дядю, так это то, что я захватил его стол и обожал рисовать на его белых листах, подготовленных для кандидатской работы. Куда только он не прятал от меня пачку бумаг - не помогало. У меня был нюх на его красивые, чистые, белые листы. Хотя бумагой, альбомами я и был обеспечен, но, видимо из вредности, меня опять и опять "тянуло" к его письменному столу, несмотря на серьезные беседы, проводимые со мной после каждого такого моего нашествия на его запасы. Я подозреваю теперь, что меня отдали в Дом пионеров и школьников не только из желания пополнить мое образование, видимо я всех здорово достал. Короче отдали меня в руки великолепного педагога, прекрасного скульптора, в теплые и добрые руки Анны Ивановны Казарцевой.

Мне 8 лет и я хожу к настоящему скульптору! Радость до неба! С 1955 по 1958 я учусь скульптуре. Весь наш дом завален скульптурами. Просто мои близкие родственники не знали возможности этого маленького заводика по производству скульптур. Пластилин, глина были повсюду. Родители вздыхали и вспоминали то время, когда я был увлечен графикой и акварелью - те работы можно было хранить в папке. С 1958 года кружок возглавил молодой скульптор Ариф Казиев - ныне народный художник Азербайджана. До 1959 года я учился у него, а потом стал посещать студию Сабсая, который, заметив мои работы, посоветовал Арифу Казиеву направить мальчика к нему. В то время он готовил для республики молодых скульпторов, и я попал в их число. И документы я сдавал на факультет скульптуры в 1963 году. Но он был закрыт на два года и я подал документы на художественно - оформительский, который и закончил с отличием в 1968 году - большинство учителей в училище были столь добры, что не выкинули меня с первого курса опять- таки за своеволие и "увлечение формализмом" - так любили называть тех, кто искал новые пути.

А потом была русская школа - учеба в ЛВХПУ им. В. Мухиной, потом в ЛГИТМиК. Из преподавателей ЛГИТМиК остался в памяти Алексей Сологуб, о котором я всегда вспоминаю с теплотой. А выделить конкретно кого - либо как учителя? Не могу, каждый из них насыщал меня знаниями, за что я им буду благодарен всю жизнь.

Что самое сложное, и что самое интересное в работе керамиста? Какие качества характера формируются благодаря этому мастерству? Ответ:
Самое сложное это чувствовать глину. Это чувство приходит с годами. В начале есть тяга – значит, глина зовет.

Часто я дарю детям отмученную, очищенную глину для их занятий лепкой. Потом я спрашиваю у мам, что она заметила у ребенка? И если заметила – то что? Как это выражалось? Если перевести в статистику, то более 70% мам говорили взахлеб о том, что их ребенок изменился, стал более целеустремленным и собранным. Я проводил опыты и другого рода. Как-то я заметил в гостях сына хозяев - неадекватного мальчика лет 7, который был возбужденным, агрессивным ко всем гостям и даже к домашнему коту. Одним словом его поведение было настолько вызывающим, что, улучив момент, когда мальчика не было с нами, я решил спросить у родителей что это такое с их ребенком. Они ответили, что устали его таскать по врачам, устали пичкать таблетками, после которых сын спит по 12-15 часов. Что из-за характера внука бабушка не приходит к ним в гости. В этот момент влетел в комнату их сын. Я с трудом его перехватил, так как его целью было пнуть ногой бедного кота забившегося в угол под журнальным столиком. Я попросил у хозяев листы бумаги и мы (ну это с натяжкой - рисовал то я) стали рисовать. Пока я выполнял его заказы, я заметил, что ребенок затих и абсолютно не делал попытки куда – то бежать, что-то разбить кого-то ударить. Так мы с ним полчаса рисовали. Потом я спросил у него, а пробовал ли он лепить? Ответ был отрицательный. Тут и родители вмешались, объяснив, что в их роду никто никогда не рисовал. Настало время прощаться, и уже в дверях я сказал отцу мальчика, что мы с его сыном договорились и он, так уж и быть… возьмет отца и придет ко мне в студию. Мальчик стоял рядом и пытался поймать улыбку как насмешку, на наших лицах - отца и чужого странного дядю, который так много времени серьезно с ним беседовал. Прошло три дня и отец с сыном появились в назначенное время у меня. Потом прошли недели, месяцы. Все время то мать, то отец приводили мальчика на занятия. Через полгода это был совсем другой человек, личность с глубоким взглядом, личность, которая знала - я буду керамистом. И я уверен, что заслуга в становлении этого человечка приходится на глину, на эту необъяснимую субстанцию из которой появился человек. Может быть, мы стоим на пороге эпохальных открытий, связанных с физическими, химическими, биологическими и другими свойствами глины. О которых я не догадываюсь, не знаю, но которые узнают будущие молодые люди, которым сегодня от силы 10 лет.

