• Авторизация


Правильные ответы от Шендеровича 26-09-2011 18:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


На коленях

   Однажды в нашу музыкальную, имени Игумнова, школу No5 пришел композитор Кабалевский. Самого этого  прихода я не помню,  а  помню последствия  в виде фотографии: сидит, стало быть,  Кабалевский  в  окружении  девочек  в  белых парадных фартучках, а на коленях у Кабалевского сижу я.

    Эта  фотография  некоторое время  была предметом моей  тайной гордости. Шутка ли -- автор всенародно любимой песни "То березка, то рябина..."     Добрый высокий седой дедушка с ребенком на коленях...     Много  лет  спустя  я  узнал,  что  Кабалевский   травил   Шостаковича, доносительствовал, чинил  расправы в Союзе Композиторов... Потом  я  услышал скрипичный концерт  Сарасате  и ясно различил в  нем  тему "То  березка,  то рябина..."

    Нельзя оставлять  детей  без присмотра.  Посадят на колени  к  кому  ни попадя -- вздрагивай потом...

 

Болельщики

   Мы снимали веранду в  доме  у пары старых латышей -- думаю, на двоих им было  полтора века. Сыну их, моему тезке, было под  пятьдесят. В доме имелся телевизор, но  смотреть чемпионат мира  по  футболу 1966 года мы  с дедушкой ходили за  тридевять  земель,  в пожарную  часть. Там,  под  каланчой,  я  и переживал за Игоря Численко и Ко.     Я не понимал, почему нельзя попросить хозяев пустить нас на время матча к ним. Вместе бы и поболели за наших...     Но болеть  вместе  нам было-- не судьба: старики-латыши  болели за ФРГ.

Это мне, восьмилетнему, было разъяснено однажды без лишних подробностей -- и поразило довольно сильно. Я спросил  у дедушки, почему они болеют за немцев, но  внятного ответа не получил. Я  спросил  у  бабушки --  бабушка почему-то разозлилась.     Это было ужасно и совершенно необъяснимо.  Советские люди должны болеть за СССР! И мы с дедом ходили на каланчу.

 

Штандер

   Играли  так:  вверх  бросался мяч, и  все бежали  врассыпную.  Водящий, поймав мяч, диким голосом кричал:

    -- Штандер!

И все должны были застыть там, где их заставал этот крик.     "Штандер" - "stand hier" -  "стой здесь"... Игра-то  была немецкая!  Но

нас это по незнанию не смущало.     Выбрав ближайшую жертву, водящий имел право сделать  в ее  сторону  три прыжка  -- и с этого места пытался  попасть мячом. Причем жертва двигаться с места  права не имела, а могла только извиваться. Я был небольших размеров и очень быстренький, что давало преимущество в тактике.     Исчезла эта игра  и канула в  Лету вместе с диафильмами про кукурузу -- царицу полей и подстаканниками со спутником, летящим вокруг  Земли. Кукурузы не жаль, подстаканников не жаль -- штандера жаль. Хорошая была игра.

 

Ночь

   Мы  живем в одной комнате впятером, мое место -- за  шкафом. Шкаф сзади обклеен зажелтевшими обоями. Потом поверх них появилось расписание уроков. А до того -- ничто  не отвлекало от жизни. Пока засыпаешь, смотришь на обойный рисунок, и  через какое-то время оттуда начинают выглядывать какие-то  лица, пейзажи...     Из-за шкафа шуршит радиоприемник ВЭФ. У него зеленый изменчивый глаз, а на  передней панели  написаны  лесенкой  названия заманчивых  городов. Перед радиоприемником до  полночи сидит отец и, прижавшись  ухом,  слушает  голос, перекрываемый то шуршанием, то гудением. В Америке убили президента Кеннеди. Вот бы  здорово не лежать, а посидеть  ночью  рядом с папой и  послушать про убийство. Но если я встану, убьют уже меня...     Непонятно  только, почему ночью так  плохо  слышно? -- утром  снова  ни гула, ни хрипов. 

    -- Вы слушаете "Пионерскую зорьку!"     Ненавистный, нечеловечески бодрый голос. Надо вставать.

 

Училка

   В  школе  я  учился  хорошо -- думаю,  что  с  испугу: боялся  огорчить родителей.  Каждая  тройка,  даже по самым  отвратительным  предметам  вроде химии, была драмой.     Одну такую драму помню очень хорошо.     Дело  было на  биологии. Биологичка Прасковья Федоровна вызвала меня  к доске  отвечать, чем однодольные растения отличаются от  двудольных. Ну,  я, хорошист заморенный, ей все сразу и  доложил: у  этих  корни стержневые, а у этих -- мочковатые, у тех то, у этих -- то...     Когда я закончил перечисление отличий, Прасковья Федоровна спросила:

    -- А еще?

    Я сказал:

    -- Все.

    -- Нет, не все, -- сказала Прасковья. -- Подумай.

    Я подумал и сказал:

    -- Все.

    --   Ты   забыл   самое  главное  отличие!  --  торжественно   сообщила учительница. -- У однодольных -- одна доля, а у двудольных -- две.

    И поставила мне тройку.

Правильные ответы

   Тупизна -- вещь, видимо, наследственная.     Это  обнаружилось много лет спустя, когда у меня подросла  дочка и жена повела ее на  тест в спецшколу. Дочке  было шесть лет -- училке, проверявшей дочкино развитие, примерно тридцать. И вот она (в порядке проверки развития) спросила: 

    -- Чем волк отличается от собаки?

    Дочка рассмеялась простоте вопроса  (как-никак ей было целых шесть лет) -- и, отсмеявшись, ответила:

    -- Ну-у,  собаку  называют  другом  человека, а  волка другом  человека назвать никак нельзя.

    И снова рассмеялась.

    -- Понятно, -- сказала училка.

    И нарисовала  в графе оценки  минус.  Моя бдительная жена это увидела и поинтересовалась, почему, собственно, минус. Тестирующая ответила:

    -- Потому что ответ неправильный.

    Жена поинтересовалась правильным  ответом  -- и была с ним ознакомлена. Ответ был  написан на карточке, лежавшей перед училкой: "Собака --  домашнее животное, волк -- дикое". Жена спросила:

    -- Вам не кажется, что она именно это и сказала?

    Тестирующая сказала: не кажется. Жена  взяла за руку  нашу шестилетнюю, отставшую  в  развитии  дочку и  повела  домой,  подальше  от  этого  центра одаренности.     Через год  в соседнее пристанище  для вундеркиндов привели своего  сына наши приятели,  и  специально обученная тетя  попросила шестилетнего Андрюшу рассказать  ей,  чем  автобус  отличается  от  троллейбуса.  Андрюша  ничего скрывать от  тети  не  стал и  честно  ей сообщил, что автобус  работает  на двигателе внутреннего сгорания, а троллейбус -- на силе переменного тока.     Оказалось: ничего подобного.  Просто троллейбус с рогами,  а автобус -- без. И не надо морочить тете голову!

 

Страшные слова

   Первый раз в жизни я услышал слово "жид" классе примерно в четвертом -- от одноклассника Саши Мальцева. В  его тоне  была брезгливость. Я понял, что во мне есть  какой-то  природный изъян,  мешающий  хорошему отношению ко мне нормальных  русских людей вроде Саши Мальцева, -- и одновременно  понял, что это совершенно непоправимо.     А мне хотелось, чтобы меня любили  все. Для четвертого класса -- вполне простительное чувство. Полная несбыточность этого желания ранит  меня до сих пор.     Вздрагивать и холодеть при слове "еврей" я перестал только на четвертом десятке  лет. В детстве, в семейном застолье, на этом слове  понижали голос. Впрочем,  случалось словоупотребление  очень  редко: тема была  не  то чтобы запретной,  а именно  что  непристойной. Как  упоминание о  некоем  семейном проклятье,  вынесенном из  черты оседлости. Только под самый конец советской власти  выяснилось,  что  "еврей" --  это  не  ругательство, а  просто такая национальность.