В своих многочисленных поездках по стране я все время нахожу гончаров и часто за разговорами, за немереными стаканчиками «армуды», мы не замечаем, как быстро пролетает время. Наступающие сумерки гонят меня в дорогу, чтобы успеть дотемна в другое село, где меня уже ждут…Разные люди по характеру, разные возрасты, разные по национальностям, но всех их объединяет одно - любовь в глине. Почти благоговейное отношение к столь древнему материалу, подарившему человечеству металлы: медные предметы, которым более 8 тысяч лет, а в раскопках на Лейла тепе найдены керамические формы для литья примитивных орудий труда. А самые ранние бронзовые изделия с примесями олова обнаружены в Ираке, Иране и на территории Азербайджана и датируются концом 4 тысячелетия до н. э., Итак, период энеолита 4 тысячелетия д.н.э. заменился незаметно бронзовым веком, который и растянулся до 2 тысячелетия д.н.э. А наличие медных месторождений в Азербайджане способствовало появлению и развитию металлообработки, однако орудия из меди были непрочными и быстро портились. Позже путём прибавления в состав меди олова люди начали получать бронзу - более качественный для употребления металл. И тут найдены были формы, вылепленные из глины. В это время на территории Азербайджана образовались крупные племена и племенные союзы. Этапы, через которые прошёл бронзовый век в Азербайджане, археологи именуют ранним, средним и поздним этапом эпохи бронзы. Кстати, на медные рудники Кедабека я ездил и добрался до них зимой, по глубокому снегу. Мне было интересно увидеть те места, постараться услышать сквозь тысячелетия уже новых глав племен – мужчин. Матриархат сдал свои позиции надолго патриархату. Но вернусь к керамическим формам. Видимо, 6 тысяч лет назад кто-то смышленый, повертел в руках, смял, раскатал комок глины и…ДОГАДАЛСЯ! То, что в руке лежало лепешкой, может стать вместилищем для жидкого металла, которого так не хватает для собственных нужд и который так ждут внизу, на равнине, где нет открытых россыпей зеленой глины.

Бронза была предметом первой необходимости, востребованным товаром и поэтому каждый день надо было все больше изготавливать такие нужные вещи: ножи, кинжалы, мотыги, серпа, наконечники для стрел, копий. Меди в отвалах было полно, олово тоже рядом и, самое главное, глина под ногами, на берегах реки, на склонах гор. Бери, работай. Но только все это возможно было при огромном терпении. Терпение при добывании чистой, не засоренной глины. В черепках того времени, которые хранятся у меня дома, и которые я тщательно исследовал, нет посторонних включений, нет шлака. Значит, глина была пластовой, чистой настолько, что ее не надо было отмучивать и очищать. Я сам добываю такую глину и прекрасно обхожусь без промежуточных стадий обработки глины, ее подготовки к лепке или к шликкерному литью. И вновь нужно было терпение при лепке сырой глины - изготовлении из нее заготовки для литья металла. Из черепков керамической формы, с обложенным вокруг землей, я ознакомился в Чухур Гябяля. Там я и пришел к мысли, что сырую, но предварительно высушенную форму на солнце, утапливали в земле и потом уже выливали в нее жидкий металл. Жидкий металл сразу застывал и в то же время обжигал керамику и приваривал слой земли, находящийся в контакте. Потом форму ломали и доставали остывшую уже заготовку для дальнейшей обработки бронзового изделия. И тут необходимо было терпение и сотни, тысячи опытов, чтобы узнать какую глину брать, когда лить металл. А в дверь стучался железный век, шел конец 2 тысячелетия до нашей эры, и вновь нужно было терпение, чтобы освоить совершенно новый металл, кстати, в переводе с древнетюркского моё имя переводится как «железный». И он, этот металл требовал также терпения… то самое слово, которое звучит на азербайджанском языке как СЯБР.