    Было еще  одно страшное слово.  Я прочел его в "Литературке". Дело былолетом,  на Рижском взморье; я уже  перешел в шестой класс и  читал  все, что попадалось под руку.    Но  значения одного слова  не понял  и  спросил, что  это такое. Вместо ответа мои тетки, сестры отца,  подняли страшный крик, выясняя, кто не убрал от ребенка газету с этим страшным словом.    Слово было -- "секс".     Так до сих пор никто и не объяснил, что это такое.

 

Только "Правда"...

   В  Рейкьявике идет матч за шахматную корону:  Спасский -- Фишер! Иногда мы даже  разбираем с отцом партии. Я люблю шахматы, на скучных уроках  играю сам с собой на тетрадном листке  в  клеточку. Делается  это так: в тетради в клетку шариковой ручкой рисуется доска (половина клеток закрашивается той же ручкой), а карандашом, тоненько, рисуются фигуры. Ход делается в два приема: фигура стирается ластиком и рисуется на новом месте.     Но  я отвлекся, а в  Рейкьявике Спасский -- Фишер Какое-то  время  этот матч -- чуть ли не главное событие в прессе: через день публикуются партии с пространными  комментариями...  Потом комментарии  помаленьку скукоживаются, потом  исчезают  тексты партий.  А потом однажды я  читаю (петитом в  уголке газеты): вчера  в Рейкьявике состоялась такая-то  партия матча на первенство мира. На 42-м ходу победили черные.     А кто играл черными? И кого они победили? И что там вообще  происходит,в Рейкьявике?..     Так я впервые был озадачен советской прессой.     О,   это  умение  сказать  и  не  сказать!  Уже  много  лет  спустя,  в андроповские  времена, всей стране  поставило мозги раком сообщение  ТАСС  о южнокорейском   лайнере,   нарушившем  наше   воздушное  пространство:   "На подаваемые  сигналы и  предупреждения советских истребителей не реагировал и продолжал полет в сторону Японского моря".     Как  это: продолжал полет  в сторону Японского моря? По горизонтали или по  вертикали? Стреляли по нему или  нет? Военный был  самолет  или все-таки пассажирский? Понимай как хочешь.     А еще лучше не понимай. Напрягись вместе со всем советским народом -- и не пойми.

 

Галич

   Дорога  в  стройотряд:  плацкартное   купе,   оккупированное  молодежью семидесятых с гитарами в  руках и либерализмом в башках. Человек,  наверное, двадцать набилось.     А на нижней полке, свернувшись  калачиком, спит  бабка --  полметра той бабки,  не больше... Ну и бог с ней.  Поехали! Взяли чаю, накатили  какой-то спиртной ерунды, расчехлили гитары, и началось вперемежку: Высоцкий  да Ким, да какой-то самострок, да Визбор с Окуджавой...     Допелись до Галича. А что нам, молодым-бесстрашным!..     А бабка  спит  себе -- глуховатая, слава богу, да  и, мягко  говоря, не городская. Спели "Облака", дошли до "Памятников". Пока допели, поезд как раз притормозил и остановился.

    --   И   будут   бить  барабаны!   Тра-та-та-та   Бабка   зашевелилась, приподнялась, мутно поглядела вокруг и сказала:

    -- А-а... Галич...

    И снова легла.     Тут нам, молодым-бесстрашным, резко похужело. Бабка-то бабка, а в каком чине? Нехорошая настала тишина,  подловатая... В этой тишине поезд,  лязгнув сочленениями, дернулся, и мимо окна проплыло название станции.     Станция называлась - Галич.

 

"Моралка" и "аморалка"

   А моего  приятеля Володю Кара-Мурзу в те же годы исключали из комсомола за  "аморальное поведение".  "Аморалка" состояла  в  том,  что он  пел песни Окуджавы.     Через  пару  лет  комсорг,  исключавший Володю,  прославился  тем,  что развелся  с  женой, брат  которой  был арестован по  диссидентским  делам. В заявлении о разводе этот прекрасный человек прямо написал, что не хочет жить с родственницей врага народа.     Это у них, стало быть, "моралка".     Сейчас он полковник ГРУ. Но это так, к слову.

Вставай, проклятьем заклейменный...    В конце  спектакля "Большевики"  по случаю того, что Ленин еще не умер, Совнарком в  полном составе вставал и  пел "Интернационал". Вставал и зал. А куда было деваться?     Впрочем, я, молодой дурак, вставал, помню, совершенно искренне.     А отец моего друга Володи Кара-Мурзы не встал.     Спустя несколько минут уже на площади Маяковского к нему подошли двое и поинтересовались:  а  чего  это он не встал?  Кара-Мурза  объяснил -- и  его арестовали.     Вот такая волшебная сила искусства...

 

Где мак?

   В станционном буфете у столика  стояла  женщина и разглядывала кусочек, оставшийся от съеденной булочки.

    -- Где же мак-то? -- наконец она спросила.

    -- Чево? -- не поняла буфетчица.

    -- Я говорю: где же мак-то? Я уж почти всю булочку съела, а мака  так и нету...

    -- Не знаю, -- отрезала буфетчица. -- У меня все булочки с маком!

    -- Так вот мака-то нету. Я-то ем, ем, все думаю: мак-то будет когда?

    --  А ты  посмотри,  может,  он в конце там,  --  обнадежил  кто-то  из сочувствующих.

    --  Да чего ж  смотреть,  уж ничего не осталось! -- в  сердцах крикнула женщина. -- Нету мака-то!

    Этот диалог дословно записал  отец,  при  сем присутствовавший.  Год на дворе  стоял  семьдесят девятый.  Что  мака  не  будет, было  уже,  в общем, понятно.

 

Кориолан

   В театры я проходил по студенческому билету, но шел, разумеется, не  на галерку,  а,  дождавшись  темноты,  пробирался в  партер,  где  всегда  были свободные места из невыкупленной "брони".     Таким образом оказался  я и  в партере театра Моссовета,  где армянский театр играл  шекспировского  "Кориолана"  -- на  армянском языке, с  русским переводом. Я  прополз  по  темному  проходу,  нащупал  высмотренное  заранее свободное кресло, сел и стал шарить руками в поисках наушников.

    -- Держите, -- с акцентом сказал голос рядом.

    -- А вы? -- шепнул я.

    -- Мне не надо, -- ответил голос.

    И я надел наушники.

    Хорен Абрамян был замечательным Кориоланом -- огромным, страстным...     В  антракте  зажегся  свет,  и  вдруг  весь  партер,  по  преимуществу, разумеется, состоявший из московских армян,  повернулся в мою сторону и стал кланяться, улыбаться, воздевать руки и слать приветы.     Секунд  пять я  пытался вспомнить, чем  бы мог  заслужить такую  любовь московской  армянской  общины,  прежде  чем  догадался,  что  все эти  знаки внимания адресованы не мне, а человеку рядом со мной -- тому самому, который отдал мне наушники.     Я обернулся. Это был маршал Баграмян.

 

Как я был палестинским беженцем

   Это со  мною случилось году  эдак в семьдесят седьмом. Режиссер Колосов снимал телефильм про то,  как его жена, народная артистка Касаткина,  будучи советским корреспондентом, гибнет в Бейруте от руки израильской военщины.     Бейрут  нашли  в Троицком переулке  -- там  были  такие  развалины, что никаких  бомбежек не надо. Подожгли несколько  дымовых шашек -- вот  тебе  и Бейрут.