Одно из 99 имен Всевышнего. По Вашим работам видно, что Вы проводите большую подготовительную работу, собираете исторический материал, начиная новую тему. Расскажите об источниках Вашего вдохновения?
Ответ:
Основная подготовительная работа идет втуне, глубоко внутри. Я как бы собираюсь внутри для начала работ. И приступая к работе, я имею в виду композиции 100,150, 200 см высотой, в основе я знаю, что и как буду делать. Но, конечно, без деталей. Сама работа, поднимаясь, диктует, что и как делать. Это относится к свободным композициям, в которых главная идея для меня ясна и четко определена.

Если же я делаю композиции, где нужно точно знать исторический пласт, то перед началом работ я обязательно собираю материал. Все, что относится к данной эпохе. Обработка материала занимает много времени. Делаю рисунки по археологическим артефактам, костюмам, оружию. Читаю прозу, поэзию того времени. Одним словом вхожу в то Время. Без этого не может быть добротной работы. Иногда вижу работы художников - будь это графика, живопись, скульптура, керамика, которые допускают «ляпы» в историческом плане. То обувь не та, то головной убор, то покрой костюма. Обидно за таких художников - проделана огромная работа, отлита скульптура в бронзе, а «ляпы» лезут в глаза.

Я благодарю своего педагога по истории искусств - Гизе Марию Эрнестовну, которая заложила во мне тщательность в подходе к мелочам. Она повторяла: «для художника, работающего с историческим материалом, не может быть мелочей. Все несет на себе отпечаток эпохи, все важно. Относиться к истории «спустя рукава» - непозволительно. Художник должен уважать себя и будущего зрителя». Эту же установку я получил с детства от своих первых педагогов. Это же воспитал и в своих учениках. Если подвести к афоризму, то это будет звучать так: «делай хорошо - плохо сделать может каждый». Поэтому мои ученики отличаются от других художников. Многие из них уже преподают в зарубежных вузах, являются профессорами, ведущими художниками тех стран, а приезжая в Баку, собираются у меня делятся со мной новостями, сравнивают разные школы. Но все придерживаются мнения, что важно стремиться к лучшему из лучшего, добиваться поставленной цели, наибольшего ее раскрытия.

Но есть у меня работы, которые сделаны за одну ночь. Так, однажды, я оказался свидетелем, разрушения одного из домов, принадлежащего дальнему нашему родственнику. Я знал тот дом с детства, помнил запах того дома, каждую стершуюся ступеньку и звук высохшего дерева, которое скрипело от нашей детской беготни вверх-вниз по этажам. Я сидел после ужина в кресле и перед глазами всплывали картинки недавно увиденного. Обычно жена уже знает по моему виду, что у меня внутри что-то происходит и не тревожит каким - либо вопросом меня. Я вспоминал звук раздираемого дерева, гулкое падение камней, звон битого стекла. Наконец, я поднялся в студию и сразу начал лепить композицию. Прошел час, второй, а потом я уже совсем забыл про время. О том, что наступило утро, я узнал, когда жена принесла чай и завтрак - было 7 утра, и она собиралась на работу. Она тихо села на диван и смотрела на сырую работу. Медленно, на вертушке, я стал поворачивать композицию. Она спросила, как называется работа. Название работы уже было готово с самых первых минут. Я ответил: «Умирающий дом». У нее стояли слезы на глазах. И это для меня огромной похвалой, так как я сумел донести до своего первого зрителя свою боль, сожаление от потери кусочка своего прошлого. Потом уже эта работа была выставлена на многих выставках.

Если я мог - я наблюдал за зрителями, которые надолго останавливались перед ней, обходили, кружили вокруг. Значит и их «зацепила» эта работа. А что может быть лучше для автора, как не сопереживание зрителя его работе? Это и есть то самое, ради чего во все времена художники и работали. Получали награды и гнили в застенках, добивались всеобщего признания и были подвержены остракизму. Но всех настоящих художников отличало одно: умение передать свой восторг или боль, радость или печаль до Зрителя. Не только своего современника, а спустя и века. И поэтому сквозь столетия прячет свою улыбку в густой и шелковистой бороде Леонардо да Винчи. Он знал, как надо это делать…

All rights reserved. © Copyright 2006-2010, Интервью Мир-Теймур Мамедов
Сайт создан в 2010 г. © Все права на материалы сайта защищены. Копирование,перепечатывание (полное или частичное) любых материалов этого интервью возможно только с письменного разрешения автора Мир-Теймура Мамедова и при указании ссылки на источник.

artkeramica.ru
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | НеллиА - Дневник НеллиА | Лента друзей НеллиА / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»