    Палестинских беженцев подешевле набрали в Институте культуры, и в ясный весенний день  я за  три рубля несколько  раз сбегал туда-сюда из  дымящихся развалин на  тротуар,  а  народная  артистка Касаткина как раз  в  это время несколько раз умерла насильственной смертью от руки израильской военщины.     Израильской  военщиной  были  несколько здоровенных  грузин,  найденных ассистентами Колосова там же, в Левобережном очаге культпросветработы... И в целом тоже -- очень правдивое получилось кино.

 

Хьюм и Джессика

   ...А еще до приезда Демичева в "Табакерку", и тоже на "Маугли", к нам в подвал пришли Джессика Тенди и Хьюм Кронин  -- знаменитая бродвейская  пара. Ромео и Джульетту они играли чуть ли не до войны.     А на гастроли в СССР  артисты приехали  в  1980-м  -- и  это  одно  уже выдавало некоторую их оторванность от политических реалий.     Пожилым бродвейцам наш спектакль  очень понравился. Маленькая Джессика, прослезившись,  говорила,  что хочет быть  молодой  и  играть вместе с нами; Хьюм,   высокий  жилистый  старикан,  оказался   человеком  несколько  более практичным.     Он сказал, что все это покупает.     При этих словах г-- н Кронин обвел пальцем пространство нашей студии -- вместе со всеми студийцами, педагогами и лично Олегом Табаковым.     Далее г-- н Кронин конкретизировал свое предложение: переезд в Америку, гастроли  на Бродвее, тур по Европе... А на дворе, напоминаю,  восьмидесятый год: Афганистан,  бойкот Московской  Олимпиады,  и  наши  ВВС  уже готовятся сбивать пассажирские авиалайнеры. 

    Олег Табаков, человек,  значительно  менее  оторванный от этих  реалий, мягко  заметил бродвейскому  мечтателю, что  предвидит некоторые сложности с выездом такого количества советских студентов на  ПМЖ  в  Соединенные  Штаты Америки...

    На что Хьюм ответил:

    --  Никаких  сложностей.  С  Госдепартаментом  я  договорюсь  Как  было объяснить этому марсианину, что такое "выездная комиссия"? Олег Табаков, как мог,   познакомил    коллегу   с   обстановкой   на   шарике.    Опечаленный политинформацией,   американец  спросил,   не   может  ли  он  сделать   нам какой-нибудь подарок. Табаков честно ответил, что может.     Через  несколько  месяцев  Олега  Павловича пригласили  в  американское посольство и вручили роскошный звукооператорский пульт. Этот царский подарок служил студии многие годы.

    Спустя почти двадцать лет Джессика получила "Оскара" за главную женскую роль в фильме "Шофер  мисс Дейзи". Ей было уже за восемьдесят...  Весть о ее смерти и смерти Хьюма (он умер совсем недавно, глубоким стариком) неожиданно сильно опечалила меня.

    Хорошим людям жизнь к лицу...

 

Джинсы - быть!

   Вместо  года  на  Бродвее  советская  власть разрешила нам  две  недели гастролей в Венгрии.     И  вот в последних числах  мая 1980-го  года я  шагал по  Будапешту  -- свободный, как  перышко  в  небе.  Мне  нравился  Будапешт,  но  еще  больше нравилось  ощущение абсолютной свободы.  Я брел, куда глаза глядят, и набрел на  лавочку,  в  витрине которой  штабелями  лежали  джинсы.  Настоящие!  Не подольский  "самострок",  сваренный  в  кастрюле,  а  натуральные  "левайсы" Ровесники поймут мои чувства без слов, а молодежи все равно не объяснить.     Я судорожно захлопал себя по карманам  --  и  понял, что  все мои хилые форинты остались  в гостинице. Сердце оборвалось, но интеллект работал,  как часы. Я  подошел  к  ближайшему углу, записал  название  улицы,  вернулся  к лавочке, записал номер дома, идентифицировал место на  карте --  и рванул  в гостиницу.

    Уже с форинтами  в кармане, выбегая из отеля, я столкнулся с Катариной, нашей переводчицей и гидом.

    -- О, ВиктОр! -- обрадовалась она. -- Как хорошо, что вы тут! Мы идем в музеум: Эль Греко, Гойя...

    Какой Эль  Греко --  левайсы штабелями! Я,  как  мог, объяснил Катарине экстремальность ситуации, но не убедил.

    -- Джинсы -- завтра, -- сказала она. И тут я Катарину напугал:

    -- Завтра может не быть.

    -- Почему не быть? --  В глазах мадьярки мелькнула тревога: может быть, я знаю что-- то о  планах Варшавского Договора? Почему бы завтра в Будапеште джинсам --  не быть? Но я  не был похож на  человека из Генштаба, и Катарина успокоилась.

    --  Быть!  --  сказала  она.  --  Завтра  джинсы -- быть! А  сейчас  -- музеум...

    Репутация  культурного  юноши была мне дорога, и я сдался. И  пошел я в музеум,  и ходил вдоль  этого Эль Греко, а на сердце  скребли  кошки,  и все думал: ох, пролечу. Не достанется. Расхватают. Закроют...     Но Катарина была права -- джинсы "быть" в Венгрии и назавтра. На каждом углу и сколько хочешь. Я носил их лет пятнадцать.

 

Желание быть испанцем

   Шел восемьдесят четвертый год.     Я  торчал,  как вкопанный,  перед зданием ТАСС на Тверском  бульваре. В просторных окнах-витринах светилась официальная  фотохроника. На центральной фотографии -- на Соборной площади в Кремле, строго анфас, рядышком -- стояликороль Испании  Хуан Карлос  и товарищ  Черненко.  Об руку с королем Испании Хуаном  Карлосом  стояла  королева София;  возле товарища  Черненко  имелась супруга. Руки супруги товарища Черненко цепко держали сумочку типа ридикюль. Но бог с нею, с сумочкой -- лица! Два -- и два других рядом.    Меня охватил антропологический ужас.     Я  не был диссидентом, я был  вольнодумец в  рамках,  но  этот контраст поразил  меня в  самое сердце. Я вдруг ощутил страшный стыд за то, что меня, мою страну представляют в мире и вселенной -- эти, а не те.     В одну секунду я стал антисоветчиком -- по эстетическим соображениям.

 

Мало выпил

   В том же, восемьдесят  четвертом, я сдуру увязался за своими приятелями на  Кавказ.  Горная романтика... Фишт...  Пшеха-су...  Как я вернулся оттуда живой, до сих пор понять не могу. Зачем-то перешли пешком перевал Кутх, -- а я даже спортом никогда не занимался. Один идиотский энтузиазм...     Кутх случился у нас субботу, а ранним утром в воскресенье мы вывалились на  трассу  Джава-- Цхинвали и сели поперек дороги,  потому что  шагу больше ступить не могли. Вскоре на горизонте запылил этот  грузовик -- торговый люд ехал на рынок.

    Не взяв ни рубля, нас вместе с рюкзаками втянули под брезент. Войны еще не было,  сухого  закона  тоже;  у  ближайшего сельпо  мужчины выскочили  из грузовика и вернулись, держа в пальцах грозди пузырей с огненной водой.     А я был совершенно непьющий,  о чем  немедленно предупредил  ближайшего грузина.

    -- Не пей,  просто  подержи, -- разрешил  он,  передавая мне  полный до краев стакан.     И встав в полный рост в несущемся на Цхинвали грузовике, сказал:

    -- За  русско-грузинскую дружбу И я, не будучи ни русским, ни грузином, все это зачем-то выпил.     Чья--  то  заботливая рука  тут же  всунула  мне в растопыренную ладонь лаваш, кусок  мяса и соленый огурец. Когда ко мне вернулось сознание, стакан в другой руке опять полон.

    -- Я больше пить не буду! -- запротестовал я.

    Грузин пожал плечами -- дело хозяйское -- и сказал:

    --  За  наших  матерей  В  Цхинвали   меня  сгружали  вручную   --  как разновидность рюкзака.

    Но сегодня, после  всего, что  случилось в тех благословенных  краях за двадцать  лет, я думаю: может быть, я мало выпил тогда  за русско-грузинскую дружбу?

 

Свадьба бабушки и дедушки    ...состоялась, пока я был в армии. Вот как это было.     Дед,  старый  троцкист, лежал в больнице для старых большевиков (старым большевиком была  бабушка). При переоформлении  каких-то  больничных бумаг у бабушки и попросили свидетельство о браке, и тут выяснилось, что дедушка  -- никакой бабушке не муж, а просто сожитель.     В двадцать пятом году они забыли поставить в известность о своей личной жизни государство, отмирание которого все равно ожидалось по  причине победы коммунизма.  Но  коммунизма не  случилось,  а  в 1981-м лечить  постороннего старика в бабушкиной партийной больнице отказались наотрез.     Делать нечего: мой отец написал  за родителей  заявления и понес  их  в ЗАГС.

    Отец думал вернуться со свидетельством о браке. Фигушки В ЗАГСе бабушке с дедушкой дали два месяца на проверку чувств.     За  пятьдесят  шесть лет совместной  жизни  бабушка  с  дедушкой успели  проверить довольно разнообразные чувства, но делать нечего -- проверили еще.     Потом  -- как  вступающим  в брак в первый  раз -- им  выдали талоны на дефицитные продукты и скидки на кольца. Отец взял такси и привез стариков на место брачевания. Сотрудница ЗАГСа пожелала им долгих совместных лет жизни.     За свадебным столом сидели трое детей предпенсионного возраста.

 

Эстрада ждет

   Году  эдак  в  восемьдесят  четвертом  случилось  одно  из  первых моих выступлений: на окраине Москвы, в парке имени Дзержинского.

    Дзержинского  там как раз не хватало.  Придя  за  кулисы,  я  обнаружил пьяного в  зюзю конферансье -- москонцертовского детинушку в розовой рубахе. Детинушка явно нуждался в расстреле. 

   -- Старик, --  сказал  он, когда я  втолковал ему, что  в  числе прочих приглашен выступать. -- Как тебя объявить?

    Видя  состояние товарища  по  эстраде,  я печатными  буквами написал  в тетрадке  свое имя и  фамилию,  выдрал лист и  отдал  его в нетрезвые  руки. Конферансье прочел и сказал:

    -- Это мало.

    -- Нет-нет, -- торопливо заметил я. -- Совсем не мало. Больше ничего не надо!

    --  Старик!  --  ответил  детинушка  и,  приобняв  меня, обдал запахом, свойственным этой местности, особенно с утра по выходным. -- Ты не волнуйся, я тебя объявлю. Это моя работа -- подать артиста публике...     И он меня подал.

    -- Выступает! -- торжественно крикнул  детинушка, как будто за кулисами ждал  выхода  как минимум  Кобзон.  --  Лауреат  премии  журнала "Крокодил", лауреат "Клуба 12 стульев" "Литературной газеты", лауреат...     Минуты  за полторы  он напророчил мне  все  звания,  которые предстояло получить в ближайшее десятилетие -- и закончил:

    -- Виталий Шендрякевич!

 

Без разнарядки

   В  восемьдесят  шестом черт дернул меня подать документы  в аспирантуру ГИТИС.     Сдавши на пятерки специальность и что-- то еще, я доковылял до экзамена по истории партии. (Другой истории, как и другой партии, у нас не было.)     Взявши билет,  я расслабился, потому что сразу понял, что сдам на пять. Первым  вопросом  была  дискуссия  по нацвопросу  на  каком-то раннем съезде (сейчас уже, слава богу, не помню, на каком), а вторым -- доклад Андропова к 60-летию образования СССР.     Я  все  это,  как  назло, знал и, быстренько набросав конспект  ответа, принялся слушать, как допрашивают абитуру, идущую по  разнарядке из братских республик.     У  экзаменационного  стола  мучалась девушка Лена.  Работники  приемной комиссии тщетно  допытывали  ее о самых простых вещах.  Зоя  Космодемьянская рассказала немцам  больше, чем Лена в тот вечер --  экзаменаторам.  Проблема экзаменаторов состояла в том, что повесить Лену они не могли: это был ценный республиканский кадр, который надо было принять в аспирантуру.

    -- Ну, хорошо, Лена, -- сказали ей наконец, -- вы только не волнуйтесь. Назовите нам коммунистов, героев гражданской войны!

    -- Чапаев, -- сказала Лена, выполнив ровно половину условия.

    -- Так, -- комиссия тяжко вздохнула. -- А еще?

    --  Фурманов,  --  сказала  Лена,  выполнив  вторую  половину  условия.

Требовать  от нее большего было  совершенно бесполезно. Комиссионные  головы переглянулись промеж собой, как опечаленный Змей Горыныч.

    -- Лена,  -- сказала одна  голова. -- Вот вы откуда приехали? Из какого города?

    -- Фрунзе, -- сказала Лена.

    Змей Горыныч светло заулыбался и закивал  всеми головами,  давая понять девушке, что в поиске коммуниста-- героя она на верном пути.

    -- Фрунзе! -- не веря своему счастью, сказала Лена.

    --  Ну,  вот  видите, --  сказала комиссия. -- Вы же все знаете, только волнуетесь...

    Получив "четыре", посланница  советской  Киргизии  освободила  место  у стола, и я пошел за своей пятеркой с плюсом. Мне не терпелось  отблагодарить экзаменаторов за их терпение своей эрудицией.

    Первым  делом я подробно  изложил  ленинскую  позицию  по национальному вопросу.  Упомянул про сталинскую.  Отдельно  остановился  на  дискуссии  по позиции группы Рыкова-- Пятакова. Экзаменаторы слушали  все  это, мрачнея от минуты к минуте.  К концу ответа у меня появилось  тревожное ощущение, что я рассказал им что-- то лишнее.

    -- Все? -- сухо поинтересовалась дама, чьей фамилии я, к ее счастью, не запомнил. Я кивнул.

-- Переходите ко второму вопросу.

    Я опять кивнул и начал цитировать доклад  Юрия Владимировича Андропова, крупными кусками застрявший в моей несчастной крупноячеистой памяти. Вывалив все это наружу, я посчитал вопрос закрытым. И совершенно напрасно.

    -- Когда был сделан доклад? -- поинтересовалась дама.

    Я прибавил к двадцати двум шестьдесят и ответил:

    -- В восемьдесят втором году. В декабре.

    -- Какого числа? -- уточнила дама.

    -- Образован Союз? Двадцать второго.

    -- Я спрашивала про доклад.

    -- Не знаю,  -- я мог  предположить, что  доклад случился тоже двадцать второго декабря, но не хотел гадать. Мне казалось, что это не принципиально.

    -- В декабре, -- сказал я.

    --  Числа не знаете, --  зафиксировала  дама и  скорбно переглянулась с другими головами.  И  вдруг, в  долю секунды,  я  понял, что  не поступлю  в аспирантуру.  И, забегая  вперед,  скажу,  что  угадал.  В течение следующих двадцати  минут я  не смог ответить на  простейшие вопросы. Самым простым из них  была  просьба  назвать точную  дату  подписания  Парижского договора  о прекращении войны во Вьетнаме.  Впрочем, если  бы  я вспомнил дату, меня  бы попросили перечислить погибших вьетнамцев поименно.

    Шансов не было. Как некогда  говорил нам, студийцам, Костя Райкин: "Что такое страшный сон артиста? Это когда тебя не надо, а ты есть".

    Я понял, что меня -- не надо, взял свои два балла и пошел прочь.

 

  

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Правильные ответы от Шендеровича | Иван_Вересов - Дневник Иван_Вересов | Лента друзей Иван_Вересов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»